Проект "Дымковская игрушка"
проект по окружающему миру
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14»
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Народная игрушка из Дымково»
Воспитатель высшей квалификационной категории
Фесько Т.А.
Паспорт проекта.
«Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления»
В. Г. Белинский
Тип проекта: творческий
Продолжительность проекта: среднесрочный
Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители группы.
Форма представления: презентация, мини-музей
Актуальность: Развитие гармоничной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно - прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях. В наше время очень важно научить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям. Одним из путей – воспитывать наших детей на русских народных традициях, на истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем приобщение детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволяет детям почувствовать себя частью великого русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цель проекта: Создание условий для формирования у детей и родителей чувства причастности к культуре своего народа.
Задачи:
- Создать условия для формирования у детей ценностей родной природы, творческого труда, семьи, рода, родной культуры, красоты;
- Познакомить детей с дымковской игрушкой, вызывать эмоционально-положительное отношение к игрушке;
- Создать условия для раскрытия творческого и интеллектуального потенциала младших дошкольников с помощью дымковской;
- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
- Развивать речевые умения и мелкую моторику рук;
- Способствовать проявлению творчества и индивидуальности в процессе росписи дымковской;
- Создавать условия для восприятия красоты дымковской игрушки, восхищение мастерством;
- Воспитывать уважение к культуре своего народа;
- Формировать у родителей чувство причастности к культуре своего народа, путем просвещения и вовлечения их в образовательный процесс;
- Актуализация в сознании родителей.
Для реализации этих задач используются следующие методы и приемы:
- Рассматривание и составление описательных рассказов о дымковской игрушке .
- Рассказ воспитателя о дымковской росписи и ее мастерах.
- Чтение детям рассказов, стихов, песенок, потешек.
- Игровая деятельность с участием дымковской игрушки.
- Консультирование родителей по данному вопросу.
- Продуктивная деятельность с детьми и родителями.
Ресурсы:
- информационные: литература, картинки и иллюстрации, материалы интернет-сайтов;
- материальные: проектор, глина, пластилин, бумага цветная, краски ( гуашь, акварель), шаблоны с узорами, карточки с изображением элементов росписи.
Ожидаемые результаты:
1. В ходе проекта дети будут проявлять эмоциональный отклик на дымковскую игрушку;
2. У детей станут развиваться творческие и познавательные способности, дети научатся видеть эстетику игр;
3. Дети замечают красоту изделий прикладного творчества и чаще используют эти игрушки в самостоятельной игровой деятельности;
4. Родители стали задумываться о связи своих поколений через совместную деятельность с детьми.
Системная паутинка проекта
Образовательные области | Задачи | Ценностное содержание | Методы и формы |
Социально – коммуникативное развитие | Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. | Природа Красота Семья Литература Труд | Беседы на тему: «Народное творчество. Дымковская игрушка», «Истоки дымковской игрушки», « Обозначение элементов росписи на дымковской игрушке?», «Технология изготовления дымковской игрушки», «Игрушки не простые, глиняные расписные» |
Познавательное развитие | Создать условия для воспитания ценностного отношения к социальному, предметному и природному миру. | Наблюдательность Любознательность Активность Инициативность Сотрудничество Самостоятельность Природа Игрушка Красота | Цикл бесед: «Природа родного края», «Что такое народная игрушка», «Эта забавная игрушка – дымковская игрушка» Дидактические игры «Такая красивая дымка», «Найди и расскажи». Просмотр мультимедийных презентаций «Дымковская роспись» «Народная игрушка - дымковская» Наблюдения за природой Взаимодействие с родителями: Разработка плана реализации проекта Беседа «История возникновения дымковской игрушки» Консультации: «Что такое народная игрушка», «Дымковская игрушка» |
Речевое развитие | Активизировать употребление в речи названий элементов дымковской росписи; совершенствовать диалогическую речь. продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями, расширять словарный запас детей. Продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству | Культура общения Слово Родной язык Творчество Доброжелательность | (Развитие речи) «Опиши дымковскую барышню», «Какие мы знаем народные промыслы» «Петушок, расскажи какой он» (Приобщение к художественной литературе) «Стихи, загадки русские потешки о Дымке, «Чем знаменито Дымково?» В. Фофанов, «Дымка» Г. Громыко, «Волшебные игрушки» Т. Неунылова, «Весёлая Дымка» А. Дьяков. Взаимодействие с родителями: Рекомендации «Красота русской поэзии или совместное разучивание стихотворений» |
Художественно – эстетическое развитие | Продолжать знакомить с дымковскими народными игрушками; продолжать обучать детей лепить детали общей фигурки из отдельных кусков глины, а затем плавно соединять их с помощью примазывания, упражнять в выполнении приёмов раскатывания, сплющивания, прищипывания, оттягивания при изготовлении отдельных деталей; воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров. Продолжать учить детей рассматривать дымковские игрушки, выделяя детали узора (колечки, круги, точки, линии); упражнять в рисовании элементов дымковского узора; учить самостоятельно выбирать цвета для узора; воспитывать интерес к русскому народному творчеству. Формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя знакомые элементы дымковской росписи.
| Искусство Труд Творчество Воображение Терпение Семья Природа Культура | (Лепка) Темы: Плоскостная лепка из пластилина по мотивам дымковской игрушки «Козленок», «Дымковская лошадка» «Дымковская уточка» (Рисование) «Стадо на лугу» «Дымковская барышня» «Дымковская матрешка» Аппликация «Украшение платья дымковской барышни». Взаимодействие с родителями: Консультации «Учите детей слушать классическую музыку». Просмотр мультимедийной презентации «Лепим дымковскую матрешку» Мастер-класс «Лепим вместе дымковскую игрушку» Выставка рисунков и декоративно-прикладного творчества «Такая красивая дымковская барышня» |
Физическое развитие | Развивать двигательные навыки детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения, знакомить с русскими народными играми. | Активность Здоровый образ жизни Родина | (Физическая культура) Пальчиковая гимнастика «Конь», Физминутка «Спал цветок и вдруг проснулся» Игры: «Холодно – горячо», «Ворота» Взаимодействие с родителями: Консультация «Здоровье детей в ваших руках» |
- В ходе реализации проекта дети познакомятся с народной игрушкой из Дымково;
- Станут проявлять эмоциональный отклик на народную игрушку ;
- У детей будут формироваться творческие и познавательные способности, художественно-эстетические навыки;
- Дети станут замечать красоту изделий прикладного творчества и чаще использовать эти игрушки в самостоятельной игровой деятельности;
- Родители станут задумываться о связи своих поколений через совместную деятельность с детьми.
Перспектива: продолжить знакомство с народной игрушкой из Дымково.
Список литературы
1.Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Раздел Ш. Вятская игрушка, М., 2009.
2.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1986.
3.Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры.-М.: ЦГЛ,2005.
4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов ДОУ/ Авт.сост. Л.С.Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. 5.Слепцова И. С., Морозов И.А. Не робей, воробей! Детские игры, потешки, забавушки Вологодского края. – М.: Вологодский научно-методический центр народного творчества, 1995.
6.Князева О.Л., Маханева М.Д. Проиобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие: Спб.: Детство – Пресс, 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"
Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»
Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.
Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты. Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки
В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".
Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...

Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.
Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...