ПРОЕКТ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «Как зимуют птицы»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Коврыжкина Наталья Владимировна

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kak_zimuyut_ptitsy_yanvar.docx34.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Астафьевский детский сад»

ПРОЕКТ

СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

«Как зимуют птицы»

Воспитатель: Коврыжкина Н.В.

Январь  2023г.

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Актуальность

Многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего села. Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в  нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Вид проекта:  экологическо-познавательный.

Цель проекта: расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах.

Задачи проекта:

Образовательные

  • Закреплять и систематизировать знания детей о зимующих птицах и роли человека в жизни зимующих птиц.
  • Учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц.
  • Учить детей коммуникативному общению с детьми и взрослыми.

      Развивающие

  • Развивать познавательные способности детей, учить проявлять

           любознательность и самостоятельность.

  • Формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
  • Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.
  • Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

Воспитательные

  • Воспитывать у детей желание помогать птицам в трудное для них время.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (2 недели.)

Участники проекта: воспитатели, родители, дети 3-5 лет.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Реализация образовательных областей через виды и формы детской деятельности

Игровая

     Познавательно-    

исследовательская

Коммуникативная

Двигательная

Дидактические игры. «Собери картинку», Чей это голос»

«Разукрась птицу»,«Угадай-ка», «Кормушка»

Сюжетно-ролевые игры.

«Больница для птиц», «Семья»: сюжет «Идем кормить птиц»,

Труд. Изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц

Безопасность: «Правила безопасности во время наблюдений за птицами».

Наблюдение за птицами зимой. Наблюдение за синицей, наблюдение за вороной, наблюдение за снегирем, наблюдение за голубями,

Рассматривание птичьих следов.

Беседы: «Зимующие птицы», «Почему птиц стало меньше», «Знакомство с воробьем», «Синичка-гостья нашего двора», «Кормушка», «Помощь пернатым в зимнее время года»

Решение проблемной ситуации.   «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».  Театрализация. «Где обедал воробей»

Творческое рассказывание. «Как я спас птичку».

Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Птичка крылышками машет» «Ну-ка, посчитай-ка!» «Мы кормушку смастерили»,

Подвижные игры: «Птички и кошка» «Кот и воробышки» «Воробушки и автомобиль» «Воробьи и кошка».

Изобразительная

Конструирование

Восприятие художественной литературы и фольклора

           Музыкальная

«Воробушки на кормушке»(лепка)

«Как розовые яблоки на ветках снегири»

«Сова» (нетрадиционное рисование)

«Синички» (аппликация)

Конструирование  из конструктора: постройка кормушки для птиц.

Изготовление кормушек из бросовых материалов

Загадки по теме «Зимующие птицы»  Н. Тургенев «Воробей»,  Бианки «Птичья столовая»,М. Пришвин «Птицы зимой», Е. Чарушин «Воробей» М. Горький «Воробьишко» + просмотр мультфильма, просмотр мультфильма «Высокая горка», просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Кормушки". Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц. А. Барто «Синица»

Аудиозапись «Голоса птиц». Музыкально - дидактическая игра «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой. Прослушивание аудиозаписи голосов птиц (синица, воробей, ворона, сорока) из серии П.И. Чайковского «Времена года». Слушание песни «Птички», муз. Т. Ломовой, «Воробей», муз. Ветлина. Пение песни «Птицы и птенчики», муз.и сл. Е. Тиличеевой.

Взаимодействие с семьей

Папка-передвижка для родителей: «Покормите птиц зимой»

Конкурс «Лучшая кормушка»

Сбор корма для птиц

Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?

Результаты реализации проекта.  

Дети:

  1. Расширился кругозор детей о зимующих птицах Красноярского края (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).
  2. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность.
  3. Дети стали более коммуникативными и компетентными по данной теме.
  4. Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.
  5. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

Родители:

  1. Изменение отношения к данной проблеме.
  2. Совместное с детьми чтение художественной литературы о зимующих птицах.
  3. Активное участие родителей в выставке «Лучшая кормушка»

Литература

  1. «Комплексные занятия»  под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез).
  2. Экологическое воспитание в ДОУ, автор О.Ф. Горбатенко
  3. Экологическое воспитание В ДОУ, автор С.Н.Николаева
  4. Развитие речи в детском саду 4-5 лет, автор  В.В. Гербова
  5. Интернет - ресурс

Беседы

«ЗНАКОМСТВО С ВОРОБЬЕМ»

Цель: закрепить знания о птицах, их строении, образе жизни.

Наглядный материал: картинка, модель воробья, игровой персонаж Мишка.

Воспитатель: Послушайте, дети, о ком я вам хочу рассказать: прыгает, летает, крошки собирает. Мишка говорит, что это кошка. Вы согласны с ним?

Дети: нет.

Воспитатель: А кошка умеет прыгать?

Дети: Да.

Воспитатель: А летать?

Дети: Нет.

Воспитатель: Так про кого я рассказала?

Дети: Про воробья.

Воспитатель: Докажите, что это птица, а не кошка. Воробей – это животное такое,  воробей - птица?

Воспитатель:

  • Почему воробей – птица?
  • Что есть у птицы? (показать модель)
  • какого цвета грудка?
  • Чем покрыто тело?
  • Какого цвета перышки?
  • Какого цвета шапочка?
  • Что это?  (показать клюв)
  • Какой клюв?
  • Зачем он нужен?
  • Что воробей клюет?
  • Зачем нужен хвост?
  • Зачем воробью глазки?
  • Кто у него враги?
  • Могут ли птицы прожить без еды?

Становится холодно. Улетают птицы, которые едят только мошек, мух и гусениц. А воробей клюет зерна и крошки, летит к домам, где живут люди, чтобы найти там какой-нибудь корм. Так кто же такой воробей?

Дети отвечают.

Беседа «ПОЧЕМУ ПТИЦ СТАЛО МЕНЬШЕ?»

Цель: Выяснить причину отлета птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи - пищи стало меньше, поэтому улетают туда, где ее много.

Наглядный материал: картинки с изображением птиц, насекомых.

Воспитатель:

  • Кто это?
  • Какие они?
  • Они живые?
  • Что они едят?
  • А как зовут эту птицу? (Показать картинку с изображением синицы).
  • Что она ест?
  • Много ли сейчас насекомых?
  • Зачем надо подкармливать птиц? (Стало холодно, насекомых нет, будем подкармливать птиц крошками).
  • Какие птицы улетают?
  • Как их называют?
  • Почему они улетают? (Ласточки, жаворонки и соловьи улетели туда, где много тепла и насекомых).
  • Почему синички, голубь, воробей, ворона остаются зимовать  с нами?
  • Так какие же птицы бывают?

Дети отвечают.

Беседа «КОРМУШКА. НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ»

Цель: подвести к понятию о том, что зимой птицам не хватает корма, их нужно подкармливать.

Наглядный материал: кормушки для птиц.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Что это?
  • Зачем нужна кормушка?
  • Для кого они нужны?

Ребята, давайте помогать птицам, которые остались зимовать. Повесим кормушку, посыплем туда крошек, зерен, положим каши, кусочек сала, зерен и посмотрим, кто прилетит полакомиться.

  • Что ест голубь, воробей, синичка?
  • Так зачем подкармливать птиц зимой?

Дети отвечают.

Беседа «СИНИЧКА - ГОСТЬЯ НАШЕГО ДВОРА»

Цель: Научить узнавать и называть синицу, расширить знания о птицах.

Наглядный материал: Игровой персонаж мишка, модели, картинки с изображением синицы и жуков.

Воспитатель: Мишка говорит, что видел на дереве много жуков. Они большие и желтые, с черными головками (показать модели). Кто это?

Дети: Синички.

Воспитатель: А Мишка говорит, что это жуки: они желтые и у них есть крылья. Давайте докажем, что это синички.

Дети: У жуков шесть лапок, а у синички – две, у жуков нет клюва, а у птиц есть. Синичка - это птица.

Воспитатель: Что есть у птиц? (Дети отвечают).

Какого цвета у синички перышки на грудке, головке, хвостике? (Дети отвечают).

Чем она питается?

Дети: Когда нет насекомых, любит клевать сало.

Воспитатель. Так почему же синица – птица?

Дети отвечают.

Беседа «ПОМОЩЬ ПЕРНАТЫМ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ ГОДА»

Цель: уточнить знания о птицах и изменениях в их жизни зимой.

Воспитатель читает детям рассказ Л.Воронковой «Помощь птицам», задает вопросы:

  • Куда вышли дети?
  • Для кого они несли зерно?
  • Куда они насыпали зерно? Зачем?
  • Почему прилетели птицы?
  • Кому насыпали семечки?
  • Птицы были рады?
  • Так почему же надо подкармливать птиц?

Дети отвечают.

Дидактические игры

Игра «Собери картинку»

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Ребята у вас на столе лежат картинки, но чтобы узнать, что на них изображено, надо их собрать. Аня, что нарисовано на твоей картинке? Что он делает? И т.д.

Воспитатель: Ребята, что мы сейчас делали?

Игра «Чей это голос»

Воспитатель: Ребята, встаем на ковер и представим себе, что мы гуляем в лесу. Давайте послушаем, чьи голоса слышатся в лесу?

Аудиозапись

Воспитатель: Чей это голос? (Ответы детей).  И т.д.

Игра «Разукрась птицу»

Воспитатель: Ребята, у вас на столе в корзинке лежат картинки, возьмите их. Только картинки не раскрашены. Кто на них нарисован?

Дети: Синица!

Воспитатель: Какого цвета у синицы грудка,

Дети: Желтого!

Воспитатель: Возьмите карандаш нужного цвета и раскрасьте грудку синице.

Воспитатель: Что мы сейчас делали?

Игра  «Угадай-ка»

Игра с мячом; говорить перелётная это птица или зимующая.

Игра «Веселый мячик»

движения по словам стихотворения

Ты катись весёлый мячик                        

быстро, быстро по рукам,

у кого весёлый мячик

называет птицу нам…..

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

Тема: «Рассматривание птичьих следов»

Цель: научить различать птичьи следы.

Наглядный материал: рисунки птичьих следов.

Воспитатель задает вопросы

  • Что это?
  • Кто их оставил?
  • Кто догадался?
  • Чьи это следы? А это?
  • Почему у воробья следы маленькие?
  • Почему тут следы кончились?

Подвижные игры

«Птички и кошка»

Цель: учить двигаться по сигналу, развивать ловкость.

Ход игры: В большом кругу сидит «кошка», за кругом — «птички». «Кошка» засыпает, а «птички» впрыгивают в круг и летают там, присаживаются, клюют зерна. «Кошка» просыпается и начинает ловить «птиц», а они убегают за круг. Пойманных «птичек» «кошка» отводит в середину круга. Воспитатель подсчитывает, сколько их.

 «Воробушки и автомобиль»

Цель: развивать умение рассредоточиваться по всей площади зала; быстроту реакции; пространственную ориентацию; формировать потребность в двигательной активности

Ход игры: на одной стороне зала размещают скамейки, на них сидят воробышки. На другой обозначают место для гаража. «Воробышки вылетают из гнезда» - говорит воспитатель, и дети прыгают со скамейки (20см), бегают врассыпную, подняв руки в стороны. Раздается гудок, и появляется «автомобиль» - ребенок, в руках которого руль. Воробышки быстро улетают в свои гнезда. Автомобиль возвращается в гараж. Игра повторяется

«Воробьи и кошка»

Цель: упражнять в мягком приземлении на полусогнутые ноги; в умении быстро реагировать на сигнал; бегать с увертыванием.

Ход игры: Дети стоят на скамеечках или на больших кубиках, разложенных на полу по одну сторону площадки. Это воробышки на крыше. В стороне сидит кот (воспитатель или кто-нибудь из детей). Кот спит. «Воробышки полетели», - говорит воспитатель. Воробышки спрыгивают с крыши, расправив крылья, разлетаются во все стороны. Но вот просыпается кот. Он произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробышков, которые прячутся на крыше. Пойманных кот отводит к себе в дом. Игра повторяется 5—6 раз.

«Кот и воробышки»

Цель: упражнять в умении сохранять направление движения и изменении его в зависимости от ситуации; развивать внимание; умение действовать только после произнесения условной фразы. 

Ход игры: кот - располагается на одной стороне зала, воробышки - на другой.

Воробышки приближаются к коту:

Котя, котенька, коток,

Котя - черненький хвосток,

Он на бревнышке лежит,

Притворился, будто спит.

После этих слов кот восклицает: «Мяу!» - и начинает ловить воробышков, которые убегают от него в домик, за черту

«Птички в гнездышках»

Цель: упражнять в беге в разных направлениях с одновременным выполнением махов прямыми (согнутыми) руками; развивать пространственную ориентацию; реакцию.

Ход игры: дети делятся на 3-4 группы и становятся внутри гнезда (обручей или кругов из шнуров). По сигналу вос-ля «полетели» - вылетают из гнезда и разбегаются по всему залу, выполняя ролевые действия. По сигналу «птички, в гнезда» - убегают на свои места. Повторяется 3 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе. Тема: "Зимующие птицы"

На данном занятии детям даётся представление о видах питания зимующих птиц. Закрепляются  понятие «зимующие» птицы. Развивается воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов. Ак...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Обучение дошкольников рассказыванию в средней группе тема: "Зимующие птицы".

Конспект непосредственно образовательной деятельности " Обучение дошкольников рассказыванию в средней группе тема: "Зимующие птицы"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Зимующие птицы »

Расширение представлений у детей о зимующих птицах,умение различать птиц по внешнему виду....

конспект занятия в средней группе ОНР "Зимующие птицы"

Интегрированное занятие в средней группе для детей с общим недоразвитием речи...

Проект В средней группе "Поможем зимующим птицам"

Тема проекта: Поможем зимующим птицам. Средний возраст (неделя с 17 – 21 декабря).Продукт проекта: Конкурс кормушек. Акция «Накормим птиц».Цель проекта: Способствовать проявлению заб...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Группа: средняя группа Тема: "Зимующие птицы"

Ежедневное планирование в средней группе тема недели :Зимующие птицы"...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ в средней группе «Солнышко» «Зимующие птицы нашего края»

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ  в средней группе «Солнышко» «Зимующие птицы нашего края»...