"Воздух-невидимка и игрушка-вертушка"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект познавательно-практического занятия для детей старшего дошкольного возраста  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klubnyy_chas_-_vozduh-nevedimka_i_igrushka-vertushka.docx42.18 КБ

Предварительный просмотр:

ЛГ МАДОУ «Детский сад №1 «Росинка»

Клубный час «День детских изобретений»

Конспект образовательной деятельности

Тема «Воздух- невидимка  и игрушка-вертушка»

(возраст с 4 до 8 лет)

Составили:

воспитатель Артамонова Н.В.

воспитатель Зайко Е.В.

Конспект образовательной деятельности

Клубный час «День детских изобретений»

Тема «Воздух- невидимка и игрушка-вертушка»

(возраст с 4 до 8 лет)

Составили:

воспитатель Артамонова Н.В.

воспитатель Зайко Е.В.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • учить наблюдать за окружающей средой;
  • формировать представления о воздухе, его свойствах (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется); о роли в жизни живых существ;
  • расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
  • продолжать закреплять навыки проведения опытов;
  • учить детей делать вертушку из бумаги по образцу;
  • продолжать обучать приёмам работы с бумагой;
  • формировать умение следовать словесной инструкции педагога; 
  • упражнять детей в умении делать вертушку из бумаги, по образцу;

Развивающие задачи:

  • развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию;
  • способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
  • активизировать словарь детей: прозрачный, невидимый, бесцветный, без запаха, движется;  
  • развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром;
  • развивать умение работать с бумагой, используя для этого необходимые инструменты;
  • совершенствовать мелкую моторику рук;
  • развивать творческие способности, образное мышление, внимание, пространственное воображение, любознательность, наблюдательность;

Воспитательные задачи:

  • прививать интерес к конструированию;
  • воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
  • продолжать воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
  • воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам;
  • формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.

Место проведения: групповое помещение.

Форма организации детей: фронтальная.

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие».

Словарная работа: лаборатория, прозрачный, невидимый, бесцветный, без запаха, движется, опыты.

Предварительная работа: загадывание загадок, рассматривание энциклопедий, наблюдение на прогулке за ветром, игры с султанчиками, вертушками и веером,  тематические беседы, чтение художественной литературы, изготовление вееров.

Организация развивающей предметно-пространственной среды:

Выставка Мини-лаборатории: разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл); природный материал (камешки, ракушки, птичьи перышки, семена); утилитарный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки), разные виды бумаги (обычная, картон, наждачная, копировальная); медицинские материалы (пипетки, деревянные палочки, резиновые груши и т. д.); прочие материалы (зеркала, воздушные шары, сахар, соль, цветные и прозрачные стекла, свечи, лейка и т. д.); султанчики, вертушки и веера.

Столы для организации разных опытов и экспериментов.

Оборудование: мультимедийная установка, ноутбук, колонки, магнитофон.

Демонстрационный материал: миска с водой, стакан прозрачный, фонарик, шары (с воздухом и водой), шары с воздухом, линейка 50 см, пропеллер (образец); образцы вертушек, палочки, воздушные шары, иллюстрации по теме.

Раздаточный материал: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей), стакан с водой и стаканчик пустой прозрачные, игрушки и другие мелкие предметы; и трубочки (по количеству детей), салфетки, шары (с воздухом и водой), мыльные пузыри (по количеству детей); лист бумаги - квадрат, деревянная палочка от суши, ножницы, клей, кнопка (по количеству детей);

Методы и приемы:

  1. Игровые (игровые упражнения, игра «Узнай по запаху», игра «Пропеллер», физкультминутка);
  2. Наглядные (демонстрация опытов и экспериментов, ИКТ технология – просмотр презентации, просмотр мультфильма, показ образца);
  3. Словесные (загадывание загадки, художественное слово, беседа, обсуждение, пояснение заданий,   ответы на вопросы (хоровые, индивидуальные));
  4. Практические – опыты, эксперименты, работа с раздаточным материалом, тактильные ощущения, сравнение, практическая деятельность - изготовление игрушки-вертушки;
  5. Физкультминутка «Ветер»;
  6. Итог – рефлексия, формулирование выводов, поощрение, анализ заданий.

Виды детской деятельности: игровая (игровые упражнения, игра «Узнай по запаху», игра «Пропеллер»);  коммуникативная (вопросы, беседы, обсуждение, выводы, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская (решение проблемных ситуаций, опыты, экспериментирование); двигательная (дыхательная гимнастика, физкультминутка); продуктивная (изготовление игрушки-вертушки).

Ход мероприятия

В группу постепенно входят ребята (собираются),

рассматривают выставку Мини-лаборатории.

Их встречает Профессор Самоделкин и предлагает встать в круг.

  1. Организационная (вводная) часть - Круг приветствия

Профессор Самоделкин: Доброе утро, ребята. Мы рады приветствовать  вас в нашей  Волшебной лаборатории:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет» и «Добрый день»!

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется.

Профессор Самоделкин:  Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория? (Ответы детей: это специальное место, где проводят опыты и эксперименты). А вы любите экспериментировать? (Ответы детей: да, конечно). 

 Профессор Самоделкин: Я приглашаю вас в нашу Лабораторию. Сегодня  в лаборатории мы с вами, будем изучать загадочное вещество-невидимку. Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками.

Отгадайте загадку и скажите, о каком веществе идет речь:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! (Воздух)

  1. Основная часть

Профессор Самоделкин: Что такое воздух, для чего он нужен? (Ответы детей: воздух это - то чем мы дышим). Правильно, без воздуха мы не можем жить. Давайте сейчас проведем опыт: попробуем вдохнуть, задержать дыхание и не дышать. Что вы почувствовали? (Ответы детей: задыхаемся, не хватает воздуха). Человеку воздух просто необходим. А кому еще нужен воздух? (Ответы детей: животным, птицам, растениям). Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было  вокруг Земли воздуха, все живое бы погибло. (Слайд).

Раздается стук в дверь, в группу входит задумчивый Волшебник

с шариком  в руках и рассматривает его.

Волшебник: Интересно, а что у него внутри?...(задумчиво произносит Волшебник)

Профессор: Здравствуй, Волшебник.

Волшебник: Здравствуйте, уважаемый профессор Самоделкин и ребята.

Профессор:  Что вы там рассматриваете?

Волшебник: Я много знаю разных фокусов, но вот интересно ребята, а что внутри у этого шарика?.. (Ответы детей: воздух?!)

Волшебник: Какой ещё воздух? Я ничего не вижу! А вы видите воздух, ребята? (ответы детей: нет). Подождите, у меня есть фонарик, давайте посветим на шарик. Вы что-нибудь увидели? (ответы детей: нет, ничего.) 

Профессор: Свет проходит через шарик  с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое волшебное свойство воздуха: воздух – прозрачный, бесцветный и невидимый. Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать.

Волшебник (начинает ловить руками, но ничего не выходит): А как это сделать, у меня ничего не получается? Ребята, а вы знаете? (ответы детей: нет)

Профессор: Уважаемый волшебник, оставайтесь с нами в нашей Лаборатории и мы вам с ребятами всё расскажем и покажем.

Волшебник: Большое спасибо за приглашение.

Опыт 1. «Поймай невидимку»

Профессор: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (ответы детей: он пуст). Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз, смять (смять мешочек). Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы открываем пакет, набираем в пакет воздух и закручиваем пакет (завязываем). Что произошло с пакетом? (ответы детей: он изменил форму). На что он похож? (ответы детей: он похож на шарик, на подушку). Что внутри? (воздух).  Давайте поиграем с ним (ребята подбрасывают мешочек, как шарик). Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым, интересно, почему? (ответы детей).

Да, ребята, вы правы, воздух невидимый, прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух в мешочек, а потом выпустили его.

Волшебник: Значит, воздух есть вокруг нас.

Опыт 2. «Воздух занимает место»

Профессор: Да, воздух вокруг нас. Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? (показать прозрачный стакан). Посмотрите внимательно, есть ли в нем что-нибудь? (ответы детей). Сейчас мы это проверим, а наш друг Волшебник нам поможет. Уважаемый Волшебник, возьмите стакан вверх дном, держите его прямо и опускайте медленно в чашку с водой. Ребята,  что вы увидели (ответы детей: вода не заполняет стакан)

Волшебник: Почему вода не попадает в стакан? Что мешает опустить стакан? (ответы детей: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду).

Профессор: Воздух есть вокруг нас, и он невидим. И именно поэтому воздух называют невидимкой.

Просмотр мультфильма «Воздух-невидимка» (интерактивная доска)

Опыт 3. «Воздух в человеке»

Волшебник: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? (ответы детей).

Профессор: А давайте проверим! Перед вами стоят стаканчики с водой и рядом лежат трубочки для коктейля, возьмите трубочки и опустите в стаканчики с водой, давайте подуем в трубочку тихо, тихо... И посмотрим, что произойдёт. Что происходит с водой? (ответы детей: выходят пузырьки).

Профессор: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была  (ответы детей: это воздух).

Профессор:  Верно - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку и он выходит в виде пузырьков. Это выходит воздух из наших лёгких. Чем больше воздуха, тем больше пузырей.

Волшебник: А если мы подуем сильнее и посмотрим, что произойдёт… На что это похоже ребята? (ответы детей:  на бурю).

Вот наше следующее открытие: воздух есть и внутри нас.

Опыт 4. «Воздух легче, воды?»

Волшебник: А что легче: воздух или вода?

Профессор: Мы сейчас попытаемся выяснить, что легче: воздух или вода? Вот у меня в руках 2 одинаковых шарика: в одном - вода, а в  другом -  воздух. Давайте определим, какой из шаров тяжелее, потрогайте? (ответы детей: с водой). А сейчас я отпущу два шарика одновременно, какой из шариков упадет раньше? (ответы детей: с водой).

А еще я предлагаю опустить шар с воздухом в воду, что вы видите (ответы детей: шар не тонет), значит шар с воздухом легче, чем вода.

Волшебник: Теперь мы знаем, что шар с воздухом легче, чем вода.

Опыт 5. «Воздух и звук»

Волшебник: Ребята, а как вы думаете, воздух можно услышать? (ответы детей). Давайте мы вместе с профессором это проверим. Предлагаю, вам сыграть на духовых инструментах – свистульках, дудочках (дети играют). Что мы слышим? (звуки)

Профессор:  Дети дуют в отверстие инструмента, воздух дрожит и получается звук, звуки распространяются по воздуху.

Игра «Узнай по запаху».

Профессор: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте (ответы детей: нет). Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Фокусник: Я предлагаю вам поиграть в игру «Узнай по запаху».

У меня на столе стоят пустые закрытые коробочки (запах чеснока, апельсина, пропитанные духами), нужно открыть коробочку, понюхать и сказать, что в них лежало? (ответы детей).

Фокусник: Имеет ли теперь воздух запах? (ответы детей: да, пахнет апельсином, чесноком и духами). Воздух, не имеет запаха, но приобретает его от продуктов и  веществ, которые нас окружают.

Практическая часть – изготовление «Игрушки-вертушки»

Профессор: Ребята, мы так много узнали про свойства воздуха, а вот на один вопрос забыли ответить -  воздух двигается или нет? (ответы детей) Давайте попробуем двигать воздух (помашем ладошками вокруг лица). Когда мы двигаем воздух,  что появляется? (ответы детей: ветерок). Значит, движение воздуха называется ветром.

Физкультминутка «Ветер»

Ветер дует нам в лицо (машем руками на лицо)

Закачалось деревцо (раскачаемся из стороны в сторону)

Ветер тише, тише, тише (приседаем, машем руками вверх- вниз)

Деревцо всё выше, выше (потянуться вверх)

Профессор: Ребята, как вы думаете, а может ли ветер служить человеку? Как ветер может служить человеку? (ответы детей: крутит мельницу, вентилятор охлаждает, фен сушит, пылесос, самолет, парашют, воздушный шар, надувает паруса в корабле) 

А как мы можем узнать, есть ветер на улице или нет?  (ответы детей: посмотреть в интернете; нам нужен, флюгер, вертушка). Вот у меня в руках вертушка, скажите она вертится? (ответы детей: нет). Значит, у нас здесь ветра нет. Но я могу сделать ветер – подуть (дую тихонько на вертушку). Вертушка что делает? (ответы детей: крутится). А так (подуть сильнее - вертушка крутится сильнее)? Значит, ветер может быть каким? (ответы детей: сильным, слабым)

Фокусник: Предлагаю, вам сделать такие вертушки своими руками. Хотите? (ответы детей).

Ребята проходят к столам и садятся.

Профессор напоминает ребятам о Правилах безопасности работы с ножницами

и острыми предметами.

Этапы изготовления игрушки:

Фокусник: У вас на столе лежат: квадратный лист бумаги, с нарисованным в центре кругом, ножницы, палочка и кнопка. Приступим к работе.

  1. Квадрат необходимо сложить по диагонали, прогладить по линии сгиба.
  2. Сложить 2 раз по диагонали и прогладить по линии сгиба.
  3. Развернуть квадрат и по линиям сгиба ножницами разрезаем до круга.
  4. Согнуть один уголок до точки в середине круга и приклеить, но не прижимать.
  5. Сгибаем остальные уголки, к центру, через один и так все по порядку и приклеиваем.
  6. Берем кнопку и прокалываем в центре, уголки к палочке, не плотно прижимая кнопку.

Ну вот, и получилась игрушка-вертушка. Молодцы все очень старались и у всех получились замечательные игрушки-вертушки. Давайте поиграем.

Игра с вертушками «Пропеллер» (дыхательные упражнения с вертушкой)

«Пропеллер» - дыхательная гимнастика, с использованием вертушки способствует насыщению организма кислородом, улучшает работу всех систем организма, а также автоматизирует некоторые звуки.

1. Руки с вертушкой выпрямлены вперед.

1 – глубокий вдох;

2 – продолжительный, усиленный выдох на вертушку.

Дуть на вертушку так, чтобы она дольше крутилась.

Дуют дети на вертушку,

Очень славная игрушка!

Крутится, вращается,

Детишкам очень нравится!

  1. Заключительная часть. Рефлексия.

Профессор: Ребята, скажите, с каким загадочным веществом-невидимкой мы сегодня с вами познакомились? Какими свойствами он обладает:

- человек не может жить без воздуха;

- воздухом дышат люди, птицы, животные, растения;

- воздух окружает нас везде;

- воздух прозрачный, мы его не видим;

- воздух не имеет цвета;

- воздух легче воды;

- воздух можно почувствовать;

- воздух можно услышать;

- воздух может двигаться.

Ребята скажите, какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он нам рассказал?

Что можно узнать с помощью прибора, который мы с вами сделали? (ответы детей: силу ветра.)? Что можно сказать об этих игрушках-вертушках? (ответы детей)

Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут рассказать и о других свойствах воздуха и прочитать о «Великом невидимке» в энциклопедиях.

Фокусник: Спасибо ребята за вашу помощь, я так много сегодня узнал и увидел, с вами было очень приятно и интересно общаться.

Список используемой литературы.

  1. Воздух - невидимка/ Н.А. Рыжова; науч. ред. проф. Г.А. Ягодин. - Москва : Linka-press, 1998.
  2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-Пресс, 2007.
  3. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М.: Т.Ц. Сфера, 2006.
  4. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа» М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005.
  5. Сержантова Т. Б. 366 моделей оригами. – М.: Айрис-пресс, 2006.
  6. Образовательная социальная сеть www.nsportal.ru
  7. Образовательный портал www.prodlenka
  8. Сайт www.infourok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, рол...

Детский мастер-класс для старшей группы. «Игрушка-вертушка»

Детский мастер-класс для старшей группы. «Игрушка-вертушка»...

Физкультурное оборудование своими руками «Четырехлопастная игрушка - вертушка»

Физкультурное оборудование своими руками «Игрушка-вертушка»Назначение: для использования в игре с ветром на свежем воздухе, в качестве атрибута для подвижных игр, для развития дыхания...

Игрушка-вертушка своими руками.

Рекомендации родителям по изготовлению игрушки-вертушки своими руками...

ВОЛШЕБНАЯ ИГРУШКА-ВЕРТУШКА

Если быстро раскрутить картонный диск с двумя рисунками  наш глаз воспринимает сразу оба изображения и две картинки сливаются в одну и появляется новая совмещенная картинка .Как сделат...

ОД "Неделя капельки и воздуха-невидимки» Экспериментирование с воздухом и игры с водой"

План воспитательно – образовательной работы на летний оздоровительный период Дата:Тема недели: «Неделя капельки и воздуха-невидимки» Экспериментирование с воздухом и игры с водой.Цел...

Тема недели: «Неделя капельки и воздуха-невидимки». Экспериментирование, опыты с воздухом и игры с водой

Тема недели: «Неделя капельки и воздуха-невидимки». Экспериментирование, опыты с воздухом и игры с водойЦель недели: сформировать у детей знания о значении воды и воздуха в жизни человека ...