Экспериментально-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста "Познавайки"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции(анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами в жизни общества.
Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде
Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования.
Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.
Цель программы:
развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- развитие представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
- развитие познавательного интереса к экспериментальной деятельности;
- включение в познавательную деятельность;
- приобретение умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
Развивающие:
- развитие мотивации к познавательному виду деятельности,
- развитие потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности;
- развитие умственных способностей;
Воспитательные:
- формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavayki_2022-2023.docx | 300.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №11»
Принято на педагогическом совете
МБДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида № 11»
Протокол №__
от «___»________2022г.
Утверждено:
Заведующий
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего
вида № 11»
__________О.С.Арустамова
Приказ № _____
от «___»________2022г.
Рабочая программа
по кружковой работе
«ПОЗНАВАЙКИ»
(по познавательному развитию)
для детей 4-5 года
2022-2023 учебный год
Руководитель кружка:
Саакян Ванда Левановна
воспитатель
г.Майкоп
№п/п | Содержание | № страницы |
1. | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 3 |
1.1. | Актуальность | 3 |
1.2. | Цель, задачи | 4 |
1.3. | Сроки реализации кружковой программы | 4 |
1.4. | Формы организации образовательной деятельности | 4 |
1.5. | Методы обучения | 4 |
1.6. | Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы | 5 |
1.7. | Планируемые результаты | 5 |
2. | СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 6 |
2.1. | Учебно- тематический план | 6 |
2.2. | Календарно-тематическое планирование | 6 |
3. | МОНИТОРИНГ | 30 |
4. | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 32 |
5. | СПИСОК ДЕТЕЙ | 33 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции(анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами в жизни общества.
Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде
- Актуальность
Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования.
Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.
- Цель и задачи
Цель программы:
развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- развитие представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
- развитие познавательного интереса к экспериментальной деятельности;
- включение в познавательную деятельность;
- приобретение умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
Развивающие:
- развитие мотивации к познавательному виду деятельности,
- развитие потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности;
- развитие умственных способностей;
Воспитательные:
- формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.
- Сроки реализации кружковой программы
Программа кружка «Познавайки» предназначена для детей 4-5 лет и рассчитана на 1 год обучения.
Непрерывная образовательная деятельность по решению задач дополнительного образования детей по программе «Познавайки», проводится во вторую половину дня, 2 раза в неделю.
Продолжительность непрерывно образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей 25 минут. Количество часов за год обучения – 30 часов.
1.4. Формы организации образовательной деятельности
Формы организации деятельности обучающихся- групповая. На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Наполняемость группы – 15 человек.
1.5. Методы и приемы обучения
Традиционные методы:
Словесные:
Рассказы воспитателя(«Что можно сделать из бумаги?», «Для чего нужна глина?», чтение сказок «Цветик-семицветик», «Двенадцать месяцев», «Как люди речку обидели» и т. д.)
Рассказы детей (дети рассказывают, какой опыт они хотели бы провести, какой материал для этого понадобится, в какой последовательности они будут его проводить; делятся впечатлениями об увиденных природных явлениях; составляют небольшие рассказы о полученных результатах, и т. д.)
Беседы («Вода в жизни обитателей земли», «Как человек использует свойства дерева», «Почему люди болеют?» и т. д.).
Практические:
Опыты(«Свойства воды», «Солнечные, зайчики,», «Мы фокусники» с магнитом и т.д. )
Игры (дидактические игры «Хорошо-плохо», «Найди пару», «Узнай по вкусу» и т.д.; игры с песком, водой, магнитами и магнитными буквами; цветной, копировальной бумагой, картоном и т. д.; сюжетные игры «Ателье», «Путешествие по реке», «Строители» и т. д.)
Инновационные:
Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.
В процессе экспериментирования применяются компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.
1.6. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- проведение выставок детских работ;
- поделки для подарков;
- мастер-класс для родителей.
1.7. Планируемые результаты:
- имеют представление о различных свойствах веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
- имеют представления об основных явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);
- имеют представления о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха, вода-переход в различные состояния, воздух, почва);
- имеют представление о значимости воды и воздуха в жизни человека;
- имеют представление о свойствах почвы и входящих в её состав песок и глину;
- сформирован опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
- проявляют эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- проявляют любознательность, фантазию, воображение;
- имеют навыки постановки элементарных опытов и умение выдвигать гипотезы, проверять, подтверждать и делать выводы на основе полученных результатов.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебно-тематический план
Тема | Общее количество занятий в месяц | Продолжительность занятия |
Блок «Почва» | 8 занятий | 25 минут |
Блок «Камни» | 8 занятий | 25 минут |
Блок «Вода» | 8 занятий | 25 минут |
Блок «Воздух» | 8 занятий | 25 минут |
Блок «Магниты» | 8 занятий | 25 минут |
Блок «Растения» | 8 занятий | 25 минут |
Блок «Дерево» | 8 занятий | 25 минут |
Блок «Металл» | 8 занятий | 25 минут |
Блок «Бумага» | 8 занятий | 25 минут |
Итого: | 72 занятия | 30 часов |
2.2. Календарно-тематическое планирование
Содержание раздела | Тематика занятий | Задачи занятий | Развивающая среда | Метода и приёмы | Результат освоения |
БЛОК «ПОЧВА» БЛОК «ПОЧВА» БЛОК «ПОЧВА» | «Знакомимся с песком и глиной» | Познакомить с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются. | Стакан с песком, тарелка с глиной, для каждого ребёнка маленькие тарелочки для экспериментирования, палочки, лупа. | Беседа, наблюдение, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы | Дети приобретают навыки исследовательской деятельности, развивается познавательная активность и самостоятельность, пополняется словарный запас слов и умение анализировать проделанные опыты |
«Свойства песка и глины» | Учить детей самостоятельно выделять свойства песка и глины | На каждого ребёнка маленькие тарелочки с песком и глиной для экспериментирования, вода, палочки. | Беседа, наблюдение, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы | ||
«Откуда берется песок» | Показать детям как при трении двух камней сыплется песок. | Дать знания об образовании песка в природе. | Беседа, наблюдение, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Такой разный песок» | Познакомить с различными видами песка (речной, пустынный, морской | Средней величины камни, листы бумаги на каждого, стаканчики с разными видами песка, лупа | Беседа, наблюдение, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Животные и песок» | Познакомить детей с обитателями песчаных пустынь. Путем эксперимента показать приспособляемость животных к жизни в пустыне. | Иллюстрации пустыни, объекты живой и неживой природы пустыни. Кактус для эксперимента, DVD диск | Беседа, наблюдение, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Для чего человеку песок и глина» | Рассказать, как человек использует песок и глину (строительство, песочные часы, посуда, игрушки). Самим предложить вылепить посуду из глины. | Иллюстрации профессии гончар, строитель, а так же фотографии готовых изделий из песка. Глина на тарелочках для каждого ребёнка, вода. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов. | ||
«Как устроена «Волшебная кладовая» | Дать понятие «почва». Подвести детей к тому, что она имеет неоднородный состав. Рассмотреть различные виды почв в микроскоп (чернозем, песок, глина). Дать понятие «гумус», рассмотреть состав | Стакан с разными слоями почвы, DVD диск. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | У детей формируется знание о почве и о её составе, а так же о песке и глине. Дети знакомятся с различными природными материалами. Активно участвуют в экспериментальной и практической деятельности. | |
«Песок – природный материал. Песочные чудеса» | Расширять представления детей о свойствах песка, его особенностях в природных условиях (дюны, барханы в пустыне). Познакомить с песчаником, который образуется путем скрепления зерен песка любыми другими частицами. | Песок в чашечках на каждого, лупы, DVD диск | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
БЛОК «КАМНИ» БЛОК «КАМНИ» БЛОК «КАМНИ» БЛОК «КАМНИ» | «Какими бывают камни» | Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным признакам. | Коллекция разнообразных камней, иллюстрации, лупы | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | У детей формируются представления о камнях, о их свойствах, о горах и вулканах. Развиваются навыки экспериментирования. |
«Что такое горы» | Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней. Предложить детям создать модель гор из различных камней. | Коллекция природных ископаемых, иллюстрации различных гор, Камни для создания модели горы, пластилин, DVD диск | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Почему разрушаются горы» | Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе. Экспериментальным путем показать как разрушаются камни и горы. | 2 камня для каждого ребёнка, тарелочка для опыта, иллюстрации гор, песок, DVD диск | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Дымящиеся горы» | Сформировать первоначальные представления о вулканах. На модели показать действующий вулкан. | Иллюстрации вулканов, макет вулкана, листочки с заданиями, DVD диск | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Как человек использует камни» | Показать, какую роль в жизни человека играют камни. Познакомить с камнями, которые человек использует для своих нужд. С древних времен. Предложить детям построить дома из различных материалов (солома. Ветки, камни) и сделать вывод, какие из них прочнее. | Иллюстрации профессии скульптора, строителя, архитектора, листочки с заданиями, DVD диск | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Такие разные камни» | Опытным путем выявлять свойства различных камней: соль растворяется в воде, выращивание кристаллов соли; пемза легче воды. | Вода, щепотка соли на каждого, пемза, иллюстрации соляных пещер, DVD диск. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | У детей формируются знания о разнообразии камней, природных ископаемых, с помощью исследовательской деятельности дети узнают о разрушении камней, об образовании янтаря. Дети учатся анализировать и сравнивать, обобщать. | |
«Сравнение свойств камней» | Познакомить детей с углем, мрамором, мелом. Сравнить их свойства. Рассказать об использовании их человеком. | Уголь, мрамор, мел, иллюстрации различных камней, листочки с заданиями, DVD диск. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Янтарь и его свойства» | Познакомить детей с янтарем. Учить обследовать его, сравнивать с другими камнями выделять его свойства. | Янтарные изделия, другие виды камней, DVD диск | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
БЛОК «ВОДА» БЛОК «ВОДА» | «Вода – самое удивительное вещество на Земле» | Дать детям знания о свойствах воды. Экспериментальным путем проверить плавучесть различных предметов. Развивать интерес к дальнейшим экспериментам. | Вода, различные ёмкости для воды, тряпочки, листочки с заданиями, DVD диск | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | У детей формируется представление о воде, о ёё трёх состояниях. Развиваются познавательные интересы о свойствах воды, дети активно участвуют в исследовательской и экспериментальной деятельности, учатся беречь воду, как необходимую для жизни на Земле. |
«Кожа» воды» | Дать представления о поверхности воды. Познакомить с ее свойствами. | Модели свойств воды, мыльная вода, DVD диск. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Впитывание воды» | Показать детям, что некоторые предметы и материалы впитывают воду, а другие ее отталкивают. Показать, как пьют растения. | Тарелочки с водой на каждого ребёнка, тряпочки, губки, бумага, деревянные щепки, земля, DVD диск. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Замершая вода» | Показать различия между двумя состояниями воды (твердое и жидкое). Выявить свойства льда. Дать представления об айсбергах. | Лёд в грелке, вода в стакане, спиртовка, спирт, колбочки, штатив, стекло, листочки с заданиями, DVD диск | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Вода – растворитель» | Опытным путем проверить, как растворяются в воде те или иные вещества и жидкости; что при этом происходит с водой. | Вода в стаканчиках на каждого, краски, сахарный песок, соль, хлеб, DVD диск. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | У детей продолжается накоплена и закрепление знаний о веществе – вода. Дети активно и самостоятельно учатся проводить опыты и делать выводы. Формируются знания о явлениях природы, в которых содержится три состояния воды. | |
«У воды температура» | Познакомить детей с тем, что вода может иметь температуру. Видеть изменения воды при сильном изменении ее температуры. | Вода, лёд, штатив, пробирка с водой и спиртовка, листочки с заданиями. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Неутомимая путешественница» | Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Учить самостоятельно проводить опыты, делать выводы. | Плакат круговорота воды в природе, модели, предметы для опытов, листочки с заданиями. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Что такое пар?» | Расширять представления детей об агрегатных состояниях воды. Учить делать выводы, рассуждать. Дать представление о росе и тумане. | Иллюстрации природных явлений, DVD диск. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
БЛОК «ВОЗДУХ» БЛОК «ВОЗДУХ» БЛОК «ВОЗДУХ» | «Воздух – первое знакомство: вдох – выдох» | Дать представление о том, что человек не может жить без воздуха. Понаблюдать за процессом дыхания человека, сформулировать выводы | Шарики воздушные, целлофановый пакет, иллюстрации растений и человека | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | У детей формируется представление о воздухе, как смеси различных газов, а именно кислороде. Развиваются познавательные интересы о свойствах воздуха посредством различных наблюдений и опытов. У детей появляется чувство ответственности за природу, растения, так именно они насыщают планету кислородом. |
«Воздух есть везде» | Учить находить воздух в различных предметах, веществах (почва, вода, губка и т. Д.) | Вода, трубочка, почва, губка, различные ёмкости, листочки с заданиями, DVD диск | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Свойства воздуха» | Познакомить детей со свойствами воздуха: занимать место, нагреваться и остывать, прозрачность, давление воздуха. Учить проверять свои предположения посредством опытов | Модели свойства воздуха, спиртовка со спиртом, колбочка, штатив, бумажная спиралька, воздушный шарик, DVD диск | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Свойства воздуха» | Познакомить детей со свойствами воздуха: занимать место, нагреваться и остывать, прозрачность, давление воздуха. Учить проверять свои предположения посредством опытов | Модели свойства воздуха, спиртовка со спиртом, колбочка, штатив, бумажная спиралька, воздушный шарик, DVD диск | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Прогулки невидимки» | Дать представление об использовании свойств воздуха человеком, показать, как можно поиграть с воздухом | Цветная бумага, ножницы, нитки, листочки с заданиями, DVD диск. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Раздувайся пузырь» | Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха. Выяснить, что происходит при нагревании воздуха и охлаждении. | Иллюстрации природных явлений, листочки с заданиями. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | У детей закрепляются о пополняются знания о воздухе. Учится самостоятельно выдвигать гипотезы и проверять их. | |
«Чем пахнет воздух?» | Познакомить со свойствами воздуха присваивать запахи. Познакомить с веществами – поглотителями запахов. | Модели свойства воздуха, различные предметы, которые могут выделять запах. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Дыхание и горение» | Познакомить детей с тем, что воздух необходим для горения. Учить самостоятельно выдвигать гипотезы и проверять их. | Приборы для опыта, листочки с заданиями. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
БЛОК «МАГНИТЫ» БЛОК «МАГНИТЫ» БЛОК «МАГНИТЫ» | «Магниты» | Дать детям первоначальное представление о магнитах, о том, что он может делать. | Магниты на каждого, коллекция металлов, листочки с заданиями. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | Формируются представления о магните, из чего сделаны магниты, как они действуют и в каких целях человек их использует. |
«Сила притяжения» | Познакомить с силой притяжения магнитов и ее использованием. | 2 магнита на каждого, листочки с заданиями, DVD диск. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Притягивание через предметы» | Выяснить, через какие препятствия может действовать магнит. Изготовить с детьми игру с использованием магнитов. | Магнит на каждого, цветная бумага, ножницы. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Как человек использует магниты» | Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком. | DVD диск, листочки с заданиями. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Магнит и его свойства» | Закрепить представление детей о магнитах и его свойствах. | Магнит, бумага, железные предметы, деревянные предметы, ткань, пенопласт, железная руда, листочки с заданиями. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | У детей продолжаются формироваться знания о магните, его свойствах, из чего изготавливается магнит. Формируется понятие о магнитном поле Земли. Дети активно экспериментируют, самостоятельно выполняют практическую деятельность и выдвигают свои гипотезы. | |
«Вокруг твоего магнита» | Познакомить с силами, действующими вокруг магнита. Дать представление о магнитном поле Земли. | Магниты на каждого, иллюстрации внутреннего строения земли, DVD диск. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Игры с магнитами» | Научить детей делать игрушку с использованием магнитов. Развивать творчество детей. | Бумага, ножницы, нитки, магниты, DVD диск. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Игры с магнитами» | Научить детей делать игрушку с использованием магнитов. Развивать творчество детей. | Бумага, ножницы, нитки, магниты, DVD диск. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
БЛОК «РАСТЕНИЯ» БЛОК «РАСТЕНИЯ» БЛОК «РАСТЕНИЯ» | «В маленьком семени прячется растение» | Учить различать семена различных растений. Рассмотреть их строение. Попробовать «разбудить» семена. | Семена различных растений, тарелочки на каждого, лупы, листочки с заданиями, DVD диск. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | Формировать представления о царстве растений, познакомить с растениями, встречающимися в нашей республики и за её пределами. С помощью опытов и наблюдения научиться распознавать семена, как они перемещаются и созревают, развивать практические умение в посадке семян и выращивании растений. |
«Способы размножения растений» | Познакомить с различными способами размножения растений: черенками, листьями, отводами, «детками», делением куста. | Иллюстрации разных растений и плода, горшки с цветами для наблюдения, DVD диск. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Условия, необходимые для роста растений» | Провести опыт по проращиванию в различных условиях картофеля, лука, гороха. | Луковицы на каждого, ножницы, стаканчики с водой и землёй, лейки, листочки с заданиями. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Посадим огород» | Формулировка выводов после наблюдений за пересаженными растениями, картофелем, луком. | Лоток с землёй, горох и овёс, лейки, палочки для взрыхления DVD диск. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Рассматривание плодов и семян» | Учить различать плоды и семена различных растений. Дать знания об их значении. Рассмотреть строение. | Иллюстрации различных растений, их частей, DVD диск. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | У детей формируется знание о строении различных растений, о плоде, о семени. Развивается активность и наблюдательность. Дети знакомятся с таким прибором для исследования как с микроскопом. У детей формируются знания о труде хлебороба, о хлебе. С помощью практических навыков дети учатся сажать растения. | |
«Для чего растению нужны семена» | Закрепить знания о строении семени, о том, что оно – конечная стадия роста однолетнего растения. Познакомить со способами распространения семян. | Коробочки с различными семенами, DVD диск, листочки с заданиями. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Сравнение ржаного и пшеничного хлеба» | Познакомить с особенностями злаковых культур, с использованием их плодов. Сравнивать продукт переработки – хлеб – по внешним признакам, запаху, вкусу. | Кусочки ржаного и пшеничного хлеба на каждого ребёнка, иллюстрации работы хлебороба, различных хлебобулочных изделий, колосья злаков. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Живая» коллекция» | Познакомить с коллекцией семян и плодов тропических растений, которые у нас можно вырастить только в специальных (тепличных) условиях: цитрусовые, авокадо, хурма, киви и др. Вызвать желание вырастить необычное растение. | Семена тропических плодов: цитруса, хурмы, манго, вишни, DVD диск. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
БЛОК «ДЕРЕВО» БЛОК «ДЕРЕВО» | «Свойства дерева» | Формировать знания о лёгкости дерева, о его способности удерживать тепло. | Деревянная пластинка, ёмкость с водой, деревянная и металлические ложки. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | |
«Свойства дерева» | Формировать знания о прочности дерева, и способности его обрабатывать. | Деревянная палочка, металлическая проволока, точилка, карандаш | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, дидактические игры, просмотр DVD фильмов | ||
«Дерево пьёт воду» | Формировать знания о способности всасывать влагу. | Спичка или зубочистка, блюдце, зеленка. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Сколько лет дереву» | Формировать любознательность, знания о способе распознать возраст дерева. | Спил дерева, карандаш, лист бумаги | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Тёплое дерево» | Закрепить и обогатить знания о возможности дерева давать и сохранять тепло. | Иллюстрации горящих поленьев, горящего леса и камина, две кружки деревянная и стеклянная с тёплой водой. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Чудесные спички» | Дать представление о способности дерева впитывать влагу (каппилярность) | 5 спичек, вода, пипетка | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Прочная кора» | Дать общее представление о прочности коры, способности определенных видов дерева не пропускать воду. | Кора берёзы, кора клёна, ёмкость с водой. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Мягкое дерево» | Дать представление том, что дерево мягче метала. | 2 гвоздя, деревянный и металлический брусок. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
БЛОК «МЕТАЛЛ» БЛОК «МЕТАЛЛ» | «Тёплый металл» | Дать представление о теплопроводимости металла. | Ёмкость с кипятком, деревянная и металлическая ложка. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | |
«Цветной металл» | Рассказать как окрашивается металл | Краски, кисть, металлический брусок | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Прочный гвоздь» | Дать представление о том, что металл прочнее дерева | Гвоздь, шпажка. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Магнетизм» | Закрепить знания о магнитных свойствах металла | Тарелка с металлическим предметами: гвоздики, скрепки, гайки, магнит | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Металл в воде» | Закрепить знания о свойстве металла: тяжесть. | Ёмкость с водой и разные предметы: перо, спичка, скрепка, бусина, конфета. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Звук металла» | Рассказать о звучании металла, о том, что многие инструменты сделаны из металла и почему. | Металлический брусок, деревянная и металл, е кая палочка, разные музыкальные инструменты. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Тяжёлый металл» | Определить опытным путем, что металл тяжелее. | Металлический шарик, деревянный шарик, ёмкость с водой. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Волшебная рукавичка» | Закрепить знания о свойстве металла магнититься. Дать детям возможность почувствовать себя волшебниками в этой рукавичка. | Рукавица, большой магнит, металлические предметы. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
БЛОК «БУМАГА» БЛОК «БУМАГА» | «Свойства бумаги» | Дать представление о том, что бумага боится воды потому что впитывает её и если воду окрасить бумага впитает ее и тоже станет цветной. | Ёмкость с водой, листы бумаги, краски разных цветов. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | |
«Каппилярность бумаги» | Дать детям возможность самим проверить такое свойство бумаги, как каппилярность- впитывание жидкости | Стакан, салфетка, вода, ножницы, фломастеры. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Бумажный мост» | Дать представление о прочности бумаги в зависимости от формы. | Два стакана, два листа бумаги. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Шпионское послание» | Дать представление о том, что в процессе изготовления бумаги используют крахмал, а при взаимодействии с лимоном он впитывает сок. При помощи окрашивания тайная надпись не окрашивается, но становится видимой, поскольку бумага вокруг текста окрашивается. | Сок лимона, вода, кисточка, раствор йода с водой в ёмкости или акварельные краски. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Бумажный звук» | Дать представление о том, что бумага тоже способна издавать звуки. | Несколько пар листов разной бумаги. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Бумажные ножницы» | Дать представление о том, что бумагу можно не только резать, но и резать бумагой. | Мягкий пластилин, бумага разной плотности: салфетка, принтер ная, цветная, картон. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Бумажная переноска» | Активировать логику детей и дать представления о плотности бумаги и способности переносить с помощью неё вещи. | Картонная коробка, фасоль или горох, листы бумаги, две ёмкости. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов | ||
«Танцующие конфетти» | Дать первоначальное представление о статическом электричество и причине, почему бумагу оно притягивает. | Дырокол, цветная бумага, шарик. | Беседа, наблюдение, познавательная деятельность, исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов |
- МОНИТОРИНГ
Цель мониторинга:
- выявление исходного уровня сформированности исследовательского поведения у детей для определения методов и приемов, при помощи которых возможно будет формировать и развивать исследовательскую деятельность.
ФИО ребенка | ||||
Показатели и критерии | Уровни | Методы отслеживания | ||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | ||
1. Выделение проблемы (находит противоречие, формулирует проблему). | Самостоятельно видит проблему | Иногда самостоятельно, но чаще с помощью воспитателя. | Не видит самостоятельно, принимает проблему, подсказанную воспитателем, не проявляет активности в самостоятельном ее поиске. | Наблюдение в процессе выделения проблемы. |
2.Формулирование вопросов. | Формулирует вопросы. | Формулирует вопросы. | Наблюдение в процессе формулировки вопросов, анализ вопросов. | |
3. Целеполагание и целеустремленность (ставит цель исследования, осуществляет поиск эффективного решения проблемы). | Самостоятельно (в группе). Проявляет волевые и интеллектуальные усилия (строит схемы, рисунки, объясняет). | С помощью воспитателя. Проявляет волевые и интеллектуальные усилия (строит схемы, рисунки, объясняет). | С помощью воспитателя. | Наблюдения за процессом деятельности, отчетом о результатах. |
4.Выдвижение гипотез и решения проблем. | Активно высказывает предположения, гипотезы (много, оригинальные), предлагает различные решения (несколько вариантов). | Выдвигает гипотезы, чаще с помощью воспитателя, предлагает одно решение. | Наблюдение. | |
5.Способность описывать явления, процессы. | Полное, логическое описание. | Не совсем полное, логическое описание. | Наблюдение за деятельностью, отчет о результатах исследования. | |
6.Формулировка выводов и умозаключений. | Формулирует в речи, достигнут или не результат, замечает соответствие или несоответствие полученного результата гипотезе, делает выводы. | Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам, аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами и с помощью взрослого. | Затрудняется в речевых формулировках, не видит ошибок, не умеет обсуждать результат. | Анализ высказываний, отчетов. |
7. Степень самостоятельности при проведении исследования. | Самостоятельно ставит проблему, отыскивает метод ее решения и осуществляет его. | Педагог ставит проблему, ребенок самостоятельно ищет метод ее решения. | Педагог ставит проблему, намечает метод ее решения, ребенок осуществляет поиск при значительной помощи взрослого. | Наблюдение в процессе работы на занятии, в группах. |
- НИЗКИЙ УРОВЕНЬ – 1 балл; характеризуется низким познавательным интересом; отсутствием активности в поиске проблемы; неумением самостоятельно сформулировать вопросы; неправильностью выстраивания гипотезы, планированием своей деятельности; затруднениями в подготовке материала и достижении поставленной цели; трудностями в речевых формулировках, неумением обсудить результаты;
- СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ – 2 балла; характеризуется наличием у ребенка познавательного интереса; умением в большинстве случаев видеть проблему, высказать предположения по данной проблеме, выдвижение единственного решения; правильностью в планировании; самостоятельности в выборе материала для экспериментирования; настойчивостью и последовательностью в достижении цели; умением сформировать выводы самостоятельно, либо по наводящим вопросам; умением пользоваться доказательствами, но не всегда полно и логично; при организации деятельности требуется постоянная направляющая помощь взрослого;
- ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ – 3 балла; характеризуется умением самостоятельно видеть проблему, правильностью формирования вопросов, выдвижения гипотез; предположения; способностью выдвигать способы решения, аргументируя и доказывая их; самостоятельностью и осознанностью в планировании своей работы; способностью дать оценку результату, сделать выводы; замечать соответствие полученного результата гипотезе.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ковинько Л. В. Секреты природы – это интересно. М - Линка-Пресс., 2004
2. Шапиро А. И. Секреты знакомых предметов. – СП. б.,2010
3. Дмитиева Н. Я. Естествознание. М.- Просвещение.,1991
4. Потапова Л. М. Детям о природе, экология в играх. Ярославль.,1998
5. Левитман М. Х. Экология – предмет: интересно или нет? СП. б.,1998
6. Васильев Ю. Р. Занимательное природоведение. М., 1997
7. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода». М.: 2003
8. Блинов Г. Сказки без слов (о народной игрушке). Тула.: 1974
9. Воспитываем дошкольников самостоятельными. СП. б., 2000
10. Идом Х., Вудворд К. Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами, светом, зеркаами.-М.,1999
11. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.-М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010
12. А. И.Савенков. Лекция 5. Дидактические основы современного исследовательского обучения. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2007 г.
13. Т. А.Кандала, И. А. Осина, Развернутое перспективное планирование. Старшая группа. По программе под редакцией М. А.Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С.Комаровой. Волгоград. Учитель,2009 г
14. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ «Сфера» Москва 2002
5. СПИСОК ДЕТЕЙ
№ | Фамилия, имя ребенка |
1. | Акушев Алим |
2. | Ганзикова Ева |
3. | Гончаров Ярослав |
4. | Кайтмесова Дарина |
5. | Клязьмина Ангелина |
6. | Копьева София |
7. | Ляпорова Мирослава |
8. | Нашеба Кира |
9. | Семенихин Иван |
10. | Субботовская Эвита |
11. | Таганова Елена |
12. | Тлишева Альбина |
13. | Тришкина Алина |
14. | Чеботарев Михаил |
15. | Яновская Анастасия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Индивидуализация образовательной среды в рамках экспериментально – исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.»
Статья в Журнале "Столичное образование" №№ 29 декабрь 2013год . г. Петрозаводск...
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"
Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных методов рисования в старшей группе «Зимние узоры»
Конспект НОД по рисованию для средней группы...
Проект экспериментально – исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Отправляемся в страну Эксперименталию»
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейших проблем современности.Детское экспер...
Презентация «Экспериментально – исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»
Основной целью опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребенка....
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По
Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...
Конспект развлечения по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Песочные фантазии".
Игры с песком доставляют удовольствие и детям и взрослым. Но это не только развлечение. Занятия с песком очень полезны для здоровья. Это благотворно влияет на психику, успок...