познавательно-исследовательское занятие "Как работают наши легкие?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Во время занятия дети знакомятся с внешними и внутренними органами дыхания, и в заключении создают макет грудной клетки с легкими с помощью заранее приготовленных предметов ( пластиковая бутылка, две трубочки от коктейля, два воздушных шарика, скотч, пластилин).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_starshaya_gr_yanvar_legkie.docx | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательной деятельности с элементами моделирования
В старшей группе МОАУ «СОШ № 11 г. Орска»
Воспитатель 1 категории Пугачева О.П.
январь 2023 год
Тема «Как работают лёгкие?»
Цель- Создать условия для закрепления знаний детей о функции, которую выполняют легкие в организме человека посредством конструктивно – модельной деятельности
Задачи:
Образовательные:
-закрепить с детьми знания об органах дыхания – легких человека
Развивающие:
развивать словарный запас детей (грудная клетка, внутренние органы дыхания, легкие,трахея, диафрагма,)
-создавать условия для реализации развития конструктивно – модельной деятельности (с помощью взрослого составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности), учить наблюдать, развивая любознательность, развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к здоровью,
соблюдать гигиену дыхания; укреплять верхние дыхательные пути с помощью выполнения специальных упражнений; правильно ухаживать за органами дыхания (нос, рот)
Методы и приемы реализации содержания занятия:
Наглядные: наглядно-иллюстративный материал (нос, рот, легкие, грудная клетка),демонстрация слайдов, поэтапный показ сбора модели
словесные: комментирование, проговаривание процесса выполнения действий,
игровой: игровые действия с макетом грудной клетки (надувание легких воздухом через трубочку и через диафрагму
метод коммуникативных навыков: работа в парах, игра «Вдох-выдох»
Организация среды для проведения ОД:
Изготовление макета грудной клетки с легкими: заготовки: разрезанная пополам прозрачная бутылка, три воздушных шарика один большой и два маленьких, две трубочки для коктейля; скотч и кусочек пластилина.
Демонстрационный материал: памятка правил поведения на занятии по опытно – экспериментальной деятельности, плакаты с изображениями грудной клетки человека легких, диафрагмы.
Раздаточный материал : заготовки для макета ( пластиковая бутылка, разрезанная пополам и на срезе закреплен с помощью скотча полиэтиленовый пакет, две трубочки для коктейля, два воздушных шарика, крышка, пластилин.
Мультимедийное оборудование (ноутбук, телевизор) Интерактивный слайд «Что мы узнали?» (подведение итога занятия).
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций в книге «мое тело»
Просмотр презентации «Анатомия для детей»
Игра для развития дыхательной мускулатуры «морской бой»
Опыты с воздухом
чтение познавательной литературы «Все обо всем. МОЕ ТЕЛО»
рассматривание иллюстраций по теме; выполнение домашнего задания детей с родителями (изготовление нестандартного оборудования для создания макета грудной клетки – обрезание пластиковых бутылок и надевание на сечение больших воздушных шаров)
Ход
1Организационный момент:
Воспитатель:
Здравствуйте уважаемые гости! Мы с ребятами рады вас видеть в нашем познавательно – исследовательском клубе «Хочу все знать!».
Воспитатель:
Дети вы готовы к новым открытиям и занимательным опытам?
Дети: Да
Воспитатель: Ну что ж тогда не будем терять времени и начнем с игры «Водолазы», слушайте внимательно!
Игра «Водолазы»
Вдохните как можно больше воздуха. Ныряйте на дно (присесть). Как только почувствуете, что вам не хватает воздуха, сразу «выныривайте» на поверхность и вдыхайте в себя воздух.
- Долго вы смогли обходиться без воздуха?
Дети: Нет, мало, недолго и т.д.
Воспитатель: Ребята, человек без воздуха может прожить лишь несколько минут! - А что помогает человеку дышать?
Дети: Нос, рот, горло, голова и т.д.
Воспитатель: Во многом вы правы. Но самый главный орган человека, который помогает ему дышать - это легкие. А как работают легкие? Кто - то видел или читал об этом в книге?
Воспитатель: Для того чтобы узнать как работают легкие человека нам для начала необходимо будет изготовить макет грудной клетки с легкими! Для этого нам необходимо внимательно слушать, не перебивая, соблюдать последовательность сборки и хорошее настроение.
Давайте сейчас с вами подойдем к столам и рассмотрим рабочие материалы нашей лаборатории /На столах для каждого ребенка лежат заготовки: разрезанная пополам прозрачная бутылка, на сечение которой закреплен целлофановый пакет, две длинные трубочки для коктейля на конце каждой закреплены по одному маленькому воздушному шарику, крышка от бутылки с проделанными отверстиями, кусочек пластилина
- Готовы?
Дети: Да!
Воспитатель:
Ну что ж приступим!
- Перед вами лежат заготовки: разрезанная пополам прозрачная бутылка, снизу которой закреплен полиэтиленовый пакет , эта бутылка будет имитировать нашу с вами грудную клетку, две длинные трубочки для коктейля на конце каждой закреплены по одному маленькому воздушному шарику, крышка от бутылки с отверстиями, кусочек пластилина для соединения.
- Возьмите, пожалуйста, в руки крышечки и рассмотрите их внимательно. В ней два отверстия, в которые мы с вами будем вставлять длинные трубочки с шариками на концах.
- Мы берем сначала одну трубочку для коктейля с шариком на конце и вставляем в первое отверстие с внутренней стороны крышки, это та сторона, которая надевается на бутылку. И то же самое проделываем со второй трубочкой.
- Вот так (демонстрация)
Дети выполняют.
Воспитатель: Получилось???
Дети: Да! Нет!
Воспитатель:
Узнаете, на что похожа наша конструкция????
Дети:
Да! Это наши внутренние органы дыхания, Трубочка похожа на трахею, шарики на легкие и т.д.
Воспитатель:
Все верно ребята. Эта конструкция имитирует наши внутренние органы дыхания, перечисляю их с обязательной демонстрацией на конструкции. Это трахея, а это у нас одно легкое и второе легкое человека.
Воспитатель:
И теперь вставляем эти две трубочками с шариками в бутылку через горлышко. и закручиваем крышку.
Дети:
Выполняют.
Воспитатель:
Посмотрите, какая у нас получилась интересная бутылка – это модель грудной клетки человека, а шарики внутри это легкие, а вверху трубочка – это трахея
- Молодцы! Вы очень хорошо потрудились, а теперь мы с вами немножко отдохнем.
Физ.минутка
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненье:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись
И опять же улыбнулись
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже
Руки мы на грудь положим,
Голову опустим ниже
И легко - легко подышим.
2 часть познавательно – исследовательская деятельность. Как работают легкие человека.
Воспитатель:
А теперь переходим к изучению работы легких человека.
- Ребята я хочу обратить ваше внимание на то, что же происходит, когда мы делаем вдох и выдох.
- Для того чтобы сделать правильный вывод давайте встанем в пары. Девочки повернутся боком к мальчикам, а мальчики положат свои ладошки на грудь и спинку девочкам, как бы приобнимая их. По моей команде «Вдох-Выдох» девочки делают глубокий вдох и выдох, а мальчики в это время наблюдают за тем, что же происходит. Затем, поменявшись местами, повторяем упражнение.
Воспитатель:
Что происходило при выполнении этого упражнения?
Дети:
Руки двигались, грудная клетка поднималась и опускалась, воздух попадал внутрь и т.д.
Воспитатель:
Молодцы, вы очень наблюдательны. Все верно наша грудная клетка поднималась и опускалась. А почему это происходило?
Дети:
Мы дышали.
Воспитатель:
И опять вы правы! Грудная клетка начинает двигаться, когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух. И сейчас мы с вами с помощью изготовленного нами макета посмотрим, как это происходит.
- Возьмите, пожалуйста, в руки ваши макеты грудной клетки.
- Вспомните, мы с вами рассматривали иллюстрации и читали о том, что такое диафрагма?
Дети:
Да.
Воспитатель:
И мы с вами знаем, что диафрагма – это мышца, которая опускается вниз и поднимается вверх, когда мы дышим.
На нашем макете диафрагма – это то, что внизу, приклеенный целлофановый пакет
- Держим бутылку крепко, берем за узелок и оттягиваем его вниз. Смотрим при этом не на то, как мы его оттягиваем, а внутрь бутылки!!!!!!
- Оттягиваем узелок (кончик) - диафрагму вниз, что происходит?
Дети:
Шарики, которые внутри бутылки надуваются.
Воспитатель:
Все верно, если мы диафрагму опускаем вниз маленькие шарики - легкие наполняются воздухом, происходит вдох!
- Потом поднимаем диафрагму вверх, что происходит теперь?
Дети:
Шарики, которые внутри бутылки сдуваются.
Воспитатель:
Все верно, если мы диафрагму опускаем вниз маленькие шарики - легкие сжимаются – происходит выдох.
- Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох, вот так работают легкие.
Дети: повторяют и наблюдают.
Вы большие молодцы.
А чтобы закрепить полученные нами знания, давайте с вами ответим на вопросы. Поставьте свои макеты на столы и подойдите к экрану.
слайд «Что мы узнали?»
Воспитатель задает вопросы, когда дети отвечают – открывается картинка с правильным ответом.
1 - через что поступает воздух в организм человека (рот и нос)
2 - с помощью какого главного органа человек дышит? (легкие)
открывается картинка с правильным ответом
3 - Что опускается вниз и поднимается вверх, при вдохе и выдохе? (диафрагма)
4 - Без чего человек не может прожить и несколько минут? (воздух)
Анализ и итог
Воспитатель:
Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?
А что вам больше всего понравилось?
А может что то было не понятно или сложно?
Ребята, не смотря на возникшие трудности, Вы большие Молодцы!!!!! Вы сегодня потрудились на славу! - Будьте здоровы. До новых встреч в клубе «Хочу все знать!»
Дальнейшая разработка темы :
Изготовление дидактической игры «Как укрепить дыхательную систему».
Продолжить изучение внутренних органов человека (сердце, желудок т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский проект "КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ - НАШИ ДРУЗЬЯ"
Экологическая направленность проекта обусловлена тем, что в начале года во 2 младшей группе проводился анализ познавательного развития дошкольников . . ....
Познавательно-исследовательский проект "Комнатные растения-наши друзья".
Проект краткосрочный, познавательно-исследовательский для детей средней группы "Комнатные растения-наши друзья"....
Развитие познавательного интереса и инициативности старших дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности (опыт работы)
Сообщение из опыта работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников....
Познавательно-исследовательский проект «Каша - здоровье наше» для детей старшей логопедической группы
Проект соответствует требованиям, предъявляемым федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей старшего д...
Познавательно – исследовательский, творческий проект «Деревья - наши друзья»
Цель проекта: формировать у детей представление о деревьях, как о живых организмах; развивать познавательные и творческие способности детей среднего дошкольного возраста; воспитывать бережное от...
Экологический познавательно-исследовательский семейный проект «Деревья наши друзья» для детей младшего дошкольного возраста.
Цель проекта:Формировать у детей представления о деревьях, как о живых объектах природы. Развивать познавательные и творческие способности детей младшего дошкольного возраста. Воспитывать бережное отн...
Конспект НОД познавательно-исследовательская в средней группе «Наши здоровые зубы»
Содействовать самостоятельному и осознанному выполнению правил личной гигиены (особенно гигиены зубов)....