"Масленица Прасковейка" Беседа в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Хрушкова Людмила Аркадьевна

"Масленица Прасковейка"  Беседа в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bes_maslenitsa_konspekt_besedy_s_detmi_sredney_gruppy.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа в старшей группе

«Масленица Прасковейка

Задачи:

1. Познакомить детей с праздником – Масленицей.

2. Развивать интерес к русско-народным праздникам, приобщать их к традициям русской культуры, расширять словарный запас детей.

3. Воспитать чувство уважения к народным традициям русской культуры.

Воспитатель: Сегодня мне хочется поговорить с вами об удивительном празднике. Но чтобы понять, что это за праздник, нужно дать отгадку, на мою загадку.

Что за праздник — объеденье! В этот день печем блины. Их помажем мы вареньем До чего ж они вкусны! Что же это за праздник? (слайд 1)

ДетиМасленица(слайд 2)

Воспитатель: Этот праздник к нам идет Раннею весною, Сколько радостей несет Он всегда с собою! Ледяные горы ждут, И снежок сверкает, Санки с горок вниз бегут, Смех не умолкает. Дома аромат блинов Праздничный чудесный, На блины друзей зовем, Будем есть их вместе. Шумно, весело пройдет Сырная Седмица, А за ней - Великий пост, Время, чтоб молиться.

Воспитатель: Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике — Масленице. Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник — Масленица. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей(слайд 3)

Одним из главных развлечений было катание молодёжи и детей с ледяных гор. Горки старались украсить - флажками, фонариками. Для катания использовались санки, рогожи, шкуры, коньки, ледянки (расплющенные корзины, заледеневшие снизу, деревянные корыта - корёжки, перевёрнутые скамейки. (слайд 3)

Одним из действ Масленой недели было взятие снежного городка. Парни строили снежный городок-ледяную крепость с воротами, сажали туда стражу, а потом пешие и конные шли в атаку, лезли на стены, врывались в ворота. Осаждённые оборонялись снежками, мётлами и нагайками. (слайд 3)

Народ предается масленичным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой. А потом ребятишки сбегали с гор и кричали«Приехала Масленица. Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицейсажали на санки и скатывали с горы со словами«Здравствуй, широкая Масленица.

Воспитатель: А что является главным угощением на масленицу? Главное угощение праздника — это блины, древний символ возврата к людям солнца и тепла. Масленица называлась сырною неделею, на которой едят сыр, яйца». Без блинов нет и Масленицы(слайд 4) Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день — блинища, во второй — блины, в третий — блины, в четвертый — блинчики, в пятый— блинки, в шестой — блиночки, в седьмой — царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца. Во всю Масленицу пекут блиныОт этого и произошла поговорка«Не житье, а масленица».

Воспитатель: Ребята, а на что похожи наши блины? (слайд 5)

Воспитатель: Конечно же на солнышко, они тоже кругленькие, желтенькие и румяненькие. Предлагаю поиграть в игру: Блин (какой, каждый ребенок должен сказать, например; румяный и т. д. ( Ответы: вкусный, сладкий, большой, маленький, солнечный, желтенький, кругленький, горяченький и т. д.)

Воспитатель: А вы, с какими начинками любите блины?

Так как Масленица длится целую неделю, то каждый ее день имел свое название. Понедельник – встреча. В этот день и делали большую соломенную куклу по имени Масленица. Ее наряжали в платье, на голову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Усаживали куклу в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор. (слайд 6)

Вторник – заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, строили снежные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки. (слайд 7)

Среда – лакомка. Взрослые и дети начинали кататься с горок, веселиться, играть и угощаться блинами. (слайд 8)

Четверг – разгуляй. В этот день было больше всего веселья, гуляли с утра до вечера, самый веселый день. Люди катались с гор на лыжах и санках, устраивали конские бега, катались в лошадиных упряжках, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать. (слайд 9)

Пятница – тёщины вечерки. На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабушек) блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет. (слайд 10)

Суббота – золовкины посиделки. Молодожены приглашали к себе родных и угощали их блинами. За столом они весело разговаривали, мирились, если они поссорились, вспоминали ушедший год и надеялись, что новый год будет урожайным. (слайд 11)

Воскресенье – проводы. Это тот самый день, когда проходят проводы Масленицы. Люди разжигали костер и сжигали куклу Масленицы. Потом собирали пепел и разбрасывали ее над полями, чтобы год был урожайным. Еще этот день назывался прощеным воскресеньем. В прощеное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: "Прости меня". Дарили сделанные из белых и красных ниток мартенички, куколки мальчика и девочки, - символ дружбы. Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица(слайд 12)

Воспитатель: А сейчас я хотела бы провести небольшую викторину. Вы должны ответить на несколько вопросов. (слайд 13)

- Как называется праздник встречи весны? (Масленица) (слайд 13)

- Без чего не обходится праздник - Масленица(без блинов) (слайд 13)

- Главным героем праздника – является –? (чучело). Когда его делают, в какой день недели?

- Сколько длится праздник Масленица(семь дней) (слайд 13)

- Как называется последний день Масленицы(Прощеное воскресенье).

+ В Мои закладки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обобщающей беседы в старшей группе. Тема: беседа “О нашей пище”.

Вспомните, чем отличается обед от завтрака, ужина. Объясните, почему для первого и второго блюда нужны разные тарелки и столовые приборы. Чем же всегда отличается первое блюдо? (ответы детей). Далее р...

Масленица. Развитие речи в старшей группе

Представляю вашему вниманию конспект занятия "Масленица", который позволяет познакомить детей с традициями русского народа-праздником Масленица, развивает речь, воспитывает интерес и уважение к традиц...

Конспект беседы в старшей группе. масленица её история, традиции, обычаи и обряды масленицы!

Конспект беседы в старшей группе. масленица её история, традиции, обычаи и обряды масленицы!Цели: Познакомить детей с народным праздником (Масленица, расширить знания детей о тради...

Конспект этической беседы в старшей группе «Об уважительном отношении к старшим».

Цель. Продолжать формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими.Задачи. Дать детям понятие об уважительном отношении к старшим, помогать быть внимательным, у...

Конспект беседы в старшей группе: «Масленица» .

Цели:• Знакомить детей с народными традициями – праздником Масленицей, историей её возникновения. Приобщать к истокам народной культуры.• Объяснить значение пословиц.• Упражн...

Беседа как метод экологического воспитания детей. Особенности использования бесед в старшей группе детского сада.

Беседа как метод экологического воспитания детей. Особенности использования бесед в старшей группе детского сада....

Беседа- как метод экологического воспитания детей. Особенности использования бесед в старшей группе детского сада.

Беседа как метод экологического воспитания детей. Особенности использования бесед в старшей группе детского сада....