Паспорт проекта "Мы все разные"
проект по психологии (старшая группа)
На сегодняшний день, проблема воспитания толерантной культуры является одной из актуальных в России. В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования. Дошкольное образование, неразрывно связано с социальными процессами и культурой общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta_po_tolerantnosti.docx | 198.64 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Г. ИРКУТСК
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Иркутска детский сад №95
Адрес: 664013 г. Иркутск ул. Мичурина, 8
Тел: 59-42-83
E-mail: mdou95irk@yandex.ru
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
НА ТЕМУ:
«Мы все разные»
Разработала:
Педагог-психолог
Белоусова А.А
2021
Актуальность
На сегодняшний день, проблема воспитания толерантной культуры является одной из актуальных в России. В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования. Дошкольное образование, неразрывно связано с социальными процессами и культурой общества.
Толерантность (от лат. tolerantia– терпение) «означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности» (Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.).
Дошкольное детство - один из важнейших периодов в развитии человеческой личности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Под основами толерантной культуры ребенка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп.
Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
Проект позволит повысить уровень толерантной компетентности у участников образовательных отношений (воспитанников ДОУ, родителей и педагогов).
Цель проекта: Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя.
Задачи:
1. Создание условий в ДОУ для формирования толерантности детей, педагогов, родителей.
2. Воспитывать у детей любовь и уважение к своей Родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей, к людям с ограниченными возможностями здоровья.
3. Развивать коммуникативные качества, познавательную активность, развивать творчество и фантазию.
4.Организация партнерских отношений с семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.
5. Формировать у детей дошкольного возраста умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.
Участники проекта: педагог-психолог, воспитатели, инструктор по физической культуре, родители, дети старшего дошкольного возраста.
Срок реализации проекта: Краткосрочный (2 недели).
Тип проекта: социально-личностный, просветительский.
Материально-техническое оснащение:
- Компьютер, музыкальный центр;
- Проектор для презентаций;
- Тематическая литература.
Итоговое мероприятие: Спортивный праздник «Вместе мы сила».
Продукт проекта: Дидактическая игра «Что ты знаешь обо мне?»
Планируемые результаты:
В ходе реализации данного проекта в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:
- Пополнение групп методическими пособиями по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста; появятся картотеки игр, сценарии досугов по формированию основ толерантности.
- В группах будут созданы условия для развития толерантных отношений у детей, творческих способностей воспитанников, их коммуникативных качеств.
- Укрепление отношений сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.
- У детей будут развиты такие качества личности, как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от, социального статуса.
Этапы реализации проекта
I этап: Подготовительный
Необходимо сделать для реализации проекта | Ответственные |
1.Анализ литературы по теме проекта | Педагог-психолог |
2.Анализ материально-технической и методической оснащенности учреждения | Педагог-психолог |
3. Проведение консультаций с родителями и воспитателями на тему: «Воспитываем толерантность в себе и в детях» | Педагог-психолог |
4.Разработать план работы по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста. | Педагог-психолог, воспитатели |
II этап: Реализация проекта
Участники мероприятий | Планируемые мероприятия | Продукт (по результатам проведённых мероприятий) |
Дети |
| Организация выставки рисунков «Хоровод дружбы» Театрализация этюдов по произведению «Цветик-семицветик». Стенгазета «Мы разные, но мы вместе!» Коллективная работа с использованием арт-терапии «Пусть всегда будет солнце» Создание дидактического пособия «Дерево толерантности» |
Педагоги |
| Картотека «Игры народов мира» Памятка «Принципы толерантного воспитания» Подборка музыкальных произведений народов мира |
Родители |
| Буклет «Что такое толерантность?». Фото-коллаж «16 ноября - Всемирный день толерантности». Организация выставки - «Эмблема толерантности». Буклет «Толерантность - дорога к добру» |
III этап: заключительный
Анализ результативности работы по вопросу толерантного воспитания у родителей и детей дошкольного возраста.
В нашем дошкольном учреждении воспитываются дети разных национальностей. Надо стараться сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами. Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников. Именно поэтому, мной был разработан и реализован психолого-педагогический проект «Мы все разные».
С 8 ноября по 19 ноября 2021 года в МБДОУ г. Иркутска детском саду №95 в рамках реализации психолого-педагогического проекта, были проведены следующие мероприятия:
С детьми:
- Обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
- Этюды и упражнения направленные на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми и воспитание уважения к людям различных национальностей и рас.
- В процессе реализации непосредственно образовательной деятельности «Развитие речи» было организовано чтение, обсуждение и драматизация тематических произведений – сказок и стихотворений Народов мира (русские народные, белорусские народные «Пых», «Сказка - быль, да и песня – правда», «Всему свое время»; английская «Сказка про трёх поросят», украинская сказка «Колосок», немецкая сказка «Глупый крестьянин и умная птица»).
- В планы воспитательно-образовательной работы были включены беседы по формированию толерантности («Что же такое толерантность? », «Что означает мое имя? » «Имена моих друзей», «Что такое национальность? », «Народы мира», «Как можно найти общий язык», «С кем бы я хотел дружить» «Наши отношения», «С кем ты живёшь? », «Что такое семья».
- Игры и игровые упражнения, направленные на:
- развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;
- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковые имена», «Комплименты»;
- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»;
- гармонизацию осознания своего имени и фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это? »;
- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;
- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия».
С воспитателями:
- Консультация для воспитателей "Формирование толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования";
- Семинар-практикум для воспитателей "Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия";
- Прослушивание музыкальных произведений народов мира.
С родителями:
- Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольника»;
- Мастер-класс «16 ноября - Всемирный день толерантности»;
- Семейные творческие работы «Эмблема толерантности»;
- Консультация «Толерантность в детском саду»;
Итоговым мероприятием проекта, стал спортивный праздник «Вместе мы сила».
Продуктом проекта стало, изготовление совместно с детьми дидактической игры «Что ты знаешь обо мне?»
Данный проект способствует формированию основных черт толерантной личности дошкольника:
Терпимость к чужим мнениям.
Сотрудничество.
Отказ от причинения вреда кому-либо.
Дружелюбие.
Чуткость и заботу.
Доверие.
Доброжелательность.
Умение владеть собой и не осуждать других.
Гуманизм.
Любознательность.
Чувство юмора.
Умение слушать собеседника.
Данный опыт работы был представлен на педагогическом совете, по решению которого принят в работу.
Данный проект, может быть интересен педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям, заинтересованным в формировании толерантности своих детей.
Как подчеркнул немецкий философ Иммануил Кант: «Нравственность заложена в характере». А характер, как известно, формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложится их дальнейшая жизнь.
Список используемой литературы
- Арушанова А. Детские диалоги// Обруч – 1999. - №5. – с.20-27
- Бобинова С. Приемы воспитания толерантности // Педагогическая техника – 2008. - №5. – с.40-43
- Воспитание индивидуальности .Учебно-методическое пособие под ред. Степанова Е.Н. // Москва . Творческий центр. 2005г.
- Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.62 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - М.: МГУ, 2001.
- Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для вузов. // М.: Академ. проект, 2004. - 175 с.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению», Ярославль
- Сборник упражнений в рамках программы «Образование ххi века: Толерантная среда», Ижевск, 2008
- Строгонова Л.В “Воспитание толерантности” М. 2007 г.
- Эльконин Б.Д. Психология развития // учебное пособие для студентов Вузов. Москва. Издательский центр «Академия» 2001,144с
- Ганенкина Е.Н. Методические рекомендации к проведению интегрированных занятий с здоровьесберегающими технологиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт мини - музея" разные застежки для моей одежки"
Паспорт мини-музея "Разные застежки для моей одежки"...
Паспорт проекта "Мы разные ,но мы вместе"
Наш педагогический коллектив работает по воспитанию и обучению детей на традициях всех народов проживающих на территории Поволжья, приобщая дошкольников к народному творчеству, национальной культуре, ...
Презентация мероприятия "Литературная гостинная ко Дню Матери" .Паспорт проекта "Мамы разные важны"
Создание условий для формирования и развития личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человека к материнству средствами художественной литературы...
Паспорт педагогического проекта подготовительная группа "Вот такие разные жуки и пауки"
Паспорт пороекта на тему "Насекомые " ,в паспорте представлена работа с детьми подготовительного возраста....
Паспорт пособия Деньги разных стран мира
Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: художественно - эстетическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие. Возрастная кат...
Паспорт проекта "Мамы разные нужны ,мамы всякие важны".
Воспитывать чувство любви и уважения к матери, желание помогать ей, заботиться о ней....
Паспорт проекта "«Мамы разные нужны, мамы всякие важны».
Воспитывать чувство любви и уважения к матери, желание помогать ей, заботиться о ней....