Конспект образовательной деятельности «Роль тружеников тыла в Великой Отечественной войне»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Серебрякова Виктория Вадимовна

Продолжать знакомство дошкольников с периодом начала Великой Отечественной войны;с пословицами о войне, научить понимать и объяснять их значение. Ознакомить детей с плакатами времён Великой Отечественной войны. Формировать у дошкольников представление о подвиге мирных жителей Чувашии во время Великой Отечественной войны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятпельности

«Роль тружеников тыла в Великой Отечественной войне»

Цель: формирование у детей чувства патриотизма, уважения к памяти строителей   Сурского и Казанского оборонительных рубежей.

Программные задачи:

1.Образовательные: Продолжать знакомство дошкольников с периодом начала Великой Отечественной войны; с пословицами о войне, научить понимать и объяснять их значение. Ознакомить детей с плакатами времён Великой Отечественной войны. Формировать у дошкольников представление о подвиге мирных жителей Чувашии во время Великой Отечественной войны.

2.Развивающие: Развивать представление о тружениках тыла, показать трудовой героизм наших предков, уточнить, кто такие труженики тыла; развивать речь, мышление, поддерживать инициативу детей.

3.Воспитательные: воспитание уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции, гордость за свой народ, уважение к труженикам тыла, любовь к родине.

Предварительная работа: Беседа о Родине, о тружениках тыла, заучивание стихов, рассматривание альбомов, книг, иллюстраций. Оформление альбомов о музеях боевой славы.

Словарная работа: Активизировать слова: строительство, лопата, лом, кирка. В вести в словарь детей слова «окопы»«землянка»«блиндаж»; выражения «оборонительный рубеж»«трудовой подвиг».

Оборудование: Фото «Вечный огонь»«Письмо треугольник», плакатов «Родина мать зовёт!», художник И. Тоидзе, «Наше дело правое. Победа будет за нами», фотографии окопа, землянки, блиндажа; мультимедийная презентация «Сурский и Казанский оборонительные рубежи», ноутбук. Записи с песнями «Священная война»«Солдаты в путь!»«Последнее письмо». Белые листы бумаги, цветные карандаши для оформления писем.

Ход занятия:

Вводная часть.

(Дети сидят в кругу около костра).

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычное мероприятие. Что интересного вы заметили во мне (воспитатель одет в ватник и платок?) - Одежда. Мы с вами рассматривали фото о Великой Отечественной Войне. Когда, необходима такая одежда (во время работы на холоде?) Около чего мы сидим? (Около костра). Зачем люди разжигают костры? (Согреться) Почему же я сегодня одела такую одежду и почему мы сидим у костра, я вам сейчас расскажу. Ребята, мы с вами отправимся в путешествие во времени. Сейчас идёт 1941 год.

Воспитатель: Декабрь сорок первого. Фашисты у Москвы.

И принято решение на берегу Суры

Построить укрепления, чтоб немцы не прошли.

Зима. Мороз стоял трескучий,

А люди ломом и киркой крушили эти кручи.

Им не хватало тёплой обуви, еды,

Но все же они выстояли, построили, смогли.

9 мая здесь многолюдно,

Дети приносят букеты цветов.

Помнят сельчане, как было трудно

И мы не забудем тот подвиг отцов!

Ребята, скажите, пожалуйста, в какой стране мы живём? ( ответы детей)

Какое событие отмечает наша страна 9 мая? (ответы детей)

Великая Отечественная война была тяжелым испытанием для всего народа. Её назвали Отечественной так, как надо было защищать своё Отечество - Родину, от врагов, которые хотели отнять у нас и саму Родину. Великой война была потому, что она продолжалась целых четыре года. Скажите, кто знает, кто напал на нашу страну? С кем сражался наш народ? (Ответы детей). Правильно, это была фашистская Германия. Как назвали эту войну? Почему война назвали Отечественная?

II. Основная часть.

Воспитатель: В воскресенье, ранним утром, когда ещё все пали, фашистская Германия напала на нашу Родину. Самолёты стали бомбардировать наши деревни, села и города. Наш народ не ожидал такого развития событий и враг смог завоевать много населенных пунктов в самом начале войны.

По всей стране звучало объявление о начале войны (прослушать обращение Левитана 22 июня 1941 года, люди молча, с болью в сердце слушали обращение диктора Юрия Левитана, и каждый понимал, что мирная жизнь подошла к концу и предстоит приложить много труда и сил, чтобы победить врага и преодолеть все беды (воспитатель показывает плакат «Родина- мать зовёт!», художник И. Тоидзе). «Родина- мать зовёт!», « Всё для фронта, всё для Победы!» - так доносились до людей призывы военных лет. На защиту своей Родины поднялась вся страна.

 Молодых людей стали призывать в армию. Очень трудно и грустно было прощаться с друзьями и родными, которые уходили на битву с врагом, ведь никто не знал, что ждёт их впереди, вернётся ли родной человек? Но все надеялись на победу! Взгляните на плакат времён начала войны (Воспитатель показывает плакат «Наше дело правое - Победа будет за нами!»).

С самого начала войны враг стремился покорить столицу нашей Родины – Москву. Фашисты думали, что, захватив Москву, они сломают боевой дух советского народа и далее завоевать нашу страну им удастся без труда. По их планам, война должна быть закончена еще до осени.

В то тяжелое время все надеялись, что враг будет побит, но когда это случится, никто не знал.

Воспитатель: Во время военных действий не все люди воевали. Были и такие, которые своим трудом приближали нашу Победу над Фашизмом. Я хочу вам рассказать о тяжелейшем труде тыловиков, ковавших, на ровне с солдатами Великую Победу. Их работу по праву можно назвать подвигом. Обычные труженики возводили Сурский и Казанский оборонительный рубеж в тяжелейших условиях суровой зимы. Основная часть мужского населения была на фронте, поэтому самая тяжёлая работа легла на женские плечи и подростков. Они рыли окопы, противотанковые рвы, обустраивали землянки, блиндажи и командные пункты (показать фотографии окопа, противотанковых рвов, землянки, блиндажа). Первая военная зима была очень холодная. Строители оборонительных рубежей в сильные морозы лопатами, ломами и кирками (показать фотографии) вырыли много земли. Несмотря на все трудности, благодаря трудовому героизму народа строительство было завершено в срок: за два с половиной месяца.

Физкультминутка.

Воспитатель: Предлагаю вам изобразить положение человека во время работы лопатой, ломом, киркой. Игровое упражнение «Посмотри и покажи» (воспитатель показывает фото инструмента, дети выполняют соответствующие действия, которые совершает человек во время работы с ними).

Молодцы, ребята.

Воспитатель: Ребята как называли людей трудившихся в тылу во имя Победы (труженики тыла)

Воспитатель: Да. Всё верно.

Раздаётся стук в дверь. Под музыку Ф. Шуберта «Военный марш» входит строевым шагом солдат (родитель).

Солдат: Здравствуйте ребята, я принёс для вас донесение из штаба.

Воспитатель: Как хорошо, что ты пришёл солдат. Кто как не ты сможет рассказать нашим будущим защитникам о солдатской взаимопомощи, смелости, храбрости, подвиге.

Солдат:

Я, ребята на войне

В бой ходил, горел в огне.

Мёрз в окопах под Москвой

Но, как видите, - живой.

Солдат: Ребята сейчас я прочитаю вам стихи. Послушайте и скажите о ком они?

Общая Победа 

Бойцы её в боях ковали,

Тылы – посильно помогали.

Спасибо деду за Победу!

А бабушке – за помощь деду!

***

Война не только фронт, передовая,

Не только танки, взрывы и штыки.

Ещё, девчушки участь трудовая,

Мальчишки труд всем мукам вопреки.

Война - это не только поле боя,

И труженики тыла скажут нам.

Не слышали они бомбёжки

Трудились с честью все назло врагам.

Воспитатель: Вы внимательно слушали стихи, а теперь скажите о ком эти стихи?

Ответы детей. (Эти стихи о тружениках тыла)

Воспитатель: Действительно это так. Какие чувства вызывают у вас эти стихи? Ребята как вы думаете, велика помощь тружеников тыла в Великой Победе (Да) Почему? (они смелые, храбрые, мужественные, отважные)

Воспитатель: Солдат, а наши ребята то же сильные, умелые, ловкие.

Кто сильнее из ребят?

Ну, беремся за канат.

Тот, кто перетянет,

Самым сильным станет.

Физкультминутка: Проводится конкурс «Перетяни канат»

Солдат: Молодцы! А какие вы знаете пословицы о храбрости солдата?

Дети: Кто Родине верен, тот в бою примерен. За правое дело стой смело. Русскую заповедь знай – в бою не зевай.

Воспитатель: Ребята, а как отдыхали солдаты, после боя вы знаете? (Шутили, пели песни, писали письма родным и т. д.)

Солдат: А предлагаю вам спеть одну из этих песен «Солдаты в путь!» (В. Соловьёв-Седой - М. Дудин) (Дети маршируют).

Солдат: Мы отдохнули, ноя хочу, показать вам фотографию обратите внимание сюда, что здесь изображено (Ответы детей) Правильно «Вечный огонь»

Вечный огонь — постоянно горящий огонь, символизирующий вечную память о чём-либо или о ком-либо, а кому воздвигли этот памятник.

Дети: Солдатам не вернувшихся с войны, не известным солдатам.

Солдат: А у нас в музее хранится одно из писем солдата с войны. Солдаты писали письма на листочке бумаги, а затем складывали его особым образом, чтобы получался треугольник. Такие треугольники отдавали на военную почту. Они были без марок, а только с печатью полевой почты. Звучит музыка «Последнее письмо» («Ты получишь письмо, как обычно, без марки, солдатское»; С. Туликов-М. Пляцковский)

Воспитатель: В праздник 9 Мая ветераны встречаются у памятников и принимают поздравления. Дети давай те и мы с вами оформим поздравительные письма, ветеранам и труженикам тыла и передадим их через солдата. Дети передают поздравительные письма.

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, о ком мы сегодня с вами говорили? (ответы детей). Для чего нужно было строить оборонительные рубежи(ответы детей). Молодцы! Наше путешествие подошло к концу, повернёмся мы три раза и вернёмся в детский сад. Вот мы с вами вернулись в наше время, в любимую группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная организованная деятельность к 70-летию Победы Великой Отечественной Войне : «9мая- День Победы»

Цель: Дать представление детям о том, что 9 мая – День Победы.·         Дать первоначальные сведения о войне, о том, что страну защищала не только армия, н...

Конспект сценария вечера- встречи с очевидцами событий Великой Отечественной Войны "Дети войны"

Конспект сценария вечера- встречи с очевидцами событий Великой Отечественной Войны....

Патриотическая деятельность Православной Церкви во время Великой Отечественной войны

Патриотизм – незаменимая ценность духовно-нравственного и культурного развития общества. Для русского народа патриотизм носит характер особенный, православный. В статье раскрывается позиция Русс...

«Деятельность детских садов в годы Великой Отечественной войны »

quot;Тихий подвиг воспитателей во время Великой Отечественной войны в г. Нижнем Тагиле"...

Деятельность детских садов в годы Великой Отечественной Войны

Статья о деятельности детских садов в годы войны...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО -ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕЙ ГРУППЫ. «Великая отечественная война»

Актуальность патриотического воспитания сегодня стоит особенно остро, ведь в непростой внешнеполитической ситуации мы не раз становились свидетелями многочисленных попыток извне исказить события Велик...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности на тему «Знаменитые земляки. Великая Отечественная война» в старшей группе

Занятие в старшей группе о саратовских земляках, которые воевали за мир  в ВОВ...