Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе:"Птицы нашей тундры"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
.Воспитывать интерес к жизни птиц на Севере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k.z_ptitsy_nashey_tundry.docx | 21.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Птицы нашей тундры.
Цель: Закрепить знания детей о Северных птицах (дятел, лебедь, утка, гусь, чайка), их характерных особенностях. Учить находить на картинках и называть их. Расширить представления детей о чайке (познавательный рассказ).Воспитывать интерес к жизни птиц на Севере.
Материал: иллюстрации с изображением птиц Севера, гнезда. Аудиозапись речного прибоя с криками чаек.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые живут на Севере. Посмотрите на эти картинки и скажите какая птица изображена и какие ее особенности вы видите. (обсуждение)
- А еще нам предстоит поближе познакомиться с птицей, обитающей в наших краях. Но я не стану называть эту птицу. Вы сами узнаете ее по голосу. Закройте глаза и представьте себя на палубе прогулочного катера. (Включается аудиозапись).
- Свежий речной ветерок обдувает вас, с тихим шелестом ласково плещется волна за бортом катера. А над волнами летают … Узнаете? Какие птицы? Это чайки. Правильно. - Оперение у чаек очень густое, с обильным мягким пухом, снаружи покрыто водонепроницаемой смазкой. Почти у всех чаек окончания крыльев чёрные. А вот хвост обычно короткий, у большинства видов закруглённый, с рулевыми перьями, которые помогают чайкам рулить - поворачиваться во время полета. У чаек хорошо развиты плавательные перепонки на ногах.
- Как вы думаете, зачем чайкам плавательные перепонки на ногах? (ответы детей)
- Плавательные перепонки на ногах птиц помогают им плавать, грести ногами, как веслами. Можете вспомнить других птиц, также как и чайки, имеющих на ногах плавательные перепонки? (гуси, утки). Этих птиц можно назвать водоплавающими. Почему? Потому что они плавают в воде. Живут чайки стаями. Что это означает? Чайки - птицы, любящие жить сообща, большими компаниями. Стая - это группа птиц или животных. Один раз в году чайки гнездятся. Попробуйте догадаться, что значит "гнездятся"? Когда говорят, что птицы "гнездятся" - имеют в виду, что птицы строят гнезда, откладывают в них яйца и высиживают птенцов. (показ картинки гнезда)
- Гнездятся чайки тоже стаями, рядом друг с другом, а иногда совместно с другими водными птицами. Чайка-самец, выбирает место для гнезда и строит его. Чайка-самка откладывает в готовое гнездо яйца и высиживает птенцов.
- А знаете ли вы, для чего птицы сидят на гнездах с яйцами? Чтобы своим теплом согреть яйца и защитить их от холода и врагов.
- Вылупившиеся из яиц птенцы покрыты густым пухом бледно-серого цвета с пестрыми пятнышками, ведь если бы птенцы были серебристо-белыми, как их мамы и папы, они бы были бы очень заметны и стали бы легкой добычей, а пестрая окраска помогает птенцам быть незаметными среди камней и укрыться от хищников. В течение двух недель птенцы остаются в гнезде, где за ними ухаживают оба родителя.
Физминутка: "Над волнами чайки кружат"
- Над волнами чайки кружат, - Полетим за ними дружно. - Брызги пены, шум прибоя. - А над речкой - мы с тобою.
(Дети машут руками, изображая полет чаек, бегают врассыпную по ковру)
- Мы теперь плывем по морю - И резвимся на просторе. - Веселее загребай - И дельфинов догоняй.
(Дети садятся на колени, соединяют руки за спиной, поочередно отрывают ступни ног от пола в быстром темпе)
- Корм чайки добывают себе как на воде, так и на суше - в прибрежной зоне, на лугах и засеянных полях, даже на мусорных свалках. Чайка - всеядная птица. Всеядными называют тех, кто ест все, самую разную пищу: и растительную и животную. В полях и на лугах чайки охотно поедают насекомых и мышей. Чайки хорошо держатся на воде, но ныряют крайне редко. Охотятся за рыбой, летающими и водными насекомыми. Разоряют гнёзда других птиц, питаясь их яйцами. Кроме того чайки ищут себе пропитание среди пищевых отходов на свалках и вблизи рыболовецких судов. Некоторые чайки могут улетать на кормёжку на десятки километров от водоёмов. Кроме животной пищи, также поедают семена, ягоды и оставленный людьми съедобный мусор. И можно сказать, что чайки наши помощники, потому что они очищают реки и их берега.
Итог занятия:
Зачем чайкам на ногах перепонки? Как живут чайки - поодиночке, парами или стаями? Как чайки гнездятся? Почему чаек называют всеядными птицами?
Чтение детям вне занятия.
"Чайки"
Мы сидели в небольшом кафе на берегу моря, пили нарзан и наблюдали, как гуляющие по набережной кормили чаек. Они бросали им куски булок. Чайки ловко подхватывали их на лету и при этом издавали резкие, пронзительные крики. - И зачем это люди прикармливают таких бездельников, - недовольно ворчал мой приятель, студент Шура. - Какие же они бездельники? - вступилась я за чаек. - Сколько им приходится полетать, чтобы поймать какую-то несчастную рыбешку. - Вот именно, рыбешку. Сколько рыбы они уничтожают! В это время из кухни вышел повар. Он подошел к перилам в конце террасы и выплеснул целый таз рыбьей требухи и разных кухонных остатков. - Фу, какое безобразие! - возмутился кто-то их посетителей. - И как это позволяют разводить такую антисанитарию! - Послушайте-ка, гражданин! - окликнул Шура повара, который, не обратив никакого внимания на замечания, направился с пустым тазом обратно на кухню. - Подойдите-ка сюда. Повар подошел. - Вы что же это мух плодите? - укоризненно сказал Шура. - Да и бездельников откармливаете! - Это чайки-то бездельники? - удивился повар. - Что вы! Это мои помощники! И относительно антисанитарии вы не правы. Смотрите, как они все почистили. И действительно, не прошло и пяти минут, как налетевшие тучей чайки прибрали все отбросы. - Вы пройдите, - посоветовал повар, - за город к рыбачьим пристаням. Там всегда полно рыбьих отбросов. И если бы не чайки, то берег обратился бы в свалку. А они все подбирают. - Это верно, - отозвался гражданин, сидевший за последним столиком. - Чайки - морские санитары. Конечно, они не без греха: уничтожают и живую рыбу. А сколько дохлой убирают! Кто бы ее, мертвую-то, в море собирал? А ведь она, разлагаясь, заражала бы и живую. Представляете, какая опасность грозила бы рыбьему поголовью, если бы не чайки! Шура был смущен. - А ведь я всегда считал этих длиннокрылых красавиц вредительницами, - признался он. С этого времени он перестал так сердито поглядывать на чаек, а однажды даже сказал: - Интересно бы посмотреть их гнездовья. Слышал я о птичьих базарах, но не ясно их представляю. Вот как-то этим же летом довелось нам побывать на скалах, где во множестве селились чайки. Было время, когда птенцы уже покинули гнезда, и птиц на камнях не было. Мы ходили по уступам, в ямках лежала разбитая скорлупа, валялись перья и пух, торчали пучки сухой травы. И вдруг, чуть ли не у самых наших ног закричала, забилась чайка. Она трепыхалась, рвалась, но почему-то не взлетала. Мы нагнулись к ней. - Да она привязана! - воскликнул Шура. - Не может быть! Оказалось, чайка была не привязана, а приколота за крыло. Осмотрев ее хорошо, мы поняли, что птица, по-видимому, напоролась крылом на острый стебель сухого рогоза еще в то время, когда высиживала птенцов из яиц. Освободиться не сумела. Так и осталась прикованной к гнезду. Самцу пришлось кормить и вылупившихся детей и их мать. Сейчас возле нее лежали полуживые кузнечики и две маленькие рыбки. Мы освободили пленницу, осторожно перерезав прутик, державший ее за крыло. Чайка взлетела и затерялась среди других птиц, которые с отчаянными криками носились над нашими головами, пока мы освобождали их подругу. (По М. Звереву)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."
Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Наши помощники – органы чувств»
Программное содержание.Дать элементарные понятия о мозге, его значении для органов чувств.Закрепить представления детей о значении органов чувств для восприятия человеком окружающего мира.Вызвать инте...
Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие по тундре»
Уточнить и расширить имеющиеся представления детей о тундре, развивать познавательный интерес к изучению природы родного края, показать своеобразие растительного мира тундры....
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Наши младшие друзья»
Программные задачи: Уточнить представления о классификации животных (звери, птицы, насекомые, земноводные). Развивать связную речь, упражняя в употреблении сложноподчинённых предложений. Способст...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Петрозаводск-столица нашей республики».
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Петрозаводск-столица нашей республики».Цель: Познакомить детей с достопримечательностями города, развивать культурно...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Как птицы готовятся к зиме».
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Как птицы готовятся к зиме»....
Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе «Птицы нашего края»
Обобщить у детей представление о птицах: у всех птиц есть голова, клюв, тело покрыто перьями, два крыла, две ноги. Расширять представления о зимующих птицах. Развивать мышление, слуховое восприятие, у...