ПРОЕКТ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «Как зимуют птицы»
проект по окружающему миру (средняя группа)
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kak_zimuyut_ptitsy_yanvar.docx | 34.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Астафьевский детский сад»
ПРОЕКТ
СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
«Как зимуют птицы»
Воспитатель: Коврыжкина Н.В.
Январь 2023г.
«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Актуальность
Многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего села. Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Вид проекта: экологическо-познавательный.
Цель проекта: расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах.
Задачи проекта:
Образовательные
- Закреплять и систематизировать знания детей о зимующих птицах и роли человека в жизни зимующих птиц.
- Учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц.
- Учить детей коммуникативному общению с детьми и взрослыми.
Развивающие
- Развивать познавательные способности детей, учить проявлять
любознательность и самостоятельность.
- Формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
- Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.
- Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
Воспитательные
- Воспитывать у детей желание помогать птицам в трудное для них время.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (2 недели.)
Участники проекта: воспитатели, родители, дети 3-5 лет.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Реализация образовательных областей через виды и формы детской деятельности | |||
Игровая | Познавательно- исследовательская | Коммуникативная | Двигательная |
Дидактические игры. «Собери картинку», Чей это голос» «Разукрась птицу»,«Угадай-ка», «Кормушка» Сюжетно-ролевые игры. «Больница для птиц», «Семья»: сюжет «Идем кормить птиц», Труд. Изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц Безопасность: «Правила безопасности во время наблюдений за птицами». | Наблюдение за птицами зимой. Наблюдение за синицей, наблюдение за вороной, наблюдение за снегирем, наблюдение за голубями, Рассматривание птичьих следов. | Беседы: «Зимующие птицы», «Почему птиц стало меньше», «Знакомство с воробьем», «Синичка-гостья нашего двора», «Кормушка», «Помощь пернатым в зимнее время года» Решение проблемной ситуации. «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой». Театрализация. «Где обедал воробей» Творческое рассказывание. «Как я спас птичку». | Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Птичка крылышками машет» «Ну-ка, посчитай-ка!» «Мы кормушку смастерили», Подвижные игры: «Птички и кошка» «Кот и воробышки» «Воробушки и автомобиль» «Воробьи и кошка». |
Изобразительная | Конструирование | Восприятие художественной литературы и фольклора | Музыкальная |
«Воробушки на кормушке»(лепка) «Как розовые яблоки на ветках снегири» «Сова» (нетрадиционное рисование) «Синички» (аппликация) | Конструирование из конструктора: постройка кормушки для птиц. Изготовление кормушек из бросовых материалов | Загадки по теме «Зимующие птицы» Н. Тургенев «Воробей», Бианки «Птичья столовая»,М. Пришвин «Птицы зимой», Е. Чарушин «Воробей» М. Горький «Воробьишко» + просмотр мультфильма, просмотр мультфильма «Высокая горка», просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Кормушки". Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц. А. Барто «Синица» | Аудиозапись «Голоса птиц». Музыкально - дидактическая игра «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой. Прослушивание аудиозаписи голосов птиц (синица, воробей, ворона, сорока) из серии П.И. Чайковского «Времена года». Слушание песни «Птички», муз. Т. Ломовой, «Воробей», муз. Ветлина. Пение песни «Птицы и птенчики», муз.и сл. Е. Тиличеевой. |
Взаимодействие с семьей | Папка-передвижка для родителей: «Покормите птиц зимой» Конкурс «Лучшая кормушка» Сбор корма для птиц Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели? |
Результаты реализации проекта.
Дети:
- Расширился кругозор детей о зимующих птицах Красноярского края (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).
- У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность.
- Дети стали более коммуникативными и компетентными по данной теме.
- Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.
- Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Родители:
- Изменение отношения к данной проблеме.
- Совместное с детьми чтение художественной литературы о зимующих птицах.
- Активное участие родителей в выставке «Лучшая кормушка»
Литература
- «Комплексные занятия» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез).
- Экологическое воспитание в ДОУ, автор О.Ф. Горбатенко
- Экологическое воспитание В ДОУ, автор С.Н.Николаева
- Развитие речи в детском саду 4-5 лет, автор В.В. Гербова
- Интернет - ресурс
Беседы
«ЗНАКОМСТВО С ВОРОБЬЕМ»
Цель: закрепить знания о птицах, их строении, образе жизни.
Наглядный материал: картинка, модель воробья, игровой персонаж Мишка.
Воспитатель: Послушайте, дети, о ком я вам хочу рассказать: прыгает, летает, крошки собирает. Мишка говорит, что это кошка. Вы согласны с ним?
Дети: нет.
Воспитатель: А кошка умеет прыгать?
Дети: Да.
Воспитатель: А летать?
Дети: Нет.
Воспитатель: Так про кого я рассказала?
Дети: Про воробья.
Воспитатель: Докажите, что это птица, а не кошка. Воробей – это животное такое, воробей - птица?
Воспитатель:
- Почему воробей – птица?
- Что есть у птицы? (показать модель)
- какого цвета грудка?
- Чем покрыто тело?
- Какого цвета перышки?
- Какого цвета шапочка?
- Что это? (показать клюв)
- Какой клюв?
- Зачем он нужен?
- Что воробей клюет?
- Зачем нужен хвост?
- Зачем воробью глазки?
- Кто у него враги?
- Могут ли птицы прожить без еды?
Становится холодно. Улетают птицы, которые едят только мошек, мух и гусениц. А воробей клюет зерна и крошки, летит к домам, где живут люди, чтобы найти там какой-нибудь корм. Так кто же такой воробей?
Дети отвечают.
Беседа «ПОЧЕМУ ПТИЦ СТАЛО МЕНЬШЕ?»
Цель: Выяснить причину отлета птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи - пищи стало меньше, поэтому улетают туда, где ее много.
Наглядный материал: картинки с изображением птиц, насекомых.
Воспитатель:
- Кто это?
- Какие они?
- Они живые?
- Что они едят?
- А как зовут эту птицу? (Показать картинку с изображением синицы).
- Что она ест?
- Много ли сейчас насекомых?
- Зачем надо подкармливать птиц? (Стало холодно, насекомых нет, будем подкармливать птиц крошками).
- Какие птицы улетают?
- Как их называют?
- Почему они улетают? (Ласточки, жаворонки и соловьи улетели туда, где много тепла и насекомых).
- Почему синички, голубь, воробей, ворона остаются зимовать с нами?
- Так какие же птицы бывают?
Дети отвечают.
Беседа «КОРМУШКА. НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ»
Цель: подвести к понятию о том, что зимой птицам не хватает корма, их нужно подкармливать.
Наглядный материал: кормушки для птиц.
Воспитатель задает детям вопросы.
- Что это?
- Зачем нужна кормушка?
- Для кого они нужны?
Ребята, давайте помогать птицам, которые остались зимовать. Повесим кормушку, посыплем туда крошек, зерен, положим каши, кусочек сала, зерен и посмотрим, кто прилетит полакомиться.
- Что ест голубь, воробей, синичка?
- Так зачем подкармливать птиц зимой?
Дети отвечают.
Беседа «СИНИЧКА - ГОСТЬЯ НАШЕГО ДВОРА»
Цель: Научить узнавать и называть синицу, расширить знания о птицах.
Наглядный материал: Игровой персонаж мишка, модели, картинки с изображением синицы и жуков.
Воспитатель: Мишка говорит, что видел на дереве много жуков. Они большие и желтые, с черными головками (показать модели). Кто это?
Дети: Синички.
Воспитатель: А Мишка говорит, что это жуки: они желтые и у них есть крылья. Давайте докажем, что это синички.
Дети: У жуков шесть лапок, а у синички – две, у жуков нет клюва, а у птиц есть. Синичка - это птица.
Воспитатель: Что есть у птиц? (Дети отвечают).
Какого цвета у синички перышки на грудке, головке, хвостике? (Дети отвечают).
Чем она питается?
Дети: Когда нет насекомых, любит клевать сало.
Воспитатель. Так почему же синица – птица?
Дети отвечают.
Беседа «ПОМОЩЬ ПЕРНАТЫМ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ ГОДА»
Цель: уточнить знания о птицах и изменениях в их жизни зимой.
Воспитатель читает детям рассказ Л.Воронковой «Помощь птицам», задает вопросы:
- Куда вышли дети?
- Для кого они несли зерно?
- Куда они насыпали зерно? Зачем?
- Почему прилетели птицы?
- Кому насыпали семечки?
- Птицы были рады?
- Так почему же надо подкармливать птиц?
Дети отвечают.
Дидактические игры
Игра «Собери картинку»
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Ребята у вас на столе лежат картинки, но чтобы узнать, что на них изображено, надо их собрать. Аня, что нарисовано на твоей картинке? Что он делает? И т.д.
Воспитатель: Ребята, что мы сейчас делали?
Игра «Чей это голос»
Воспитатель: Ребята, встаем на ковер и представим себе, что мы гуляем в лесу. Давайте послушаем, чьи голоса слышатся в лесу?
Аудиозапись
Воспитатель: Чей это голос? (Ответы детей). И т.д.
Игра «Разукрась птицу»
Воспитатель: Ребята, у вас на столе в корзинке лежат картинки, возьмите их. Только картинки не раскрашены. Кто на них нарисован?
Дети: Синица!
Воспитатель: Какого цвета у синицы грудка,
Дети: Желтого!
Воспитатель: Возьмите карандаш нужного цвета и раскрасьте грудку синице.
Воспитатель: Что мы сейчас делали?
Игра «Угадай-ка»
Игра с мячом; говорить перелётная это птица или зимующая.
Игра «Веселый мячик»
движения по словам стихотворения
Ты катись весёлый мячик
быстро, быстро по рукам,
у кого весёлый мячик
называет птицу нам…..
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
Тема: «Рассматривание птичьих следов»
Цель: научить различать птичьи следы.
Наглядный материал: рисунки птичьих следов.
Воспитатель задает вопросы
- Что это?
- Кто их оставил?
- Кто догадался?
- Чьи это следы? А это?
- Почему у воробья следы маленькие?
- Почему тут следы кончились?
Подвижные игры
«Птички и кошка» Цель: учить двигаться по сигналу, развивать ловкость. Ход игры: В большом кругу сидит «кошка», за кругом — «птички». «Кошка» засыпает, а «птички» впрыгивают в круг и летают там, присаживаются, клюют зерна. «Кошка» просыпается и начинает ловить «птиц», а они убегают за круг. Пойманных «птичек» «кошка» отводит в середину круга. Воспитатель подсчитывает, сколько их. | «Воробушки и автомобиль» Цель: развивать умение рассредоточиваться по всей площади зала; быстроту реакции; пространственную ориентацию; формировать потребность в двигательной активности Ход игры: на одной стороне зала размещают скамейки, на них сидят воробышки. На другой обозначают место для гаража. «Воробышки вылетают из гнезда» - говорит воспитатель, и дети прыгают со скамейки (20см), бегают врассыпную, подняв руки в стороны. Раздается гудок, и появляется «автомобиль» - ребенок, в руках которого руль. Воробышки быстро улетают в свои гнезда. Автомобиль возвращается в гараж. Игра повторяется |
«Воробьи и кошка» Цель: упражнять в мягком приземлении на полусогнутые ноги; в умении быстро реагировать на сигнал; бегать с увертыванием. Ход игры: Дети стоят на скамеечках или на больших кубиках, разложенных на полу по одну сторону площадки. Это воробышки на крыше. В стороне сидит кот (воспитатель или кто-нибудь из детей). Кот спит. «Воробышки полетели», - говорит воспитатель. Воробышки спрыгивают с крыши, расправив крылья, разлетаются во все стороны. Но вот просыпается кот. Он произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробышков, которые прячутся на крыше. Пойманных кот отводит к себе в дом. Игра повторяется 5—6 раз. | «Кот и воробышки» Цель: упражнять в умении сохранять направление движения и изменении его в зависимости от ситуации; развивать внимание; умение действовать только после произнесения условной фразы. Ход игры: кот - располагается на одной стороне зала, воробышки - на другой. Воробышки приближаются к коту: Котя, котенька, коток, Котя - черненький хвосток, Он на бревнышке лежит, Притворился, будто спит. После этих слов кот восклицает: «Мяу!» - и начинает ловить воробышков, которые убегают от него в домик, за черту |
«Птички в гнездышках» Цель: упражнять в беге в разных направлениях с одновременным выполнением махов прямыми (согнутыми) руками; развивать пространственную ориентацию; реакцию. Ход игры: дети делятся на 3-4 группы и становятся внутри гнезда (обручей или кругов из шнуров). По сигналу вос-ля «полетели» - вылетают из гнезда и разбегаются по всему залу, выполняя ролевые действия. По сигналу «птички, в гнезда» - убегают на свои места. Повторяется 3 раза. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе. Тема: "Зимующие птицы"
На данном занятии детям даётся представление о видах питания зимующих птиц. Закрепляются понятие «зимующие» птицы. Развивается воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов. Ак...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Обучение дошкольников рассказыванию в средней группе тема: "Зимующие птицы".
Конспект непосредственно образовательной деятельности " Обучение дошкольников рассказыванию в средней группе тема: "Зимующие птицы"....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Зимующие птицы »
Расширение представлений у детей о зимующих птицах,умение различать птиц по внешнему виду....
конспект занятия в средней группе ОНР "Зимующие птицы"
Интегрированное занятие в средней группе для детей с общим недоразвитием речи...
Проект В средней группе "Поможем зимующим птицам"
Тема проекта: Поможем зимующим птицам. Средний возраст (неделя с 17 – 21 декабря).Продукт проекта: Конкурс кормушек. Акция «Накормим птиц».Цель проекта: Способствовать проявлению заб...
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Группа: средняя группа Тема: "Зимующие птицы"
Ежедневное планирование в средней группе тема недели :Зимующие птицы"...
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ в средней группе «Солнышко» «Зимующие птицы нашего края»
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ в средней группе «Солнышко» «Зимующие птицы нашего края»...