Проект «Русский народный костюм»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Не знать собственной культуры - это равнозначно тому, что потерять память, а значит не помнить своих предков и всего накопленного годами опыта жизни. Пока мы помним свои традиции, почитаем своих предков, изучаем свою историю, мы можем говорить, что являемся носителями и распространителями своих народных традиций.
У русской национальной одежды многовековая история. Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. Традиционный русский костюм - важная часть традиционной культуры. В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rnk.docx | 33.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель проекта: изучение истории русского народного костюма.
Задачи проекта:
- Познакомить с историей костюма, его многообразием, элементами и назначением.
- Развивать у детей познавательную активность, творческие способности;
- Изготовить куклу в русском народном костюме.
- Развивать умение при составлении декоративной композиции на основе декоративно - прикладного искусства русского народного костюма использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.
- Развивать и обогащать речь детей. Словарь: рубаха, сарафан, кокошник; украшение, узор, орнамент, знак, элемент, орнамент, декор; подол, рукав, горловина, пояс; вышивка, набивка;
- Продолжать воспитывать у детей гордость за нашу историю; интерес и любовь к народным традициям.
Принципы реализации проекта:
- Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки.
- Принцип гуманизации. Во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.
Участники проекта: дети – воспитатели – родители-музыкальный работник-заместитель заведующего по воспитательной работе
Продолжительность проекта: краткосрочный – 2 недели.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап (3 день) | Подобрать методическую и художественную литературу, иллюстрационный материал. |
Основной этап (5 дня) | Организация познавательной и продуктивной деятельности. Изготовление поделок. Индивидуальная работа по закреплению навыков аппликации. |
Заключительный этап (2день) | Выставка работ «Русский костюмы в разных губерниях России» |
Содержание работы в рамках реализации проекта
1 этап – подготовительный (1 неделя)
№ п/п | Наименование мероприятия | Цель | Участники |
1 | Круглый стол с родителями (законными представителями) по теме: «Наш проект» | Корректировка плана проекта по результатам беседы. | воспитатель, родители |
2 | Подбор, приобретение и изготовление игр и пособий | Расширение, уточнение и закрепление знаний детей о русском костюме | воспитатель, родители |
3 | Подбор упражнений для утренней гимнастики в стихах, упражнений самомассажа, изготовление картотек | Активизация речи детей. | воспитатель, муз.рук. |
4 | Подбор и приобретение художественной литературы, аудио и видео материала по данной теме. | Расширение знаний детей по данному вопросу | воспитатель, родители |
5 | Подбор и приобретение демонстрационного и раздаточного материала, плакатов | Повышение эффективности обучения, облегчение усвоения и | воспитатель, родители |
6 | Подбор и изготовление необходимых схем и алгоритмов действия | Активизация речи детей, обучение последовательному выполнению действий | воспитатель, родители |
7 | Подбор материала для информационного стенда: «Русская одежда» | Обогащение знаний родителей. | воспитатель |
8 | Подбор и выбор мониторинга по теме проекта | Выявление знаний детей по данной теме | воспитатель |
2 этап – основной (1 неделя)
№ п/п | Наименование мероприятия | Задачи |
Работа с детьми | ||
1 | Проведение мониторинга | Определить уровень знаний детей по данной теме на начальном этапе |
Направление «Социально-коммуникативное развитие» | ||
2 | Беседы: -«Мужская одежда» -«Женская одежда» -«История русского костюма» -«Традиции в одежде» | Приобщать детей к русским традициям, знаниям русской культуры. |
3 | Презентация: - «История русского костюма» | Уточнять и обобщать знания о костюме русского народа в разных губерниях |
4 | Просмотр видеофильма: -«Киевская Русь. Одежда, традиции, культура». | Обогащать знаний детей о народных праздниках. Закреплять знаний о праздниках на Руси |
5 | Сюжетно –ролевая игра : -«Магазин одежды» (одежда прошлых лет) | Учить детей по схематическому изображению подбирать похожую модель, воспитывать внимание, закреплять умение на глаз определять величину предмета |
ООД (/познание/коммуникация, социализация) - «Как одевались наши предки» - Рассматривание и беседа по картине «Русская история в картинах» | Формировать представления детей о одежде на Руси в историческую эпоху, приобщать к истокам русской народной культуры. Воспитывать чувство гордости за историческое прошлое, любовь к старине и родным корням. | |
Направление «Физическое развитие» | ||
9 | Утренняя гимнастика - «Мы одежду надеваем, на зарядку в парк шагаем» | Повышать двигательную активность. |
10 | Пальчиковая гимнастика: - «Волшебные шапочки» - «Рубашка» Гимнастика для глаз: - «Мокрые туфли» | Знакомить с упражнениями, укрепляющими системы организма. Расширять и активизировать словарь по теме «Одежда». Формировать у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье о важности зрения. |
11 | Подвижные игры: -«Платок» - «Горелки» Хороводные игры: -«По дорожке Маша шла…» -«Матрешки» | Повышать двигательную активность. Обогащать двигательный опыт детей. Развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи. |
Направление «Познавательное развитие » | ||
13 | Экспериментирование Окраска тканей в натуральные краски Ручной труд: Изготовление книжек малышек: «Загадки-отгадки» | Дать знания о натуральных красителях. Познакомить со способами окраски тканей. Развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику, творчество. |
14 | ООД (познание) - «Ткани. Их производство». -Создание коллекции тканей | Учить детей определять свойства тканей, закреплять знания о происхождении тканей. Показать зависимость видов одежды от выбора тканей. |
Направление «Речевое развитие» | ||
15 | ТРИЗ: - Составление загадок по теме «Старинная одежда» - «Небылицы» Синквейн - «Русский костюм» БЕСЕДЫ: - «Головные уборы» | Формировать умения выделять и выполнять функции объекта. Обогащать словарный запас. Учить формировать идею (ключевую фразу) Расширять представления детей о губерниях(областях) в России. Дать знания, что в каждой губернии(области) были свои головные уборы(кокошники) Побуждать к составлению рассказа, активизировать речь. |
16 | Рассматривание картины: -«Ткачихи». | Формировать умения составлять связанный рассказ. Помочь детям понять содержание картины, в процессе активизировать речь детей. Помогать более точно характеризовать объекты, ситуацию. |
18 | Дидактические игры: - «Найди русский народный костюм»; - «Разрезные картинки Русский народный костюм», - «Собери куклу в русском костюме» - «Собери костюм» -«Какая бывает одежда», «Угадай на ощупь» | Освоение детьми форм речевого этикета. Закрепление знаний о Русском народном костюме |
19 | Презентация: «Костюмы разных губерний». | Закрепление основных знаний о разных губерниях России и их одеждой |
20 | Просмотр видеофильма: - «Русская одежда», - «Василиса прекрасная» -«33 богатыря» | Обогащение знаний детей о русской одежде, через образ героев из мультфильмов. |
21 | Чтение художественной литературы: -«Сарафан в гостях у рубахи» - «Два Мороза» - «Заплатка» Н.Носова | Побуждать детей интересоваться смыслом новых слов. Развивать и обогащать речь детей, повышать эрудицию и интеллект. Закреплять описание одежды в русских народных сказках |
22 | Отгадывание загадок: - «Одежда», - «Обувь» | Обучать детей соотносить описываемые признаки предмета с его названием. |
23 | Разучивание стихотворения - «В чем же раньше ходили?» Разучивание песен -«Лапти, да лапти» | Тренировать долговременную память. Активизировать речь детей. Закреплять знания об особенностях древнерусского костюма. |
Направление «Художественно-эстетическое развитие » | ||
24 | ООД (рисование) -«Элементы русского костюма» | Учить передавать богатство форм и красок, создавать выразительные образы |
25 | ООД (лепка) - «Девушка в русском сарафане » | Закреплять навыки лепки, совместно с использованием подручных материалов |
26 | ООД (аппликация) -«Сарафан для куклы» - Ткацкий станок. «Русский платок» | Закреплять умение соблюдать пропорции предметов. Вызывать у детей желание самостоятельно делать украшении из бумаги. |
27 | ООД (конструирование моделирование одежды) - «Вот она – одежда Русского народа» | Учить создавать постройки, соотносить пропорции. Развивать конструктивную деятельность |
29 | Игры - этюды: - «Нарядись- Обрядись» | Развивать навыки выразительной передачи образа. |
Работа с родителями (законными представителями) | ||
1 | Оформление информационного стенда «Одежда на Руси»: | Информировать родителей о истории Русского костюма. |
2 | Фотовыставка «Элементы русского костюма!» | Повысить уровень ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции. |
3 | Выставка совместных работ родителей и детей на тему «Русский костюм в разных губерниях России» (Техника выполнения работ: Аппликация из ткани) | Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской и продуктивной деятельности. |
Итог реализации проекта:
1. Коллективная работа «Девушка в русском сарафане»
2. Выставка совместных работ родителей и детей на тему «Русский костюмы в разных губерниях России»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Русский народный костюм"
Презентация проекта "Русский народный костюм" в старшей группе....
Проект "Русский народный костюм"
Как одевались в старину русские люди....
Проект "Русский народный костюм"
Восстановление традиционной духовности и нравственности стало приоритетной задачей нашего государства. Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, спосо...
Проект "Русский народный костюм"
ull;У русской национальной одежды многовековая история. Ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, характеру труда русского народа.•Русский н...
Проект "Русский народный костюм". Презентация открытого занятия.
Воспитание у детей интереса и любви к национальной культуре через проектную деятельность....
Проект "Русский народный костюм"
Презентация проекта на тему "Русский народный костюм"...
Проект " Русский народный костюм"
Проект " Русский народный костюм"...