Сценарий "Знакомство с космосом"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Литвиненко Елена Валерьевна

Комбинированное занятие совмещающее обобщение материала по теме "Космос" и художественно-эстетическое развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД115.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения

  «Детский сад № 18 «Гнездышко» г. Орска»

                                        Сценарий

организованной образовательной деятельности

                                Тема: «Знакомство с космосом»

     Образовательная область - ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВТИТИЕ

                          (Ознакомление с окружающим миром)

                                                                                         Подготовила:  воспитатель МДОАУ

«Детский сад № 18 г. Орска»

                                                                                            Литвиненко Е.В.

                                                 

                                                 

                                                 Орск 2023 г.

Цель:   Дать детям представление о космическом пространстве, познакомить с космическими объектами.

Задачи:

  • Расширять и обогащать знания детей о планетах Солнечной системы и других космических объектах.
  • Воспитывать у детей стремление быть полезным своей земле, природе;
  • Развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.
  • Формировать умение работать сообща. Вызывать интерес к коллективному труду.
  • развивать мелкую моторику, используя главный принцип – рука развивает мозг, совершенствовать диалог и монологическую речь средствами игровой ситуации – роль экскурсовода.

Работа над словарем: активизировать знания детей по теме «Космос», развивать словарь признаков.

Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, иллюстраций на тему «Космос», чтение произведения Н.Носова « Незнайка на Луне».

Приемы руководства деятельностью детей:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: ситуация разговора с Незнайкой.
  2. Приемы активизации деятельности детей в процессе

занятия:  проблемные вопросы, подбор звукового материала, подбор материала для рассматривания,

3.Приемы организации практической деятельности детей:  слушание музыки, игровые задания, слушание стихотворения, выполнение роли экскурсовода.

4.    Приемы поддержания интереса у детей:

 художественное слово, », музыкальное сопровождение, чередование видов деятельности, игровые действия, художественное слово

5.  Приемы оценки и самооценки: поощрение, похвала, взаимопомощь.

Создание среды для организации и проведения занятия:

для педагога: ноутбук,  кукла Незнайка, звезда, марсианка, иллюстрации с изображением планет, космонавтов, созвездий, мяч, музыкальный фон

для детей: музей космоса (фотографии известных космонавтов,  изображением межпланетных станций; глобус, изображения Марса, Солнца; магнитофон, аудиокассеты; темная бумага, пластилин, паетки, бусины.

 Виды детской деятельности в НОД:

Игровая: игра- экскурсия, физминутка

Коммуникативная: беседа с воспитателем

Познавательно - исследовательская : просмотр репродукций

Продуктивная: выполнение аппликации

Музыкально - художественная: прослушивание музыкальных космических тем, стихотворения о планетах.

Трудовая: уборка рабочего места

Планируемые результаты:

Личностные качества: уважает труд взрослых, бережно относится к результатам своего труда, эмоционально реагирует на музыкальные и поэтические произведения, принимает активное участие в деятельности, умеет самостоятельно работать, при необходимости обращается за помощью к взрослому.

Интеллектуальные: сформированы мыслительные операции, умеет делать нравственные выводы, умозаключения, умеет планировать работу. Физические: сформированы двигательные навыки, умеет согласовывать движение со словом

Критерии оценки деятельности детей на занятии

  1. Активность:  настроен решать интеллектуальные задачи, живое участие,  проявляет мыслительно-эмоциональную отзывчивость воспитанника в познавательном процессе
  2. Самостоятельность: намечать и корректировать цели, осознавать мотивы своего поведения, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их в соответвии с поставленной целью.
  3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым: сообща ищет выход из проблемной ситуации, внимательно слушает
  4. Эмоциональность: эмоциональный отклик  на прослушанные музыкальные и поэтические произведения
  5. Проявление волевых усилий: контроль  собственного поведения.

Громко звучит музыка космоса, постепенно стихает, в группу выходят дети.

Воспитатель (В.) Ребята, смотрите, как необычно украшена наша группа. Интересно, что это за блестящие пятна вокруг? (Ответы детей). Действительно, звезды. Смотрю я на них и думаю, какие же они все таки яркие. Посмотрите, на мой стол тоже упала одна звездочка.(достает письмо) Надо же, здесь какая то записка.(читает письмо)

Дорогие ребята, на нашей планете случилась беда. Роботы помощники растратили всю свою энергию, и теперь наша жизнь находится в опасности. Скоро отключится освещение и я даже не смогу д писат это послание. Н ша пл нета называ тся М  с.

Фонематический слух. Мышление.

В. Эта красная планета. В её названии четыре звука, первый звук М, а последний – С. Совершенно верно, это - Марс. Об этой планете расскажет нам Карина Кунжанова.

А во тьме,

Горя багровым светом,

Из глубин

Космического льда

Смотрит Марс –

Безлюдная планета,

Хмурая военная звезда.

Марс – четвертая планета от Солнца. Раньше люди считали, что на Марсе живут инопланетяне – марсиане. Марс – четвертая планета от Солнца. Но когда люди построили мощные телескопы, то увидели, что на Марсе нет инопланетян. Там есть горы, вулканы, когда-то была вода, так как видны долины, похожие на реки.

В. Как интересно нам рассказала Аня. Что нового мы узнали о Марсе?

Ответы детей.

Под музыку мультфильма «Незнайка на Луне» появляется персонаж Незнайка (кукла).

Незнайка. Здравствуйте, дети.

В. Здравствуй, Незнайка.

Незнайка. Я услышал, что вы собираетесь в космическое путешествие на планету Сникерс.

Дети. Да не Сникерс, а Марс.

Незнайка. Подумаешь, ошибочка… Возьмите меня с собой, ведь я уже был на Луне, и поэтому я первый в мире космонавт.

В. Да, Незнайка, нужно всерьез браться за твое космическое образование, и поэтому для начала мы приглашаем тебя в наш космический музей.

Дети. Проходи, пожалуйста, Незнайка, усаживайся поудобнее, и слушай. Ты, к твоему сожалению, не первый космонавт. Первым живым существом, отправившимся в космос, были собаки – Белка и Стрелка. Когда ученые убедились, что полеты к звездам не опасны, то отправили в космос человека. Это был Юрий Алексеевич Гагарин.

В. Ребята, а как вы думаете, каким должен быть космонавт?

Словарь признаков. Игра с мячом (Мужественный, смелый, храбрый, отважный, здоровый, физически подготовленный, веселый, умный, выносливый, крепкий, бесстрашный, наблюдательный, внимательный, аккуратный).

Незнайка. Ха, все мальчишки такие, а девчонки – бояки и плаксы, поэтому они в космос не полетят!

Воспитатель. Вот и нет. Первой женщиной летчиком-космонавтом стала отважная и бесстрашная Валентина Терешкова.

Незнайка. Я тоже ничего не боюсь, и на Луне я уже был. А вот Солнце – это, наверное, желтый мячик, который забросили в небо, только он почему-то не падает…

В. Эх, Незнайка… Послушай, что знают о Солнце наши ребята. Экскурсовод – Настя Иванова, рассказывает о солнце.

Без Солнца Земля превратилась бы в безжизненную мертвую равнину. Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди это понимали еще в древности.

Сегодня мы знаем: Солнце – это звезда, которая дарит нам свет и тепло.

Если бы Земля была расположена ближе к Солнцу, на ней все засохло бы от жары. Если бы Солнце находилось дальше, то Земля покрылась бы льдом.

Воспитатель: Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт?

Незнайка. Теперь все понятно. Давайте я вам про Луну расскажу. Луна – планета, искусственный спутник Земли, который имеет форму шара. Ее поверхность твердая и холодная.

В. Спасибо, тебе Незнайка. А можно мы тебе еще что-то расскажем о Луне? Приглашаю экскурсовода – Артема.

Луна – спутник Земли. Она ярко сияет на ночном небе. Галилей первым обнаружил на Луне горы и равнины. На Луне нет ни воды, ни воздуха. Луна светит потому, что ее освещает Солнце. С Земли мы видим ее то круглой, то в виде серпа, иногда ее совсем не видно. Мы видим только ту часть, на которую падают солнечные лучи.

На Луне есть Океан бурь, Море кризисов, Море спокойствия, Море дождей.

В. Заговорились мы с тобой. Нам пора в путешествие. На чем же мы полетим?

Физкультминутка.

К нам во двор спешат ребята,

Всех друзей к себе зовем!

Мы играем в космонавтов –

Будем строить космодром!

Все нам интересней,

Если мы все вместе!

В. Ребята, а можно ли в обычной одежде лететь в космос? Что нужно надеть? (Скафандр). Что это такое? (Космический костюм). Кроме того, чтобы всегда быть в форме, нужно обязательно взять еду. Как хранится космическая еда? (В тюбиках) Итак, готовы к полету? Начинаем отсчет… 5, 4, 3, 2, 1, 0 … Пуск! Поздравляю вас с удачным стартом!

Посмотрите, мы уже поднялись выше облаков… А вот и открытый космос.

А сейчас сделаем фотоснимки Земли, возьмите свои фотоаппараты. Что вы видите?

Пока вы фотографируете Землю, Илья Лень даст нам краткую справку о Земле.

Самая красивая и самая интересная из планет Солнечной системы – это наша Земля. Вот так выглядит Земля из космоса – недаром ее называют «голубой планетой».

Земля – единственная планета в Солнечной системе, на которой существует жизнь. Большую часть нашей планеты занимают моря и океаны, поэтому ее правильнее было бы назвать планетой Океан.

В центре Земли находится твердое металлическое ядро. Выше лежит слой расплавленных пород – мантия.

В. Ребята, вы слышите какой-то голос?

Голос. Космонавты, доложите о своем самочувствии в земной центр управления полетами. (Каждый ребенок берет предмет-заместитель кеглю и говорит:

- Дорога мама, самочувствие отличное, целую, очень люблю!

- Папа, я – космонавт, чувствую себя хорошо! И т. д.

Голос. Сообщение принято. Спасибо. Счастливого пути!

В. Ой, ребята, сколько звезд! Посмотрите, они похожи на какие-то фигуры.

Рассказ экскурсовода – Настю Тихонкову о звездном небе.

Звездное небо.

Звездное небо видел каждый. Огромное количество звезд, созвездия, планеты, галактики Люди заметили еще в древности, что звезды располагаются в определенном порядке, их можно объединить в созвездия.

Наиболее древние названия у созвездий, которые образуют зодиак. С греческого «зодиак» переводится как «круг животных».

Каждый из нас родился под каким-то знаком зодиака.

В. Посмотрите, а вон созвездие напоминает ковш.

Рассказ экскурсовода- Никиты о Большой медведице.

Самое известное созвездие – Большая Медведица. Но оно похоже не на медведицу, а на ковш с длинной ручкой. Древние греки рассказывали миф о том, как бог Зевс (самый главный из богов) влюбился в нимфу Каллисто, а его жена Гера от зависти и злости превратила девушку в медведицу. Зевс поместил ее на небо в виде созвездия. На Руси это созвездие называли Кастрюлей или Ковшом.

В. Как интересно в космосе. Марс – очень далекая планета. Во многих странах Земли собирают космические экспедиции, чтобы изучить ее. Лететь туда очень-очень долго. Наше путешествие сказочное, и вот уже виден Марс в иллюминаторе. Какого цвета эта планета? Осторожно ступаем на поверхность планеты, помним, что она хранит много тайн.

(Звучит музыка, появляется Марсианка).

Марсианка. Здравствуйте, вы кто?

Дети. Здравствуйте, мы прилетели с планеты Земля! Мы – земляне!

Марсианка. Не поможете ли мне? Нужно составить код, чтобы запустить программу для моих помощников-роботов. Древние марсиане придумали код, чтобы запустить роботов. Но со временем бумага стерлась и часть кода была навсегда потеряна. Код состоит из непонятных значков. Вы сможите восстановит его?

Дети работают с набором фигур.

Игра «Математические бусы».

Марсианка. Спасибо, вам ребята. Наша планета спасена. А теперь мне очень хочется узнать о той планете, с которой вы прилетели.

Семен читает стихотворение.

Земля.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Береги свою планету –

Ведь другой похожей нету!

В. А теперь нам пора возвращаться на Землю. Как хорошо оказаться на Земле!

И чтобы оставить впечатления об увиденном, давайте создадим свою собственную Вселенную. Ребята, давайте посмотрим, что лежит у нас на столах (звезды, космические корабли, пластилин, бусины, клей). Из все этого можно сделать целое космическое пространство, например вот такое (воспитатель демонстрирует детям образец).

http://ped-kopilka.ru/images/15(33).jpg

Сейчас я расскажу вам как сделать из пластилина вот такие планеты и кометы.

Алгоритм выполнения работы.

- Выбираем главный объект (вырезка космонавта, космического корабля), приклеиваем в центр работы,

- чтобы слепить из пластилина нашу планету нам понадобится 3 цвета: кусочек зеленого, белого, и синего. Смешиваем все три цвета так, чтобы на комочке появились разводы. Сплющиваем. Прикрепляем к работе.

- Чтобы сделать вот такие звезды и кометы наш пластилин нужно сначала прикрепить в то место где будет звезда, а потом просто оттянуть пальчиком кончики в стороны. Получаются вот такие лучи. Также выполняется и хвост кометы.

- Бусины и паетки помогут нам сделать наш космос ярким и сияющим, их мы вот так крепим на пластилин.

- Но, знайте, что в космосе не обойтись без верного товарища и друга, поэтому работать вы сегодня будите парами, а в конце мы посмотрим, чья же команда лучше всех справилась с работой.

В. – Все понятно? Ну, тогда приступаем к работе.

(самостоятельная деятельность детей)

Во время работы звучит лёгкая музыка.

В конце все работы выкладываются на ковре, получается космическое пространство.

В. – Ребята давайте посмотрим на наш космос, какие замечательный работы у вас получились. И все это вы сделали своими руками.

В. – Какая работа на ваш взгляд получилась самая интересная? Почему?

В. – Понравились вам в космосе?

В. –Как вы помогли марсианам?

Дорогие ребята, на нашей планете случилась беда. Мы живем в огромном куполе под землей, поэтому ваши ученые думают, что планета необитаема. Роботы помощники растратили всю свою энергию, и теперь наша жизнь находится в опасности. Скоро отключится освещение и я даже не смогу д писат это послание. Н ша пл нета называ тся М  с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи "Космос, космос - это интересно"

Эти конспекты занятий по развитию речи адресованы воспитателям дошкольных образовательных учреждений, которые работают с детьми старшего дошкольного возраста. Материалы, представленные вашему вн...

Космос - Вселенная. Загадочный мир космоса

интегрированное занятие по окружающему миру...

Познавательная беседа о космосе "Первооткрыватели космоса"

Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосо...

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата» Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос» Тема: Путешествие в космос. 20.10.2021 г.

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата»Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос»Тема: Путешествие в космос.Цель: сфо...