Проект "Небо зовет!"
проект по окружающему миру

Шелоханова Любовь Алексеевна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nebo_zovyot.docx36.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гора-Подольская средняя общеобразовательная школа»

ПРОЕКТ

«Космическое путешествие»

Вторая младшая группа «Смешарики»

                                                 

   Автор проекта:

 Шелоханова Л.А.,

   

               

2021 г.

Вижу Землю. Различаю складки местности, снег,

лес…Наблюдаю облака… Красиво. Красота!

Юрий Гагарин 

Актуальность проекта.

Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса, нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т. д.).

Цель проекта. 

Способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей.

 Задачи проекта.

  • способствовать формированию у детей понятий «Космос», «Космическое пространство»;
  • познакомить с историей освоения космоса;
  •  подвести к пониманию уникальности нашей планеты, только на Земле есть жизнь;
  • воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а также чувство гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов;
  • привлечь родителей к участию в проекте, путем организации творческих работ «Небо зовёт»

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный.

 Планирование содержания с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей. Подготовка материала и оборудования, литературы, картинок по теме.

2. Основной.

  1. Беседы на тему «Что такое космос?», «Первый полет Гагарина»;
  2. Нетрадиционное рисование на тему «Солнечная система»; Аппликация «Ракета»;
  3. Сюжетно — ролевые игры «Космические спасатели», «Мы изучаем космос»; Изготовление лэпбука «Космос;
  4. Дидактические игры «Звездный путь», «Восстанови порядок в солнечной системе», «Куда летят ракеты?», «Разные картинки», «Подбери одежду для космонавта», «Что ближе, что дальше?»;
  5.  Отгадывание загадок (приложение 1, поэтическая гостиная (приложение 2);
  6. Конструирование «Космические фантазии»;
  7. Консультация для родителей: «Как познакомить дошкольников с космосом»(приложение 3).
  8. Просмотр презентации «Космическое путешествие»;
  9.  Опыт «Создаем туманности» (приложение 4).

3. Заключительный.

Организация выставки творческих работ «Небо зовёт» , оформление фотозоны.

Ожидаемый результат реализации проекта.

Дети узнают о космонавтах, космическом пространстве, о солнечной системе. Данный проект позволит развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства у ребенка, желание быть смелым, сильным и выносливым.

Приложение 1

Космические загадки.

 Без огня горит, без крыльев летит. (Солнце)

Поле не меряно,

 Овцы не считаны,

 Пастух рогат. Что это? (Небо, звезды, месяц) 

На этой планете такая жара,

 Что там оказаться опасно друзья (Меркурий) 

Эту планету – холод страшный сковал,

Теплом её солнечный луч не достал.

 Эта планета нам всем дорога,

Нам жизнь подарила планета … (Земля)

 А эта планета гордится собой,

 Поскольку считается самой большой.

Кольцами себя окружила

И этим себя от других отличила. (Сатурн) 

А эта планета зелёного цвета. (Уран) 

Морской царь названье ей дал,

Именем своим планету назвал. (Нептун) 

Ночь на небе один Золотистый апельсин.

Миновали две недели, Апельсина мы не ели,

Но осталась в небе только Апельсиновая долька. (Луна) 

Приложение 2

Детские стихи про космос, планеты, звезды, созвездия, кометы, астрономию.

Юрий Гагарин

В. Степанов

В космической ракете

 С названием «Восток»

 Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

 Поет об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель!

Детские стихи про планеты

По порядку все планеты

 Аркадий Хайт

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

 Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

 И девятая планета

Под названием Плутон.

***

Андрей Усачев

На Луне жил звездочёт

Он планетам вёл учёт:

МЕРКУРИЙ - раз,

ВЕНЕРА - два-с,

 Три - ЗЕМЛЯ,

Четыре - МАРС,

Пять - ЮПИТЕР,

Шесть - САТУРН,

Семь - УРАН,

Восемь - НЕПТУН,

Девять - дальше всех ПЛУТОН,

Кто не видит - выйди вон!

 ***

Сатурн

 Римма Алдонина

У каждой планеты есть что-то своё,

Что ярче всего отличает её.

 Сатурн непременно узнаешь в лицо -

 Его окружает большое кольцо.

Оно не сплошное, из разных полос.

Учёные вот как решили вопрос:

Когда-то давно там замёрзла вода,

И кольца Сатурна из снега и льда.

Детские стихи про звезды

 Млечный Путь

Римма Алдонина

Чёрный бархат неба

Звёздами расшит.

 Светлая дорожка

По небу бежит.

От края и до края

Стелется легко,

 Как будто кто-то пролил

По небу молоко.

Но нет, конечно, в небе

 Ни молока, ни соку,

Мы звёздную систему

Свою так видим сбоку.

Так видим мы Галактики

Родной далёкий свет -

Простор для космонавтики

На много тысяч лет.

***

 Звёзды

Римма Алдонина

Что такое звёзды?

 Если спросят вас -

Отвечайте смело:

Раскалённый газ.

 И ещё добавьте,

Что притом всегда

Ядерный реактор -

Каждая звезда!

***

Г. Кружков

Есть в небе звёздочка одна,

Какая - не скажу,

Но каждый вечер из окна

Я на неё гляжу.

Она мерцает ярко так!

А в море где-нибудь

Сейчас, наверное, моряк

По ней сверяет путь.

Детские стихи про созвездия

Созвездия

Ю. Синицын

Звёзды, звёзды, с давних пор

Приковали вы навеки

 Человека жадный взор.

И в звериной шкуре сидя

 Возле красного костра,

Неотрывно в купол синий

Мог глядеть он до утра.

 И глядел в молчанье долгом

Человек в простор ночной -

То со страхом,

То с восторгом,

То с неясною мечтой.

И тогда с мечтою вместе

Сказка зрела на устах:

О загадочных созвездьях,

О неведомых мирах.

С той поры живут на небе,

 Как в ночном краю чудес, -

Водолей,

Стрелец и Лебедь,

 Лев, Пегас и Геркулес.

***

Аркадий Хайт

Из "Радионяни"

Над Землёю ночью поздней,

Только руку протяни,

Ты ухватишься за звёзды:

Рядом кажутся они.

Можно взять перо Павлина,

Тронуть стрелки на Часах,

Покататься на Дельфине,

Покачаться на Весах.

Над Землёю ночью поздней,

Если бросить в небо взгляд,

Ты увидишь, словно гроздья,

Там созвездия висят.

Над Землёю ночью поздней,

Только руку протяни,

Ты ухватишься за звёзды:

Рядом кажутся они.

***

Автор неизвестен

Вот Медведица Большая

Кашу звёздную мешает

Большим ковшом

В котле большом.

А рядом тускло светится

Малая Медведица.

 Маленьким ковшичком

Собирает крошечки.

***

Г. Сапгир

 Мы слыхали: две Медведицы

По ночам на небе светятся.

Ночью вверх мы взглянули -

Увидали две кастрюли.

***

Орион

Наталия Теннова

 Не боясь зимы и стужи,

 Подпоясавшись потуже,

Для охоты снаряжён

Выступает Орион.

Две звезды из высшей лиги

В Орионе - это Ригель

В правом нижнем уголке,

Словно бант на башмаке.

 А на левом эполете -

Бетельгейзе ярко светит.

Три звезды наискосок

Украшают поясок.

 Этот пояс, как подсказка.

Он - небесная указка.

Если влево ты пойдёшь,

Чудо-Сириус найдёшь.

 А от правого конца -

Путь в созвездие Тельца.

 Он указывает прямо

В красный глаз Альдебарана.

***

 Пояс зодиака

 А. Г. Новак

Снег январский на дороге,

Солнце светит в (Козероге).

В феврале день подлиннее,

Солнце светит в... (Водолее).

В марте много снежных глыб,

Солнце где-то среди... (Рыб).

 А в апреле из... (Овна)

Солнце греет уж сполна.

В мае солнышко в... (Тельце) -

Жди веснушки на лице.

В июне Солнце в... (Близнецах),

Фанту дети пьют в кустах.

В июле солнце катит к... (Раку),

 Меломан - на грядку к маку.

 Август школы открывает,

...(Лев) за солнце убегает.

За окном "засентябрит",

... (Дева) Солнце приютит.

В октябре, по мненью сов,

Солнце светит из... (Весов).

В ноябре на небосклоне

Сияет Солнце в... (Скорпионе).

В декабре, как сорванец,

За Солнце спрячется... (Стрелец).

 Детские стихи про космос, астрономию, Луну и Землю

Римма Алдонина

 - Всё,- сказал я твёрдо дома, -

Буду только астрономом!

Необыкновенная

 Вокруг Земли Вселенная!

***

 Я. Аким

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету -

Ведь другой, похожей, нету!

 ***

Луна

Римма Алдонина

Верный спутник, ночей украшенье,

 Дополнительное освещенье.

 Мы, конечно, признаться должны:

 Было б скучно Земле без Луны!

***

Ю. Яковлев

 - Что там за родственник Луны,

Племянник или внучек

 Мелькает между тучек?

- Да это спутник!

- Вот те раз!

 - Он спутник каждого из нас

 И в целом - всей Земли.

 Руками спутник сотворён,

А после на ракете

Доставлен в дали эти.

 ***

Детские стихи о кометах

Комета

 Римма Алдонина

Какое роскошное диво!

Почти занимая полсвета,

Загадочна, очень красива

 Парит над Землёю комета.

И хочется думать: -

Откуда

 Явилось к нам светлое чудо?

 И хочется плакать, когда

 Оно улетит без следа.

А нам говорят:

 - Это лёд!

А хвост её - пыль и вода!

Неважно, к нам Чудо идёт,

А Чудо прекрасно всегда!

 ***

Г. Сапгир

Раскинув свой огнистый хвост,

Комета мчится между звёзд.

- Послушайте, созвездья,

Последние известия,

Чудесные известия,

Небесные известия!

Несясь на диких скоростях,

 Была у Солнца я в гостях.

Я Землю видела вдали

И новых спутников Земли.

Я уносилась от Земли,

За мной летели корабли!

Приложение 3

Консультация для родителей

 Как познакомить детей дошкольного возраста с космосом?

Есть одна старая сказка. В ней рассказывается про короля, который хотел все знать, но не знал когда и с чего начать свое обучение.

Развивать познавательный интерес ребенка нужно как можно раньше в дошкольном детстве, потому, что, чем больше знает маленький человек, тем легче ему будет в жизни, тем быстрее он найдет место в нашем интересном и прекрасном мире. Дошкольный возраст – это замечательное время и для детей и для родителей, в этот период малыш активно познает мир, интересуется всем на свете, открывает для себя новые истины. Мы так привыкли к тому, что нас окружает, и часто не замечаем, какие чудеса происходят вокруг нас каждый день. Поэтому перед нами взрослыми стоит огромная задача, как можно больше времени уделять общению с ребенком, рассказывать ему обо всем, о чём он спросит. Детские вопросы дают нам взрослым шанс освежить в памяти, то, что уже забылось, вернуться в детство и посмотреть на мир глазами детей.

 Астрономия многим взрослым представляется очень сложной и несколько туманной наукой. Многие даже не представляют, как можно обо всём этом понятно и доступно рассказать ребёнку. «Ты ещё мал для этого, не поймешь», - частый ответ. Но от этого космос не становится для детей менее интересным! Дети живо интересуются тайнами космоса и готовы подолгу вглядываться в звёздное небо.

Детям необходимо рассказывать о Вселенной и о нашем месте в ней.

Благодаря новейшим открытиям в исследовании космоса, человечество узнало много нового об образовании и эволюции Вселенной. Постепенно меняется и мировоззрение людей. Они осознают себя не только жителями Земли или Солнечной системы, но и Вселенной в целом.

Необходимо формировать это мировоззрение и в детях, тем более, что практически каждый ребёнок готов к восприятию этой информации!

Любознательный малыш уже в возрасте 3-х лет (а то и раньше) может огорошить родителей вопросом о том, зачем на небе Луна и звёзды, и почему вечером солнышко уходит?

 Лучше всего начать рассказ с того, что жизнь на Земле зависит от Солнца. Поскольку размеры Вселенной никто представить не может, объясните некоторые космические явления на обычных вещах. Для начала возьмите фонарик и при выключенном свете включите его. Затем покажите ребенку на близком расстоянии. Потом отойдите дальше. Обратите внимание ребенка, что фонарик стал меньше в размере, а свет от него тусклым. Так ребенку будет легче понять, что звезды только кажутся маленькими. Ведь они очень далеко от Земли.

 Если ребенок будет интересоваться, насколько Земля меньше в размере, чем Солнце, можно показать ему на примере горошины и арбуза. Так ему будет легче понять, что Земля по отношению к Солнцу имеет размер горошины.

Ребенок может заинтересоваться, почему Луна может быть круглой и в форме полумесяца. Для проведения опыта можно использовать мяч и настольную лампу. Вы вместе можете создать Луну, и ребенок все поймет.

Предложите ребенку стать главным Звездочетом, которому будет поручено сосчитать все звезды. В темной комнате направьте свет от фонарика на свободную стену, включайте и выключайте его. Луч можно направлять в разные стороны, сияние звезды может длиться долго, или она погаснет быстро. Эта игра разовьет у него внимание, а также способность к быстрому переключению внимания, совершенствует навыки счета.

Когда ребенок интересуется космосом лучше объяснять ему на простых примерах, не увлекаясь космической терминологией, он все поймет, если вы будете разговаривать на понятном ему языке.

Для того, чтобы ответить на многочисленные «почему?» и «отчего?», мы рекомендуем вам прочесть вместе с ребенком детские книги о космосе. Сейчас, в информационный век, несложно найти любую интересующую Вас информацию. В данном случае: книги, стихи и рассказы о космосе, написанные понятным для детей языком. Для этого лишь стоит заглянуть на соответствующие родительские сайты.

Строение Солнечной системы, карта звёздного неба, первый полёт в космос, виды галактик и строение Вселенной - множество интересной информации встретите там Вы и Ваш ребёнок.

Вместе вы сможете познакомиться с такими терминами, как планета, звезда, квазар, пульсар, галактика, метеорит, астероид, чёрные дыры и многими другими. Что лукавить, думаем, эта информация пригодится и для нас, взрослых.

Вы удивитесь, узнав, насколько интересная наука АСТРОНОМИЯ! Не зря Солнце, звёзды, Луна - притягивали человека с древних времён и становились героями легенд, мифов и сказок. Кроме того, здесь Вы узнаете много интересной информации о том, как рассказать детям о космосе, научитесь играть в весёлые «космические» игры, прочтёте смешные «космические» стихи и загадки!

 Рассказывая детям о космосе, не ленитесь подбирать интересный материал, после таких бесед ребенку будет интересно все, что происходит в космическом пространстве, и даже когда он повзрослеет, глядя на вечернее или ночное небо, вспомнит ваши беседы и радостно улыбнётся.

 Родителям рекомендуем:

1.Просматривать и обсуждать информацию из фильмов и телевизионных программ: о космонавтах, луноходах, космических путешествиях, звёздных войнах;

 2. Привлекать детей к творческой художественной деятельности на темы («летательные аппараты», «звёзды и планеты», «космическое пространство» и др.) с использованием разнообразного неоформленного материала;

 3. Понаблюдать за разными фазами луны (новолуние, узкий серп (месяц, половина луны, полнолуние);

4. Придумывать вместе с ребенком истории на космическую тематику («Моя звездная история»; Мы летим в космос…» и т. д.)

 Играем с ребенком дома:

1. Игра «Почему бывают день и ночь»

 Ход игры: расскажите, что Земля имеет форму шара. Она вращается вокруг своей оси — совсем как юла. Предложите ребенку завести юлу. Скажите: «Земля похожа на огромную юлу. У нее тоже есть ось. Посмотри, она как будто проткнула земной шар от „макушки" до „макушки". На самом деле, Землю, конечно, никто не протыкал: ее ось воображаемая. Земля вращается вокруг своей оси и освещается солнечными лучами то с одной, то с другой стороны. На освещенной половине земного шара день, на неосвещенной — ночь».

Предложите ребенку прислушаться к словам: день и ночь. Объясните, что это слова, противоположные по смыслу. Скажите, что таких слов много, и предложите потренироваться в их подборе: восход —. (заход, север —. (юг, свет —. (тьма, холод —. (жара).

Попросите ребенка найти слова, противоположные по смыслу: «После темной ночи наступает светлый день. Солнце всходит на востоке, а заходит — на западе». Темная — светлый, ночь — день, всходит — заходит, восток — запад.

 Предложите ребенку из ряда слов выбрать те, которые имеют общую часть: ночник, полночь, чернота, ночевка; свет, светлячок, солнце, светлеть. Предложите изменять слова по образцу: восход — восходит, холод —. (холодит); север —. (северный, ночь —. (ночной, пасмурно —. (пасмурный).

Спросите, каким может быть: утро. (раннее, солнечное, весеннее, радостное, пасмурное.); день, вечер, ночь?

 2. Игра «Звезды»

 Ход игры: скажите ребенку, что Солнце, намного больше, чем звезды, потому что находится не очень далеко от Земли. Спросите у ребенка, знает ли он, что луч света летит до нас всего восемь минут. А лучи от самых близких звезд летят к нам целых четыре года! Вот как далеко находятся от нас звезды!

Предложите ребенку подобрать синонимы (слова, близкие по значению)к словам: огромный. (грандиозный, громадный, быстрый. (торопливый, скорый, стремительный). Попросите его придумать словосочетания с каждым из этих слов. Попросите подобрать антонимы к словам: быстрый —. (медленный, огромный —. (крохотный).

3. Игра «Почему в космос летают на ракете»

 Ход игры: расскажите: «Существует земное притяжение. Земля притягивает все к себе. Как бы высоко ни бросили камень, он обязательно упадет на Землю. Как бы высоко человек ни подпрыгнул, он все равно опустится обратно. Чтобы преодолеть земное притяжение, надо очень быстро лететь: 8 километров в одну секунду! Самолет не может лететь так быстро! А ракета может». Предложите ребенку расположить слова по порядку (по мере возрастания — убывания): огромный, большой, громадный, большущий; очень маленький, маленький, малюсенький, крохотный.

 4. Игра «Зачем лететь в космос?»

Ход игры: спросите: «Почему люди так стремятся в космос? Ведь в космосе темно, холодно, на каждом шагу подстерегают опасности.» Расскажите, что воздух мешает отчетливо видеть звезды с Земли. В нем постоянно носятся пылинки, капельки воды, частички дыма. А когда собираются тучи, то звезды не видны. Астрономы мечтают построить обсерватории в космосе: воздуха там нет, облаков тоже, можно наблюдать звезды без всяких помех! Каждый экипаж, отправляющийся в космос, получает задание от астрономов.

Приложение 4

В нашей Галактике много красивых, разноцветных туманностей. В рамках проекта космос для детей дошкольного возраста мы провели опыт, который наглядно, ярко и интересно покажет, как выглядят туманности. У него есть только один недостаток: очень трудно остановиться! Так и хочется попробовать разные цвета, их сочетание, изменить жирность молока…

Справка: Туманность - участок межзвездной среды, выделяющийся своим излучением или поглощением излучения на общем фоне неба. Мы решили изучить туманности более подробно (для нашего уровня, конечно). Сначала прочли о них в имеющихся книгах.

Приступим к созданию нашей туманности.

Для этого нам понадобилось:

 • молоко с хорошей жирностью (6%, ),

• пипетка,

• пищевые красители,

• ватные палочки,

 • средство для мытья посуды.

Результат превзошел ожидания – туманность была прямо как из космоса! Концентрировали внимание детей на том, что если просто перемешивать всё палочкой, то очень быстро наше молоко превратится в грязную жидкость. Рисовать на молоке нужно аккуратно, спокойно передвигая цвета по поверхности.

Сначала капнули из пипетки несколько капель разного красителя. Желательно капать его на расстоянии друг от друга, чтобы цвета не смешивались. Затем ребенок берет ватную палочку, макает ее в моющее средство и опускает в центр цветной капли.

Наблюдаем за реакцией и осторожно, поверхностно рисуем на молоке. Нам очень понравился!

Если вам интересно почему краситель сразу не смешивается с молоком и цвета красителя не смешиваются друг с другом, вот небольшая справка: Молоко помимо воды содержит витамины, минералы, протеины и крохотные частицы жира, как бы подвешенные в растворе. Протеины и жир весьма чувствительны к изменениям раствора, в данном случае молока. Секрет этого фокуса именно в капельке моющего средства либо жидкого мыла, которые ослабляют химические связи, удерживающие жиры и протеины в растворе, и снижают поверхностное натяжение в молоке. Происходит бурная химическая реакция, которую мы можем наблюдать благодаря пищевым красителям. Как только моющее средство равномерно смешивается с молоком (частично растворяется, частично прикрепляется к молекулам жира, реакция затихает и останавливается. Вот в чем секрет этого занимательного химического опыта. Чтобы повторить цветной взрыв в молоке просто добавьте еще капельку моющего средства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новогодний утренник. "Дед Мороз зовет встретить вместе Новый год!"

Новогоднее представление с участием детей и взрослых...

Эта музыка торопит и зовет нас за собой

Комплексное музыкальное занятие...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию математических представлений Во второй младшей группе «В гости Зайчик нас зовет».

Непосредственно образовательная деятельность по формированию математических представлений во второй младшей группе в игровой форме....

"Тундра зовет"

Внедрение национально-регионального компонента в образовательный процесс повышает его уровень, обогащает духовные и социальные качества детей....

Сценарий спортивного праздника «Космос нас зовет с собой»

Гордиться своими героями, и стремиться быть похожими на них....

Спортивный праздник. Веселые эстафеты «Лес зовет».

Цели и задачи: 1. Развивать двигательные умения и навыки....

Дидактическая игра-презентация "Кого зовет мама?" по теме "Домашние животные и их детеныши"

Цели игры-презентации:•Введение в активный словарь названий домашних животных и их детенышей.•Расширение глагольного словаря за счет слов-действий, обозначающих подачу голоса различных животных.•Совер...