Конспект ООД в старшей группе «Ясна-красна приди, весна!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Обучающие возможности фольклора огромны. Соприкосновение ребенка с народным искусством, традициями, природой родного края помогут духовно обогатить ребенка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему, воспитать любовь к малой Родине, позволяет решать актуальные проблемы в воспитании подрастающего поколения, создавать реальную здоровую альтернативу асоциальным явлениям, имеющим место в современной жизни. Наблюдая за изменениями в природе, деятельностью человека, за годовым циклом, дети учатся языку народной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД в старшей группе
Тема: «Ясна-красна приди, весна!»
Цель: расширение и систематизация знаний детей о весенних изменениях в природе, приобщение к истокам и традициям русского народа через фольклор.
Задачи:
- продолжать прививать любовь к русскому народному фольклору через использование закличек, песен, загадок, народных игр;
-совершенствовать навыки диалогической речи: участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы; пополнить и активизировать словарь детей по теме;
- развивать познавательный интерес, умение наблюдать, сравнивать и делать выводы;
-формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, любви и бережного отношения к природе.
Предварительная работа: наблюдения, беседы о весенних изменениях в природе, о народных праздниках весной ;просмотр презентаций, чтение художественной литературы по теме; разучивание закличек, потешек, народных игр, считалок, загадок. Посещение краеведческого музея , экспозиции «Крестьянский быт».
Оборудование: участники ОД (воспитатель и дети) одеты в народные костюмы, центральная стена группы украшена аппликацией по теме «Весна»;ИКТ, живые цветы(примулы, мускари, хохлатки, крокусы, нарциссы в горшочках), жетоны желтого и зеленого цветов,2 подноса, иллюстрации половодья, весеннего луга, солнечного дня.
Ход ООД:
(Звучит народная мелодия «Дымковская игрушка»).
Дети в русских народных костюмах под музыку входят парами через середину группы, подходят к гостям, кланяются, здороваются, расходятся вправо-влево.
Воспитатель:
-Здравствуйте, гости дорогие. Петушок мой сегодня рано встал, всем-всем о весне прокричал. А я думаю, не рано ли? Уступила ли зима свой черед весне-красавице?
-Посмотрим в оконце, да поищем приметы весны. ( Солнце поднялось выше, оно ослепительное, светит ярко. День увеличивается, а ночь уменьшается. Ночью лужи застывают, а днем оттаивают, в них купаются птицы. Небо голубое, высокое, яркое. Облака, как небесный ледоход. Звенит веселая капель. Сосульки тают под лучами солнца. Местами еще лежит снег, иногда еще идет снег. Ветер стал теплее и ласковее. Почки на деревьях набухли, готовые лопнуть. Прилетели первые перелетные птицы. Весело чирикают воробьи , звенят (тенькают) синицы.)
-Сегодня мы поговорим о весне, о весенних изменениях в природе.
Воспитатель:
-Чтоб весна не заплутала ,да скорее к нам попала,
Мы закличку пропоем и весну к нам позовем.
(Звучит мелодия русской народной песни «Земляничка»).
Дети:
-Ясна – красна
Приди, весна!
С голубою далью,
С Иваном да Марьей,
С золотистым гребнем,
С изумрудным стеблем.
(Входит Весна (ребенок)
Пришла весна,
Войной пошла,
На все зимнее,
Да ливнем,
На снег теплом,
На всю зиму помелом
У…
Весна:
(Звучит мелодия А.Ермолова «Весенняя капель»).
-Здравствуйте, ребята,
Я к вам с радостью пришла ,
Три угодья принесла.
Первое угодье – в реках половодье. (Воспитатель выставляет иллюстрации половодья, луга, солнца).
Второе угодье-солнце на подворье.
Третье угодье –зеленое раздолье.
1 ребенок:
Пришла Весна – матушка,
Отворяй-ка ворота.
Первым март пришел,
Всех детей провел.
2 ребенок:
А за ним – апрель,
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май-
Сколько хочешь гуляй.
Воспитатель:
- Так давайте же и мы гулять, играть, весну встречать.
Хороводная игра «Ой, ты, матушка-весна».
( Звучит мелодия русской народной песни «Варенька».В центре хоровода стоит Весна).
Дети (идут по кругу и поют):
Ой, ты матушка – весна, что же ты нам принесла?
Ой, люли-люли. Что же ты нам принесла?
Весна:
Маленьким ребяткам да по красному цветку.
Дети:
Ой, люли-люли ,да по красному цветку.
Ой, ты матушка – весна, что же ты нам принесла?
Ой, люли-люли. Что же ты нам принесла?
Весна:
Красным девицам по шелковому платку.
Дети:
Ой, люли-люли, по шелковому платку.
Ой, ты матушка – весна, что же ты нам принесла?
Ой, люли-люли. Что же ты нам принесла?
Весна:
Старичкам -мужичкам грибов-ягод по борам.
Дети:
Ой, люли-люли, грибов-ягод по борам.
Ой, ты матушка - весна, что же ты нам принесла?
Ой, люли-люли. Что же ты нам принесла?
Весна:
Солнце, дождик, травку, смех,
Музыку весны для всех.
Дети:
Ой, люли-люли, музыку весны для всех.
Воспитатель:
-Музыку весны…а что это за музыка, как вы думаете?
-Вы хотите послушать?
(Дети садятся на стулья).
Воспитатель (говорит на фоне музыки «Звуки природы:щебет птиц, журчание ручья.»):
-Шагает Весна по планете, вначале возвращает миру звуки, а потом краски. Оживает земля под каждым ее шагом, тихо звучит музыка - позвякивают сосульки на крышах домов. Все теплее и теплее с каждым днем. Вот уж и ручьи зажурчали, птицы возвратились из жарких стран – отдыхают от дальнего перелета:
- Здравствуй, дом родной!
Все громче и громче звучит музыка Весны. Очнулись леса и сады от зимней спячки, распускаются листья на деревьях. Все ожило, запело, зажужжало, пришло в движение. В лесу, едва успевает растаять снег, опережая появление зеленой травы, распустились подснежники, а на участке детского сада – одуванчики. Гудят над ними мохнатые шмели, пчелы. Здравствуй, Весна музыкальная.(В.Н. Матова «Весна музыкальная»).
Беседа.
-Почему я назвала весну музыкальной?
-Назовите первый весенний месяц.
-Какие звуки мы слышим в марте, ранней весной?
(Звенит капель.)
-Недаром в народе март называют капельником. Капель отсчитывает первые часы весны. А еще март в старину называли…(дети: зимобором, протальником).
-Что еще мы слышим в марте? (Птичий гомон, щебет, свист).
- Какие птицы возвращаются из теплых стран весной?
Воспитатель:
-Почему их называют птицами?
Дети:
-Тело покрыто перьями, два крыла, они умеют летать, у них клюв, две лапы, есть хвост.
Воспитатель:
-Какие птицы прилетают первыми?
Дети:
- Первыми прилетают грачи. Грачи-гонцы весны. Говорят, что «грачи весну расклевали». (Дети говорят поговорки о грачах. Уточнить одну из поговорок: «Что это означает? Объясни.»)
Воспитатель:
-Что делают птицы, когда возвращаются с юга?
Дети:
-Строят гнёзда. Грачи строят гнезда на высоких деревьях и гнездятся стаями. Гнездо грача напоминает разлохмаченную шапку. Грачи строят гнезда из сучьев, а внутри, чтобы помягче было будущим птенцам , выстилают сухой травой и тонкими ветками.
Воспитатель:
- Для чего птицы вьют и строят гнёзда?
Дети:
- Птицы вьют и строят гнёзда, чтобы выводить птенцов.
Воспитатель:
-Какой месяц идет за мартом?
Воспитатель:
-Апрель зовут — снегогоном. Как вы думаете, почему?
(К концу апреля солнце прогоняет последние остатки снега.)
-Как появилось у апреля имя –водолей?
(Именно в этом месяце повсюду много воды: текут ручьи, разливаются реки, часто идут дожди. В народе говорят «Апрельские ручьи зелень будят.»)
Воспитатель:
-Апрель - красивый месяц, появляются первые цветы. Как называются цветы, которые первыми распускаются весной? (Первоцветы).
-Какие цветы распускаются первыми в лесу?
Дети:
-Ветреница, хохлатка, мать –и –мачеха и т.д.
-Можно ли эти цветы собрать в букет и поставить в вазу? Почему?
Воспитатель:
-На нашей клумбе на участке тоже распустились первоцветы. (Воспитатель показывает первоцветы в горшочках). Назовите и покажите их.
Воспитатель:
-Как называется последний весенний месяц?
Воспитатель:
- Май в народе зовут — травень, цветень. Попробуйте объяснить это название.(Распускается много цветов, цветут деревья, кустарники(черемуха, как невеста в белом наряде; сирень).Белыми и розовыми кружевными накидками покрываются сады:цветут фруктовые деревья. Над ними гудят насекомые.)
- Май –песенник.В мае лес полон радостных звуков. Что можно услышать , попав в лес?
Воспитатель:
- Люди с давних времён встречают весну хороводом. Так давайте, и мы хороводы водить, радоваться весне.
( «Веснянка» .Звучит народная мелодия ).
Солнышко, солнышко, (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)
Прилетело сто грачей, (Бегут по кругу,машут руками.)
А сугробы тают, тают, (Медленно приседают.)
А цветочки подрастают. (Тянутся на цыпочках, руки вверх.)
Воспитатель:
-О весне придумано много загадок.
Давайте попробуем отгадать их. Для этого разделимся на 2 команды с помощью желтых и зеленых жетонов.
(Дети делятся на 2 команды. За правильный ответ получают жетон. Каждой команде загадывается по 3 загадки. В конце каждая команда загадывает загадку команде соперников).
Воспитатель:
Синяя сосулька плачет,
Но от солнца нос не прячет.
И весь день под птичью трель
Кап-кап-кап звенит…(капель)
Веселится весь народ:
Льдины двинулись в поход!
Мы на речке каждый год
Наблюдаем …(ледоход).
У забора, на шесте,
Дом стоит на высоте.
Там появятся птенцы,
Будут их кормить отцы.
Мамы греть их будут нежно,
Называют дом … (Скворечник)
Вдоль дорожек без труда
Мчится талая вода.
Снег от солнечных лучей
Превращается в... (ручей)
Вот на ветках чудо-дом
Как уютно птицам в нем. (Гнездо)
Под крышей висит,
Разломишь – хрустит.
Зимой замерзает,
Слеза не стекает,
Солнце припечёт -
Заплачет, потечёт. (Сосулька)
На лесной проталинке
Вырос цветик маленький.
Прячется в валежник
Беленький… (подснежник)
Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года? (Весна)
Подведение итогов.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, все загадки отгадали. Давайте вспомним о каком времени года мы говорили сегодня? (О весне).О каких весенних месяцах ? (Март, апрель, май). Какие признаки весны мы вспомнили? (Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются первые цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из теплых стран).
Воспитатель:
-Впереди месяц май, сердце весны, цветень. Весна –цветами красна. В садах и лесах распустятся много цветов, расцветут деревья и кустарники. А у нас в группе уже распустились бальзамины, которые мы с радостью дарим нашим гостям.
(Звучит музыка Д.Шостакович «Вальс-шутка» , дети дарят цветы гостям).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/28/picture-88580.jpg)
Конспект занятия в старшей группе «О чём поют весной птицы?»
У детей уточняется и расширяется представление о перелётных птицах, об их жизни в весенний период. Дети получают сведения о звуковых сигналах птиц. Воспитывается доброе, заботливое отношение к птицам....
Конспект занятия в старшей группе «О чём поют весной птицы?»
Конспект занятия в старшей группе «О чём поют весной птицы?» ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/09/picture-521756-1415558579.jpg)
Конспект занятия в старшей группе"В гости к Весне-Красне в весенний лес".
Привитие любви к родному краю....
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/02/picture-566422-1680415941.jpg)
Конспект целевой прогулки в первой младшей группе «Приди, весна с радостью ! » (совместное с родителями мероприятие)
Посеем цветок доброты в душе крохи!Пусть каждый ребенок России поймет:Сегодня он даст каждой птахе по крохе,И мир от его доброты расцветет…...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/05/picture-800984-1467694768.jpg)
Конспект НОД для старшей группы по речевому развитию "Весна.Приметы весны"
Данный конспект занятия предназначен для логопедов,воспитателей ДОУ по речевому развитию на тему "Весна.Приметы весны"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/13/picture-1354359-1634124260.jpg)
Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме: "Весна. Признаки весны"
Закрепить знания о весне и ее признаках у детей старшего дошкольного возраста....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Приди, Весна, с радостью!»
Цель: систематизировать и закрепить представления детей о признаках весны как времени года....