конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе "Как дети спасали профессора Чудакова"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Артюшкина Ксения Александровна

конспект НОД о свойсвах воды. песка. камней

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию

в старшей группе

На тему «Как дети спасали профессора Чудакова»

                                                                    Подготовил:

Воспитатель Артюшкина К.А.

Собрались сейчас мы в круг,

Здравствуй, мой веселый друг.

Сейчас мы за руки возьмемся

И все дружно улыбнемся!

(Дети берутся за руки и дарят друг другу улыбку).

-: Ребята, своей улыбкой и приветствием мы дарим друг другу хорошее настроение и «заряжаем» позитивной энергией на предстоящую работу.

-А теперь поприветствуем наших гостей, и тоже им подарим свою улыбку.

Сегодня, когда я пришла в детский сад, на своем столе я обнаружила письмо от фиксиков, и вот что, они пишут. Послушайте. (читаю письмо)

-Ребята, поможем фиксикам спасти профессора?

-Для этого нам придется отправится в путешествие на остров Знаний. Давайте ознакомимся с картой предстоящего нам маршрута. (на сладе показ карты1). Обратите внимание на карту, путь наш лежит через моря, нам предстоит преодолеть несколько островов пока мы доберемся до острова Знаний.

-А на чем же мы отправимся в путешествие? (на корабле,….)

-А из чего же мы можем построим корабль? (из дерева, их металла   и т д )

-Вы мне назвали столько предположений из чего можно построить корабль. Нам эти предположения нужно проверить. Давайте это сделаем.

Обратите внимание, перед вами несколько емкостей с водой, предметами из разного материала. (палочка от мороженного, болтик, камень)

-Как вы думаете? Как мы будем проверять? (поочередно опускать каждый предмет в воду, Правильно. Что же вы увидели? Камень и метал тонут, потому они тяжелые, а деревянная палочка не тонет, потому что дерево легче воды.

Какой вывод можно сделать: дерево легче воды не тонет. Значит, из чего мы построим корабль? (из дерева)

Тогда проходим в наш корабль и отправляемся в путь. (под музыку плывем к первому острову)

-Первая остановка остров «Водяная бухта». (слайд 2-остров).

 На этом острове, наверное, очень много разных источников воды, раз он так называется.

Как вы думаете, что же нам предстоит сделать? (провести опыты)

-Ребята мы же с вами спасаем профессора Чудакова, который работал в лаборатории, проводил много разных опытов и исследований, вот и нам предстоит провести какие-то опыты, но чтобы узнать какие, нужно найти подсказку. (находим конверт со схемами опытов)

Схема №1. Посмотрите на схему, что нам нужно сделать? Смотрим схему №1- сахар растворитель.

-перед вами стаканчики с водой, ложки, сахар.

- Возьмите стаканчик с водой. Положите в него кусочек сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет?

-Верно, сахар растворился в воде.  Какой вывод можно сделать? Вода является растворителем для сахара. Схема№2 А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете?  Если в воду налить масло, оно также исчезнет, как сахар? Давайте проверим. У вас на столе есть стаканчики с подсолнечным маслом, добавьте в стакан с водой несколько капель масла и размешайте ложкой. Что же произошло с маслом воде?                                                                                                                                                                

-Верно, масло в воде не растворилось. Какой вывод можно сделать? (для одних веществ вода является растворителем, а для других нет. Молодцы.  С заданиями на этом острове вы справились, отправляемся дальше в путь. (плывем, под музыку).

-Следующая остановка остров «Песчаный».  Слайд 3 -остров (тарелки с песком 9шт, лупы 9 шт, два подноса с песком, стаканчики с водой 9 шт, тазик с водой чтобы помыть руки и полотенца сухие 10, ведерко 1 для выброса полотенцев).

-Смотрите, на этом острове очень много песка. Как же по нему пробирался профессор Чудаков.  Что же мы будем исследовать на этом острове? Песок. Да мы будем исследовать песок его состав и свойства. Тогда ищем конверт с подсказками.

Схема №1-рыхлый песок.-Посмотрите внимательно на схему, что нам предстоит сделать? (походить пальчиками по песку).  -Перед вами подносы с песком, давайте походим пальчиками по песку? Легко ли ходить? Пальчики проваливаются в песок или нет? (да проваливаются). Значит какой вывод можно сделать: песок рыхлый. С этим заданием справились. Приступаем к следующему.

-Обратите внимание на Схему №2 нам предстоит выяснить из чего состоит песок.  Как же мы можем выяснить из чего состоит песок? (рассмотреть).  А с помощью чего мы можем рассмотреть песок поближе? (с помощью лупы). -Давайте рассмотрим. Придвигаем к себе тарелки с песком и с помощью лупы рассматриваем. Что же вы видите? (песок состоит из мелких песчинок и у них разная форма). Какой вывод: песок состоит из песчинок.

-Следующая схема №3. Сыпучий и липкий песок. А какой же песок бывает на ощупь (сухой и мокрый). Отчего он может стать мокрым? От воды. Давайте тоже на подносах сделаем мокрый песок, берем стаканчики с водой и выливаем на песок воду., пока песок впитывает воду, Мы с вами вернемся к сухому песку- возьмём горсть сухого песка и выпустим струйкой в тарелку? Что происходит?  Песок сыпется. Значит какой вывод: свойством обладает песок? песок сыпучий. А теперь потрогайте песок на подносах, Каким он стал на ощупь? -А теперь пробуем то же самое сделать с мокрым песком? Получается? Как думаете почему?   (все песчинки слиплись).  Какой вывод: каким свойством обладает мокрый песок: липкостью. Можете попробовать построить что нибудь из мокрого песка.

 Мокрый песок невозможно сыпать струйкой из одной ладони в другую, но зато он может принимать любую нужную форму, и из него можно что-то построить, и его используют даже в строительных целях. Теперь вымойте руки от песка в тазик с водой, вытрите полотенцем, полотенце в ведро выюросить)

-Задания на этом острове выполнены. Пора отправляться на следующий остров.

Наша остановка остров «Каменный риф». Слайд 4 (контейнеры  с водой 3шт, поднос с камнями 18-20 шт, тарелка с пластилином 9 шт, сухие полотенца для рук их потом в ведро)

- Что будем исследовать на этом острове? -Перед вами в тарелках камни.  Чтобы узнать, что нам нужно сделать с ними нужно найти подсказки.

Схема1. Определение формы, размера, цвета камней.

-Рассмотрите камни. Все ли они одинаковые? Чем отличаются? (цветом, формой, размером). Значит какой вывод: камни бывают разные по форме, цвету и размеру.

Схема 2 -камни издают звуки.-Что нам нужно сделать?

-берем два понравившихся камня, и слегка ударяем ими дРУГ ОБ ДРУГА. Что происходит? Мы слышим звук. Какой вывод: камни могут издавать звук.

-Ребята, но из этого опыта можно сделать еще один вывод. Если мы ударяем камни друг о друга, и они не сломались, значит каким свойством они обладают? Прочностью.

Схема 3 камень твердый. -Нужно в одну руку взять камень, а в другую шарик пластилина и сжимаем их в кулаке. Что происходит? Пластилин сминается, а камень нет. Какой вывод: камень твердый.

Схема4 камень меняет цвет в воде._Что нужно сделать в этом опыте?

Опускаем камень в емкость с водой, потом достаем и смотрим на него. Что же изменилось? Камень поменял цвет, стал темнее, ярче. Вывод: камень меняет цвет в воде.

Все задания выполнены, отправляемся на следующий остров.

 Остров «Черной земли». Слайд 5. (2 больших тарелки с комочками земли, чашка с землей, ложки, стаканчики с водой 18шт, тарелки 9шт для земли и салфетк сухие)

-Смотрите сколько на этом острове много разных растений, деревьев, цветов, наверное, на нем очень плодородная земля и все растения очень хорошо растут здесь. Нам предстоит исследовать почву этого острова. Где же наши  подсказки.

Схема 1 (в почве содержатся песок, глина, различный природный мусор).                                                                                                                   - В стакан с водой добавляем почву и размешиваем. - Что происходит?

-Что же еще происходит? Что то оседает на дно, а что то наоброт всплывает?

 Вода становится мутной. Через некоторое время на поверхность воды всплывает мелкий мусор: остатки листьев, травы. На дно оседает песок, и постепенно поверх песка оседает глина. Вывод: Почва содержит песок, глину, различный природный мусор.

- в почве есть воздух (2 больших Тарелки с комочками почвы 9, стаканчики с водой, мерные ложечки9 ) -Ребята вы все знаете, что под землей тоже обитает много жильцов: черви, жуки, кроты. А чем же они там дышат? (воздухом). Давайте это проверим. Посмотрите на схему. Схема 2

-Что же мы будем делать? - Возьмите комочек почвы. Бросьте её в стакан с водой. Наблюдайте, что происходит.

- Что вы увидели? (Из почвы выходят пузырьки воздуха.)

- Какой вывод можно сделать? В почве есть воздух.

-приступаем к следующему опыту.

Схема 3

Опыт № 5 -В почве есть влага (тарелочки с почвой, бумажные салфетки)

- Воздух в почве есть, а что ещё может быть в почве? А что еще нужно для растений чтобы они хорошо росли? Влага. Подвести детей к тому, что в почве есть влага.

- Давайте это проверим? На тарелочки положите немного почвы и прижмите её салфеткой (бумажным полотенцем). На салфетке останется влажный опечаток.

Вывод: В почве есть влага.

-Молодцы! Ну вот и на этом острове мы выполнили все задания.

-отправляемся дальше в путь.

Вот мы и приплыли с вами на остров «Знаний». Смотрите ребята, А вот и профессор Чудаков» На слайде 6.

-Ребята, я очень рад вас приветствовать на острове Знаний. Вы справились со всеми заданиями на островах и помогли мне найти обратный путь в мою лабораторию. Спасибо вам огромное за помощь!!!

- А теперь нам пора возвращаться детский сад. (пплывем).

- ну вот мы вернулись в детский сад. Теперь давайте вспомним, что же мы сегодня исследовали на островах? Какой остров вам запомнился больше всего? Чем он запомнился? Что нового вы для себя узнали? Мы смогли помочь фиксикам спасти профессора? Да, вы Молодцы!!!!вы справились со всеми заданиями. А за это вам профессор Чудаков просил  вам передать вот такие книги, что вы продолжали изучать  и исследовать окружающий нам мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе

Учить замечать птиц в ближайшем окружении, уточнить и расширить представление детей о птицах, об особенностях внешнего вида, повадках, приспособлении  их к среде обитания, закреплять и систематиз...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Синичкин день» для детей старшей группы (от 5 до 6 лет) ДОУ

Конспект будет полезен воспитателям ДОУ. Материал разработан для расширения представлений детей дошкольного возраста об экологических праздниках; для приобщения детей и их родителей к Всероссийской ак...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. Тема: развитие элементов логического мышления с использованием интерактивной доски.

Занятие направлено на закрепление умения классифицировать предметы по разным основаниям. В ходе НОД решаются такие познаваателльные задачи как: освоение действий построения модели в форме классификаци...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Город мастеров», для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Цель: продолжать формировать интерес к окружающему миру, расширять знания о профессиях. Показать значимость каждой профессии....