НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Зимующие птицы".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект НОД в подготовительной группе "Зимующие птицы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimuyushchie_ptitsy.docx | 20.2 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Зимующие птицы»
Цель: Углублять и расширять представление о зимующих птицах.
Задачи:
Обучающие:
-продолжать познакомить детей с зимующими птицами (королек, поползень, пищуха);
- систематизировать знания о знакомых зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц.
- обогащать словарный запас: зимующие, перелетные птицы, кормушка.
Развивающие:
- развивать интерес к наблюдению за птицами; развивать умение составлять загадку о птице.
Воспитательные:- воспитывать любовь к природе;
- воспитывать заботливое отношение к птицам.
Материалы и оборудование: фотографии зимующих птиц, кормушка, разрезные картинки (зимующих птиц), презентация «Зимующие птицы», картинки зимующих и перелетных птиц, рисунок дерева для птиц.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда именно, вы должны отгадать, послушав стихотворение.
Воспитатель:
«Зимний лес в объятьях тишины.
Задремал, укутав ветки снегом.
Будет спать спокойно до весны
Он теперь под серебристым небом.
Как он нынче сказочно хорош.
В белоснежном праздничном убранстве!
Он и вправду, кажется, похож.
На хрустально - ледяное царство». (Светлана Комогорцева.)
Воспитатель: - Какое время года описано в стихотворении? (Зима.)
Воспитатель: А какие вы зимние месяцы знаете?
Воспитатель: О чем говорится в стихотворении? (Ответы детей.)
Воспитатель: Давайте отправимся в зимний лес, чтобы посмотреть, кто же живет там.
(1 слайд.) «Зимний лес».
Воспитатель: – Ребята! Как красиво в зимнем лесу! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев? (Звучит запись «Голоса птиц».)
Воспитатель: Дети, чьи голоса вы слышите? (Птичьи.)
Воспитатель: Правильно это голоса птиц. А как мы называем птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетные.)
Воспитатель: Назовите их (ласточка, скворец, грачи, скворцы, кукушка, соловей).
Воспитатель: А почему они улетают на зиму от нас? (Нет кормов для них, нет пищи, все под снегом.)
Воспитатель: А как мы называем птиц, которые остаются у нас зимовать (зимующие птицы). Воспитатель: Ребята, да это птицы зимнего леса. Но где же они? Воспитатель: А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц.
(Дети подходят к дереву, на котором «сидят птицы».)
Воспитатель: Посмотрите сколько разных птиц нас встречают (рассматривание картинки). Какие птицы вам знакомы? (Ответы детей.)
Знакомство с зимующими птицами.
Воспитатель: Посмотрите, какая бойкая стайка поселилась на дереве. Птички в этой стайке разные. Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. Обшарит стайка дерево и снег под ним, соберёт всё, что можно – попрятавшихся насекомых, семена и плоды – и летит дальше. Воспитатель: Давайте посмотрим, какие птицы прилетели в эту стайку.
Поползень – это птица умеет ползать по стволам деревьев не только снизу вверх, но и сверху вниз. Ни одна другая так не умеет.
Посмотрите, какие ещё птицы сидят на дереве? А это что за длинноносая птица? (Пищуха.)
Её назвали так потому, что она всё время попискивает.
Воспитатель: К этим стайкам часто присоединяются самые маленькие птички нашей страны-корольки. Королек весит в шесть раз меньше, чем воробей. Мал королек, зато на голове у него корона, словно у какого-нибудь короля. Конечно, корона не настоящая. Это всего лишь яркие перышки.
Воспитатель: каких новых птиц вы увидели в лесу? О каких птицах мы поговорим сегодня на занятии? (О птицах, которые проводят с нами зиму.) Как их называют? (Зимующие птицы.)
Игра «Узнай птицу по словесному описанию, собери разрезную картинку»
Воспитатель: Я вам буду называть описание птички, а вы будите собирать разрезные картинки.
Воспитатель: Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)
Воспитатель: Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синицы.)
Воспитатель: У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел.)
Воспитатель: У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. (Снегирь.)
Воспитатель: Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клест.)
Воспитатель: Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока.)
Воспитатель: У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона.)
Воспитатель: Молодцы узнали всех птиц.
Воспитатель: Для чего нужны птицы? (Они являются санитарами леса способствуют размножению растений.)
Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев
И вот среди белоснежных хлопьев мы видим необыкновенные цветы. Это птицы зимнего леса. Вы наверняка много знаете о них и определите их. Где зимующие, а где перелетные птицы.
Игра на классификацию «Перелетные и зимующие»
Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных, активизация словаря.
Материал: картинки перелетных и зимующих птиц.
Воспитатель: Молодцы, распределили всех птиц.
Воспитатель: А теперь давайте превратимся в птичек.
Физминутка «Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Показ презентации « Зимующие птицы».
Воспитатель: Послушайте, что еще умеют делать эти зимующие птицы.
Воробьи - хорошо переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.
Дятел – санитар леса. Голова, шея, спина, крылья у него черные. На голове, шее, сложенных крыльях есть белые полоски. Летает дятел не очень хорошо. Большую часть времени сидит на дереве. Своим крепким клювом стучит по нему, долбит кору и вытаскивает насекомых, их личинок.
Синицы - очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти.
Снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири держатся обычно
небольшими стайками (7–10 птичек). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует.
Сорока -ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяется на зиму ближе к жилью людей. Для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна.
Воспитатель: Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года? (ответы детей).
Воспитатель: Как сделать кормушку и правильно подкармливать птиц? Кормушки для птиц бывают самые разные. Укрепляя кормушку, нельзя обламывать ветки и повреждать стволы деревьев. Нужно начинать подкармливать птиц поздней осенью и продолжать делать это до весны. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был постоянно. Нельзя бросать возле кормушки пакеты и банки, в которых приносите корм! В кормушке не должно быть снега. Не кладите в кормушку куски хлеба, макароны, баранки, корочки апельсинов. Этот корм птицы не съедят. Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба. Рассмотрите картинки с изображением птиц. Какие птицы здесь изображены? (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей.)
Воспитатель: – Какие это птицы? (Зимующие.)
Воспитатель: – Почему мы их так называем?
Воспитатель: – Как люди помогают зимующим птицам?
Воспитатель: – Из чего можно изготовить кормушки?
Воспитатель: – Каких птиц мы можем видеть возле наших кормушек?
Воспитатель: – Какая зимующая птица называется «санитаром леса»? Почему?
Воспитатель: – Как ты думаешь, какая самая яркая зимующая птица? Почему?
Игра «Кормушка для птиц»
Демонстрируется модель кормушки и картинки с изображением птиц. Дети прикрепляют изображения птиц на кормушку при помощи магнитов.
Воспитатель:
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Поползень, лесной – сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости первый день недели.
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри, Прилетели снегири.
Три вороны были в среду. Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев – Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог. Налетело семь сорок».
Дидактическая игра «Знай и назови».
Каждому ребенку раздать карточки, на которых изображены птицы, но так, чтобы никто не видел изображенного.
Воспитатель: Ребята, вам я раздала карточки, на которых изображены птицы. Вы должны придумать загадку про нее, т. е. описать ее, не называя или рассказать о ней что-то интересное, чтобы всем детям было ясно о какой птице вы говорите. Затем все должны, определить какая это птица.
Молодцы, ребята! Вот и пришло время возвращаться с зимнего леса обратно.
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось путешествовать по зимнему лесу?
Воспитатель: С какими птицами вы познакомились?
Воспитатель: Кого называют санитаром леса?
Воспитатель: Назовите зимующих и перелетных птиц? Как люди должны заботиться о птицах?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе. Образовательная область "Познавательное развитие" Тема:"Весенние заботы птиц".
Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной....
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Птицы весной»
в данно й публикации предложен вариант проведения непосредственно образовательной деятельности в подготовительной грцппе по ознакомлению с окружающим миром, по теме "Птицы весной"...
Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе:"Птицы нашей тундры"
.Воспитывать интерес к жизни птиц на Севере....
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной логопедической группе «Путешествие с перелетными птицами».
Образовательная область: Познание. Цель: обобщить знания детей о перелетных птицах. Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, здоровье,...
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Перелетные птицы. Весна"
Тема: «Перелетные птицы. Весна»Задачи:Закреплять представления детей о перелетных птицах.Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.Систем...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Как птицы готовятся к зиме».
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Как птицы готовятся к зиме»....
Конспект ОД по познавательному развитию «Зимующие у нас птицы — гости» в подготовительной группе детей
Задачи:1. Образовательная: формировать пассивный и активный словарь по теме.2. Коррекционно-развивающая: формировать умение согласовыватьсуществительное с прилагательным – красная груд...