Экспериментированние
опыты и эксперименты по окружающему миру

Карпенко Оксана Петровна

Конспект занятия "Экспериментирование с детьми"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_eksperimentirovaniyu.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментированию

 в младшей группе.

Тема: «Воздух вокруг нас»

Цель: Формирование у детей представления о воздухе.

 Задачи: 

  1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;  
  2. Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;
  3. Способствовать расширению знаний детей об окружающем нас воздухе (воздух невидимый, бесцветный, без запаха, имеет вес);
  4. Активизировать речь и обогащать словарь детей.

Материал: целлофановые пакеты, одноразовые стаканчики, коктейльные трубочки, теннисные шарики, воздушные шары.

Предварительная работа: игры с шарами, игры с бумажными картонками, наблюдение за ветром.

Работа над словарем: прозрачный, невидимый, бесцветный. Интеграция: 

1. Познание: 

  • способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха;
  • расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных и растений;
  • развивать у детей способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
  • развитие органов зрения, обоняния, сенсорных способностей.    

   

 2.  Коммуникация: 

  • способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми;
  • воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей;        

3. Социализация: 

  • развивать у детей навыки сотрудничества через организацию опытов;
  • развитие сообразительности и умения решать поставленную задачу.        

4. Здоровье: 

  • закрепить элементарные представления о значении чистого воздуха для здоровья человека;
  • развивать начальное экологическое сознание детей;
  • формировать умение у детей делать глубокий вдох, удерживать воздух и медленно его выдыхать.        

5. Безопасность: закрепление правил безопасного проведения эксперимента с воздухом.        

6. Труд: воспитывать уважительное отношение к труду людей науки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня в руке? (Воздушный шарик).  - Какого цвета у меня воздушный шар? (Красного цвета). Правильно, у меня в руке красивый красный шарик. Давайте поиграем с шариком. (Вдруг шарик стремительно полетел и сдулся).

Воспитатель: Что же с шариком произошло? Как вы думаете, что находилось внутри воздушного шарика? Чем шарик был наполнен? Дети: Воздухом.

Воспитатель: Почему шарик сдулся?

Дети: Воздух вышел.

 Воспитатель: Ребята, а вы увидели, как вышел воздух?

Дети: Нет.

Воспитатель: Действительно, мы воздух не видим, но он вокруг нас.  Что нужно сделать, чтобы шарик стал снова круглым и упругим?

Дети: Надуть его.

Воспитатель: Правильно, надуть. Возьмите себе по шарику и надуйте его. Посмотрите, какие у вас красивые, разноцветные шарики получились. Что внутри ваших шаров находится? (Воздух). Как вы думаете, что такое воздух? (Ответы детей) Давайте вместе выясним все про воздух. Мы сейчас проведем несколько опытов, чтобы в этом убедиться. А помогут нам в этом различные предметы. Воздух вокруг нас повсюду. Попробуйте поймать руками воздух (дети пробуют ловить воздух) Получилось поймать воздух?

Дети: Нет

Физкультминутка:

Воздух-невидимка,                                    руки вверху вправо-влево Выходи гулять!                                               «зовут»

Воздух-невидимка,                                       руки вверху вправо-влево Как тебя поймать?                              хлопки руками в разных местах Если быстро-быстро в поле убегу,               бегут на месте 

Чистого-пречистого воздуха найду!            потирают руки 

Если вместе с дедушкой по лесу пойду,      шаги на месте 

Самого полезного воздуха найду!                 руки накрест к плечам  Если вместе с папой в горы я пойду,        тянутся вверх на носочках Самого кристального воздуха найду!                      «фонарики» 

Воспитатель: Ребята, я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

Опыт с полиэтиленовыми пакетами:

 Воспитатель: Подойдите к столу, возьмите пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст). Теперь набираем воздух в пакет (Зачерпывающим движением дети, по примеру воспитателя, пытаются поймать воздух в пакет)  Посмотрите, какой теперь стал пакет? (Полный) Что вы поймали? (Воздух). Ребята, покажите, сколько воздуха в ваших пакетах. Посмотрите, какого цвета воздух в вашем пакете?  

Дети: Он бесцветный.  

Воспитатель: Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? Дети: Внутри находится воздух.

Воспитатель: Откройте пакет, посмотрите, вы видите воздух? (Нет).  Ребята, посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (Да). Давайте проверим, действительно ли внутри находится воздух?  Я свой пакет осторожно проткну острой палочкой и нажму на него руками. Что вы слышите?

Дети: Шипение.

Воспитатель: Это выходит воздух, мы его не видим, а чувствуем. Вывод: Значит, воздух какой? (прозрачный, бесцветный). Воздух прозрачный, он не имеет цвета, невидимый. Интересно, а есть ли воздух внутри нас, давайте проверим. Присаживайтесь за столы, на которых лежат трубочки и шарики.

Опыт с движением воздуха:

(Дети присаживаются за столы, на которых лежат трубочки и теннисные шарики, стоят стаканчики с водой).

Воспитатель: Ребята, а можно ли почувствовать воздух? Давайте выясним это. Возьмите трубочку и подуйте в неё на ладошку.  Вы чувствуете воздух? (Да). А теперь подуйте в трубочку на шарик. Что происходит с шариком? (Он катится).  

Вывод: Воздух нельзя увидеть, но его можно чувствовать. Воздух прозрачный, невидимый, не имеет формы.

Опыт с водой: выдувание воздуха через трубочку в воду:

Воспитатель: А как увидеть воздух? Возьмите стаканчики с водой и опустите трубочку в воду. А теперь дуйте в трубочку. Что, вы увидели? (Пузыри). Как вы думаете, пузыри это что?  

Дети: Воздух, который выходит из нас.

Воспитатель: Воздухом мы дышим через нос или через рот, а потом его выдыхаем. Можно ли увидеть воздух, который мы выдыхаем? Попробуем! Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Куда плывут пузырьки? Вверх или вниз?

Дети: Воздушные пузырьки поднимаются вверх.

Воспитатель: Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.

Вывод: Воздух легче воды. Значит, мы дышим воздухом? Воздух нам нужен чтобы дышать, жить, воздух находится в нас, и он не видимый.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, что мы сегодня узнали?

Дети: Узнали, что такое воздух, что он прозрачный, невидимый, бесцветный и движется и находится вокруг нас.

(За активное участие воспитатель дарит детям по шарику)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе образовательная область «Экспериментирование» (технология экспериментирования) «Зачем нужна вода»

Цель:Заложить у детей основы экологических знаний, основы безопасного поведения в природе.Задачи:Образовательные:1.Дать детям понятие о разнообразии воды, зачем она нужна человеку, животным, растениям...

Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группе тема: «Лаборатория «Юные исследователи»» в рамках недели "Наука и экспериментирование"

Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группетема: «Лаборатория «Юные исследователи»»в рамках недели "Наука и экспериментирование...

Конспект занятия-экспериментирования во II младшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 3–4 лет)

Цель занятия: формировать у детей представления о свойствах воды; развивать интерес к познанию окружающего мира....

Методические рекомендации для воспитателей по экспериментированию. «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе исследовательской деятельности»С.Л. Рубинштейн...

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования

Цель-  развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...

Мастер- класс для педагогов по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Презентация, текст к презентации и пошаговая инструкция Мастер- класса для педагогов  по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовател...