Конспект НОД "Малыми шагами по родному краю. Балтийское море"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Формирование любви, активной жизненной положительной позиции по отношению к родному краю, Балтийскому морю, развитие экологического сознания через формирования представлений об окружающей действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malymi_shagami_po_rodnomu_krayu.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Калининграда детский сад № 100
Конспект
Непосредственно образовательной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию на тему: «Малыми шагами по родному краю. Балтийское море»
для детей старшей группы
Разработала воспитатель
МАДОУ д/с № 100
Авдеева Е. Н.
г. Калининград.
Цель: Формирование любви, активной жизненной положительной позиции по отношению к родному краю, Балтийскому морю, развитие экологического сознания через формирования представлений об окружающей действительности.
Задачи
Образовательные
- Формировать у детей интерес к родному краю.
- Расширять представления детей о Балтийском море, его состоянии, учить подбирать слова, которые его характеризуют.
- Познакомить детей с обитателями морских глубин (рыбами, животными).
- Уточнить представление о значении моря в жизни человека, его активном использовании (хозяйственном, оздоровительном, эстетическом).
- Дать представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды. Сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе. Познакомить с формами защиты окружающей среде.
Развивающие
- Развивать связную речь, любознательность, внимание, логическое мышление, навыки выстраивать логическое рассуждение.
- Развивать умение анализировать и делать выводы на основе результатов исследовательской деятельности и наблюдений.
- Обогащать словарный запас детей новыми терминами, способствовать развитию познавательного интереса.
Воспитательные
- Воспитывать патриотические чувства, любовь к родине, к родному краю, Балтийскому морю, бережное отношение к нему и желание сохранить его красоту.
Предварительная работа:
- Рассматривание географической карты Калининградской области.
- Рассматривание иллюстраций с изображением Балтийского моря, его обитателей (морская чайка, тювяк (серый тюлень), балтийская нерпа, морская свинья, салака, балтийская килька, треска, корюшка, лосось.
- Прослушивание аудио записей с шумом моря в разном состоянии (сильный ветер, шторм, идёт дождь, штиль и т.д.).
- Просмотр видео роликов: «Балтийское море».
- Разучивание считалок на морскую тематику («Моряк», «Морской флот», «Пароход», «Соленое море»).
- Рассматривание и обсуждение Красной Книги России.
- Беседы об экологическом состоянии Балтийского моря; «Защита Балтийского моря».
- Создание презентации «Малыми шагами по родному краю. Балтийское море».
Оборудование: Магнитная доска, магниты, фон моря для доски, картинки с изображением морских судов (военные грузовые, рыболовные), рыб (салака, корюшка, сельдь, камбала, треска, балтийская килька, животных (балтийская нерпа, морская свинья), чайка, кораблики – оригами для игры, обручи, синяя ткань (невод), макет моря – аквариум, лодочки-игрушки, фантики, пробки от бутылок, стакан с подсолнечным маслом, стакан с окрашенной в чёрный цвет водой, влажные салфетки.
Занятие сопровождается показом презентации.
Ход занятия
Организационный момент:
Мы идём, идём по кругу,
Улыбаемся друг другу.
Повстречаться мы спешим,
Поздороваться хотим.
Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Россия) Посмотрите на карту (показать территорию России)
Воспитатель:
Если долго-долго-долго,
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго,
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда,
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы.
И, поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
Звучит песня о Калининграде
Демонстрируется видео
Воспитатель: О чём поётся в песне? (о г. Калининграде)
Воспитатель: Как называется наша область? (Калининградская обл.)
Воспитатель: Правильно, наш край называется - Калининградская область. Это и есть наша малая Родина. Взгляните на карту, и вы увидите, что с одной стороны наша земля имеет выход в море.
Воспитатель: Ну-ка, дети, поясните, и быстрее объясните.
- Что такое море? (Море – это часть воды, оно огромное, большое, глубокое!)
Воспитатель: Как называется наше море? (Балтийское море)
Воспитатель: Балтийское море у нас замечательное. И у него есть собственное настроение. Каким бывает наше море, мы узнаем, когда поиграем в игру.
Дидактическая игра «Какое бывает море?»
Воспитатель: Будет передавать рыбку по кругу, и называть по одному слову. Я начинаю. Море бывает: спокойное, синее, глубокое, солёное, тёплое, холодное, бушующее, прекрасное, величественное, могучее, громадное, широкое, бездонное, бескрайнее, безмолвное, тихое, успокаивающее, чистое.
Воспитатель: Подумайте, а хорошо, что у нас есть море? (ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие по Балтийскому морю и найти ответ на этот вопрос. В конце нашего путешествия вы мне скажите, хорошо, ли что у нас есть море?
Воспитатель: Прошу вас пройти и занять места на стульчиках.
Воспитатель: Кто скажет, что это? (показать кусок янтаря)
Воспитатель: Вспомните, как ещё называется наш край? (Янтарный)
- Почему край называют янтарным? (ответы)
Воспитатель: Наш край называют янтарным за этот необычный камень - минерал, который выносит на свои берега Балтийское море. Янтарь это чудо природы. Янтарь – это камень, который очень - очень давно получился из смолы сосен. Люди красиво называют его «солнечный камень». Почему?
Воспитатель: Месторождение янтаря на берегу Балтийского моря, в пределах Калининградской области. Это пос. Янтарный.
Воспитатель: Какие сувениры делают из янтаря?
Воспитатель: Давайте выясним, как жизнь человека связана с морем?
Воспитатель: Всё о чём мы говорим, будем обозначать на макете моря.
(Перед детьми макет моря)
Воспитатель: Как человек использует Балтийское море? И чем полезно море? (ответы детей)
Воспитатель: Балтийское море очень активно используется человеком.
Воспитатель: Много транспортных кораблей и паромов пересекают море.
Воспитатель: Ребята, а вы видели военные корабли?
Воспитатель: На берегах и в водах Балтийского моря расположены пограничные войска и флотилии России.
Воспитатель: Как называется наш флот? (Балтийский флот)
Воспитатель: Балтийский флот имеет дивизию военных кораблей, бригаду подводных лодок, военно-воздушные, береговые и пограничные войска.
Воспитатель: Зачем нам нужен морской флот? Что делают военные корабли в море?
Воспитатель: Часто в море выходят военные корабли для проведения учений и охраны наших берегов.
На макет дети ставят военный корабль и подводную лодку.
Игра «Кораблики»
Правила игры: Детям раздать синие и жёлтые кораблики. На полу разложены синий и жёлтый обручи. Дети под музыку бегают по залу. Когда музыка закончилась – дети должны встать в свой обруч такого же цвета как кораблик.
Воспитатель: Пограничные корабли патрулируют воды Балтийского моря. По сигналу корабли идут на военную морскую базу.
Воспитатель: Посмотрите на картинку и скажите, что вы видите? (грузовые суда – контейнеровозы)
Воспитатель: Что доставляют морем? (Продукты питания: крупы, зерно, мука, рыба). Перевозка практически любого вида грузов: уголь, камни, нефть, масла, химическое сырье природный газ, автомобили и т.д. По сути, морем можно доставить все, кроме скоропортящейся продукции.
Ставим на макет (грузовые суда) – контейнеровозы.
Воспитатель: Посмотрите на слайд. Что вы видите? (промысловые суда - рыболовные).
Воспитатель: Промысловые суда выходят в море. Зачем? (на лов рыбы) Воспитатель: Можно сказать, что море нас кормит?
Воспитатель: Посмотрите, какая рыба плавает в Балтийском море?
Воспитатель: Наше море необычное – самое малосолёное в мире. Здесь водится балтийская сельдь, салака, килька, треска, камбала, лосось, корюшка. В заливе хорошо чувствует себя и речная рыба – судак, окунь, щука, лещ.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру и проверить, как вы запомнили рыб, которые водятся в нашем Балтийском море.
Подвижная игра «Рыбки».
Правила игры: Дети пробегают под синей тканью (неводом), кого накроет, тот пойман. Ведущий спрашивает: «Рыбка, рыбка, как тебя зовут? Рыбка отвечает: «Меня зовут килька, камбала …». Игра начинается со слов: «Сети в море я бросаю, много рыбы я поймаю».
На макет дети ставят карточки с изображением рыб.
Воспитатель: Посмотрите, какие животные (млекопитающие) живут в Балтийском море. Давайте назовём их?
Воспитатель: В балтийском море живут: серый и обыкновенный тюлень, балтийская нерпа, морская свинья.
Воспитатель: Балтийская нерпа и морская свинья занесены в Красную книгу и охраняются.
Воспитатель: Поясните, что такое Красная книга? (ответы детей)
Красная книга содержит сведения о редких, исчезающих животных, которые нуждаются в охране. Они исчезают, их становится мало.
(На макет дети ставят картинки с изображением животных)
Воспитатель: Кто, знает, что это? (морские водоросли)
Воспитатель: А где они нам могут пригодиться? Перед вами таблица. Используя эту таблицу. расскажите где человек использует водоросли?
Воспитатель: Морские водоросли мы употребляем в пищу и их используют в приготовлении суфле, мармелада, мороженого, зубной пасты, кремов, мыла, лекарств.
Воспитатель: Дети, скажите, чем полезно море? (ответы детей)
Воспитатель: Берег моря привлекает всех людей, которые живут в области, гостей и туристов. Море даёт нам прохладу, закаляемся, купаясь в морской воде. С морской водой принимают лечебные ванны. Морская вода очень полезная, она богата ценными для человека микроэлементами (полезными веществами), солями и особенно йодом. Поэтому морской отдых всегда даёт прилив сил, бодрости и, конечно поднимает иммунитет. А чтобы люди могли и отдохнуть и полечиться, на побережье строят санатории – дома отдыха.
Воспитатель: Посмотрите, сколько мы узнали о море.
Воспитатель: Используя наш макет, ответьте на вопрос «Хорошо ли, что у нас есть море?» (ответы детей)
1.Защита на море.
2. Перевозка грузов по морю.
3. Море нас кормит (ловля рыбы, морепродукты).
4. Пассажирские перевозки
5. Отдых на море.
Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнём и поиграем.
Игра «Кто живет в море?»
- А в воде живет индюк? (Нет)
- А в воде живет утюг? (Нет)
- А в воде живет медуза? (Да)
- Ну а корка от арбуза? (Нет)
- Ну а в море есть дельфины? (Да)
- А большие мандарины? (Нет)
- Рыбы в нашем море есть? (Да)
- Крокодилов в нем не счесть? (Нет)
- Дети плещутся в воде? (Да)
- Мусор плавает везде? (Нет)
Воспитатель: А вот здесь, я с вами не совсем согласна. В последнее время море очень печально, оно часто очень тяжело вздыхает, да сказать ничего не может.
Воспитатель: Расскажите, а может ли человек нанести вред морю? Как? (ответы детей)
Воспитатель: И если бы море умело говорить, то оно сказало бы, что очень сильно загрязнено (рассмотреть слайд).
Воспитатель: Люди не берегут море, бросают в него мусор, целлофановые пакеты, пластиковые бутылки, банки, этикетки, стёкла, рыболовные сети в воду попадают разные ядовитые вещества.
Воспитатель: Сейчас мы проведём маленькое исследование и попробуем узнать, что происходит с морем и окружающей средой.
Экспериментальная деятельность.
На столе стоит аквариум с чистой водой.
Воспитатель: Ребята, представьте, что это наше маленькое море.
Опускаем игрушечный пластмассовый корабль.
- Это танкер, который перевозит нефть или масло. Произошла авария. У него утечка - протекло масло в воду.
Наливаем масло в аквариум. (Разбираем с детьми ситуацию)
- Еще один корабль идёт по морю. Это лесовоз. На море шторм, кораблекрушение. Брёвна упали в воду.
Бросаем палочки в аквариум. (Разбираем с детьми ситуацию)
- Идёт пароход с туристами. Туристы бросают с палубы в воду бутылки, пакеты от чипсов и сухариков, фантики от конфет.
Бросаем в аквариум фантики и пробки от бутылок. (Разбираем с детьми ситуацию).
Воспитатель: Посмотрите, какой стала вода в нашем маленьком море. Смогут ли рыбы и морские растения жить в таком море? (Ответы детей) Погибнет рыба, что произойдёт с чайками? И почему? (Ответы детей). Какая экология получилась у нашего моря? (плохая). А экология – это наука о сохранении природы.
Дети садятся на стульчики.
Выводы: Произошла авария в море, разлилась нефть и покрыла плотной пленкой морскую поверхность, не пропуская солнечные лучи и кислород. Это все вредно сказывается на микроклимате моря. Обитатели морских глубин плохо себя чувствуют и даже гибнут, рыбы и прочие морские животные уплывают подальше от этих мест.
Воспитатель: А вы бы хотели плавать в таком море, отдыхать на берегах, где много мусора? (нет)
Воспитатель: Как вы считаете, море в опасности? (да)
Воспитатель: Как мы можем защитить наше море? (Самим не мусорить).
Воспитатель: Как могут помочь люди и учёные?
- Устраивают морские заповедники. Был открыт Национальный парк Куршская коса.
- Есть такие кораблики, мусорщики их называют «морские дворники». Они плавают и собирают мусор.
- А ещё, учёные придумали специальную систему для отчистки воды. На самом дне устанавливают трубы, через которые подается кислород под давлением. Поток пузырьков создает тягу, которая заставляет мусор подниматься на поверхность — а другая часть системы создает течение, направляя пластик в систему сбора, установленную на берегу (рассмотреть слайд).
- Люди проводят акции в защиту моря. Отчищают берег от мусора.
Воспитатель: И совсем не важно, что море наше чаще бывает холодным, чем тёплым, но без Балтийского моря мы не можем представить себе нашей Калининградской области.
Сюрпризный момент. Ребята, я приготовила вам сюрприз. Он в этой коробочке. И я думаю, что он вам очень понравится. Это сладость. Для этой сладости нам нужны морские водоросли. Из водорослей делают порошок. Называется он – агар. Это как пищевой желатин. Его используют для приготовления суфле, желатинок и мармелада. Догадались? Вот такие желатиновые морские рыбки сегодня для вас.
Библиографический список:
1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.
2. Источники из интернета:
Кто живёт в Балтийском море. - URL:https://www.balticarium.com (дата обращения ноябрь 2022 г.) 13 интересных фактов о Балтийском море. – URL:http://стофактов.рф (дата обращения ноябрь 2022 г.) Детям о Балтийском море. – URL:http://www.lithuania.travel (дата обращения ноябрь 2022 г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Знакомство с родным краем"
Конспект НОД "Знакомство с родным краем" направлен на формирование познавательного интереса детей к малой родине, желания активно изучать ее историю, культуру, символику, растительный и животный ...
Конспект НОД "Путешествие по родному краю"
Нравственно - патриотическое воспитание....
Конспект занятия: «Государственная символика родного края»
- воспитание патриотизма и гражданственности, чувства гордости за свою малую родину;- интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством изучения символов малой родины;- р...
конспект занятия "Путешествие по родному краю"
Посвящен знакомству с Красноярским краем, его природой и обитателями....
Конспект занятия "Путешествие по родному краю"
Методическая разработка к методическому объеденению в ДОУ....
Конспект НОД «Растительный мир родного края»
конспект НОД "Растительный мир родного ерая...
Конспект развлечения "Путешествие по родному краю" во 2 младшей группе
Стоянова И.Н., воспитательМуниципальное дошкольноеобразовательное учреждение д/с №10г. Донецк, Ростовская областьКонспект развлечения «Путешествие по родному краю» во второй младшей группеЗадачи:·...