познавательно-исследовательское занятие "Как работают наши легкие?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Во время занятия дети  знакомятся с внешними  и внутренними  органами дыхания, и в заключении создают макет грудной клетки с легкими с помощью заранее приготовленных предметов ( пластиковая бутылка, две трубочки от коктейля, два воздушных шарика, скотч, пластилин). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_starshaya_gr_yanvar_legkie.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательной деятельности с элементами моделирования

В старшей группе МОАУ «СОШ № 11 г. Орска»

Воспитатель 1 категории Пугачева О.П.

 январь 2023 год

Тема «Как работают лёгкие?»

Цель- Создать условия для закрепления  знаний детей о функции, которую выполняют легкие в организме человека посредством конструктивно – модельной деятельности

Задачи:

Образовательные:

-закрепить с детьми знания об органах дыхания – легких человека

Развивающие:

развивать словарный запас детей (грудная клетка, внутренние органы дыхания, легкие,трахея,  диафрагма,)

 -создавать условия для реализации развития конструктивно – модельной деятельности (с помощью взрослого составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности), учить наблюдать, развивая любознательность, развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к здоровью,

 соблюдать гигиену дыхания; укреплять верхние дыхательные пути с помощью выполнения специальных упражнений;  правильно ухаживать за органами дыхания (нос, рот)

Методы и приемы реализации содержания занятия:

Наглядные: наглядно-иллюстративный материал (нос, рот, легкие, грудная клетка),демонстрация  слайдов, поэтапный показ сбора модели

словесные: комментирование, проговаривание процесса выполнения действий,

 игровой: игровые действия с макетом грудной клетки (надувание легких воздухом через трубочку и через диафрагму

метод  коммуникативных навыков: работа в парах, игра «Вдох-выдох»

Организация среды для проведения ОД:

Изготовление макета грудной клетки с легкими: заготовки: разрезанная пополам прозрачная бутылка, три воздушных шарика один большой и два маленьких, две трубочки для коктейля; скотч и кусочек пластилина.

 Демонстрационный материал: памятка правил поведения на занятии по опытно – экспериментальной деятельности, плакаты с изображениями грудной клетки человека легких, диафрагмы.

Раздаточный материал : заготовки для макета ( пластиковая бутылка, разрезанная пополам и на срезе закреплен с помощью скотча  полиэтиленовый  пакет, две трубочки для коктейля, два воздушных шарика, крышка, пластилин.

 Мультимедийное  оборудование (ноутбук, телевизор)   Интерактивный слайд «Что мы узнали?» (подведение итога занятия).

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций в книге «мое тело»

Просмотр презентации «Анатомия для детей»

Игра для развития дыхательной мускулатуры «морской бой»

Опыты с воздухом

чтение познавательной литературы «Все обо всем. МОЕ ТЕЛО»

рассматривание иллюстраций по теме; выполнение домашнего задания детей с родителями (изготовление нестандартного оборудования для создания макета грудной клетки – обрезание пластиковых бутылок и надевание на сечение больших воздушных шаров)

                                                                         Ход

1Организационный момент:

Воспитатель: 

Здравствуйте уважаемые гости! Мы с ребятами рады вас видеть в нашем познавательно – исследовательском  клубе   «Хочу все знать!».

Воспитатель: 

Дети вы готовы к новым открытиям и занимательным опытам? 

Дети:  Да

Воспитатель:  Ну что ж тогда не будем терять времени и начнем с игры «Водолазы», слушайте внимательно!

Игра «Водолазы»

Вдохните как можно больше воздуха. Ныряйте на дно (присесть). Как только почувствуете, что вам не хватает воздуха, сразу «выныривайте» на поверхность и вдыхайте в себя воздух.

- Долго вы смогли обходиться без воздуха?

Дети:  Нет, мало, недолго и т.д.

Воспитатель:  Ребята, человек без воздуха может прожить лишь несколько минут! - А что помогает человеку дышать?

Дети:  Нос, рот, горло, голова и т.д.

     Воспитатель:  Во многом вы правы.  Но самый главный орган человека, который помогает ему дышать -  это легкие. А как работают легкие? Кто - то видел или читал об этом в книге?

Воспитатель: Для того чтобы узнать как работают легкие человека нам для начала необходимо будет изготовить макет грудной клетки с легкими! Для этого нам необходимо        внимательно        слушать,     не      перебивая, соблюдать последовательность сборки и хорошее настроение.

Давайте сейчас с вами подойдем к столам и рассмотрим рабочие материалы нашей лаборатории /На столах для каждого ребенка лежат заготовки: разрезанная пополам прозрачная бутылка, на сечение которой закреплен целлофановый пакет, две длинные трубочки для коктейля на конце каждой закреплены по одному маленькому воздушному шарику, крышка от бутылки с проделанными отверстиями, кусочек пластилина

- Готовы?

Дети:  Да!

Воспитатель:

Ну что ж приступим! 

-   Перед вами лежат заготовки: разрезанная пополам прозрачная бутылка, снизу которой  закреплен  полиэтиленовый пакет , эта бутылка будет имитировать нашу с вами грудную клетку, две длинные трубочки для коктейля на конце каждой закреплены по одному маленькому  воздушному шарику,  крышка от бутылки с отверстиями, кусочек пластилина для соединения.

-   Возьмите, пожалуйста, в руки крышечки и рассмотрите их внимательно. В ней два отверстия, в которые мы с вами будем вставлять длинные трубочки с шариками на концах.

-   Мы берем сначала одну трубочку для коктейля с шариком на конце и вставляем в первое отверстие с внутренней стороны крышки, это та сторона, которая надевается на бутылку. И то же самое проделываем со второй трубочкой.

-   Вот так (демонстрация)

Дети выполняют.

Воспитатель: Получилось???

  Дети:   Да! Нет!

Воспитатель:

Узнаете, на что похожа наша конструкция????

Дети: 

Да! Это наши внутренние органы дыхания, Трубочка похожа на трахею, шарики на легкие и т.д.

Воспитатель:

Все верно ребята. Эта конструкция имитирует наши внутренние органы дыхания, перечисляю их с обязательной демонстрацией на конструкции. Это трахея,  а это у нас одно легкое  и второе легкое человека. 

Воспитатель:

И теперь вставляем эти две трубочками с шариками в бутылку через горлышко. и закручиваем крышку.

Дети:

Выполняют.

Воспитатель:

Посмотрите, какая у нас получилась интересная бутылка – это модель грудной клетки человека, а шарики внутри это легкие, а вверху трубочка – это трахея

- Молодцы! Вы очень хорошо потрудились, а теперь мы с вами немножко отдохнем.

Физ.минутка

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненье:

Руки вверх и руки вниз, 

 На носочки поднялись. 

То присели, то нагнулись 

И опять же улыбнулись

Раз, два, три, четыре, пять! 

Все умеем мы считать, 

Отдыхать умеем тоже

Руки мы на грудь положим,

Голову опустим ниже

И легко - легко подышим.

2 часть познавательно – исследовательская деятельность. Как работают легкие человека.

Воспитатель:

А теперь переходим к изучению работы легких человека.

-                     Ребята я хочу обратить ваше внимание на то, что же происходит, когда мы делаем вдох и выдох.

-                     Для того чтобы сделать правильный вывод давайте встанем в пары. Девочки повернутся боком к мальчикам, а мальчики положат свои ладошки на грудь и спинку девочкам, как бы приобнимая их. По моей команде «Вдох-Выдох» девочки делают глубокий вдох и выдох, а мальчики в это время наблюдают за тем, что же происходит. Затем, поменявшись местами, повторяем упражнение.

Воспитатель:

Что происходило при выполнении этого упражнения?

Дети:

Руки двигались, грудная клетка поднималась и опускалась, воздух попадал внутрь и т.д.

Воспитатель:

Молодцы, вы очень наблюдательны. Все верно наша грудная клетка поднималась и опускалась. А почему это происходило?

Дети:

Мы дышали.

Воспитатель:

И опять вы правы! Грудная клетка начинает двигаться, когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух. И сейчас мы с вами с помощью изготовленного нами макета посмотрим, как это происходит.

-   Возьмите, пожалуйста, в руки ваши макеты грудной клетки.

-   Вспомните, мы с вами рассматривали иллюстрации и читали о том, что такое диафрагма?

Дети:

Да.

Воспитатель:

И мы с вами знаем, что диафрагма – это мышца, которая опускается вниз и поднимается вверх, когда мы дышим.

На нашем макете диафрагма – это то, что внизу, приклеенный целлофановый пакет

-   Держим бутылку крепко, берем за узелок и оттягиваем его вниз. Смотрим при этом не на то, как мы его оттягиваем, а внутрь бутылки!!!!!!

-   Оттягиваем узелок (кончик) - диафрагму вниз, что происходит?

Дети:

Шарики, которые внутри бутылки надуваются.

Воспитатель:

Все верно, если мы   диафрагму опускаем вниз маленькие шарики -  легкие наполняются воздухом, происходит вдох!

-   Потом поднимаем диафрагму вверх, что происходит теперь?

Дети:

Шарики, которые внутри бутылки сдуваются.

Воспитатель:

Все верно, если мы диафрагму опускаем вниз маленькие шарики - легкие сжимаются – происходит выдох.

-   Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох, вот так работают легкие.

Дети: повторяют и наблюдают.

Вы большие молодцы.

А чтобы закрепить полученные нами знания, давайте с вами ответим на вопросы.  Поставьте свои макеты на столы и подойдите к экрану.

 слайд «Что мы узнали?»

Воспитатель задает вопросы, когда дети отвечают – открывается картинка с правильным ответом.

1 - через что поступает воздух в организм человека (рот и нос)

 2 -  с помощью какого главного органа человек дышит? (легкие)

открывается картинка с правильным ответом

3 - Что опускается вниз и поднимается вверх, при вдохе и выдохе? (диафрагма)

4 - Без чего человек не может прожить и несколько минут? (воздух)

Анализ и итог

Воспитатель:

Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?

А что вам больше всего понравилось?

А может что то было не понятно или сложно?

 Ребята, не смотря на возникшие трудности, Вы большие Молодцы!!!!! Вы сегодня потрудились на славу! - Будьте здоровы. До новых встреч в клубе «Хочу все знать!»

Дальнейшая разработка темы :

Изготовление дидактической игры «Как  укрепить дыхательную систему».

Продолжить изучение внутренних органов человека (сердце, желудок т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ - НАШИ ДРУЗЬЯ"

      Экологическая направленность проекта обусловлена тем, что в начале года во 2 младшей группе проводился анализ познавательного развития дошкольников . . ....

Познавательно-исследовательский проект "Комнатные растения-наши друзья".

Проект краткосрочный, познавательно-исследовательский для детей средней группы "Комнатные растения-наши друзья"....

Развитие познавательного интереса и инициативности старших дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности (опыт работы)

Сообщение из опыта работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников....

Познавательно-исследовательский проект «Каша - здоровье наше» для детей старшей логопедической группы

Проект соответствует требованиям, предъявляемым федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей старшего д...

Познавательно – исследовательский, творческий проект «Деревья - наши друзья»

Цель проекта: формировать у детей представление о деревьях, как о живых организмах; развивать познавательные и творческие способности детей среднего  дошкольного возраста; воспитывать бережное от...

Экологический познавательно-исследовательский семейный проект «Деревья наши друзья» для детей младшего дошкольного возраста.

Цель проекта:Формировать у детей представления о деревьях, как о живых объектах природы. Развивать познавательные и творческие способности детей младшего дошкольного возраста. Воспитывать бережное отн...

Конспект НОД познавательно-исследовательская в средней группе «Наши здоровые зубы»

Содействовать самостоятельному и осознанному выполнению правил личной гигиены (особенно гигиены зубов)....