Конспект образовательной деятельности «Роль тружеников тыла в Великой Отечественной войне»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Продолжать знакомство дошкольников с периодом начала Великой Отечественной войны;с пословицами о войне, научить понимать и объяснять их значение. Ознакомить детей с плакатами времён Великой Отечественной войны. Формировать у дошкольников представление о подвиге мирных жителей Чувашии во время Великой Отечественной войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль тружеников тыла в Великой Отечественной войне | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятпельности
«Роль тружеников тыла в Великой Отечественной войне»
Цель: формирование у детей чувства патриотизма, уважения к памяти строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.
Программные задачи:
1.Образовательные: Продолжать знакомство дошкольников с периодом начала Великой Отечественной войны; с пословицами о войне, научить понимать и объяснять их значение. Ознакомить детей с плакатами времён Великой Отечественной войны. Формировать у дошкольников представление о подвиге мирных жителей Чувашии во время Великой Отечественной войны.
2.Развивающие: Развивать представление о тружениках тыла, показать трудовой героизм наших предков, уточнить, кто такие труженики тыла; развивать речь, мышление, поддерживать инициативу детей.
3.Воспитательные: воспитание уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции, гордость за свой народ, уважение к труженикам тыла, любовь к родине.
Предварительная работа: Беседа о Родине, о тружениках тыла, заучивание стихов, рассматривание альбомов, книг, иллюстраций. Оформление альбомов о музеях боевой славы.
Словарная работа: Активизировать слова: строительство, лопата, лом, кирка. В вести в словарь детей слова «окопы», «землянка», «блиндаж»; выражения «оборонительный рубеж», «трудовой подвиг».
Оборудование: Фото «Вечный огонь», «Письмо треугольник», плакатов «Родина мать зовёт!», художник И. Тоидзе, «Наше дело правое. Победа будет за нами», фотографии окопа, землянки, блиндажа; мультимедийная презентация «Сурский и Казанский оборонительные рубежи», ноутбук. Записи с песнями «Священная война», «Солдаты в путь!», «Последнее письмо». Белые листы бумаги, цветные карандаши для оформления писем.
Ход занятия:
Вводная часть.
(Дети сидят в кругу около костра).
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычное мероприятие. Что интересного вы заметили во мне (воспитатель одет в ватник и платок?) - Одежда. Мы с вами рассматривали фото о Великой Отечественной Войне. Когда, необходима такая одежда (во время работы на холоде?) Около чего мы сидим? (Около костра). Зачем люди разжигают костры? (Согреться) Почему же я сегодня одела такую одежду и почему мы сидим у костра, я вам сейчас расскажу. Ребята, мы с вами отправимся в путешествие во времени. Сейчас идёт 1941 год.
Воспитатель: Декабрь сорок первого. Фашисты у Москвы.
И принято решение на берегу Суры
Построить укрепления, чтоб немцы не прошли.
Зима. Мороз стоял трескучий,
А люди ломом и киркой крушили эти кручи.
Им не хватало тёплой обуви, еды,
Но все же они выстояли, построили, смогли.
9 мая здесь многолюдно,
Дети приносят букеты цветов.
Помнят сельчане, как было трудно
И мы не забудем тот подвиг отцов!
Ребята, скажите, пожалуйста, в какой стране мы живём? ( ответы детей)
Какое событие отмечает наша страна 9 мая? (ответы детей)
Великая Отечественная война была тяжелым испытанием для всего народа. Её назвали Отечественной так, как надо было защищать своё Отечество - Родину, от врагов, которые хотели отнять у нас и саму Родину. Великой война была потому, что она продолжалась целых четыре года. Скажите, кто знает, кто напал на нашу страну? С кем сражался наш народ? (Ответы детей). Правильно, это была фашистская Германия. Как назвали эту войну? Почему война назвали Отечественная?
II. Основная часть.
Воспитатель: В воскресенье, ранним утром, когда ещё все пали, фашистская Германия напала на нашу Родину. Самолёты стали бомбардировать наши деревни, села и города. Наш народ не ожидал такого развития событий и враг смог завоевать много населенных пунктов в самом начале войны.
По всей стране звучало объявление о начале войны (прослушать обращение Левитана 22 июня 1941 года, люди молча, с болью в сердце слушали обращение диктора Юрия Левитана, и каждый понимал, что мирная жизнь подошла к концу и предстоит приложить много труда и сил, чтобы победить врага и преодолеть все беды (воспитатель показывает плакат «Родина- мать зовёт!», художник И. Тоидзе). «Родина- мать зовёт!», « Всё для фронта, всё для Победы!» - так доносились до людей призывы военных лет. На защиту своей Родины поднялась вся страна.
Молодых людей стали призывать в армию. Очень трудно и грустно было прощаться с друзьями и родными, которые уходили на битву с врагом, ведь никто не знал, что ждёт их впереди, вернётся ли родной человек? Но все надеялись на победу! Взгляните на плакат времён начала войны (Воспитатель показывает плакат «Наше дело правое - Победа будет за нами!»).
С самого начала войны враг стремился покорить столицу нашей Родины – Москву. Фашисты думали, что, захватив Москву, они сломают боевой дух советского народа и далее завоевать нашу страну им удастся без труда. По их планам, война должна быть закончена еще до осени.
В то тяжелое время все надеялись, что враг будет побит, но когда это случится, никто не знал.
Воспитатель: Во время военных действий не все люди воевали. Были и такие, которые своим трудом приближали нашу Победу над Фашизмом. Я хочу вам рассказать о тяжелейшем труде тыловиков, ковавших, на ровне с солдатами Великую Победу. Их работу по праву можно назвать подвигом. Обычные труженики возводили Сурский и Казанский оборонительный рубеж в тяжелейших условиях суровой зимы. Основная часть мужского населения была на фронте, поэтому самая тяжёлая работа легла на женские плечи и подростков. Они рыли окопы, противотанковые рвы, обустраивали землянки, блиндажи и командные пункты (показать фотографии окопа, противотанковых рвов, землянки, блиндажа). Первая военная зима была очень холодная. Строители оборонительных рубежей в сильные морозы лопатами, ломами и кирками (показать фотографии) вырыли много земли. Несмотря на все трудности, благодаря трудовому героизму народа строительство было завершено в срок: за два с половиной месяца.
Физкультминутка.
Воспитатель: Предлагаю вам изобразить положение человека во время работы лопатой, ломом, киркой. Игровое упражнение «Посмотри и покажи» (воспитатель показывает фото инструмента, дети выполняют соответствующие действия, которые совершает человек во время работы с ними).
Молодцы, ребята.
Воспитатель: Ребята как называли людей трудившихся в тылу во имя Победы (труженики тыла)
Воспитатель: Да. Всё верно.
Раздаётся стук в дверь. Под музыку Ф. Шуберта «Военный марш» входит строевым шагом солдат (родитель).
Солдат: Здравствуйте ребята, я принёс для вас донесение из штаба.
Воспитатель: Как хорошо, что ты пришёл солдат. Кто как не ты сможет рассказать нашим будущим защитникам о солдатской взаимопомощи, смелости, храбрости, подвиге.
Солдат:
Я, ребята на войне
В бой ходил, горел в огне.
Мёрз в окопах под Москвой
Но, как видите, - живой.
Солдат: Ребята сейчас я прочитаю вам стихи. Послушайте и скажите о ком они?
Общая Победа
Бойцы её в боях ковали,
Тылы – посильно помогали.
Спасибо деду за Победу!
А бабушке – за помощь деду!
***
Война не только фронт, передовая,
Не только танки, взрывы и штыки.
Ещё, девчушки участь трудовая,
Мальчишки труд всем мукам вопреки.
Война - это не только поле боя,
И труженики тыла скажут нам.
Не слышали они бомбёжки
Трудились с честью все назло врагам.
Воспитатель: Вы внимательно слушали стихи, а теперь скажите о ком эти стихи?
Ответы детей. (Эти стихи о тружениках тыла)
Воспитатель: Действительно это так. Какие чувства вызывают у вас эти стихи? Ребята как вы думаете, велика помощь тружеников тыла в Великой Победе (Да) Почему? (они смелые, храбрые, мужественные, отважные)
Воспитатель: Солдат, а наши ребята то же сильные, умелые, ловкие.
Кто сильнее из ребят?
Ну, беремся за канат.
Тот, кто перетянет,
Самым сильным станет.
Физкультминутка: Проводится конкурс «Перетяни канат»
Солдат: Молодцы! А какие вы знаете пословицы о храбрости солдата?
Дети: Кто Родине верен, тот в бою примерен. За правое дело стой смело. Русскую заповедь знай – в бою не зевай.
Воспитатель: Ребята, а как отдыхали солдаты, после боя вы знаете? (Шутили, пели песни, писали письма родным и т. д.)
Солдат: А предлагаю вам спеть одну из этих песен «Солдаты в путь!» (В. Соловьёв-Седой - М. Дудин) (Дети маршируют).
Солдат: Мы отдохнули, ноя хочу, показать вам фотографию обратите внимание сюда, что здесь изображено (Ответы детей) Правильно «Вечный огонь»
Вечный огонь — постоянно горящий огонь, символизирующий вечную память о чём-либо или о ком-либо, а кому воздвигли этот памятник.
Дети: Солдатам не вернувшихся с войны, не известным солдатам.
Солдат: А у нас в музее хранится одно из писем солдата с войны. Солдаты писали письма на листочке бумаги, а затем складывали его особым образом, чтобы получался треугольник. Такие треугольники отдавали на военную почту. Они были без марок, а только с печатью полевой почты. Звучит музыка «Последнее письмо» («Ты получишь письмо, как обычно, без марки, солдатское»; С. Туликов-М. Пляцковский)
Воспитатель: В праздник 9 Мая ветераны встречаются у памятников и принимают поздравления. Дети давай те и мы с вами оформим поздравительные письма, ветеранам и труженикам тыла и передадим их через солдата. Дети передают поздравительные письма.
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, о ком мы сегодня с вами говорили? (ответы детей). Для чего нужно было строить оборонительные рубежи? (ответы детей). Молодцы! Наше путешествие подошло к концу, повернёмся мы три раза и вернёмся в детский сад. Вот мы с вами вернулись в наше время, в любимую группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная организованная деятельность к 70-летию Победы Великой Отечественной Войне : «9мая- День Победы»
Цель: Дать представление детям о том, что 9 мая – День Победы.· Дать первоначальные сведения о войне, о том, что страну защищала не только армия, н...
Конспект сценария вечера- встречи с очевидцами событий Великой Отечественной Войны "Дети войны"
Конспект сценария вечера- встречи с очевидцами событий Великой Отечественной Войны....
Патриотическая деятельность Православной Церкви во время Великой Отечественной войны
Патриотизм – незаменимая ценность духовно-нравственного и культурного развития общества. Для русского народа патриотизм носит характер особенный, православный. В статье раскрывается позиция Русс...
«Деятельность детских садов в годы Великой Отечественной войны »
quot;Тихий подвиг воспитателей во время Великой Отечественной войны в г. Нижнем Тагиле"...
Деятельность детских садов в годы Великой Отечественной Войны
Статья о деятельности детских садов в годы войны...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО -ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕЙ ГРУППЫ. «Великая отечественная война»
Актуальность патриотического воспитания сегодня стоит особенно остро, ведь в непростой внешнеполитической ситуации мы не раз становились свидетелями многочисленных попыток извне исказить события Велик...
КОНСПЕКТ образовательной деятельности на тему «Знаменитые земляки. Великая Отечественная война» в старшей группе
Занятие в старшей группе о саратовских земляках, которые воевали за мир в ВОВ...