Конспект занятия для старшей группы на тему «Масленица»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия для старшей группы 

на тему «Масленица»

Цель: формирование представлений детей о традициях празднования русским народом Масленицы.
Задачи:
- познакомить детей с традициями русского народа - праздником Масленица,
- развивать речь,
- заучивать заклички, скороговорки
- воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.
Материал: Чучело Масленицы, карусель из ленточек, иллюстрации, картинки о проведении праздника, угощение-блины
Словарная работа: праздник Масленица, проводы зимы, чучело, теща, золовка скороговорки, заклички.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о народных праздниках, прослушивание народной музыки.

Ход занятия.

Воспитатель :(Звучит  Трек 1), в русском костюме заходит с приветствием) 

-  Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы!

Сему дому слава.  

В доме к празднику все прибрались,

Сегодня мы гостей встречаем

Все готовы? (Да).

Ну, тогда

Ворота отворяйте, да гостей встречайте!

 

Упражнение «Дом и ворота»

Дети :

На поляне дом стоит, (пальцы обеих рук делают "крышу".

Ну, а к дому путь закрыт. (Руки повернуты ладонями к груди,

средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота".)

Мы ворота открываем, (Ладони разворачиваются).

Всех вас в гости приглашаем. Кланяются гостям.

                                               

Воспитатель :

- Дети, какое, сейчас, время года? (зима)

Какие вы знаете зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)

Какой народный праздник мы отмечаем в феврале? (Масленица )

Что это за праздник? (Это время, когда зима встречается с весной.

Что является символом Масленицы? (блин).

 

 - Правильно, ребята! В феврале люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы . Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица – это проводы зимы, праздник встречи с солнышком.

 

Воспитатель:

- К нам масленица идет кривошейка.

Встретим мы ее хорошенько.

 

Под музыку вносят Масленицу, ставят посередине

Воспитатель:

- Вот ребята, перед нами Кукла-чучело Масленица. Это символ Зимы. Ее делают из соломы, надевают сарафан. А в конце праздника-сжигают, в знак прощания с зимушкой-зимой.

         Праздник Масленицы длится неделю. Ребята, а как называются семь деньков нашей Масленицы – семь дней недели ? Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

 

Воспитатель:

- Ребята, мы сегодня позабавимся,

На весёлой карусели покатаемся!

Ленточками украсим,

Ленточками не простыми,

Ленточками праздничными.

Что ни ленточка - то денёчек

Сколько дней в неделе, столько и ленточек.

(Воспитатель показывает яркий обруч и 7 разноцветных лент).

- Празднование Масленицы длится неделю по строго расписанному порядку.

- Итак, начинается Масленица в

- Первый день недели – Понедельник – «Встреча Масленицы». 

Пекли маленький блин и давали детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова:

-"Уходи, зима сопливая, приходи, весна красна, с сохою, с бороною, с колосочками".

(Привязываем вместе с детьми 1 ленту к карусели, проговаривая слова) .

- Второй день - Вторник – назывался «Заигрыш».

Все вокруг веселятся, играют, катаются с горки.

Вот и нам пришла пора поиграть! Задачки порешаем детвора!

1. Решила бабушка блины испечь

Поставила тесто, да затопила печь.

Два блина для внучки, два блина для деда,

Для себя и два для соседа.

У ребят скорее спросим:

Сколько блинов получилось? (8)

2. Шесть веселых медвежат,

К нам на Масленку спешат.

Но один из них устал, и домой пошел

Детки пусть ответ найдут:

Сколько мишек к нам придут?

3. Пять блинов лежало в миске.

Два блина взяла Лариска,

Еще один стащила киска.

А сколько же осталось в миске?

4. Я на Масленке бывала,

Чего там только не видала!

В снег упал Серёжка,

А за ним Алешка.

А за ним Иринка,

А за ней Маринка.

А потом упал Игнат.

Сколько было всех ребят?

 

- А ну-ка кто складнее, да быстрее скороговорку выговорит! Только такой уговор: важно скоро сказать, да только важнее - правильно.

Скороговорка: «Из печи калачи в окошко мечи».

- Слово «мечи» - значит бросать метко. Кто лучше скажет, тот и привяжет ленту к карусели. (Все повторяют)

(Ребенок привязывает 2 ленточку).

 

Воспитатель:

- Тут среда подходит – Лакомкой зовётся.

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Пироги и блинчики – всё на стол мечи!

А вы, друзья, блинов хотите?

Тогда внимательно смотрите сюда.

Чтобы  приготовить нам блины, какие предметы нам необходимы?

(Воспитатель показывает необходимую посуду для блинов).

-Как назвать эти предметы одним словом (посуда).

А какие продукты необходимы для приготовления блинов? (Ответы детей).

Ребята, но я сегодня собираюсь испечь блины, но так разволновалась и забыла кое-что.  Кто мне подскажет? Посмотрите, что я забыла взять из продуктов? (Дети называют недостающие продукты.)

- Ай-да, молодцы, помогли мне, надеемся, что блинчики будут очень вкусными.

(Ребенок привязывает  3 ленточку).

 

- А следующий день – четверг.

В четверг – «Разгуляй»,

Начинается широкая масленица.

 Хочешь, пой, хочешь, играй.

Ложки вот, не забывай!

А где-же наши ложки?!

Ложки наши музыкальные!

(Трек 2- Русская-народная Ансамбль ложкарей).

(Привязываем  4 ленточку).

 

- Пятница - «Тёщины вечеринки».

Вся семья на блины к бабушке шла.

Ребята, а кто знает значение слова «Теща»?

Да, это мама жены.

(Воспитатель сама привязывает  5 ленту к карусели).

 

- Суббота - «Золовкины посиделки» В эти дни к тетям и дядям шли на блины, звали к себе в гости и устраивались семейные чаепития. А слово «Золовка» - это сестра мужа.

(Воспитатель сама привязывает ленту к карусели).

 

- А в воскресенье - «Проводы Масленицы» и «Прощёный день».

Дети шли к родителям и со словами: «Прости меня, пожалуй, если в чём виноват перед тобой», кланялись друг другу и целовались. А прощёным этот день назывался не только потому, что просили друг у друга прощения, но и прощались с зимой и звали весну:

Приходи, весна! Приходи, красна!

Давай солнышко - колоколнышко,

Приноси урожай в наш родимый край!

 

- Давайте вместе позовём весну закличкой.

(Привязываем последнюю ленту).

 

- Вот  привяжем мы к нашей карусели последнюю ленточку. Все мы дружно и активно украшали ленточками. Карусель наша получилась красивая! Вот и настала пора за игру приниматься.

Игра «Карусель».

 - Вот и кончилась игра. Мои дорогие! С Масленицей вас поздравляю, рассказать всем не забудьте, что Масленица началась.

Звучит песня «Масленица».

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме: Лексическая тема «Одежда». Занятие № 1.

План-конспект включает в себя подборку речевого материала по лексической теме " Одежда ". Ориентирован на среднюю группу детского сада....

План-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме: Лексическая тема «Одежда». Занятие № 2.

План-конспект включает в себя подборку речевого материала по лексической теме " Одежда". Занятие № 2. Ориентирован на среднюю группу детского сада....

План-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме: Лексическая тема «Овощи». Занятие № 3.

План-конспект включает в себя подборку речевого материала по лексической теме "Овощи". Занятие № 3. Ориентирован на среднюю группу детского сада....

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: " Масленица".

Конспект занятия  в подготовительной группе на тему: " Масленица"....

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Масленица»

Знакомство детей с традициями и обычаями празднования Масленицы, используя художественное слово, загадки, фото и видео материалы...

Конспект занятий в старшей группе на тему «Широкая масленица»

Знакомить детей с народными традициями – праздником Масленицей, историей её возникновения. Приобщать к истокам народной культуры.Воспитывать интерес к народной культуре. Обогащать словарь....