"Потерянные бусы" или "Сказка в зимнем лесу" ООД в младшей группе (3-4 г)
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Колотовкина Лариса Юрьевна

Формирование элементарных естественно - научных представлений  у детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.

ФОТОПРИЛОЖЕНИЕ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЗАНЯТИЮ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolotovkina_l.yu_._konspekt_ood.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад с. Бакчара»

«Потерянные бусы»

или «Сказка в зимнем лесу»

Познавательно-исследовательская деятельность

в младшей группе (3-4 года)

Педагог: Колотовкина Лариса Юрьевна

Бакчар

2023

Цель: Формирование элементарных естественно - научных представлений

Задачи

Образовательные:

  • Формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие выводы
  • Знакомить детей с осязаемыми свойствами предметов (тёплый, холодный, твёрдый, хрупкий, скользкий)
  • Способствовать овладению способами обследования предметов, включая простейшие опыты
  • Обучать детей вести диалог с педагогами и сверстниками
  • Расширять и активизировать словарный запас
  • Уточнить название и предназначение предметов одежды
  • Закреплять умение выделять форму, цвет, величину предметов
  • Закреплять прыжки на двух ногах, ходьбу змейкой, ходьбу с высоким подниманием колена
  • Формировать навыки безопасного поведения со льдом

Развивающие:

  • Развивать познавательные интересы
  • Развивать внимание, память, наблюдательность
  • Развивать умение различать пространственные отношения «вверху – внизу», «слева – справа»
  • Развивать образные представления (использовать эпитеты и сравнения для характеристики предметов)

Воспитательные:

  • Воспитывать любознательность, коммуникативные навыки, желание оказывать помощь

Словарная работа: хрупкий, скользкий,  вершина

Предшествующая работа: 

Заучивание стихов: «Пирог» П. Воронько; «Снег» А. Барто.  Чтение художественной литературы: «Заюшкина избушка», «Снегурочка», «Весёлый Новый год», «Зимовье зверей» и другие. Загадывание загадок про зиму, снег, лёд, Новый год. Беседы о зиме, исследование свойств снега и льда, изготовление цветных льдинок, проведение опытов «Где снег быстрее тает?», «Что такое лёд?», «Освободим животных из ледяного плена», подготовка и празднование Нового года, знакомство с геометрическими фигурами. Речевые игры: «Зима, какая?», «Что мы делаем зимой?»

Формы организации: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, коллективная деятельность

Методы и приёмы: 

Игровой, исследовательский, словесный, наглядный.  Практическая деятельность детей, вопросы к детям, дидактическая игра, художественное слово.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный:

  • интерактивная доска
  • ноутбук
  • презентация
  • мешочек с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, кубик, шарик
  • снежинка
  • волшебная дверь
  • замороженные во льду бусины
  • пенёчки (предметы заместители)
  • снежок для игры
  • шнурок для нанизывания бус

Раздаточный:

  • пластмассовые стаканы с тёплой водой
  • тарелочки
  •  бусины, замороженные во льду
  • геометрические фигуры: круг, квадрат, звёздочка по три на каждого ребёнка
  • листок с нарисованной ниткой для бус

Ход ООД

Звонит колокольчик и приглашает ребят в круг

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг,

Слева - друг, и справа – друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

-Ребята, скажите, какое сейчас время года? (зима)

-Почему вы думаете, что сейчас зима?  (много снега, холодно, люди ходят в тёплой одежде)

Игра «Зима, какая?»

-Расскажите, зима, какая?  

Дети передают снежок по кругу и называют признаки зимы: холодная, снежная, морозная, сказочная, волшебная, вьюжная и т.д.

-Ребята, а какой у вас самый любимый зимний праздник?  (Новый год)

-За что вы любите Новый год? (на Новый год наряжают ёлку, зажигают гирлянды, приходят Дед Мороз и Снегурочка, дарят подарки)

-Дедушка Мороз подарил на Новый год своей внучке Снегурочке красивые бусы, вот такие (показ иллюстрации), но случилось так, что гуляя по сказочному зимнему лесу, она их потеряла, а где, не знает,  и не может найти. Хотите сделать доброе дело и помочь Снегурочке? (да)

Я вам предлагаю поиграть в игру «Гора добра», без нее нам сегодня  дальше идти нельзя, потому что с добром нам с вами  будет легче идти (дети поочередно  складывают рука на руку).                                              

-Чувствуете тепло наших рук? Его так много, что хватит надолго! Можно отправляться в сказочный зимний лес. Но сначала нужно одеться теплее, ведь на дворе большой мороз!

Игра-самомассаж «Зимняя прогулка»:

-Очень холодно зимой (дети скрещивают руки на груди и легко похлопывают ладонями по плечам)

-Но мы пойдем гулять с тобой («пробегают» пальчиками по бедрам)

-Я надену шубку (проводят ладонями от плеч по груди вниз)

-Я надену шапку (двумя руками поглаживают голову)

-Я надену шарфик и еще платок (поглаживают шею одной ладонью, потом другой)

-А потом красивые, теплые, пушистые

Крошки-рукавички на ручки натяну (поглаживают по очереди руки, как бы надевая варежки)

-И хотя я маленький, у меня есть валенки (выставляют ноги поочередно, на пяточку)

-Ну что оделись, ребята? (да)

-Тогда можно отправляться в зимний сказочный лес, но чтобы туда попасть, мы должны открыть волшебную дверь!

(дети подходят к импровизированной двери)

-Ключ от двери лежит в этом мешочке, если вы определите, что это за предметы, там лежат, и найдёте нужный ключ, то с его помощью сможете открыть дверь.

В мешочке лежит снежинка, круг, квадрат, треугольник, шарик, кубик. Дети на ощупь определяют, предметы и называют что это, называют, каким из них можно открыть замок.

- Да, снежинка – это и есть ключ к двери в волшебный зимний лес, если её правильно приложить и сказать волшебные слова, то дверь откроется.

Ключик, ключик повернись,

В сказку зимнюю дверь отворись!

(Дети прикладывают снежинку и через волшебную дверь заходят в зимнюю сказку, на слайде зимний лес)

-Вот мы с вами и очутились в сказочном лесу! Как здесь тихо и красиво. Деревья надели снежные шапки и шубки, а сугробов-то, сугробов намело! Где же нам искать бусы?

Средь сугробов нет дороги,

Поднимайте выше ноги! (идут,  высоко поднимая ноги)

А вот пенёчки впереди,

Змейкой ты их обходи (идут змейкой)

Чтоб не замёрзли ваши ножки,

Вы попрыгайте немножко (прыгают на двух ногах)

-Ребята посмотрите, какая ёлочка стоит, это кто ж на вершине ёлки сидит?

-Да это наша знакомая сорока – тётенька Прасковья!

-Где сидит сорока? (на вершине). Индивидуальный и хоровой ответы.

-Посмотрите, слева, что за чудеса, кто спрятался за веточки? (это рыжая лиса)

-Кто же справа, угадай-ка? (это длинноухий зайка)

-Что под ёлочкой лежит и на солнышке блестит?

-Это же бусы Снегурочки! (достаю бусы, которые вмёрзли в лёд)

Почему бусы оказались во льду? Какой лёд? Как освободить бусы изо льда?

Дети высказывают свои предположения (поставить на батарею, разбить молотком, отогреть феном, положить в тёплую воду)

- Ребята, нам надо проверить ваши предположения,

Поэтому с лесом сказочным, волшебным

Нам пора прощаться,

И скорее в детский сад

Надо возвращаться.

Ключик, ключик повернись,

В детский сад дверь отворись!

-Вот мы с вами в детском саду. Нам срочно нужно освободить бусы из ледяного плена.

- Ребята подойдите все к столу,  у кого стоят стаканчики с тёплой водой,  положите льдинки в воду.  У кого тарелочки - положите  льдинки на тарелочку. А я попробую отогреть льдинки в ладошках.

- Ребята,  какой лед? (Холодный, твердый, прозрачный, хрупкий, скользкий).

- Пока лёд тает, я предлагаю вам пройти за столы и собрать бусы из геометрических фигур, чтобы потом было легче собирать бусы Снегурочке.

Посмотрите, как чередуются бусы? (звёздочка, квадрат, круг), что положим за звёздочкой? (квадрат). За квадратом? (круг)

Дети выполняют чередование геометрических фигур.

- Молодцы, посмотрите, какие красивые бусы вы выложили.

- А теперь пойдём, посмотрим, где бусинки  быстрее освободились из ледяного плена?

Дети наблюдают и приходят к выводу, что быстрее растаяли льдинки в теплой воде, а на бусах в тарелочках лёд растаял не полностью

-Значит, лёд быстрее тает в тёплой  воде. Положим остальные бусинки в тёплую воду.

Посмотрим, что у нас с льдинками произошло? (они все растаяли)

Бусины освободились из ледяного плена!

Возьмите ложечку и достаньте бусины из воды, вытрите их салфеткой.

Сейчас мы соберем их в бусы, берите бусинки и подходите ко мне.

-Вы помните, как были собраны бусы Снегурочки? (да) Расскажите мне.

(звёздочка, квадрат, круг)

-На что похожи круглые бусины? (на шарик)

А квадратные бусины? (на кубик)

А теперь соберём бусины на шнурок и отправим Снегурочке. Пусть она их носит с удовольствием и больше не теряет (дети  поочерёдно коллективно собирают бусы)

-Вот какие молодцы. Снегурочка будет очень рада, что мы нашли  бусы.

Рефлексия:

Смогли мы сегодня помочь Снегурочке? Что вам понравилось на занятии? Что вызвало затруднение?

Я очень рада, что вы такие добрые ребята и можете оказывать помощь другим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурное развлечение совместно с родителями "Зимние забавы" (2 младшая группа)

Начинаем зимний праздник:Будут игры, будут смех,И веселые забавы приготовлены для всех. Начинаем зимний праздник:Будут игры, будут смех,И веселые забавы приготовлены для всех.Хороша красой ...

Конспект НОД "Зимняя сказка." (1 младшая группа)

Учить ребёнка создавать образы, расширяя его словарный запас, необходимо с раннего возраста. Данная методическая разработка поможет начать осуществление этой цели....

Сценарий зимнего развлечения в младшей группе «Зимние забавы».

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие"....

Зимний Городок эколят - зимнее оформление участка младшая группа - январь 2022 г.

Зимний Городок эколят - зимнее оформление участка младшая группа - январь 2022 г....

Проект "Зимняя сказка" Вторая младшая группа Формирование изобразительного опыта детей младшего дошкольного возраста в процессе использования ватных дисков.

Проект направлен на Формирование изобразительного опыта детей младшего дошкольного возраста  в процессе использования ватных дисков....

Зимнее развлечение в младшей группе на зимней прогулке

Пришла снежная зима – нам гулять идти пора!Свежий воздух малышам нужен и полезен!Очень весело гулять нам, и никаких болезней!Малышей разновозрастной группы «Одуванчики» на прогулке...