"Воздух-невидимка и игрушка-вертушка"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект познавательно-практического занятия для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klubnyy_chas_-_vozduh-nevedimka_i_igrushka-vertushka.docx | 42.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛГ МАДОУ «Детский сад №1 «Росинка»
Клубный час «День детских изобретений»
Конспект образовательной деятельности
Тема «Воздух- невидимка и игрушка-вертушка»
(возраст с 4 до 8 лет)
Составили:
воспитатель Артамонова Н.В.
воспитатель Зайко Е.В.
Конспект образовательной деятельности
Клубный час «День детских изобретений»
Тема «Воздух- невидимка и игрушка-вертушка»
(возраст с 4 до 8 лет)
Составили:
воспитатель Артамонова Н.В.
воспитатель Зайко Е.В.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- учить наблюдать за окружающей средой;
- формировать представления о воздухе, его свойствах (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется); о роли в жизни живых существ;
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- продолжать закреплять навыки проведения опытов;
- учить детей делать вертушку из бумаги по образцу;
- продолжать обучать приёмам работы с бумагой;
- формировать умение следовать словесной инструкции педагога;
- упражнять детей в умении делать вертушку из бумаги, по образцу;
Развивающие задачи:
- развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
- активизировать словарь детей: прозрачный, невидимый, бесцветный, без запаха, движется;
- развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром;
- развивать умение работать с бумагой, используя для этого необходимые инструменты;
- совершенствовать мелкую моторику рук;
- развивать творческие способности, образное мышление, внимание, пространственное воображение, любознательность, наблюдательность;
Воспитательные задачи:
- прививать интерес к конструированию;
- воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
- продолжать воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам;
- формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.
Место проведения: групповое помещение.
Форма организации детей: фронтальная.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие».
Словарная работа: лаборатория, прозрачный, невидимый, бесцветный, без запаха, движется, опыты.
Предварительная работа: загадывание загадок, рассматривание энциклопедий, наблюдение на прогулке за ветром, игры с султанчиками, вертушками и веером, тематические беседы, чтение художественной литературы, изготовление вееров.
Организация развивающей предметно-пространственной среды:
Выставка Мини-лаборатории: разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл); природный материал (камешки, ракушки, птичьи перышки, семена); утилитарный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки), разные виды бумаги (обычная, картон, наждачная, копировальная); медицинские материалы (пипетки, деревянные палочки, резиновые груши и т. д.); прочие материалы (зеркала, воздушные шары, сахар, соль, цветные и прозрачные стекла, свечи, лейка и т. д.); султанчики, вертушки и веера.
Столы для организации разных опытов и экспериментов.
Оборудование: мультимедийная установка, ноутбук, колонки, магнитофон.
Демонстрационный материал: миска с водой, стакан прозрачный, фонарик, шары (с воздухом и водой), шары с воздухом, линейка 50 см, пропеллер (образец); образцы вертушек, палочки, воздушные шары, иллюстрации по теме.
Раздаточный материал: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей), стакан с водой и стаканчик пустой прозрачные, игрушки и другие мелкие предметы; и трубочки (по количеству детей), салфетки, шары (с воздухом и водой), мыльные пузыри (по количеству детей); лист бумаги - квадрат, деревянная палочка от суши, ножницы, клей, кнопка (по количеству детей);
Методы и приемы:
- Игровые (игровые упражнения, игра «Узнай по запаху», игра «Пропеллер», физкультминутка);
- Наглядные (демонстрация опытов и экспериментов, ИКТ технология – просмотр презентации, просмотр мультфильма, показ образца);
- Словесные (загадывание загадки, художественное слово, беседа, обсуждение, пояснение заданий, ответы на вопросы (хоровые, индивидуальные));
- Практические – опыты, эксперименты, работа с раздаточным материалом, тактильные ощущения, сравнение, практическая деятельность - изготовление игрушки-вертушки;
- Физкультминутка «Ветер»;
- Итог – рефлексия, формулирование выводов, поощрение, анализ заданий.
Виды детской деятельности: игровая (игровые упражнения, игра «Узнай по запаху», игра «Пропеллер»); коммуникативная (вопросы, беседы, обсуждение, выводы, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская (решение проблемных ситуаций, опыты, экспериментирование); двигательная (дыхательная гимнастика, физкультминутка); продуктивная (изготовление игрушки-вертушки).
Ход мероприятия
В группу постепенно входят ребята (собираются),
рассматривают выставку Мини-лаборатории.
Их встречает Профессор Самоделкин и предлагает встать в круг.
- Организационная (вводная) часть - Круг приветствия
Профессор Самоделкин: Доброе утро, ребята. Мы рады приветствовать вас в нашей Волшебной лаборатории:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет» и «Добрый день»!
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется.
Профессор Самоделкин: Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория? (Ответы детей: это специальное место, где проводят опыты и эксперименты). А вы любите экспериментировать? (Ответы детей: да, конечно).
Профессор Самоделкин: Я приглашаю вас в нашу Лабораторию. Сегодня в лаборатории мы с вами, будем изучать загадочное вещество-невидимку. Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками.
Отгадайте загадку и скажите, о каком веществе идет речь:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (Воздух)
- Основная часть
Профессор Самоделкин: Что такое воздух, для чего он нужен? (Ответы детей: воздух это - то чем мы дышим). Правильно, без воздуха мы не можем жить. Давайте сейчас проведем опыт: попробуем вдохнуть, задержать дыхание и не дышать. Что вы почувствовали? (Ответы детей: задыхаемся, не хватает воздуха). Человеку воздух просто необходим. А кому еще нужен воздух? (Ответы детей: животным, птицам, растениям). Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, все живое бы погибло. (Слайд).
Раздается стук в дверь, в группу входит задумчивый Волшебник
с шариком в руках и рассматривает его.
Волшебник: Интересно, а что у него внутри?...(задумчиво произносит Волшебник)
Профессор: Здравствуй, Волшебник.
Волшебник: Здравствуйте, уважаемый профессор Самоделкин и ребята.
Профессор: Что вы там рассматриваете?
Волшебник: Я много знаю разных фокусов, но вот интересно ребята, а что внутри у этого шарика?.. (Ответы детей: воздух?!)
Волшебник: Какой ещё воздух? Я ничего не вижу! А вы видите воздух, ребята? (ответы детей: нет). Подождите, у меня есть фонарик, давайте посветим на шарик. Вы что-нибудь увидели? (ответы детей: нет, ничего.)
Профессор: Свет проходит через шарик с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое волшебное свойство воздуха: воздух – прозрачный, бесцветный и невидимый. Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать.
Волшебник (начинает ловить руками, но ничего не выходит): А как это сделать, у меня ничего не получается? Ребята, а вы знаете? (ответы детей: нет)
Профессор: Уважаемый волшебник, оставайтесь с нами в нашей Лаборатории и мы вам с ребятами всё расскажем и покажем.
Волшебник: Большое спасибо за приглашение.
Опыт 1. «Поймай невидимку»
Профессор: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (ответы детей: он пуст). Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз, смять (смять мешочек). Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы открываем пакет, набираем в пакет воздух и закручиваем пакет (завязываем). Что произошло с пакетом? (ответы детей: он изменил форму). На что он похож? (ответы детей: он похож на шарик, на подушку). Что внутри? (воздух). Давайте поиграем с ним (ребята подбрасывают мешочек, как шарик). Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым, интересно, почему? (ответы детей).
Да, ребята, вы правы, воздух невидимый, прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух в мешочек, а потом выпустили его.
Волшебник: Значит, воздух есть вокруг нас.
Опыт 2. «Воздух занимает место»
Профессор: Да, воздух вокруг нас. Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? (показать прозрачный стакан). Посмотрите внимательно, есть ли в нем что-нибудь? (ответы детей). Сейчас мы это проверим, а наш друг Волшебник нам поможет. Уважаемый Волшебник, возьмите стакан вверх дном, держите его прямо и опускайте медленно в чашку с водой. Ребята, что вы увидели (ответы детей: вода не заполняет стакан)
Волшебник: Почему вода не попадает в стакан? Что мешает опустить стакан? (ответы детей: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду).
Профессор: Воздух есть вокруг нас, и он невидим. И именно поэтому воздух называют невидимкой.
Просмотр мультфильма «Воздух-невидимка» (интерактивная доска)
Опыт 3. «Воздух в человеке»
Волшебник: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? (ответы детей).
Профессор: А давайте проверим! Перед вами стоят стаканчики с водой и рядом лежат трубочки для коктейля, возьмите трубочки и опустите в стаканчики с водой, давайте подуем в трубочку тихо, тихо... И посмотрим, что произойдёт. Что происходит с водой? (ответы детей: выходят пузырьки).
Профессор: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы детей: это воздух).
Профессор: Верно - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку и он выходит в виде пузырьков. Это выходит воздух из наших лёгких. Чем больше воздуха, тем больше пузырей.
Волшебник: А если мы подуем сильнее и посмотрим, что произойдёт… На что это похоже ребята? (ответы детей: на бурю).
Вот наше следующее открытие: воздух есть и внутри нас.
Опыт 4. «Воздух легче, воды?»
Волшебник: А что легче: воздух или вода?
Профессор: Мы сейчас попытаемся выяснить, что легче: воздух или вода? Вот у меня в руках 2 одинаковых шарика: в одном - вода, а в другом - воздух. Давайте определим, какой из шаров тяжелее, потрогайте? (ответы детей: с водой). А сейчас я отпущу два шарика одновременно, какой из шариков упадет раньше? (ответы детей: с водой).
А еще я предлагаю опустить шар с воздухом в воду, что вы видите (ответы детей: шар не тонет), значит шар с воздухом легче, чем вода.
Волшебник: Теперь мы знаем, что шар с воздухом легче, чем вода.
Опыт 5. «Воздух и звук»
Волшебник: Ребята, а как вы думаете, воздух можно услышать? (ответы детей). Давайте мы вместе с профессором это проверим. Предлагаю, вам сыграть на духовых инструментах – свистульках, дудочках (дети играют). Что мы слышим? (звуки)
Профессор: Дети дуют в отверстие инструмента, воздух дрожит и получается звук, звуки распространяются по воздуху.
Игра «Узнай по запаху».
Профессор: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте (ответы детей: нет). Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Фокусник: Я предлагаю вам поиграть в игру «Узнай по запаху».
У меня на столе стоят пустые закрытые коробочки (запах чеснока, апельсина, пропитанные духами), нужно открыть коробочку, понюхать и сказать, что в них лежало? (ответы детей).
Фокусник: Имеет ли теперь воздух запах? (ответы детей: да, пахнет апельсином, чесноком и духами). Воздух, не имеет запаха, но приобретает его от продуктов и веществ, которые нас окружают.
Практическая часть – изготовление «Игрушки-вертушки»
Профессор: Ребята, мы так много узнали про свойства воздуха, а вот на один вопрос забыли ответить - воздух двигается или нет? (ответы детей) Давайте попробуем двигать воздух (помашем ладошками вокруг лица). Когда мы двигаем воздух, что появляется? (ответы детей: ветерок). Значит, движение воздуха называется ветром.
Физкультминутка «Ветер»
Ветер дует нам в лицо (машем руками на лицо)
Закачалось деревцо (раскачаемся из стороны в сторону)
Ветер тише, тише, тише (приседаем, машем руками вверх- вниз)
Деревцо всё выше, выше (потянуться вверх)
Профессор: Ребята, как вы думаете, а может ли ветер служить человеку? Как ветер может служить человеку? (ответы детей: крутит мельницу, вентилятор охлаждает, фен сушит, пылесос, самолет, парашют, воздушный шар, надувает паруса в корабле)
А как мы можем узнать, есть ветер на улице или нет? (ответы детей: посмотреть в интернете; нам нужен, флюгер, вертушка). Вот у меня в руках вертушка, скажите она вертится? (ответы детей: нет). Значит, у нас здесь ветра нет. Но я могу сделать ветер – подуть (дую тихонько на вертушку). Вертушка что делает? (ответы детей: крутится). А так (подуть сильнее - вертушка крутится сильнее)? Значит, ветер может быть каким? (ответы детей: сильным, слабым)
Фокусник: Предлагаю, вам сделать такие вертушки своими руками. Хотите? (ответы детей).
Ребята проходят к столам и садятся.
Профессор напоминает ребятам о Правилах безопасности работы с ножницами
и острыми предметами.
Этапы изготовления игрушки:
Фокусник: У вас на столе лежат: квадратный лист бумаги, с нарисованным в центре кругом, ножницы, палочка и кнопка. Приступим к работе.
- Квадрат необходимо сложить по диагонали, прогладить по линии сгиба.
- Сложить 2 раз по диагонали и прогладить по линии сгиба.
- Развернуть квадрат и по линиям сгиба ножницами разрезаем до круга.
- Согнуть один уголок до точки в середине круга и приклеить, но не прижимать.
- Сгибаем остальные уголки, к центру, через один и так все по порядку и приклеиваем.
- Берем кнопку и прокалываем в центре, уголки к палочке, не плотно прижимая кнопку.
Ну вот, и получилась игрушка-вертушка. Молодцы все очень старались и у всех получились замечательные игрушки-вертушки. Давайте поиграем.
Игра с вертушками «Пропеллер» (дыхательные упражнения с вертушкой)
«Пропеллер» - дыхательная гимнастика, с использованием вертушки способствует насыщению организма кислородом, улучшает работу всех систем организма, а также автоматизирует некоторые звуки.
1. Руки с вертушкой выпрямлены вперед.
1 – глубокий вдох;
2 – продолжительный, усиленный выдох на вертушку.
Дуть на вертушку так, чтобы она дольше крутилась.
Дуют дети на вертушку,
Очень славная игрушка!
Крутится, вращается,
Детишкам очень нравится!
- Заключительная часть. Рефлексия.
Профессор: Ребята, скажите, с каким загадочным веществом-невидимкой мы сегодня с вами познакомились? Какими свойствами он обладает:
- человек не может жить без воздуха;
- воздухом дышат люди, птицы, животные, растения;
- воздух окружает нас везде;
- воздух прозрачный, мы его не видим;
- воздух не имеет цвета;
- воздух легче воды;
- воздух можно почувствовать;
- воздух можно услышать;
- воздух может двигаться.
Ребята скажите, какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он нам рассказал?
Что можно узнать с помощью прибора, который мы с вами сделали? (ответы детей: силу ветра.)? Что можно сказать об этих игрушках-вертушках? (ответы детей)
Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут рассказать и о других свойствах воздуха и прочитать о «Великом невидимке» в энциклопедиях.
Фокусник: Спасибо ребята за вашу помощь, я так много сегодня узнал и увидел, с вами было очень приятно и интересно общаться.
Список используемой литературы.
- Воздух - невидимка/ Н.А. Рыжова; науч. ред. проф. Г.А. Ягодин. - Москва : Linka-press, 1998.
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-Пресс, 2007.
- Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М.: Т.Ц. Сфера, 2006.
- Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа» М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005.
- Сержантова Т. Б. 366 моделей оригами. – М.: Айрис-пресс, 2006.
- Образовательная социальная сеть www.nsportal.ru
- Образовательный портал www.prodlenka
- Сайт www.infourok.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, рол...
Детский мастер-класс для старшей группы. «Игрушка-вертушка»
Детский мастер-класс для старшей группы. «Игрушка-вертушка»...
Физкультурное оборудование своими руками «Четырехлопастная игрушка - вертушка»
Физкультурное оборудование своими руками «Игрушка-вертушка»Назначение: для использования в игре с ветром на свежем воздухе, в качестве атрибута для подвижных игр, для развития дыхания...
Игрушка-вертушка своими руками.
Рекомендации родителям по изготовлению игрушки-вертушки своими руками...
ВОЛШЕБНАЯ ИГРУШКА-ВЕРТУШКА
Если быстро раскрутить картонный диск с двумя рисунками наш глаз воспринимает сразу оба изображения и две картинки сливаются в одну и появляется новая совмещенная картинка .Как сделат...
ОД "Неделя капельки и воздуха-невидимки» Экспериментирование с воздухом и игры с водой"
План воспитательно – образовательной работы на летний оздоровительный период Дата:Тема недели: «Неделя капельки и воздуха-невидимки» Экспериментирование с воздухом и игры с водой.Цел...
Тема недели: «Неделя капельки и воздуха-невидимки». Экспериментирование, опыты с воздухом и игры с водой
Тема недели: «Неделя капельки и воздуха-невидимки». Экспериментирование, опыты с воздухом и игры с водойЦель недели: сформировать у детей знания о значении воды и воздуха в жизни человека ...