Конспект НОД "Квест-путешествие на помощь муравьишке"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бороздина Ольга Владиславовна

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию. Форма - квест-игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_kvest_igra_osen_3.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТЕХНОЛОГИЯ - КВЕСТ-ИГРА

Тема: «На помощь муравьишке»

Подготовительная группа

Воспитатель:

 Бороздина Ольга Владиславовна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Цель: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством квест-игры

Форма НОД: интегрированное занятие

Форма организации: подгрупповая

Учебно-методический комплект:

1.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др.-СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2014.-321с.

2.Минаева В.М.  Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособия для практических работников дошкольных учреждений.— М.: АРКТИ, 1999.—48с.

3.Андриенко Т.В. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников.— СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014.—96с.

4.Воронкевич О. Добро пожаловать в экологию! - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2018. – 512с.

Материалы и оборудование: Наглядные: 2 плаката (лес, пень), 1 иллюстрация осеннего леса, картинки перелетных и зимующих птиц, картинки насекомых, картинки съедобных и несъедобных грибов, картинки животных леса, 2 иллюстрации лукошка, лабиринт. Мультимедийные: видеосюжет. Музыкальные: аудиозапись «Музыка осени». Художественное слово: загадка про насекомых.

Оборудование: разносы; мольберты; цветные карандаши; восковые мелки; фломастеры; раскраски листьев деревьев (береза, рябина, дуб); столы.

Методы и приемы: Словесные – вопросы проблемного характера, беседа. Практические – игровой. Наглядные – просмотр видеосюжета, рассматривание иллюстраций.

Задачи образовательной программы

1 Воспитательные

  • воспитывать  личной ответственности за выполнение работы;
  • воспитывать самостоятельность, инициативность.

2 Развивающие

  • развивать интереса к объектам природы и изменениям в жизни животных, насекомых осенью,
  • развивать творческие способности, воображение дошкольника;
  • развивать умение поддержать беседу, участвовать в коллективном разговоре;
  • развивать поисковой активности, стремления к новизне.

3 Обучающие

  • формирование доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;
  • обобщить и систематизировать знания об осени;
  • вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс.

Этапы

деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых, приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

1.Организационный момент. Мотивация детей.

Проблемная ситуация.

Дети входят в зал.

-Ребята, сегодня утром для вас пришло одно интересное видео сообщение. Хотелось бы вам узнать, что в нем?

И мне интересно! Тогда предлагаю вам пройти и занять свои места.

Дети смотрят видеосюжет из мультфильма «Путешествие муравья».

-Кажется, что муравьишка попал в неприятную ситуацию! Как вы заметили?

Почему вы думаете, что он потерял дорогу домой?

Как теперь муравьишка сможет найти дорогу до своего дома? Что ему нужно для тоже чтобы он смог добраться до своего муравейника? (карта).

-А кто знает все дорожки в лесу? (лесничий).

И он готов вам помочь, но для этого вам нужно выполнить все его задания! Вы готовы?

А что для этого нужно? Важно ли быть дружными, внимательными?

И мне тоже очень хочется с вами, возьмете меня с собой?

Тогда в путь!

Стимулирует любознательность, развивает интерес детей.

Поощряет детей к высказыванию, решению проблемной ситуации.

Отвечают на вопросы.

Проявляют заинтересованность.

Выражают собственные мысли.

Находят решение проблемной ситуации.

Создана благоприятная эмоциональная атмосфера. Проявлен интерес, дети мотивированы к дальнейшей деятельности.  

2.Основной этап.

2.1. «Перелетные и зимующие птицы». Цель – закрепление знаний о перелетных и зимующих птицах.

2.2 «Насекомые осенью».

Цель – закрепление знаний о жизни насекомых осенью.

2.3 «Грибы».

Цель – закрепление знаний детей о ядовитых и съедобных грибах.

2.4 «Животные леса осенью».

Цель – закрепление знаний детей о жизни животных леса осенью.

2.5 «Осенние листья». Цель - закрепление знаний об осенних листьях и деревьях.

1.-Представьте, что вы попали в тот же лес! И вам на пути встретились разные птицы: одни из них почему-то готовятся к полету. Как можно назвать их одним словом? (перелетные).

А другие птицы остаются и никуда не улетают, как можно назвать таких птиц? (зимующие). Наклейте на верхнюю часть плаката только перелетных птиц, а на деревьях наклейте только зимующих. Для этого можно поделиться на две команды.

-Самое время найти первый фрагмент подсказки! 

Дети находят подсказку.

2.-Отгадайте загадку!

Нас всех больше на земле

И этим мы гордимся!

Мы поесть найдем везде,

На цветочек мы садимся.

Тут нектаром угостимся,

Там пыльцой, а тут листком.

(насекомые).

-Как вы догадались?

Что же происходит с насекомыми осенью?

Куда они прячутся? А сможете ли вы помочь насекомым этого леса спрятаться?

Предлагаю вам сделать это, разместив их в нужные места на плакате.

-Кажется, что вы справились с этим заданием! А сможете ли вы найти следующий фрагмент подсказки?

 Дети находят следующую подсказку.

3.–Кажется, что в нашем лесу кто-то совсем недавно собирал грибы, а потом почему-то выронил лукошки и все грибы выпали. Может быть это был грибник?

Посмотрите внимательно, какие грибы он собрал? Все ли они съедобные?

Могли бы вы в одну корзинку собрать съедобные грибы, а в другую ядовитые?

-Предлагаю вам найти следующих фрагмент подсказки!

Дети находят следующую подсказку.

4.-Как вы думаете, ребята, осенью жизнь животных в лесу как-то изменяется?

А что именно происходит?

Разместите, пожалуйста, в лесу только тех животных, которые впадают в спячку.

Теперь, тех животных, которые меняют шубку.

А теперь, тех, у кого появляется подшерсток.

Расскажите, что они делают осенью.

-Предлагаю вам найти следующих фрагмент подсказки!

Дети находят следующую подсказку.

5.-Какими же яркими красками осень раскрасила деревья! Но почему-то эти листья совсем не такие. Почему? Предлагаю раскрасить листья в такой цвет, в какой их раскрасила осень и назвать с какого дерева в нашем лесу он слетел.

Дети раскрашивают листья под музыку.

-Предлагаю вам найти следующих фрагмент подсказки!

Дети находят следующую подсказку.

- Предлагаю собрать все фрагменты воедино. Что у вас получилось? (лабиринт).

-Найти дорогу домой сейчас будет очень легко!

Вводит детей в тему.

Поощряет к высказыванию, закрепляя знания детей о птицах осенью.

Отвечают на вопросы.

Проявляют заинтересованность.

Выражают собственные мысли.

Закреплены знания детей о птицах осенью.

Закреплены знания о жизни насекомых осенью.

Закреплены знания детей о ядовитых и съедобных грибах.

Закреплены знания детей о жизни животных леса осенью.

Закреплены знания о  об осенних листьях и деревьях.

Фрагменты лабиринта-подсказки собраны.

Побуждает детей высказывать собственное мнение, предлагает разместить насекомых на плакате.

Побуждает детей высказывать собственное мнение. Предлагает разместить грибы в две корзинки.

Побуждает детей высказывать собственное мнение. Предлагает разметить животных в соответствии с вопросами об их особенностях жизни в осеннем лесу.

Поощряет к высказыванию. Побуждает раскрасить листья с помощью средств художественной выразительности.

Побуждает детей к действию.

Отвечают на вопросы, вступают в диалог. Рассказывают о жизни насекомых осенью.

Проявляют заинтересованность.

Выражают собственные мысли. Размещают ядовитые и съедобные грибы в разные корзинки.

Проявляют заинтересованность.

Выражают собственные мысли.

Размещают животных на иллюстрации в соответствии с вопросами воспитателя.

Дети высказываются. Раскрашивают листья с помощью средств художественной выразительности.

Дети побуждены действовать.

3.Рефлексия, открытость

- Какие вы молодцы! Вы действовали слаженно и быстро и смогли помочь муравьишке, теперь он сможет вернуться обратно!

- Понравилось вам наше помогать муравьишке?

Где больше всего понравилось?

А что-то было для вас трудным?

Хотелось бы кому-то рассказать?

Предлагаю пойти и рассказать.

Побуждает детей к рассуждению, рефлексии собственной деятельности.

Дети рассуждают, отвечают на вопросы.

Проявляли способность обобщать. Планировали дальнейшую деятельность.

Квест-игра – пример современной технологии, позволяющей реализовать требования ФГОС. Квест-игра способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды. Интегрируется содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ. В ходе организации работы реализуются следующие задачи:

1 Воспитательные

  • воспитывать  личной ответственности за выполнение работы;
  • воспитывать самостоятельность, инициативность.

2 Развивающие

  • развивать интереса, творческих способностей, воображения дошкольника;
  • развивать умение поддержать беседу, участвовать в коллективном разговоре;
  • развивать поисковой активности, стремления к новизне.

3 Обучающие

  • формирование доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;
  • вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс.

Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходима доступность (задания должны соответствовать возрасту детей), системность (задания должны быть логически связаны друг с другом). В ходе организации квеста можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми.

Квест – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для проведения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно только последовательно решая задания. Каждое задание – это ключ к следующему заданию. Задачи могут быть разнообразными: активными, творческими, интеллектуальными. Они подбираются в зависимости от тематики квеста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД« Спешим на помощь Красной Шапочке»

Конспект НОД "Спешим на помощь Красной Шапочке" способствует расширению, уточнению знаний детей о диких животных (где живут, внешний вид, повадки, чем питаются)...

Конспект психологического занятия "На помощь к Лунтику"

В занятие входят игры и упражнения на развитие мышления, воображения, памяти....

Конспект НОД "Спешим на помощь к гласным звукам и буквам"

Конспект НОД  по обучению детей грамоте    включает в себя интеграцию образовательных  областей: познание, коммуникацию, музыку, чтение художественной литературы, конструирование....

Методическая разработка конспекта " квеста" " В поисках домика Муравьишки"( по мотивам произведения Бианки В.В. " Как Муравьишка домой спешил")

quot; Квест"  для детей старшего дошкольного возраста по реализация образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное и физическое развитие( с ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Поможем муравьишке» по формированию целостной картины мира с детьми подготовительного возраста

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Поможем муравьишке» по формированию целостной картины мира с детьми подготовительного возраста предназначен для проведения занятия в ...

Конспект занятия по математике "Как Муравьишка домой спешил"

Непосредственно-образовательная деятельность в образовательной области Познание "Формирование элементарных математических представлений". ЗАДАЧИ:Развивать навыки количественного счёта в...

Конспект. Квест"В поисках домика Муравьишки"

Квест проводится с применением кинезиологических упражнений,как средства развития и нтеллектуальных способностей и физического развития детей....