Конспект на тему:" Характерные признаки зимних месяцев: декабрь,январь,февраль."
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Качура Лидия Викторовна

                Конспект в старшей группе на тему:

     "Характерные признаки зимних месяцев:     декабрь, январь, февраль"

 

Образовательные области:

Формирование целостной картины мира, познавательное развитие,

познавательно-исследовательская деятельность.

Возрастная группа: старшая

Тема: Характерные  признаки зимних месяцев:  декабрь, январь, февраль.

Цель: создание условий для изучения характерных признаков зимы в неживой природе, зимних явлений в природе. Развивать способность воспринимать красоту зимних явлений природы, через их отражение в произведениях русских поэтов, в народных пословицах и поговорках.

Задачи:

1)  Обучающие:

- изучить различать зимние явления природы; учить определять по признакам зимние месяцы; познакомить со старинными названиями зимних месяцев;

- учить высказывать свою точку зрения, поддерживать беседу; закреплять умение отвечать полными предложениями.

2)  Развивающие: развивать умение обобщать, классифицировать, коммуникативные навыки.

3) Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе, эстетические чувства.


Планируемый результат: уметь поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения определить признаки зимнего времени  года, сравнивать природные явления, рассуждать и давать необходимые пояснения.

Методы и приемы: рассматривание иллюстраций, наглядностей, беседа, объяснение создание проблемной ситуации, поощрение.

Предварительная работа:

1) Беседа о зиме;

2) Рассматривание иллюстраций про зимние месяцы;

3)Заучивание стихов о зиме.


Словарная работа: лютень, студень, просинец, сечень, метель, вьюга, пурга.


Материалы и оборудование:  иллюстрации зимнего пейзажа и признаков зимы,

Виды детской деятельностипродуктивная, игровая деятельность, коммуникативная, трудовая.

Формы работы с детьми: коллективная, индивидуальная.  

 Ход

- Доброе утро, дорогие ребята, я рада вас видеть сегодня.
- Какое у вас настроение?
Давайте поделимся настроением со всеми.
Улыбнусь я себе,
Улыбнусь я тебе
Улыбаться мне не лень,
Улыбаюсь целый день.
- Ой ребята, посмотрите что это?
Дети: снежинка.
- Смотрите какая красивая снежинка к нам прилетела, но она не простая а с загадкой, хотите отгадать? А вы умеете отгадывать загадки? Ну тогда слушайте.
Запорошила дорожки,
разукрасила окошки,
радость детям подарила
и на санках прокатила.
Дети: зима.
- Правильно, зима посмотрите какая она красивая.

- Ребята, скажите, а какое время года сейчас?
- Как вы думаете, чем пахнет зима? (снегом, елками, холодом)
- Что можно делать зимой на улице?
- А можно ли играть в такие игры летом? Почему?

Игра «Доскажи словечко»

Узнать больше

Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю…
С неба все скользят пушинки-
Серебристые … снежинки
На дорожки, на лужок
Все снижается … снежок
Вот веселье для ребят
Всё сильнее… снегопад
Словно в белый пуховик
Нарядился… снеговик
Рядом снежная фигурка
Это девочка … Снегурка
На снегу-то посмотри-
С красной грудкой … снегири


воспитатель:


- Ребята, а я вам расскажу о трёх зимних братьях.
- Первый братец – Декабрь. Декабрь в календаре последний двенадцатый месяц года и первый месяц зимы, вот поэтому так и говорят «Декабрь год кончает, а зиму начинает». Декабрь – студень: на всю зиму землю студит, стужей вьет. Декабрь – хмурень: пора хмурого неба и ранних сумерек. В декабре замерзают реки, поэтому ледостав и рекостав. Декабрь – снегириная пора: появляются зимние гости снегири и свиристели.

 

- Второй братец – Январь.
Январь. Месяц январь называли «Лютень». «Месяц январь - зимы государь» - так в народе его называли. В январе сугробы высокие, мороз на стеклах рисует удивительные узоры. В январе отмечают праздник Рождества Христова. У детей много забав веселых в этом месяце: катание на санках, на коньках, на лыжах.

 


- Третий братец – Февраль.
Февраль – последний зимний месяц. В этом месяце дуют сильные ветры, метели и вьюги наметают высокие сугробы. В старину февраль называли «Снеговеем». В феврале дни становятся длиннее, и начинает пригревать солнышко. В этом месяце бывают оттепели, снег подтаивает и становится липким. Из такого липкого снега можно лепить снежные фигуры, играть в снежки. В конце февраля люди прощаются с зимой и отмечают праздник Масленицы. Это праздник встречи с солнышком. В этот день все пекут блины, ведь они похожи на солнышки, такие же круглые и румяные.

 

Воспитатель:
- Ребята а вы знаете какие явления происходят зимой? К нам прилетела одна снежинка, а как называется зимнее явление, когда падают много снежинок?
- А вы видели, как падает снег, когда нет ветра?
- Как называется это явление природы?
Дети: снегопад.
- Правильно, посмотрите как это красиво.

 

Слышится шум сильного ветра (фонограмма).
- Налетит на землю вдруг, Белый вихрь из белых мух.
Снег сугробом стелется, Это что? (метелица).
- Конечно метель, посмотрите как она закружила всё вокруг.


- Как ещё называют явление природы, когда дует сильный ветер и снежинки летят быстро, кружатся и наметает много снега? (вьюга, пурга, поземка)
- Какие трудности может принести метель людям?
(пешеходам трудно добираться до работы, дворникам приходится много кидать лопатой снега, трактористам чистить дороги для проезда машин, становится холодно дома нужно топить печь).

Воспитатель:

Ребята к нам сегодня в гости пришла "Зимушка-зима" (привлечение внимания детей к картине "Зимушка-зима"), и принесла Вам загадки.

1) Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год (Декабрь)

Воспитатель: 

Ребята, а вы знаете, что древнерусское название месяца Декабрь – "лютень", а в народе его звали "студенец". Как вы думаете почему?

Дети: В декабре очень студено и холодно. Одеваться нужно тепло. (Ответы детей).

Воспитатель:

 Правильно за лютую морозную пору, за длительную стужу Декабрь называли "студень". Зимой очень холодно и поэтому мы тепло одеваемся. Что мы одеваем?

Дети:(Ответы детей).

2)   Отгадайте следующие загадки:

Начинает календарь
Месяц с именем ... (Январь)

Щиплит уши, щиплит нос

Лезет в валенки мороз

Брызнет в воду, упадет.

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,
От мороза мерзнет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)

Дети: (Ответы детей)

Воспитатель:

Январь – второй месяц зимы. В народе январь называют - просинец. Потому что впервые после хмурого неба декабря, появляются первые островки синего неба. Народные поговорки гласят: «Январь на пороге – прибыло дня на куриный шаг. »

- Дети, что бы это значило?

Дети: В январе день прибавляется очень медленно.

Воспитатель: Правильно. Всего на два часа. А греет ли солнце?

Дети: Нет, греет мало.

Воспитатель:

 А ещё Январь называли "сечень", так как он делит зиму на 2 половины, он идет после месяца Декабря и перед месяцем Февралем, то есть находится посередине.

 

3) А сейчас следующие загадки:

После брата Января

Будет очередь моя.

В помощь мне спешат два друга:

Снежная метель и вьюга.

Снег пушистый по земле

Гонит ветер в …….(Феврале)


Снег мешками валит с неба

С дом стоят сугробы снега,

То бураны и метели

На деревню налетели (Февраль)


Дети: (Ответы детей)

Воспитатель:И вот последний месяц зимы - ветреный февраль. (Воспитатель показывает иллюстрацию на месяц февраль). В феврале зима с весной встречаются. В феврале стоят сильные морозы, лютует вьюга, дуют сильные ветры. Русская пословица говорит: «В феврале два друга – мороз, да вьюга». В феврале мы часто слышим слова: метель, вьюга, пурга. Как вы думаете, что такое метель?

Дети: Когда дует ветер и метёт снег.

Воспитатель: Правильно, ветер поднимает с земли снежинки, метёт как метлой. Иногда метель называют вьюгой. Если прислушаться к вою ветра, то можно услышать «Вьююуу-у. Я вью-ю-у-га. » Так метель сама себя назвала. Бывает что ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метёт по земле. Ничего не видно вокруг, воздух мутный. Это пурга.

Месяц февраль называли "лютый" так как выпадает очень много снега, и часто дуют сильные метели, бураны, вьюги.

Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь скажите, чем мы сегодня с вами занимались? (ответы детей: играли, разгадывали загадки) Про какое время года говорили? Про какие месяца? Интересно было? Какие новые слова вы узнали?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zima.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

                Конспект в старшей группе на тему: 

     "Характерные признаки зимних месяцев:     декабрь, январь, февраль"

Образовательные области:

Формирование целостной картины мира, познавательное развитие,

познавательно-исследовательская деятельность.

Возрастная группа: старшая

Тема: Характерные  признаки зимних месяцев:  декабрь, январь, февраль.

Цель: создание условий для изучения характерных признаков зимы в неживой природе, зимних явлений в природе. Развивать способность воспринимать красоту зимних явлений природы, через их отражение в произведениях русских поэтов, в народных пословицах и поговорках.

Задачи:

1)  Обучающие:

- изучить различать зимние явления природы; учить определять по признакам зимние месяцы; познакомить со старинными названиями зимних месяцев;

- учить высказывать свою точку зрения, поддерживать беседу; закреплять умение отвечать полными предложениями.

2)  Развивающие: развивать умение обобщать, классифицировать, коммуникативные навыки.

3) Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе, эстетические чувства.


Планируемый результат: уметь поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения определить признаки зимнего времени  года, сравнивать природные явления, рассуждать и давать необходимые пояснения.

Методы и приемы: рассматривание иллюстраций, наглядностей, беседа, объяснение создание проблемной ситуации, поощрение.

Предварительная работа:

1) Беседа о зиме;

2) Рассматривание иллюстраций про зимние месяцы;

3)Заучивание стихов о зиме.


Словарная работа: лютень, студень, просинец, сечень, метель, вьюга, пурга.


Материалы и оборудование:  иллюстрации зимнего пейзажа и признаков зимы,

Виды детской деятельностипродуктивная, игровая деятельность, коммуникативная, трудовая.

Формы работы с детьми: коллективная, индивидуальная.  

 Ход

- Доброе утро, дорогие ребята, я рада вас видеть сегодня.
- Какое у вас настроение?
Давайте поделимся настроением со всеми.
Улыбнусь я себе,
Улыбнусь я тебе
Улыбаться мне не лень,
Улыбаюсь целый день.
- Ой ребята, посмотрите что это?
Дети: снежинка.
- Смотрите какая красивая снежинка к нам прилетела, но она не простая а с загадкой, хотите отгадать? А вы умеете отгадывать загадки? Ну тогда слушайте.
Запорошила дорожки,
разукрасила окошки,
радость детям подарила
и на санках прокатила.
Дети: зима.
- Правильно, зима посмотрите какая она красивая.

- Ребята, скажите, а какое время года сейчас?
- Как вы думаете, чем пахнет зима? (снегом, елками, холодом)
- Что можно делать зимой на улице?
- А можно ли играть в такие игры летом? Почему?

Игра «Доскажи словечко»

Узнать больше

Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю…
С неба все скользят пушинки-
Серебристые … снежинки
На дорожки, на лужок
Все снижается … снежок
Вот веселье для ребят
Всё сильнее… снегопад
Словно в белый пуховик
Нарядился… снеговик
Рядом снежная фигурка
Это девочка … Снегурка
На снегу-то посмотри-
С красной грудкой … снегири


воспитатель:


- Ребята, а я вам расскажу о трёх зимних братьях.
- Первый братец – Декабрь. Декабрь в календаре последний двенадцатый месяц года и первый месяц зимы, вот поэтому так и говорят «Декабрь год кончает, а зиму начинает». Декабрь – студень: на всю зиму землю студит, стужей вьет. Декабрь – хмурень: пора хмурого неба и ранних сумерек. В декабре замерзают реки, поэтому ледостав и рекостав. Декабрь – снегириная пора: появляются зимние гости снегири и свиристели.

- Второй братец – Январь.
Январь. Месяц январь называли «Лютень». «Месяц январь - зимы государь» - так в народе его называли. В январе сугробы высокие, мороз на стеклах рисует удивительные узоры. В январе отмечают праздник Рождества Христова. У детей много забав веселых в этом месяце: катание на санках, на коньках, на лыжах.


- Третий братец – Февраль.
Февраль – последний зимний месяц. В этом месяце дуют сильные ветры, метели и вьюги наметают высокие сугробы. В старину февраль называли «Снеговеем». В феврале дни становятся длиннее, и начинает пригревать солнышко. В этом месяце бывают оттепели, снег подтаивает и становится липким. Из такого липкого снега можно лепить снежные фигуры, играть в снежки. В конце февраля люди прощаются с зимой и отмечают праздник Масленицы. Это праздник встречи с солнышком. В этот день все пекут блины, ведь они похожи на солнышки, такие же круглые и румяные.

Воспитатель:
- Ребята а вы знаете какие явления происходят зимой? К нам прилетела одна снежинка, а как называется зимнее явление, когда падают много снежинок?
- А вы видели, как падает снег, когда нет ветра?
- Как называется это явление природы?
Дети: снегопад.
- Правильно, посмотрите как это красиво.

Слышится шум сильного ветра (фонограмма).
- Налетит на землю вдруг, Белый вихрь из белых мух.
Снег сугробом стелется, Это что? (метелица).
- Конечно метель, посмотрите как она закружила всё вокруг.


- Как ещё называют явление природы, когда дует сильный ветер и снежинки летят быстро, кружатся и наметает много снега? (вьюга, пурга, поземка)
- Какие трудности может принести метель людям?
(пешеходам трудно добираться до работы, дворникам приходится много кидать лопатой снега, трактористам чистить дороги для проезда машин, становится холодно дома нужно топить печь).

Воспитатель:

Ребята к нам сегодня в гости пришла "Зимушка-зима" (привлечение внимания детей к картине "Зимушка-зима"), и принесла Вам загадки.

1) Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год (Декабрь)

Воспитатель: 

Ребята, а вы знаете, что древнерусское название месяца Декабрь – "лютень", а в народе его звали "студенец". Как вы думаете почему?

Дети: В декабре очень студено и холодно. Одеваться нужно тепло. (Ответы детей).

Воспитатель:

 Правильно за лютую морозную пору, за длительную стужу Декабрь называли "студень". Зимой очень холодно и поэтому мы тепло одеваемся. Что мы одеваем?

Дети:(Ответы детей).

2)   Отгадайте следующие загадки:

Начинает календарь
Месяц с именем ... (Январь)

Щиплит уши, щиплит нос

Лезет в валенки мороз

Брызнет в воду, упадет.

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,
От мороза мерзнет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)

Дети: (Ответы детей)

Воспитатель:

Январь – второй месяц зимы. В народе январь называют - просинец. Потому что впервые после хмурого неба декабря, появляются первые островки синего неба. Народные поговорки гласят: «Январь на пороге – прибыло дня на куриный шаг. »

- Дети, что бы это значило?

Дети: В январе день прибавляется очень медленно.

Воспитатель: Правильно. Всего на два часа. А греет ли солнце?

Дети: Нет, греет мало.

Воспитатель:

 А ещё Январь называли "сечень", так как он делит зиму на 2 половины, он идет после месяца Декабря и перед месяцем Февралем, то есть находится посередине.

3) А сейчас следующие загадки:

После брата Января

Будет очередь моя.

В помощь мне спешат два друга:

Снежная метель и вьюга.

Снег пушистый по земле

Гонит ветер в …….(Феврале)


Снег мешками валит с неба

С дом стоят сугробы снега,

То бураны и метели

На деревню налетели (Февраль)


Дети: (Ответы детей)

Воспитатель:И вот последний месяц зимы - ветреный февраль. (Воспитатель показывает иллюстрацию на месяц февраль). В феврале зима с весной встречаются. В феврале стоят сильные морозы, лютует вьюга, дуют сильные ветры. Русская пословица говорит: «В феврале два друга – мороз, да вьюга». В феврале мы часто слышим слова: метель, вьюга, пурга. Как вы думаете, что такое метель?

Дети: Когда дует ветер и метёт снег.

Воспитатель: Правильно, ветер поднимает с земли снежинки, метёт как метлой. Иногда метель называют вьюгой. Если прислушаться к вою ветра, то можно услышать «Вьююуу-у. Я вью-ю-у-га. » Так метель сама себя назвала. Бывает что ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метёт по земле. Ничего не видно вокруг, воздух мутный. Это пурга.

Месяц февраль называли "лютый" так как выпадает очень много снега, и часто дуют сильные метели, бураны, вьюги.

Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь скажите, чем мы сегодня с вами занимались? (ответы детей: играли, разгадывали загадки) Про какое время года говорили? Про какие месяца? Интересно было? Какие новые слова вы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарный план работы во 2 младшей группе на декабрь, январь, февраль.

Календарно-тематическое планирование на каждый деньь составлен с учетом ФГТ по программе Н.Е. Веракса...

Декабрь, январь, февраль.

Стихи, пословицы, поговорки о зиме...

Образовательные задачи из программы коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи 5-6 лет Н. В. Нищевой II период (декабрь, январь, февраль)

Образовательные задачи из программы коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием  речи 5-6 лет Н. В. Нищевой II период (декабрь, ян...

Перспективное планирование прогулки на декабрь – январь – февраль в подготовительной группе.

Перспективное планирование прогулки на декабрь – январь – февраль в подготовительной группе....

Комплекс подвижных игр, дидактических игр, трудовых поручений, наблюдений по месяцам (декабрь, январь, февраль).

Продолжение к комплексу подвижных игр, трудовых поручений, наблюдений, дидактических игр....

календарно-тематическое планирование в подготовительной группе на декабрь, январь, февраль месяца

в помощь воспитателям в написании ежедневного календарного планирования...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: "Характерные признаки зимних месяцев: декабрь, январь, февраль".

Образовательные области:Формирование целостной картины мира, познавательное развитие,познавательно-исследовательская деятельность.Возрастная группа: старшаяТема: Характерные...