Проект "Мир почемучек"
проект по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mir_pochemuchek.doc | 496.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность.
Мы хорошо знаем, как любознательны дети. Мир перед глазами ребенка, огромен, многолик. Все чаще и чаще, все смелее и смелее ребенок вглядывается в открывающуюся перед ним перспективу познания «большого мира» - тех знаний, которое человечество приобрело на пути своего развития. Дошкольников интересует все: люди, предметы, животные, растения, явления природы и т. д. Дети смело «пересекают пространство и время», им все интересно, все привлекает их внимание. Они с одинаковым интересом пытаются освоить и то, что уже доступно их пониманию на данном возрастном этапе, и то, что пока они не в состоянии глубоко осознать.
Детям, безусловно, интересно знать обо всем, что происходит вокруг. Недаром дошколят так и называют почемучками. Вызывать интерес к удивительному, многообразному рукотворному миру нужно с детства, потому что впечатления детства, приобретенные знания и накопление опыта останется на всю оставшуюся жизнь. И практика убедительно показывает, что познавательно-исследовательская деятельность помогает развить у дошкольников познавательный интерес, активизирует мышление, способствует формированию научного мировоззрения. Главное, чтобы интерес к исследованиям и открытиям со временем не угас.
Ребенок-дошкольник отличается удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности. Ребенок стремится разрешить эти противоречия путем бесконечных вопросов к взрослому и путем маленьких самостоятельных поисков. Современные исследования педагогов и психологов (А.В.Запорожца, А.П.Усовой, Н.Н.Поддъякова, П.Я.Гальперина), направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста показывают, что продуктивность овладения знаниями, умениями в целом зависят не только от того, как организован процесс обучения передачи детям знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе от позиции самого ребенка, его активности. Развитие познавательной активности ребенка, его исследовательских способностей – одна из важнейших задач современного образования. По мнению академика Н.Н. Поддъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Исследования, проведенные Н.Н. Поддъяковым, показали, что лишение детей дошкольного возраста возможности исследовать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Современные исследователи (Савенков А.И., Иванова А.И., Куликовская И.Э., Дыбина О.В. и др.) рекомендуют использовать исследовательский метод и в работе с детьми дошкольного возраста. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.
Для организации исследовательской деятельности в нашей группе используем программу «Детство» З.А. Михайловой, методическое пособие «Что было до ...: Игры-путешествия в прошлое предметов» О.В. Дыбина.
Ребенок начинает изучать предметы, пытаясь проникнуть в их устройство и сущность. Но ему мало этих сведений, и он обращается к взрослым: "Почему? " "Как? " Главное, что требуется от взрослого, - уважительное отношение к первым попыткам ребенка выйти в область неведомых знаний. Выслушать его серьезно - только полдела. Заинтересоваться и включиться в поиск ребенка - уже настоящее дело. Лучше самого хорошего ответа на вопросы таких детей может быть встречное предложение подумать вместе.
Внеситуативно-познавательное общение очень важно для развития ребенка. Оно помогает расширить рамки мира, доступного для его познания. Теоретическое сотрудничество со взрослым закладывает основы его внутренней жизни - умственной и духовной. Теперь ребенок привязан не только к практическому познанию окружающего, но и стремится проникнуть в суть вещей, при помощи фантазии унестись в прошлое и будущее. Умственная работа совершается внутри ребенка, но она постоянно обращена вовне - к взрослому, ища у него опоры.
Педагогический проект мы назвали «Мир почемучек».
Оригинальность проекта в том, что развитие интеллектуального потенциала основывается на самовыражении ребенка, на сотрудничестве и сотворчестве. В совместной деятельности добиваемся эффекта удивления. Свою работу строим так, чтобы у детей формировались такие качества, как самостоятельность, инициативность, творческая активность. Это возможно благодаря новой позиции ребенка – исследователя.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели группы.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
Вид проекта: групповой
Продолжительность: долгосрочный
Цели проекта:
- формирование у дошкольников целостной картины окружающего мира;
- развитие у воспитанников инициативы задавать вопросы, желание познавать новое шаг за шагом, от простого к сложному;
- поощрение желания детей расширять интересующие их познавательные области и многообразный рукотворный мир;
- привлекать родителей и других членов семьи к сотрудничеству.
Образовательные задачи:
- Расширять и углублять знания детей о предметах окружающего мира. Помогать упорядочивать сведения о мире, формировать представление о его целостности.
2. Учить детей пользоваться научно-популярной литературой.
3. Развивать любознательность.
Воспитательные задачи:
1. Формировать такие качества, как: взаимовыручку, сотрудничество, взаимодействие, творческую активность инициативность, самостоятельность,.
- Формирование активного отношения к окружающему миру, бережное и созидательное отношение в том числе к рукотворному миру.
- Обогащать эмоционально-чувственный опыт дошкольников в процессе непосредственного взаимодействия с объектами, с другими людьми.
Решение этих задач, можно осуществить через игры-путешествия в прошлое предметов окружающих нас. Только с помощью игры мы можем рассказать о преобразующей деятельности взрослых. Как меняется один и тот же предмет в зависимости от потребности в нем людей.
Ожидаемые результаты:
1. Положительная динамика в развитии познавательной и эмоционально - волевой сферы детей.
2. Развитие возрастной эрудиции у детей.
3. Партнерские взаимоотношения с семьями в рамках совместной работы над проектом.
Принципы организации образовательного процесса в рамках реализации проекта:
Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенное в предыдущем.
Принцип деятельности – включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
Принцип интеграции - интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном процессе.
Принцип дифференцированного подхода – способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
Принцип психологической комфортности – заключается в снятии по возможности стрессовых факторов.
Этапы реализации проекта:
I. Этап. Подготовительный
1. Создание развивающей среды.
2. Составление плана проекта.
3. Подбор специальной литературы.
4. Создание видеотеки, медиатеки.
5. Составление системной паутинки.
II. Этап. Основной (Реализация проекта)
1. Знакомство с научно-популярной литературой.
2. Экскурсии.
3. Дидактические игры.
4. Просмотр видеофильмов.
5. НОД. Образовательная область «Познание».
6. Выставки продуктивной деятельности детей.
7. Открытое мероприятие «Познавать мир – это интересно»
III. Этап. Заключительный
1. Оформление «Энциклопедия почемучек».
2. Участие в методических мероприятиях с презентацией опыта.
3. Подготовка материала по реализации проекта к публикации.
Содержание работы над проектом по этапам представлено в таблице 1. Работа осуществляется на основе разработанного перспективного планирования, которое представлено в таблице 2.
В ходе основного этапа работа по реализации проекта построена в трех направлениях:
- Работа педагога с детьми;
- Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность дошкольников
- Взаимодействие с родителями.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, продуктивная, чтение.
План работы с родителями:
1. Участие родителей в подготовке детей к ответам на интересующие их вопросы.
2. Цикл консультаций для родителей на тему проекта.
3. Совместные мероприятия.
Ресурсы:
- Нормативно-правовое обеспечение: Закон «Об образовании» РФ, Конвенция о правах ребенка, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009г. № 655 «Об утверждении и введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
- Педагоги ДОУ имеют высшую квалификационную категорию.
- Материально-техническое и методическое обеспечение на достаточном уровне, но требует пополнения.
- Родители воспитанников готовы на социальное партнерство в реализации проекта.
Риски:
- Трудность привлечения части родителей к участию в совместных мероприятиях ДОУ.
- Дефицит финансовых средств для пополнения материально-технической базы.
Таблица 1
Содержание работы над проектом по этапам
Мероприятия | Участники | Сроки | Результат |
Подготовительный этап | |||
1.Изучение методической литературы и нормативно-правовой документации в рамках исследуемой темы. Подбор специальной литературы. 2. Блиц-опрос (родители, дети). 3.Разработка проекта. Составление перспективного плана работы. 4.Составление системной паутинки. 5. Совершенствование развивающей среды. | Воспитатели Дети Родители Воспитатели Воспитатели Воспитатели | VII VII VIII VIII VIII | Изучение позитивного опыта работы с детьми по формированию безопасного поведения. Выявление интереса к изучаемому вопросу. Создание проекта, составление плана. Создание паутины проекта. Создание медиатеки, дидактических игр. |
Основной этап | |||
1.Знакомство с научно-популярной литературой. 2. Организация Игр-путешествий: «Путешествие в прошлое часов» «Путешествие в прошлое лампочки» «Путешествие в прошлое телефона» «Путешествие в прошлое» жилища «Путешествие в страну волшебной прялки и одежды» «Путешествие в мир бумаги» «Путешествие в мир ручки и карандаша» «Путешествие в прошлое бытовых приборов» «Путешествие в прошлое автомобиля и самолета» 3.Проведение промежуточной диагностики 4.Цикл консультаций для родителей по организации познавательного досуга, познавательно-исследовательской работы в кругу семьи. 5. Выпуск информационного блока по экологическому воспитанию. | Воспитатели, дети Воспитатели, дети, родители Воспитатели, дети Воспитатели, родители Воспитатели | VIII-V IХ Х ХI ХII I II III IV V IХ- V IХ- V IХ- V | Расширение кругозора детей Ретроспективный взгляд станет ребенка средством его восприятия и познания окружающего предметного мира. Пакет документов, аналитическая справка Повышения уровня педагогической компетентности родителей Обогащение информационного блока в работе с родителями. |
Заключительный этап | |||
1.Участие в Неделе педагогического мастерства - открытое мероприятие «Познавать мир – это интересно» (в рамках календарно-тематической недели «Познай удивительный мир») 2.Оформление «Энциклопедия почемучек». 3.Участие в педагогическом совете «Развитие познавательного интереса, речевой активности через проектно-исследовательскую деятельность» 4. Анкетирование 5. Обобщение положительного опыта | Воспитатели, дети, родители Воспитатели Дети Воспитатели Воспитатели Родители Воспитатели | IV V IV V VI | Презентация проекта Презентация книги-самоделки воспитанникам ДОУ Доклад «Результаты реализации проекта и перспективы» Опрос родителей Анализ, перспективное планирование |
Таблица 2
Перспективный план реализации проекта
№ | Тема | Цель и задачи | Содержание | Продукт детской деятельности |
1. | «Путешествие в прошлое часов» | Познакомить с историей часов, подвести к пониманию их назначения и функций, закрепить умение выделять особенности предметов (форму, размер, части), подвести к пониманию, что часы человек создал для облегчения жизни. | н\и «Режим дня» Эксперимент «Песочные часы» Беседа «Современ-ные часы» «Удивительные часы» Д\и «Веселый распорядок» С\и «Магазин часов» Рисование «Часики для мамы» Мысленный эксперимент «Что будет, если исчезнут часы» | Мини-музей «Часы - часики» |
2. | «Путешествие в прошлое лампочки» | Познакомить с историей электрической лампочки. Вызвать положительный эмоциональный настрой и интерес к прошлому этого предмета. Подвести к пониманию того, что человек преобразует предметы для себя и других людей. | Беседа «Электричество все может, в каждом доме поможет», «Чтобы не было беды» д/и «Назови предметы, дающие свет» «Что было и что будет?» Опыт «Пламя загрязняет воздух» «Искрометные камни» Аппликация «Огни большого города» | Альбом детских рисунков «Светит ярко огонек» |
3. | «Путешествие в прошлое телефона» | Познакомить с историей изобретения и развития телефона; пополнить знания о различных конструкциях телефона; развивать логическое мышление, сообразительность. | д/и «Разговор по телефону» чтение произведения К.И.Чуковского «Телефон» игровой тренинг «Телефон службы спасения» | Аппликация «Мой телефон» |
4. | «Путешествие в прошлое жилища» | Углубить знания детей об истории жилища; научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремится улучшить свое жилище. | Чтение сказок «Дюймовочка», «Три поросенка» Конструирование «Детский сад» м\ф «Дом дружбы» Конструирование «Дома на нашей улице» с\и «Архитекторы» | Макет «Сказочный дом» |
5. | «Путешествие в страну волшебной прялки и одежды» | Вызвать интерес к прялке, к истории ее создания; познакомить с назначением прялки; познакомить с одеждой и головными уборами прошлого; вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды; воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. | Беседа «Из чего шьют одежду» «О труде портного» д\и «Назови одним словом», «Из чего сделано?» «Подбери костюм» С\и «Салон мод», Рассматривание альбома с предметами одежды прошлого и настоящего. Конкурс «Художники-модельеры» | Развлечение «Показ мод» |
6. | «Путешествие в мир бумаги» | Увлечь детей интересным рассказом о самом обыкновенным предмете – листе бумаги, активизировать речь словами «береста», «пергамент»; развивать ретроспективный взгляд на бумагу (прошлое, настоящее) | д\и «Чудесный мешочек» опыты с бумагой Составление коллекции бумаги, фантиков. Чтение В. Дацкевич «Как делают книгу» | Выставка коллекции «Удивительные фантики» |
7. | «Путешествие в мир ручки и карандаша» | Научить детей понимать назначение и функции ручки и карандаша, их необходимость в жизни человека; развивать интерес и желание знать прошлое предметов. | Беседа «Куда делись чернила?» д\и «Путаница», Опыт «Секретное письмо, «Тонет-плавает» | Альбом детского творчества «Мы - художники" |
8. | «Путешествие в прошлое бытовых приборов» | Познакомить научить понимать назначения и функции стиральной машины, утюга, плиты, пылесоса, облегчающие труд человека; познакомить с историей бытовых предметов; вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого и настоящего. | Загадки д\и «Что для чего?» «Что нам дома помогает?» Опыт «Что быстрее?» Веник или пылесос. Иголка или швейная машинка? Игра «Вопрос-ответ» С\и «Семья», «Ждем гостей» | Составление и оформление правил пользование бытовой техникой |
9. | «Путешествие в прошлое автомобиля и самолета» | Научить понимать назначение и функции автомобиля, самолета; закрепить умение выделять некоторые особенности предмета (форму, части, размера), определять материал (металл, стекло) и его признаки; научить устанавливать причины-следственные связи между назначением и строением; развивать ретроспективный взгляд на транспорт. | Чтение «От кареты до ракеты» д\и «Виды транспорта» Конструирование «лего», пазлы, геометрическая мозаика. Беседа «Мамины помощники» Раскраски. Рисование «Моя любимая игрушка» | Выставка коллекции автомобилей |
10 | Итоговое открытое мероприятие «Познавать мир – это интересно» | Обобщить знания о преобразующей деятельности взрослых на предметный мир. Закрепить интерес к познанию многообразия рукотворного мира. | Беседа «А мы это знаем?!» Игра «Что было и что будет?» Мысленный эксперимент «А что было бы…?» Викторина. | Презентации книги –энциклопедии «Мир удивительных вещей» |
Таблица 3
Содержание деятельности участников проекта
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей | Деятельность родителей |
подготовительный | Формулировка проблемы. Определение темы, цели, задач. Сбор и систематизация информации по теме проекта, подбор художественной, познавательной и энциклопедической литературы для детей, наглядного материала, медиатеки Изготовление необходимых игр и пособий. Работа с детьми и родителями по подготовке к реализации проекта. | Осознание и восприятие проблемы. Принятие задач проекта. | Принятие условий совместной проектной деятельности детей и взрослых. Оказание помощи педагогам в подготовке необходимых материалов и оборудования в соответствии с темой проекта |
основной | Поддержка познавательной активности. Проведение цикла занятий и бесед по теме проекта. Проведение опытов. Помощь в организации исследовательской деятельности детей по теме проекта. | Практическая деятельность по реализации проекта (поиск необходимой информации, наблюдение, опыты и пр.) | Поддержка познавательной активности ребенка. Участие в совместной проектной деятельности детей и взрослых: помощь в поиске необходимой информации. |
заключительный | Изготовление необходимых материалов для презентации проекта совместно с родителями и детьми. Участие в презентации проекта. Проведение диагностики. Анализ проделанной работы. Рефлексия результатов работы по проекту. Подготовка к презентации | Изготовление необходимых материалов для презентации проекта совместно с родителями и педагогами. Участие в презентации. Отражение впечатлений в продуктивной деятельности. | Изготовление необходимых материалов для презентации проекта совместно с детьми и педагогами. Участие в презентации. Оформление отзывов в совместной проектной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская дидактическая игра «Моя милый край» (путешествие по Удомельскому району с Почемучкой)
Авторская дидактическая игра по краеведению, разработана в рамках проекта "Введение ребенка 6-7 лет в социальный мир средствами краеведения"....
" Почемучки " или Как отвечать на детские вопросы.
Умение ответить на вопрос ребёнка- большое искусство.Овладеть таким искусством - посильная задача для родителей и воспитателей....
Консультация для родителей "Что ответить Почемучке?"
Консультация для родительского уголка....
Программа работы кружка "Почемучка"
Программа работы кружка "Почемучка"...
Конспект спортивного досуга по ПДД в подготовительной к школе группе №6 «Почемучка в гостях у ребят» Конкурс «Дорожная Азбука 2011»
Конспект спортивного досуга по ПДД в подготовительной к школе группе №6 «Почемучка в гостях у ребят» Конкурс «Дорожная Азбука 2011»...
Родительский клуб"Почемучка"
Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых даёт ребёнку определённый социальный опыт. Но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения...