День солнца.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Елена Викторовна Кожевникова

Дать представление о роли Солнца в жизни людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл День Солнца.20.42 КБ

Предварительный просмотр:

«День Солнца»

Цель занятия : 

1. Дать представления о роли Солнца в жизни людей.

2. Познакомить детей с мифологией разных народов о Солнце.

Ход занятия : 

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о…, а вот о чём мы будем с вами разговаривать догадаетесь когда прослушаете загадку:

Кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт.

- Правильно, это Солнце. Солнце дарит нам свет и тепло. Без Солнца, света и тепла все жители погибли бы. Скажите пожалуйста много ли растений, цветов и деревьев в тёмных пещерах. Правильно нет. А почему? Какие условия нужны растениям (вода, почва, свет, тепло). Даже в густом лесу ветки деревьев пропускают мало света, поэтому в нем меньше травы и ярких цветов, чем на лугу, освещённым Солнцем.

- А может ли человек жить без Солнца? Да может, но очень недолго. У тех людей, кто подолгу работает под землёй, лица бледные. А вы знаете люди каких профессий работают под землёй? (шахтёры, строители метро).

- Ответьте мне ещё  на такой вопрос: каким может быть солнышко? (тёплым, ласковым, весёлым). А может оно быть страшным и злым? (да). Когда? (летом, когда людям приходиться прятаться в тени от знойных палящих лучей солнца. Шутит с таким солнцем опасно; можно перегреться, кожа покраснеет и будет болеть, заболит и голова. Солнце бывает злым во времена засухи, когда гибнут растения, животные, пересыхают реки и ручьи.

- В какое время года солнце ласковое, а в какое бывает злым? Да, поэтому летом, когда вы бываете в лесу и в поле надо быть очень осторожными с огнём, чтобы не вызвать пожар. Не забывайте, что в это время наши беззащитные друзья растения особенно нуждаются в воде и в нашей заботе.

- Сейчас учёные говорят, что Солнце-это звезда, очень горячий (раскалённый) шар. Солнце кажется нам больше и ярче других звёзд, потому что оно ближе к земле, чем другие звёзды.

- Если бы турист пешком отправился к Солнцу, ему пришлось бы идти 3500 лет. На автомобиле понадобится около 200 лет, на самолете - почти 20 лет, на ракете - несколько месяцев. А вот солнечный лучик долетит до нас за 8 минут 19 секунд. И только солнечный лучик может рассказать, как жарко на Солнце: на его поверхности 6000 градусов.

А в древности малые народы считали Солнце - богом : В Египте его называли Ра, в Греции – Гелиос, в Древней Руси – Даждьбогом, (бог плодородия).

- Люди думали, что солнечный бог, дарующий всем свет, тепло, жизнь, может рассердиться и наказать за плохие поступки. Поэтому они строили большие специальные здания (храмы) для бога Солнца. Люди приносили в храмы дары, пели в его честь гимны. 

- А американские индейцы на восходе солнца залезали на крыши жилищ и предлагали светилу блюдо с кукурузой – хотели угостить Солнце, как желанного гостя. При этом они пели: «Солнце взошло, мы не знаем, как оно совершит свой путь, не случится ли в это время несчастье. О, владыка, соверши своё дело благополучно!

- Каждый день человек видит, как Солнце появляется утром на востоке, движется по небу и вечером заходит на западе.

- Раньше, в древние времена, люди не понимали, почему бывает день и ночь, откуда Солнце появляется утром, как оно движется и куда исчезает ночью.

- Для того, чтобы объяснить себе и детям, как движется Солнце по небу и почему бывает день и ночь, люди придумывали красивые сказочные истории, которые теперь называют мифами.

- Так, в Греции в древние времена рассказывали, что движется по небу

Солнце – это проезжает по небу на колесницы бог Солнца – Гелиос.

Издавна все хорошее и доброе сравнивали с солнцем. Как только оно приближалось, нечистая сила разбегается, чувствуя свое бессилие. В народных сказках  к солнцу, месяцу, звездам обращаются герои в трудных обстоятельствах жизни, и они всегда помогают сказочным героям.

 Смена дня и ночи.

- И Солнце и Земля имеют форму шара. Оба небесных тела движутся в космическом пространстве. Но Солнце — звезда, а Земля — планета. Земля — твердый шар, поверхность ее не горячая. Солнце очень горячее, а его поверхность — газы. Наконец, Солнце во много раз больше Земли. Если представить Землю в виде пшеничного зернышка, то Солнце рядом с ним будет размером с арбуз!

Педагог показывает пшеничное зернышко и воздушный шар (размером с арбуз).

- Как вы думаете, Земля вокруг Солнца кружится или наоборот? (Дети отвечают)

А теперь я вам покажу, как происходит смена дня и ночи (с помощью фонаря и глобуса).

Один ребенок берет в руки шар (Солнце), другой - глобус (Земля). Педагог показывает, как поворачивается Земля и происходит смена дня и ночи.

Теперь люди знают. Что день и ночь бывает из-за того, что наша земля вращается. Это не солнце движется по небу, это мы движемся вместе с нашим большим домом – Земля.

«Солнечная викторина»

- Солнце – это звезда или планета?  (Это звезда.)

- Назовите самую солнечную геометрическую фигуру (Луч, круг.)

- Кто целый день печёт, жарит, а пирогами и блинами не угощает?

(Солнце.)

- Луна похожа на лимон, а солнце на… (апельсин).

- Солнце светит ярко, как… (костер, фонарь).

- Солнце такое же румяное, круглое, как… (блин).

- В небе солнышко цветет, как большой… (подсолнух).

- Любят солнце все вокруг, это наш хороший… (друг).

- Кто входит сквозь окно, не разбивая его? (Солнечный луч.)

- Как называют движущееся пятнышко света от отражённого солнечного луча? (Солнечный зайчик)

- У какого зайчика ушки никогда не растут на макушке? (У солнечного.)

- В каких очках отправляются на пляж? (В солнечных очках)

- Как называют яркую, радостную, счастливую улыбку?

(Солнечная улыбка)

- Кто из героев сказки обращался к солнцу? (Королевич Елисей.)

- Солнце похоже на героя русской народной сказки, которого зовут… как? (Колобок)

- Какой сказочной героине было противопоказано находиться на солнце?

А) Дюймовочке;                        б) Снегурочке;

в) Царевне-лягушке;                 г) Красной Шапочке.

-·Солнце похоже на героя русской народной сказки, которого зовут... как? (Колобок)

-·Солнце светит ярко, как... (костер, фонарь).

 - Кто жил в Солнечном городе? (Веселые человечки, Незнайка)

- Как называют рыжие пятнышки на лице, появляющиеся от солнечных лучей? (Веснушки.)

 -Какой металл средневековые алхимики обозначали символом Солнца? (Золото.)

 -Кто рисовал солнечный круг в песне «Пусть всегда будет солнце»? (Мальчик.)

 -От какой серьёзной травмы спасает панама? (От солнечного удара.)

Молодцы ребята!

Игра «Загорай, но не сгори!».

Дети становятся в круг вокруг Солнца. Оно называет разные части тела, которые должны подставить солнцу (ладошки, нос, лоб, колени, пятки, живот), но как только солнышко хочет их коснуться, дети должны их спрятать.

Чувашская народная подвижная игра «Луна и солнце»
Солнце: - Ребята, а вы знаете, почему солнышко светит только днём? Куда оно девается ночью? (Дети рассуждают, далее Солнце подводит итог: наша планета Земля движется — летает вокруг солнца и при этом вращается вокруг своей оси, поворачивается постепенно разными боками. Какой бок освещает солнце, там день. Каким боком планета отвернулась от солнца – на той стороне Земли настает ночь). А сейчас предлагаю всем поиграть в чувашскую подвижную игру «Луна и солнце». (Две команды луна и солнце. Капитаны поочерёдно выбирают себе в команду остальных участников. Игроки становятся за своим капитаном, обхватив его за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании)

 Азербайджанская народная подвижная игра «День и ночь»
Предлагаю всем поиграть ещё в одну интересную игру «День и ночь».
На некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраиваются мальчики, у другой –девочки. Ведущий между ними. Команда мальчиков – «Ночь», а команда девочек – «День». По команде «Ночь!» мальчики ловят девочек, по команде «День!» девочки ловят мальчиков.
Правила: осаленные переходят в команду соперника.

В конце занятия дети изготавливают солнышко из цветной бумаги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 Мая - День солнца

Материал для родительского уголкаСсылка на скачивание: http://dfiles.ru/files/pgn3e4o3v...

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ДЕНЬ ДЛЯ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ «ДЕНЬ СОЛНЦА»

Цель:·     создание «солнечного» настроения у детей в течение всего дня;·     вызов эмоционального отклика, восприятия окружающей природы...

Тематический день" Солнце доброе,солнце злое"

Сегодня у нас в садике прошёл тематический день - "Солнце доброе, солнце злое". С воспитанниками были проведены беседы , слушали чтение произведений, рисовали. В ходе беседы, у детей закрепи...

Мероприятия:"День Земли","День Солнца"

Углубление экологических знаний у  детей, сформировать экологически-грамотное отношение детей к природе...

Тематический день " День солнца" (фотоотчет).

В  группе прошел  тематический день  « День солнца».   Цель тематического дня: создать у детей радостное, веселое настроение; закрепить полученные знания о с...

Тематический день по теме "День Солнца".

. День солнца – это отличный повод поговорить с детьми о нашем светиле, прочитать стихотворения, спеть о нем песни. Воспитатели вместе со своими воспитанниками отметила этот день....