Конспект занятия для старшей группы на тему «Масленица»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия для старшей группы
на тему «Масленица»
Цель: формирование представлений детей о традициях празднования русским народом Масленицы.
Задачи:
- познакомить детей с традициями русского народа - праздником Масленица,
- развивать речь,
- заучивать заклички, скороговорки
- воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.
Материал: Чучело Масленицы, карусель из ленточек, иллюстрации, картинки о проведении праздника, угощение-блины
Словарная работа: праздник Масленица, проводы зимы, чучело, теща, золовка скороговорки, заклички.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о народных праздниках, прослушивание народной музыки.
Ход занятия.
Воспитатель :(Звучит Трек 1), в русском костюме заходит с приветствием)
- Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы!
Сему дому слава.
В доме к празднику все прибрались,
Сегодня мы гостей встречаем
Все готовы? (Да).
Ну, тогда
Ворота отворяйте, да гостей встречайте!
Упражнение «Дом и ворота»
Дети :
На поляне дом стоит, (пальцы обеих рук делают "крышу".
Ну, а к дому путь закрыт. (Руки повернуты ладонями к груди,
средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота".)
Мы ворота открываем, (Ладони разворачиваются).
Всех вас в гости приглашаем. Кланяются гостям.
Воспитатель :
- Дети, какое, сейчас, время года? (зима)
Какие вы знаете зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)
Какой народный праздник мы отмечаем в феврале? (Масленица )
Что это за праздник? (Это время, когда зима встречается с весной.
Что является символом Масленицы? (блин).
- Правильно, ребята! В феврале люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы . Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица – это проводы зимы, праздник встречи с солнышком.
Воспитатель:
- К нам масленица идет кривошейка.
Встретим мы ее хорошенько.
Под музыку вносят Масленицу, ставят посередине
Воспитатель:
- Вот ребята, перед нами Кукла-чучело Масленица. Это символ Зимы. Ее делают из соломы, надевают сарафан. А в конце праздника-сжигают, в знак прощания с зимушкой-зимой.
Праздник Масленицы длится неделю. Ребята, а как называются семь деньков нашей Масленицы – семь дней недели ? Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
Воспитатель:
- Ребята, мы сегодня позабавимся,
На весёлой карусели покатаемся!
Ленточками украсим,
Ленточками не простыми,
Ленточками праздничными.
Что ни ленточка - то денёчек
Сколько дней в неделе, столько и ленточек.
(Воспитатель показывает яркий обруч и 7 разноцветных лент).
- Празднование Масленицы длится неделю по строго расписанному порядку.
- Итак, начинается Масленица в
- Первый день недели – Понедельник – «Встреча Масленицы».
Пекли маленький блин и давали детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова:
-"Уходи, зима сопливая, приходи, весна красна, с сохою, с бороною, с колосочками".
(Привязываем вместе с детьми 1 ленту к карусели, проговаривая слова) .
- Второй день - Вторник – назывался «Заигрыш».
Все вокруг веселятся, играют, катаются с горки.
Вот и нам пришла пора поиграть! Задачки порешаем детвора!
1. Решила бабушка блины испечь
Поставила тесто, да затопила печь.
Два блина для внучки, два блина для деда,
Для себя и два для соседа.
У ребят скорее спросим:
Сколько блинов получилось? (8)
2. Шесть веселых медвежат,
К нам на Масленку спешат.
Но один из них устал, и домой пошел
Детки пусть ответ найдут:
Сколько мишек к нам придут?
3. Пять блинов лежало в миске.
Два блина взяла Лариска,
Еще один стащила киска.
А сколько же осталось в миске?
4. Я на Масленке бывала,
Чего там только не видала!
В снег упал Серёжка,
А за ним Алешка.
А за ним Иринка,
А за ней Маринка.
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят?
- А ну-ка кто складнее, да быстрее скороговорку выговорит! Только такой уговор: важно скоро сказать, да только важнее - правильно.
Скороговорка: «Из печи калачи в окошко мечи».
- Слово «мечи» - значит бросать метко. Кто лучше скажет, тот и привяжет ленту к карусели. (Все повторяют)
(Ребенок привязывает 2 ленточку).
Воспитатель:
- Тут среда подходит – Лакомкой зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Пироги и блинчики – всё на стол мечи!
А вы, друзья, блинов хотите?
Тогда внимательно смотрите сюда.
Чтобы приготовить нам блины, какие предметы нам необходимы?
(Воспитатель показывает необходимую посуду для блинов).
-Как назвать эти предметы одним словом (посуда).
А какие продукты необходимы для приготовления блинов? (Ответы детей).
Ребята, но я сегодня собираюсь испечь блины, но так разволновалась и забыла кое-что. Кто мне подскажет? Посмотрите, что я забыла взять из продуктов? (Дети называют недостающие продукты.)
- Ай-да, молодцы, помогли мне, надеемся, что блинчики будут очень вкусными.
(Ребенок привязывает 3 ленточку).
- А следующий день – четверг.
В четверг – «Разгуляй»,
Начинается широкая масленица.
Хочешь, пой, хочешь, играй.
Ложки вот, не забывай!
А где-же наши ложки?!
Ложки наши музыкальные!
(Трек 2- Русская-народная Ансамбль ложкарей).
(Привязываем 4 ленточку).
- Пятница - «Тёщины вечеринки».
Вся семья на блины к бабушке шла.
Ребята, а кто знает значение слова «Теща»?
Да, это мама жены.
(Воспитатель сама привязывает 5 ленту к карусели).
- Суббота - «Золовкины посиделки» В эти дни к тетям и дядям шли на блины, звали к себе в гости и устраивались семейные чаепития. А слово «Золовка» - это сестра мужа.
(Воспитатель сама привязывает ленту к карусели).
- А в воскресенье - «Проводы Масленицы» и «Прощёный день».
Дети шли к родителям и со словами: «Прости меня, пожалуй, если в чём виноват перед тобой», кланялись друг другу и целовались. А прощёным этот день назывался не только потому, что просили друг у друга прощения, но и прощались с зимой и звали весну:
Приходи, весна! Приходи, красна!
Давай солнышко - колоколнышко,
Приноси урожай в наш родимый край!
- Давайте вместе позовём весну закличкой.
(Привязываем последнюю ленту).
- Вот привяжем мы к нашей карусели последнюю ленточку. Все мы дружно и активно украшали ленточками. Карусель наша получилась красивая! Вот и настала пора за игру приниматься.
Игра «Карусель».
- Вот и кончилась игра. Мои дорогие! С Масленицей вас поздравляю, рассказать всем не забудьте, что Масленица началась.
Звучит песня «Масленица».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме: Лексическая тема «Одежда». Занятие № 1.
План-конспект включает в себя подборку речевого материала по лексической теме " Одежда ". Ориентирован на среднюю группу детского сада....
План-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме: Лексическая тема «Одежда». Занятие № 2.
План-конспект включает в себя подборку речевого материала по лексической теме " Одежда". Занятие № 2. Ориентирован на среднюю группу детского сада....
План-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме: Лексическая тема «Овощи». Занятие № 3.
План-конспект включает в себя подборку речевого материала по лексической теме "Овощи". Занятие № 3. Ориентирован на среднюю группу детского сада....
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: " Масленица".
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: " Масленица"....
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Масленица»
Знакомство детей с традициями и обычаями празднования Масленицы, используя художественное слово, загадки, фото и видео материалы...
Конспект занятия в младшей группе на тему " МАСЛЕНИЦА" 2021 год
Методическая разработка...
Конспект занятий в старшей группе на тему «Широкая масленица»
Знакомить детей с народными традициями – праздником Масленицей, историей её возникновения. Приобщать к истокам народной культуры.Воспитывать интерес к народной культуре. Обогащать словарь....