Педагогический проект по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Секреты воды»
проект по окружающему миру
\\
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогический проект по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Секреты воды»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети очень любят экспериментировать. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго, если ребенок делает все сам, а не находится в роли наблюдателя.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Эксперименты разрешают объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. В процессе экспериментов развивается стремление к познанию мира, обогащается память ребёнка, развивается наблюдательность и пытливость ума, а также все познавательные способности, умение изобретать и использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создаётся творческая личность.
Недаром говорят в Китае:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
Данный проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах. Ведь вода это любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. Поэтому первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: средней длительности (ноябрь 2015– февраль 2016)
Участники проекта: дети группы (4-5 лет), педагог группы, родители.
Предмет исследования: свойства воды.
Актуальность темы: Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды. Что же это за секреты?
Цель проекта: Уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах;
Задачи проекта:
- Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;
- Расширять представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое (вкус, цвет, запах, текучесть, способность отражать, испаряться, твердеть);
- Формировать представления о значении воды в жизни человека.
Предполагаемый результат:
- У детей расширятся и углубятся знания и представления ребенка о воде, умение определять различные состояния воды;
- Разовьется интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность;
- У родителей сформируется интерес к проблеме экологического воспитания своих детей;
- воспитать бережное отношение к воде.
Результат проекта: создание альбома «Секреты воды»: экспериментальная деятельность с фотографиями, совместные работы детей и их родителей (рисунки, аппликации, поделки), стихотворения, загадки, рассказы и сказки о воде. Просмотр презентации проекта: «Секреты воды».
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
Задачи | Формы работы | Сроки |
Разработка плана реализации проекта. Выявить у детей имеющиеся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой. | Подбор учебной литературы, книг познавательного характера, иллюстраций, картинок. | 1-2 недели ноября |
Обогатить предметно-экологическую среду в группе для реализации проекта | Создание экспериментальной лаборатории в группе. Составление безопасных опытов и экспериментов с водой. Подбор дидактических, словесных и подвижных игр. Разрабатывание конспектов ООД по разным областям программы. | |
Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте | Анкетирование родителей | 3 неделя ноября |
Сбор информации для создания творческой копилки со стихотворениями, загадками, потешками, рассказами о воде, усилиями педагога, детей и их родителей. | Беседы Консультации | На протяжении всего проекта |
II ЭТАП. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ (ОСНОВНОЙ). Сроки: декабрь – январь
Перспективно-тематическое планирование экологического проекта «Секреты воды»
для детей среднего дошкольного возраста
Образовательная область | Совместная деятельности педагога и детей | Работа с родителями |
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | Познавательно-исследовательская деятельность:
| Создание тематических альбомов о воде: загадки, пословицы, потешки, стихотворения, сказки, рассказы с картинками. |
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ | Коммуникативная деятельность:
Трудовая деятельность:
| |
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ |
| Выставка работ на темы: «Для чего нужна вода?», «Водоохранные знаки» |
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | Художественное творчество:
Чтение художественной литературы:
Музыкальная деятельность:
| |
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ |
|
III ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. Сроки: февраль
Мероприятия | Ожидаемый результат |
Развлечение на тему: «Секреты воды» | Выявить умения справляться с разными ситуациями владея своими знаниями. |
Выставка совместных работ детей и родителей на тему: «Для чего нужна вода», «Водоохранные знаки» Выставка фоторабот по опытнической деятельности. Оформление альбома «Секреты воды» | Презентация результатов проекта |
Оформление проекта | Предоставление материалов для конкурса |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Методические рекомендации к программе «Цвет Природы: Экологическая прогулка» для работы с детьми дошкольного возраста. Шпотова Т.В., Старых Л.П. – Обнинск: ЦЭО, 2000.
3. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 1999.
4. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
5. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М.: Новая школа, 1995.
6. Приложение к методическим рекомендациям к программе «Цвет Природы: Экологическая прогулка». Сост. Шпотова Т.В., Старых Л.П., Кочеткова Е.П. – Обнинск: ЦЭО, 2000.
7. Рыжова Н.А. Волшебница вода. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.
8. Рыжова Н.А. Непросто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники – М., Линка-Пресс,Ю 2002 г.
9. Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с малышами. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
10. Шишкина В.А. Прогулки в притроду: Учеб.-метод. Пособие длявоспитателей дошк. образоват. учреждений / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. – М.: Просвещение, 2002.
11. Шорыгина Т.А. Беседы о воде в природе. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт проекта по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста "Огород на подоконнике"
Паспорт экологического проекта содержит цели, задачи, предполагаемый результат, мероприятия с детьми и родителями по организации огорода на подоконнике в группе с детьми среднего дошкольного возраста....
Проект по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Мы защитники природы»
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переж...
Педагогический проект по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Путешествие по экологической тропе»
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.На этих маршрутах происходит знакомство детей с естестве...
Педагогический проект по развитию экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста «Мы - за экологию!»
Педагогический проект по развитию экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста «Мы - за экологию!»...
Проект по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста
Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю п...
«Занимательные крышки» Проект по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста.
laquo;Занимательные крышки»Проект по экологическому воспитанию детейсреднего дошкольного возраста....