Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Плавучесть веществ" с использованием ТРИЗ технологии для детей 6-7 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Цель: узнать какое свойство предметов позволяет им плавать на поверхности воды путем экспериментирования и использования метода ММЧ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_plavuchest_veshchestv.docx17.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 4» г. Аши Челябинской области

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности

 «Плавучесть веществ» с использованием ТРИЗ технологии

для детей 6-7 лет

Воспитатель

И.Г.Яншаева

Аша

2021

Цель: узнать какое свойство предметов позволяет им плавать на поверхности воды путем экспериментирования и использования метода ММЧ.

Задачи:

1.        Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах веществ.

2.        Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования с помощью метода ММЧ.

3.        Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.

4.        Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Предварительная работа: знакомство детей с ТРИЗ, методом Моделирования Маленькими Человечками, умение строить схемы с помощью ММЧ.

Материалы и оборудование: Ёмкость с водой, тарелки и бруски из разных материалов, кружка, условные изображения МЧ для построения схем, презентация занятия.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята!

Станем рядышком по кругу

Скажем «здравствуйте! Друг другу

Нам здороваться ни лень

«Здравствуйте»  и «добрый день»

Если каждый улыбнётся

Утро доброе начнется

Замечательно! От ваших улыбок здесь стало светлее.

(Стук, смотрим в сторону)

Кто стучит? Посмотрите, голубь, у него письмо. (на слайд – анимация голубь с письмом). Послушаем, что написано в этом письме.

 «Здравствуйте, ребята, помогите! Гуси-лебеди унесли моего братца к Бабе Яге. А Баба Яга заколдовала молочную реку – кисельные берега и река разлилась вокруг её избушки. Уйти от неё можно только вплавь. Мой братец плавать не умеет. Как же мне его вернуть домой? Здесь живёт много зверей, они бы рады мне помочь, но не знают, как».

     Давайте всё хорошо обдумаем и отправим с голубем совет девочке. Как же нам ей помочь?  (ответы детей)

У меня есть волшебный бинокль. Я вижу дом Бабы Яги, он очень далеко. (На слайде выходит изображение дома Б.Я.- дом, вокруг река, звери, дети). Что вы видите около ее дома? (ответы)

- Давайте подумаем, как дети смогут переплыть реку? (ответы)

- А я предлагаю сделать корабль для девочки. Давайте вспомним из каких материалов делают корабли?  (ответы) Корабль можно сделать из любого прочного материала.

 (Опытно-экспериментальным путём определить условия, позволяющие кораблю держаться на плаву и не тонуть.)

- Ребята, сейчас мы проведем опыт и посмотрим, влияет ли форма корабля на его плавучесть.

Опыт 1. Влияет ли форма корабля не его плавучесть?

- Опустим в воду брусочки.

(Сравниваем металлический брусок и металлическую тарелку, фарфоровый брусок и фарфоровую тарелку, стеклянный брусок и стеклянную тарелку, пластиковый брусок и пластиковую тарелку).

- Выложим модель металлического бруска и металлической тарелки. Чем они отличаются? (брусок в воде, тарелка на поверхности). А почему? Потому что форма тарелки вогнутая, из-за бортиков, внутри тарелок находится воздух. Воздух держит корабль на плаву.

- А точно воздух влияет на плавучесть? Как можно вытеснить его из тарелки? (налить воду, положить что-нибудь). Нальем воду в тарелку. Что произошло? (утонула)

Вывод: Вогнутая форма придаёт предмету свойство плавучести. Воздух держит корабль на плаву.

Опыт 2. Интересно, у нас так хорошо плавают тарелки, а ведь у кружки тоже есть бортики, значит и воздух в ней есть. Попробуем погрузить кружку в воду. Что мы видим?

- Та сторона, где ручка – она глубже погрузилась в воду.

Построим схему МЧ кружки, которая плавает в воде. Почему край, где есть ручка перевешивает другой край кружки? Все МЧ имеют вес, и там, где ручка, этот вес больше, МЧ жидкости тяжелее удерживать вес той части кружки, где есть ручка.

Вывод: Для корабля важно РАВНОВЕСИЕ – равный вес со всех сторон.

Опыт 3. Влияет ли груз на плавучесть корабля?

Возьмём металлическую крышку, начнём класть в неё стеклянные шарики.

- Ребята, сейчас мы проверим, влияет ли груз на плавучесть корабля?

- Опустим крышку на воду, и будем класть в нее стеклянные шарики.

- Ребята, что произошло? (крышка с шариками утонула). А почему?

Вывод:  значит, что корабль перегружать нельзя.

Итог

Теперь мы точно знаем, какой корабль нужен девочке.

- Из какого материала должен быть корабль?

- Какая форма должна быть у корабля? (Слушаем ответы).

- Корабль можно перегружать? (нет)

Что-то с широким дном округлой формы, куда вмещается много МЧ воздуха, что-то, с чем сможет справиться маленькая девочка самостоятельно на суше.

Ребята, посмотрите на картинку, не видите ли вы предмета, который похож на наше описание?

(Выслушиваем предложения детей)

- Это чан Бабы Яги.  Мы нашли похожий на корабль предмет, на котором можно плыть. Но сможет ли девочка сдвинуть его? (нет)

- Что нужно сделать, чтобы чан поплыл? Кто может ей помочь? (звери).

- Ей поможет вода, можно попросить зверей сделать канаву, чтобы туда зашла вода и чан поплыл. Или попросить зверей, помочь столкнуть чан на воду.

Я предлагаю пустить голубя в обратный путь, с нашими советами. (на слайде голубь, в клюве письмо от детей).

Итог.

- Ребята, что мы сегодня делали? (корабль)

- Что было трудным? Что вам понравилось?

Сейчас я посмотрю в бинокль, смогла ли девочка вернутся домой со своим братцем.

(Новый слайд, где дети возвращаются домой). Посмотрите, ребята, помог ли наш совет девочке? (да)

Ребята, Вы большие молодцы! Спасибо вам за помощь. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе «Насекомые», с использованием ТРИЗ технологии

Задачи:1. Задачи на развитие познавательных способностей:·         обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера);·...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с использованием инновационных игровых технологий «Да здравствует мыло душистое!»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с использованием инновационных игровых технологий «Да здравствует мыло душистое!»...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (природный мир) «Покормите птиц зимой»(для детей младшего возраста)

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (природный мир)«Покормите птиц зимой»(для детей младшего возраста)...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Гуляй, но проверяй!» для детей старшего дошкольного возраста

Цель – продолжить формирование культуры безопасного поведения детей во время прогулки в зимнее время года.Задачи:Образовательные:1.    Расширить представления детей о правилах без...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности по теме: "Откуда берётся звук?" (возраст детей 5-7 лет)

Цель. Познакомить детей с принципами образования и улавливания звука, развивать наблюдательность. Закрепить навыки словообразования, употребления притяжательных прилагательных, существительных в единс...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха" с использованием технологии ТРИЗ (метод ММЧ)

В ходе эксперементальной деятельности ребята узнают, что МЧ воздуха выходят на поверхность воды. Воздух есть в порах овощей, фруктов и в древесине, это придаёт им выталкивающую из воды силу....

«Угощение для друзей» Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию с использованием игровых технологий для детей младшего дошкольного возраста. Районное методическое объединение.

Цель: создание условий для развития социально-коммуникативных навыков с использованием игровых технологий.Задачи:развивать игровой опыт детей.формировать восприятие цвета (синий, желтый, красный).разв...