Проект "Мир почемучек"
проект по окружающему миру

Шунайлова Лариса Альбертовна
Актуальность.
         Мы хорошо знаем, как любознательны дети. Мир перед глазами ребенка, огромен, многолик. Все чаще и чаще, все смелее и смелее ребенок  вглядывается в открывающуюся перед ним перспективу познания «большого мира» - тех знаний, которое человечество приобрело на пути своего развития.  Дошкольников интересует все: люди, предметы, животные, растения, явления природы и т. д.  Дети смело «пересекают пространство и время», им все интересно, все привлекает их внимание. Они с одинаковым интересом пытаются освоить и то, что уже доступно их пониманию на данном возрастном этапе, и то, что пока они не в состоянии глубоко осознать.
       Детям, безусловно, интересно знать обо всем, что происходит вокруг. Недаром дошколят так и называют почемучками. Вызывать интерес к удивительному, многообразному рукотворному миру нужно с детства, потому что впечатления детства, приобретенные знания и накопление опыта останется на всю оставшуюся жизнь. И практика убедительно показывает, что познавательно-исследовательская деятельность помогает развить у дошкольников познавательный интерес, активизирует мышление, способствует формированию научного мировоззрения. Главное, чтобы интерес к исследованиям и открытиям со временем не угас.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_mir_pochemuchek.doc496.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность.

         Мы хорошо знаем, как любознательны дети. Мир перед глазами ребенка, огромен, многолик. Все чаще и чаще, все смелее и смелее ребенок  вглядывается в открывающуюся перед ним перспективу познания «большого мира» - тех знаний, которое человечество приобрело на пути своего развития.  Дошкольников интересует все: люди, предметы, животные, растения, явления природы и т. д.  Дети смело «пересекают пространство и время», им все интересно, все привлекает их внимание. Они с одинаковым интересом пытаются освоить и то, что уже доступно их пониманию на данном возрастном этапе, и то, что пока они не в состоянии глубоко осознать.

       Детям, безусловно, интересно знать обо всем, что происходит вокруг. Недаром дошколят так и называют почемучками. Вызывать интерес к удивительному, многообразному рукотворному миру нужно с детства, потому что впечатления детства, приобретенные знания и накопление опыта останется на всю оставшуюся жизнь. И практика убедительно показывает, что познавательно-исследовательская деятельность помогает развить у дошкольников познавательный интерес, активизирует мышление, способствует формированию научного мировоззрения. Главное, чтобы интерес к исследованиям и открытиям со временем не угас.        

       Ребенок-дошкольник отличается удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности. Ребенок стремится разрешить эти противоречия путем бесконечных вопросов к взрослому и путем маленьких самостоятельных поисков. Современные исследования педагогов и психологов (А.В.Запорожца, А.П.Усовой, Н.Н.Поддъякова, П.Я.Гальперина), направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста показывают, что продуктивность овладения знаниями, умениями в целом зависят не только от того, как организован процесс обучения передачи детям знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе от позиции самого ребенка, его активности. Развитие познавательной активности ребенка, его исследовательских способностей – одна из важнейших задач современного образования. По мнению академика Н.Н. Поддъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный  исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.  Исследования, проведенные Н.Н. Поддъяковым, показали, что лишение детей дошкольного возраста возможности исследовать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Современные исследователи (Савенков А.И., Иванова А.И., Куликовская И.Э., Дыбина О.В. и др.) рекомендуют использовать исследовательский метод и в работе с детьми дошкольного возраста. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.

      Для организации исследовательской деятельности в нашей группе используем программу «Детство» З.А. Михайловой, методическое пособие «Что было до ...: Игры-путешествия в прошлое предметов» О.В. Дыбина.  

      Ребенок начинает изучать предметы, пытаясь проникнуть в их устройство и сущность. Но ему мало этих сведений, и он обращается к взрослым: "Почему? " "Как? "  Главное, что требуется от взрослого, - уважительное отношение к первым попыткам ребенка выйти в область неведомых знаний. Выслушать его серьезно - только полдела. Заинтересоваться и включиться в поиск ребенка - уже настоящее дело. Лучше самого хорошего ответа на вопросы таких детей может быть встречное предложение подумать вместе.

       Внеситуативно-познавательное общение очень важно для развития ребенка. Оно помогает расширить рамки мира, доступного для его познания. Теоретическое сотрудничество со взрослым закладывает основы его внутренней жизни - умственной и духовной. Теперь ребенок привязан не только к практическому познанию окружающего, но и стремится проникнуть в суть вещей, при помощи фантазии унестись в прошлое и будущее. Умственная работа совершается внутри ребенка, но она постоянно обращена вовне - к взрослому, ища у него опоры.

Педагогический проект мы назвали «Мир почемучек».

Оригинальность проекта в том, что развитие интеллектуального потенциала основывается на самовыражении ребенка, на сотрудничестве и сотворчестве. В совместной деятельности добиваемся эффекта удивления. Свою работу строим так, чтобы у детей формировались такие качества, как самостоятельность, инициативность, творческая активность. Это возможно благодаря новой позиции ребенка – исследователя.

Участники проекта:  дети старшей группы, родители, воспитатели группы.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный 

Вид проекта: групповой

Продолжительность: долгосрочный

Цели проекта:

- формирование у дошкольников  целостной картины окружающего мира;

- развитие у воспитанников инициативы задавать вопросы, желание познавать новое шаг за шагом, от простого к сложному;

- поощрение желания детей расширять интересующие их познавательные области и  многообразный рукотворный мир;

- привлекать родителей и других членов семьи к сотрудничеству.  

Образовательные задачи:

  1. Расширять и углублять знания детей о предметах окружающего мира. Помогать упорядочивать сведения о мире, формировать представление о его целостности.

 2.  Учить детей пользоваться научно-популярной литературой.

 3.  Развивать любознательность.

 Воспитательные задачи:

1.  Формировать такие качества, как: взаимовыручку, сотрудничество, взаимодействие, творческую активность инициативность, самостоятельность,.

  1. Формирование активного отношения к окружающему миру,  бережное и созидательное отношение в том числе к рукотворному миру.
  2. Обогащать эмоционально-чувственный опыт дошкольников в процессе непосредственного взаимодействия с объектами, с другими людьми.

       Решение этих задач, можно осуществить через игры-путешествия в прошлое предметов окружающих нас. Только с помощью игры мы можем рассказать о преобразующей деятельности взрослых. Как меняется один и тот же предмет в зависимости от потребности в нем людей.

Ожидаемые результаты:

 1.  Положительная динамика в развитии познавательной и эмоционально - волевой сферы детей.

 2.    Развитие возрастной эрудиции у детей.

 3.   Партнерские взаимоотношения с семьями в рамках совместной работы над проектом.

Принципы  организации  образовательного  процесса в рамках реализации проекта:

     Принцип  последовательности – любая  новая  ступень  в обучении  ребенка  опирается  на  уже  освоенное  в предыдущем.

     Принцип  деятельности – включение  ребенка  в игровую,  познавательную,  поисковую  деятельность  с целью стимулирования  активной  жизненной  позиции.

     Принцип  интеграции -  интегративность  всех  процессов,  реализующихся  в  образовательном  процессе.

     Принцип  дифференцированного  подхода –  способствует  созданию  специальных  педагогических  ситуаций,  помогающих  раскрыть  психофизические,  личностные  способности  и  возможности  воспитанников.

     Принцип психологической комфортности – заключается в снятии по возможности стрессовых факторов.

Этапы реализации проекта:

       I. Этап. Подготовительный

 1. Создание развивающей среды.

 2. Составление плана проекта.

 3. Подбор специальной литературы.

 4. Создание видеотеки, медиатеки.

 5. Составление системной паутинки.

       II. Этап. Основной (Реализация проекта)

 1. Знакомство с научно-популярной литературой.

 2. Экскурсии.

 3. Дидактические игры.

 4. Просмотр видеофильмов.

 5. НОД. Образовательная область «Познание».

 6. Выставки продуктивной деятельности детей.

 7. Открытое мероприятие «Познавать мир – это интересно»

       III. Этап. Заключительный

 1. Оформление «Энциклопедия почемучек».

 2. Участие в методических мероприятиях с презентацией опыта.

 3. Подготовка материала по реализации проекта к публикации.

Содержание работы над проектом по этапам представлено в таблице 1. Работа осуществляется на основе разработанного перспективного планирования, которое представлено в таблице 2.

В ходе основного этапа работа по реализации проекта построена в трех направлениях:

  • Работа педагога с детьми;
  • Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность дошкольников
  • Взаимодействие с родителями.

     

Виды детской деятельности: игровая,  познавательно – исследовательская, коммуникативная,  продуктивная, чтение.

План работы с родителями:

 1. Участие родителей в подготовке детей к ответам на интересующие их вопросы.

 2. Цикл консультаций для родителей на тему проекта.

 3. Совместные мероприятия.

 

Ресурсы:  

  1. Нормативно-правовое обеспечение: Закон «Об образовании» РФ, Конвенция о правах ребенка, Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009г. № 655 «Об утверждении и введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

  1. Педагоги ДОУ имеют высшую квалификационную категорию.
  2. Материально-техническое и методическое обеспечение на достаточном уровне, но требует  пополнения.
  3. Родители воспитанников готовы на социальное партнерство в реализации проекта.

   

Риски:

  1. Трудность привлечения части родителей к участию в совместных мероприятиях ДОУ.
  2. Дефицит финансовых средств для пополнения материально-технической базы.

Таблица 1

Содержание работы над проектом по этапам

Мероприятия

Участники

Сроки

Результат

Подготовительный этап

1.Изучение методической литературы и нормативно-правовой документации в рамках исследуемой темы. Подбор специальной литературы.

2. Блиц-опрос (родители, дети).

3.Разработка проекта. Составление перспективного плана  работы.

4.Составление системной паутинки.

5. Совершенствование  развивающей среды.

Воспитатели

Дети

Родители

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

VII

VII

VIII

VIII

VIII

Изучение позитивного опыта работы с детьми по формированию безопасного поведения.

Выявление интереса к изучаемому вопросу.

Создание проекта, составление плана.

Создание паутины проекта.

Создание медиатеки, дидактических игр.

Основной этап

1.Знакомство с научно-популярной литературой.

2. Организация Игр-путешествий:

«Путешествие в прошлое часов»

«Путешествие в прошлое лампочки»

«Путешествие в прошлое телефона»

«Путешествие в прошлое» жилища

«Путешествие в страну волшебной прялки и одежды»

«Путешествие в мир бумаги»

«Путешествие в мир ручки и карандаша»

«Путешествие в прошлое бытовых приборов»

«Путешествие в прошлое автомобиля и самолета»

3.Проведение промежуточной диагностики

4.Цикл консультаций для родителей по организации познавательного досуга, познавательно-исследовательской работы в кругу семьи.

5. Выпуск информационного блока по экологическому воспитанию.

Воспитатели,

дети

Воспитатели,

дети, родители

Воспитатели, дети

Воспитатели,

родители

Воспитатели

VIII-V

Х

ХI

ХII

I

II

III

IV

V

IХ- V

IХ- V

IХ- V

Расширение кругозора детей

Ретроспективный взгляд станет ребенка средством его восприятия и познания окружающего предметного мира.

Пакет документов, аналитическая справка

Повышения уровня педагогической компетентности родителей

Обогащение информационного блока в работе с родителями.

Заключительный этап

1.Участие в Неделе педагогического мастерства - открытое  мероприятие «Познавать мир – это интересно» (в рамках календарно-тематической недели «Познай удивительный мир»)

2.Оформление «Энциклопедия почемучек».

3.Участие в педагогическом совете «Развитие познавательного интереса,  речевой активности через проектно-исследовательскую деятельность»

4. Анкетирование

5. Обобщение положительного опыта

Воспитатели,

дети, родители

Воспитатели

Дети

Воспитатели

Воспитатели

Родители

Воспитатели

IV

V

IV

V

VI

Презентация проекта

Презентация книги-самоделки воспитанникам ДОУ

Доклад «Результаты реализации проекта и перспективы»

Опрос родителей

Анализ, перспективное планирование

                                                                                                                                                   

Таблица 2

Перспективный план реализации проекта

Тема

Цель и задачи

Содержание

Продукт  детской деятельности

1.

«Путешествие в прошлое часов»

Познакомить с историей часов, подвести к пониманию их назначения и функций, закрепить умение выделять особенности предметов (форму, размер, части), подвести к пониманию, что часы человек создал для облегчения жизни.

н\и «Режим дня»

Эксперимент «Песочные часы»

Беседа «Современ-ные часы» «Удивительные часы»

Д\и «Веселый распорядок»

С\и «Магазин часов»

Рисование «Часики для мамы»

Мысленный эксперимент «Что будет, если исчезнут часы»

Мини-музей «Часы - часики»

2.

«Путешествие в прошлое лампочки»

Познакомить с историей электрической лампочки. Вызвать положительный эмоциональный настрой и интерес к прошлому этого предмета. Подвести к пониманию того, что человек преобразует предметы для себя и других людей.

Беседа «Электричество все может, в каждом доме поможет»,

 «Чтобы не было беды»

д/и «Назови предметы, дающие свет»  «Что было и что будет?»

Опыт «Пламя загрязняет воздух»

«Искрометные камни»

Аппликация «Огни большого города»

Альбом детских рисунков «Светит ярко огонек»

3.

«Путешествие в прошлое телефона»

Познакомить с историей изобретения и развития телефона; пополнить знания о различных конструкциях телефона; развивать логическое мышление, сообразительность.

д/и «Разговор по телефону»

чтение произведения К.И.Чуковского «Телефон»

игровой тренинг «Телефон службы спасения»

Аппликация «Мой телефон»

4.

«Путешествие в прошлое жилища»

Углубить знания детей об истории жилища; научить ориентироваться в прошлом  и понимать, что человек постоянно стремится улучшить свое жилище.

Чтение сказок «Дюймовочка», «Три поросенка»

Конструирование «Детский сад»

м\ф «Дом дружбы»

Конструирование «Дома на нашей улице»

с\и «Архитекторы»

Макет «Сказочный дом»

5.

«Путешествие в страну волшебной прялки и одежды»

Вызвать интерес к прялке, к истории ее создания; познакомить с назначением прялки; познакомить с одеждой и головными уборами прошлого; вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды; воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Беседа «Из чего шьют одежду» «О труде портного»

д\и «Назови одним словом», «Из чего сделано?»

«Подбери костюм»

С\и «Салон мод», Рассматривание альбома с предметами одежды прошлого и настоящего.

Конкурс «Художники-модельеры»

Развлечение «Показ мод»

6.

«Путешествие в мир бумаги»

Увлечь детей интересным рассказом о самом обыкновенным предмете – листе бумаги, активизировать речь словами «береста», «пергамент»; развивать ретроспективный взгляд на бумагу (прошлое, настоящее)

д\и «Чудесный мешочек»

опыты с бумагой

Составление коллекции бумаги, фантиков.

Чтение В.  Дацкевич «Как делают книгу»
Мультимедийная презентация

Выставка коллекции «Удивительные фантики»

7.

«Путешествие в мир ручки и карандаша»

Научить детей понимать назначение  и функции ручки и карандаша, их необходимость в жизни человека; развивать интерес и желание знать прошлое предметов.

Беседа «Куда делись чернила?»

д\и «Путаница»,

Опыт «Секретное письмо,  «Тонет-плавает»

Альбом детского творчества «Мы - художники"

8.

«Путешествие в прошлое бытовых приборов»

Познакомить научить понимать назначения и функции стиральной машины, утюга, плиты, пылесоса, облегчающие труд человека; познакомить с историей бытовых предметов; вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого и настоящего.

Загадки

д\и «Что для чего?»

«Что нам дома помогает?»

Опыт «Что быстрее?»

Веник или пылесос. Иголка или швейная машинка?

Игра «Вопрос-ответ»

С\и «Семья», «Ждем гостей»

Составление и оформление правил пользование бытовой техникой

9.

«Путешествие в прошлое автомобиля и самолета»

Научить понимать назначение и функции автомобиля, самолета; закрепить умение выделять некоторые особенности предмета (форму, части, размера), определять материал (металл, стекло) и его признаки; научить устанавливать причины-следственные связи между назначением  и строением; развивать ретроспективный взгляд на транспорт.

Чтение «От кареты до ракеты»

д\и «Виды транспорта»

Конструирование «лего», пазлы, геометрическая мозаика.

Беседа «Мамины помощники»

Раскраски.

Рисование «Моя любимая игрушка»

Выставка коллекции автомобилей

10

Итоговое открытое мероприятие «Познавать мир – это интересно»

Обобщить знания о  преобразующей деятельности взрослых на предметный мир. Закрепить интерес к познанию многообразия рукотворного мира.

Беседа «А мы это знаем?!»

Игра «Что было и что будет?»

Мысленный эксперимент «А что было бы…?»

Викторина.

Презентации книги –энциклопедии

«Мир удивительных вещей»  

Таблица 3

Содержание деятельности участников проекта

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

подготовительный

Формулировка проблемы. Определение темы, цели, задач. Сбор и систематизация информации по теме проекта, подбор художественной, познавательной и энциклопедической литературы для детей, наглядного материала, медиатеки

Изготовление необходимых игр и пособий. Работа с детьми и родителями по подготовке к реализации проекта.

Осознание и восприятие проблемы. Принятие задач проекта.

Принятие условий совместной проектной деятельности детей и взрослых. Оказание помощи педагогам в подготовке необходимых материалов и оборудования в соответствии с темой проекта

основной

Поддержка познавательной активности. Проведение цикла занятий и бесед по теме проекта. Проведение опытов. Помощь в организации исследовательской деятельности детей по теме проекта.

Практическая деятельность по реализации проекта (поиск необходимой информации, наблюдение, опыты и пр.)

Поддержка познавательной активности ребенка. Участие в совместной проектной деятельности детей и взрослых: помощь в поиске необходимой информации.

заключительный

Изготовление необходимых материалов для презентации проекта совместно с родителями и детьми. Участие в презентации проекта. Проведение диагностики. Анализ проделанной работы. Рефлексия результатов работы по проекту. Подготовка к презентации

Изготовление необходимых материалов для презентации проекта совместно  с родителями и педагогами.

Участие в презентации. Отражение впечатлений в продуктивной деятельности.

Изготовление необходимых материалов для презентации проекта совместно с детьми и педагогами.  Участие в презентации. Оформление отзывов в совместной проектной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дидактическая игра «Моя милый край» (путешествие по Удомельскому району с Почемучкой)

Авторская дидактическая игра по краеведению, разработана в рамках проекта "Введение ребенка 6-7 лет в социальный мир средствами краеведения"....

" Почемучки " или Как отвечать на детские вопросы.

Умение ответить на  вопрос ребёнка- большое искусство.Овладеть таким искусством - посильная задача для родителей и воспитателей....

Консультация для родителей "Что ответить Почемучке?"

Консультация для родительского уголка....

Программа работы кружка "Почемучка"

Программа работы кружка "Почемучка"...

Конспект спортивного досуга по ПДД в подготовительной к школе группе №6 «Почемучка в гостях у ребят» Конкурс «Дорожная Азбука 2011»

Конспект спортивного досуга по ПДД в подготовительной к школе группе №6 «Почемучка в гостях у ребят» Конкурс «Дорожная Азбука 2011»...

Родительский клуб"Почемучка"

Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых даёт ребёнку определённый социальный опыт. Но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения...