Деятельность детских садов в годы Великой Отечественной Войны
статья

Статья о деятельности детских садов в годы войны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Мухачева Н. П.

МБДОУ детский сад «Солнышко»

комбинированного вида

СП детский сад № 94

Воспитатель 

Деятельность детских садов
в годы Великой Отечественной войны

22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. В числе тяжелых потерь, которые понесла наша страна во время этой невиданной в истории войны, было и уничтожение многочисленных учреждений, культуры, школ и дошкольных учреждений.

В годы Великой Отечественной войны чрезвычайно усложнилась работа по дошкольному воспитанию. Многие дошкольные учреждения были разрушены фашистскими захватчиками; эвакуация же значительных масс населения в восточные районы, большая занятость женщин на производстве резко усилили потребность в детских садах и яслях. Новые дошкольные учреждения открывались обычно при эвакуированных предприятиях. Было увеличено время пребывания детей в них, широкое распространение получили группы с круглосуточным пребыванием детей. Возник новый тип воспитательных учреждений — дошкольные интернаты, в которых воспитывались дети, временно потерявшие связь с родителями. Широкое распространение получили дошкольные детские дома.

В особо сложных условиях работали дошкольные учреждения осажденных городов и тех местностей, которые находились в зоне действия фашистской авиации. Здесь воспитатели с детьми большую часть времени вынуждены были находиться в бомбоубежищах.

Но не смотря на всю сложность ситуации количество детских садов за годы войны возросло. Так в 1941 году в Советском Союзе было примерно 14300 детских садов, а в 1945-м году — уже более 25-ти тысяч. Статистика этих же лет по яслям — 13135 и 18865.

Война, неожиданно обрушившаяся на мирное население советских городов и сел предъявила свои требования к воспитательной работе детских садов. Она заставила в срочном порядке, на ходу решать многие вопросы дошкольной методики: как уберечь психику ребенка от губительных потрясений, как использовать события на фронте для воспитания у детей любви к Родине, как развивать у них ненависть к фашистам.

В годы Великой Отечественной дошкольное воспитание страны было направлено на обеспечение полноценной жизни детей, фактически на сохранение целого поколения, а значит, и надежд на будущее. Перед педагогами встали первостепенные задачи: увеличение численности воспитанников в детских садах и переход на иной, непривычный режим работы. Сложность и многообразие форм работы, реализованных воспитателями в военные годы, поражают [1, 12].

Беззаветно и самоотверженно работали и заведующие детскими садами и воспитатели, уборщицы и няни, и повара и завхозы. Воспитатели, оставшиеся с детьми, не совершали подвигов. Они просто спасали малышей, у которых отцы воевали, а матери стояли у станков. Большинство детских садов во время войны стали интернатными, дети находились там днем и ночью. И чтобы накормить детей в полуголодное время, охранить их от холода, дать им хоть капельку уюта, занять их с пользой для ума и души - для такой работы необходимы были огромная любовь к детям, глубокая порядочность и безграничное терпение. Как жаль, что тихий подвиг воспитательниц и нянь военного времени так и не оценен до сих пор по достоинству.

Долг воспитателей тех трудных военных лет сводился к тому, чтобы уберечь детей от опасностей и волнений военного времени, создать такие условия, в которых дети могут спокойно жить, нормально развиваться, забывая пережитое. Поэтому в детских садах создавалась атмосфера родной семьи, в которой нуждался каждый ребенок, нужно было окружить его материнской лаской, вниманием, заботой, которая позволяла успешно влиять на детей, развивать у них нужные черты характера и поведения.

Много творческой инициативы проявляли воспитатели, чтобы всеми способами отвлечь детей от тягот жизни и скрасит их существования. Они придумывали загадки, изобретали разнообразные сюрпризы.
Дать детям радость, поднять жизненный тонус, вернуть им детский смех – это способ отвлечения от тяжелой действительности с исключительной силой реализовался путем проведения в детских садах праздников.
Воспитатели воспитывали детей на примерах беззаветной преданности и храбрости, которую проявляли наши бойцы, освобождая Родину от фашистских орд. Дети росли в героическую эпоху, которая запечалилась в их сознании, определит их отношение к жизни. Потому вопрос о том, как познакомить детей с Великой Отечественной войной в какой мере можно приблизить их происходящим событиям, интересовало и волновало каждого педагога. Эта работа от воспитателей требовала большой чуткости, вдумчивости и осторожности; необходимо было помнить о впечатлительности маленького ребенка, его хрупкости, нервной системы, об особенностях его мышления. Задача воспитателя состояла в том, чтобы, пользуясь примером героизма, мужества, самоотверженного труда, развивать у детей к Родине, влиять на их характер, возбуждать желание быть похожими на лучших людей страны. Работая с детьми, чуткий воспитатель старался поменьше напоминать им о войне, проводил с ними разнообразные игры, занятия, развлечения, чтобы дети успокоились, отдохнули от пережитого.

С детьми разного возраста воспитатель проводил разную работу. Например: с младшими дошкольниками – 3-4 летними малышами, воспитатели не проводили специальных бесед о войне, хотя дети уже знали о войне и интересовались ею. Но эта тема была слишком сложна и трудна для маленьких детей. Почти у каждого ребенка на фронте был кто – то из родных, и среди детей часто возникали разговоры о папах, о письмах, полученных от них, об их наградах. И конечно воспитательница проявляла интерес, принимала участие в разговорах, радовалась вместе со своими воспитанниками.

Во время прогулки воспитатель могла обратить внимание детей на красноармейцев, которые проходили рядом с территорией детского сада. Во многие детские сады на праздники приглашали бойцов. Малыши показывали им свои рисунки, дарили им свои игрушки, расспрашивали о том, «как они бьют немцев» и торжественно обещали помогать гнать врага. Рассказы бойцов воодушевляли детей, крепили в них и в воспитателях веру в победу, любовь к родине.

Для малышей подбирались четкие, художественные картинки или фотографии, изображающие летчиков, кавалеристов, стрелков, танкистов. С детьми разучивались с малышами стихи и песни о красной армии, проводились игры «Летчики», «Красноармейцы». Таким образом, удовлетворялся интерес маленьких детей к войне, воспитывалась любовь к Красной армии, давались самые элементарные наглядные представления.

Детей старшего дошкольного возраста – от 5 до 7 лет - знакомили в самой простой форме с некоторыми событиями войны. Им рассказывалось о победах наших войск, о подвигах, совершаемых бойцами, командирами, партизанами, о работе тыла в помощь армии, о тимуровцах, которые заботились о семьях мобилизованных. Выбор таких рассказов требовал от воспитателя чуткого внимания. Рассказ должен был быть простым, кратким и вместе с тем образным, занимательным. Тогда он будет понят детьми. Запомнится, глубоко повлияет на них. Некоторые рассказы сопровождались иллюстрациями, которыми служили и четкие и выразительные фотографии их газет и журналов.

Каждый рассказ должен был построен так, чтобы создавать у детей бодрое настроение, внушить уверенность в победе над врагом.
Кроме всего этого воспитатели всегда поддерживали инициативу детей в переписке с фронтом. Отправка писем бойцам фронта производила на детей огромное впечатление. Они рассказывали об этом дома, и многие матери приносили адреса своих мужей. Так начиналась переписка всего коллектива детского сада с отцами воспитанников.

В дошкольных учреждениях большое внимание уделялось физическому развитию детей, а также воспитанию у них чувства патриотизма, интернационализма, любви к Советской Армии.

Создавались детские дома для детей, лишившихся родителей (часто смешанного типа – для малышей и школьников, чтобы не разъединять детей разного возраста из одной семьи), группы детских садов с продленным графиком работы (до 12–18 часов), круглосуточные дежурные группы, в том числе выходного дня. Детские сады открывались в бомбоубежищах, появились туберкулезные санатории и туберкулезные группы в детских садах с усиленным питанием для детей с ослабленным здоровьем, интернатные группы в детских садах для матерей-одиночек, родителей, находившихся на казарменном положении, дошкольные интернаты в эвакуации. Помимо этого действовали детские площадки, детские комнаты при эвакопунктах, передвижные детские сады, следовавшие за возведением оборони- тельных рубежей города, детские сады в утепленных вагонах, отправлявшихся в эвакуацию, столовые для детей и др. [1, 12].

В декабре 1944 г. был принят новый «Устав детского сада», детально осветивший важнейшие вопросы деятельности детских садов и сыгравший большую роль в организации дошкольного воспитания в послевоенные годы. Особое значение имела разработка «Руководства для воспитателя детского сада», содержащего программные и методические указания для работы в различных возрастных группах, что способствовало улучшению практической работы.

Список литературы

1.Журнал «Дошкольное воспитание» №5/10А. ГОЛДОВСКАЯ, аспирант кафедры дошкольной педагогики, Московский педагогический государственный университет

2. Дошкольное воспитание в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) [Электронный ресурс] https://www.kazedu.kz/referat/126850/2

3. Ксения БЕЛАЯ, Людмила ВОЛОБУЕВА. Детские сады в суровые годы Великой Отечественной войны [Электронный ресурс] https://dob.1sept.ru/article.php?ID=200500811

4. Софья Милютинская. О детских садах во время войны [Электронный ресурс] https://topwar.ru/107211-o-detskih-sadah-vo-vremya-voyny.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта : «Югорский край в годы Великой Отечественной войны» ( 70 – годовщине победы в Великой Отечественной войне посвящается).

Тема проекта : «Югорский  край в годы Великой Отечественной войны» ( 70 – годовщине победы в Великой Отечественной войне посвящается)....

Мемориальный комплекс, вечный огонь; Обелиск рабочим биофабрики ,погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг; Памятник – обелиск жителям поселка Русские Липяги, погибшим в годы Великой Отечественной войны, установлен в Русских Липягах.

Для детей , чтобы знали что в их городе тоже есть --- Мемориальный комплекс, вечный огонь; Обелиск рабочим биофабрики ,погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг; Памятник – обелис...

Консультация для родителей детского сада. Дошкольникам о Великой Отечественной войне

Консультация для родителей дошкольников "Расскажите дошкольникам о Великой Отечественной войне"Описание материала: предлагаю вам небольшой рассказ о Великой Отечественной войне, который можно про...

"Детские сады в годы Великой Отечественной Войны"

ПРОЕКТ БЫЛ ПОДГОТОВЛЕН МНОЙ К 75-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ. Война, неожиданно обрушившаяся на мирное население советских городов и сел предъявила свои требования к воспитательной работе детских садов....

Тихий подвиг воспитателей детских садов в годы Великой Отечественной Войны

Тихий подвиг воспитателейдетских садов в годы  Великой Отечественной ВойныСколько надо ласки и заботыВсех одеть и каждого обнять.Благодарная и трудная работа-Ежедневно маму заменять.Страницы дошк...

Тихий подвиг воспитателей детских садов в годы Великой Отечественной Войны

Тихий подвиг воспитателейдетских садов в годы  Великой Отечественной ВойныСколько надо ласки и заботыВсех одеть и каждого обнять.Благодарная и трудная работа-Ежедневно маму заменять.Страницы дошк...

«Деятельность детских садов в годы Великой Отечественной войны »

quot;Тихий подвиг воспитателей во время Великой Отечественной войны в г. Нижнем Тагиле"...