Тема: «Беседа о птицах»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Бойчикова Елена Олеговна
Конспект занятия Тема: «Беседа о птицах» Цели занятия: Расширение знаний о птицах. Задачи: Закрепить знания детей о птицах. Познакомить детей со строением пера и их значением в жизни птиц . Воспитывать заботливое отношение к птицам; желание помогать птицам . Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке; рассматривание иллюстрации с птицами; разучивание физкультминутки «Лебеди»; чтение художественной литературы о птицах. Оборудование: демонстрационный материал «Птицы»; перья разной формы, цвета, размера; ножницы, стаканчики с водой; прутья и перья для гнезда .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsa.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

 Тема: «Беседа о птицах»

Цели занятия:
Расширение знаний о птицах.

Задачи:
Закрепить знания детей о птицах.

Познакомить детей со строением пера и их значением в жизни птиц .
Воспитывать заботливое отношение к птицам; желание помогать птицам .
Предварительная работа:
наблюдение за птицами на прогулке;
рассматривание иллюстрации с птицами;
разучивание физкультминутки «Лебеди»;
чтение художественной литературы о птицах.
Оборудование:
демонстрационный материал «Птицы»;
перья разной формы, цвета, размера;
ножницы, стаканчики с водой;
прутья и перья для гнезда .

Ход занятия.

1.Воспитатель:  Ребята, вот и наступила весна. Какие изменения произошли в природе?
Дети: (перечисляют признаки весны).
Воспитатель
: Почему на улице слышно пение птиц?
Дети: потеплело и птицы вернулись с юга.
Воспитатель
: Ребята, чем отличаются птицы от других животных?
Дети: (умеют летать,откладывают яйца,улетают в тёплые страны,у птиц есть клюв и перья)
Воспитатель
: каких птиц вы знаете?
Дети: (перечисляют птиц).

Воспитатель
: как называются птицы, которые прилетели с юга?
Дети: перелетные птицы.
Воспитатель
: каких вы знаете перелетных птиц?
Дети: …
Воспитатель:Ребята, а давайте послушаем, как поют птицы.

(Прослушиваем запись)
Воспитатель: Вам понравилось пение птиц? У вас поднялось настроение? А как вы думаете, если бы скворцы могли петь на человеческом языке. Чтобы они могли рассказать нам в своих песнях? Но, наверное, как прекрасна наша Земля, как хорошо жить в родном краю и, как очаровательна природа весны.

Воспитатель: Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку.

Воспитатель:
Какие пословицы вы знаете о птицах?

  • Журавль летит высоко, а видит далеко.
  • Орел-царь-птица, а сокола боится.
  • Не всякая птица летит высоко.
  • Знает курица свои яйца.
  • Не велик соловей, а голосок золотой.

Воспитатель: А какие стихи вы знаете про птиц?

Воспитатель:Чем отличаются птицы друг от друга?

Воспитатель:А чем питаются птицы?

2.Воспитатель: Гуси, лебеди и утки . Как называются эти птицы?  

(водоплавающие)
Я даю  вам задание, найдите водоплавающих птиц на картинках.
Воспитатель: 
ребята, перед вам на столах лежат перья, рассмотрите их внимательно.
Чем различаются перья?
Дети: цветом, размером, формой.
Воспитатель
: каждое перо имеет стержень, догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его. А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их. Обратите внимание, как прикреплены бородки к стержню. Положите перышки на стол.
Что случится, если сейчас подует ветерок?
Дети: перья полетят, они легкие.
Воспитатель: 
если стержень пера разрезать, то мы увидим, что внутри пусто, поэтому перья очень легкие.
Обмакните перо в стакан с водой, намокло ли перо, изменилось ли перо?
Дети: нет, вода скатилась капельками.
Воспитатель
: перья защищают птицу от воды и сырости.
Подумайте, зачем нужны птицам большие перья?
Дети: чтобы летать.
Воспитатель: для чего им нужны маленькие перышки?
Дети: для тепла.
Воспитатель: 
теперь рассмотрите окраску перьев. Что можете сказать?
Дети: перья разные по цвету. Они украшают птиц.
Воспитатель: 
часто можно встретить очень красивых птиц. У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.
(воспитатель демонстрирует птиц с ярким оперением)
Воспитатель: 
вы наверно немножко устали, поэтому я предлагаю вам немного отдохнуть.

Физкультминутка «Лебеди».

Лебеди летят

Крыльями машут

Согнулись над водой.

Качают головой.

Гордо и прямо

Умеют держаться.

Тихо и плавно

На воду садятся.


3.Воспитатель: 
не все птицы улетают, есть те, которые остаются с нами зимовать. Как они называются?
Дети: зимующие, оседлые.
Воспитатель
: каких вы знаете зимующих птиц?
Дети: (перечислят зимующих птиц нашего края).
Воспитатель
: предлагаю поиграть в игру «Где зимуют птицы?»
Перед вами карточки, на которых слева изображена снежинка, а справа – солнце. Ваша задача – из предложенных маленьких карточек выложить на левую сторону зимующих птиц, а где солнышко – перелетных.
(воспитатель вместе с детьми проверяет задание)
Воспитатель: 
молодцы, ребята, с заданием справились.
А почему говорят, что зима трудное время для птиц?
Дети: (высказываются).
Воспитатель: А весной легко птицам добывать себе пропитание?
Дети: …
Воспитатель
: Как люди помогают птицам?
Дети: …
Воспитатель
:
Нужно поддержать птиц, продолжать делать кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело. Для скворцов можно построить скворечники. И даже попробовать свить гнездо. Я сейчас буду задавать вам вопросы про птиц и за каждый правильный ответ давать вам прутик или пёрышко. Посмотрим, сможем ли мы с вами свить гнездо как птицы.

Вопросы:

1.Кто живёт в скворечнике?

2.Лебедь вьёт гнездо?

3.Воробей питается рыбой?

4. Гусь – это перелётная птица?

5.Ворона имеет яркую окраску перьев?

6.Ласточку называют лесным доктором?

7.У дятла на голове есть красная шапочка?

8.В мелком водоёме может лебедь достать корм со дна?

9.Сова спит ночью, а днём охотится?

10.Синица ест мышей?

11.У ласточки хвост похож на вилочку?

12.Грачи прилетают с юга самыми последними?

13. Снегири караванами осенью улетают на юг? И т.д.

Итог:

Воспитатель:

А теперь несите мне свои прутики и пёрышки. Посмотрите какое красивое гнездышко у нас получилось. На прогулке мы его поместим где-нибудь в укромном месте и возможно оно пригодится какой-нибудь птичке.

Ребята, вы сегодня мне много рассказали про птиц, узнали много нового. И теперь, я думаю, всегда будете помогать птицам – братья нашим меньшим.

Фамилия, имя ребёнка

Дата рождения

1.

Антропов Ярик

31.05.2013

2.

Борисова Александра

28.08.2012

3.

Ковыльченков Максим

12.04.2013

4.

Мазур Алина

20.09.2013

5.

Панчишин Александр

16.04.2012

6.

Сынкин Иван

15.05.2013

7.

Чернецов Даниил

05.06.2012

8.

9.


Список детей группы компенсирующей направленности

Фамилия, имя ребёнка

Дата рождения

1.

Антропов Ярик

31.05.2013

2.

Борисова Александра

28.08.2012

3.

Ковыльченков Максим

12.04.2013

4.

Мазур Алина

20.09.2013

5.

Панчишин Александр

16.04.2012

6.

Сынкин Иван

15.05.2013

7.

Чернецов Даниил

05.06.2012

8.

9.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие на тему «Беседа о зимующих птицах наших лесов»

ловЗанятие помогает расширять и углублять представления детей о зимующих птицах, подводит их к раскрытию связей между внешним видом птиц и их питанием, помогает воспитывать любовь к птицам, стре...

Беседа на тему "Кормушка для птиц"

Тема: Кормушка для птиц.Цель: формировать представление о зимующих птицах, закреплять и обобщать знания детей о предназначении кормушек для птиц,           обогащать слов...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира на тему: «Беседа о зимующих и перелётных птицах»

Программное содержание.1. Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище.2. Углублять ...

Примерный план конспект (беседы) непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «Птицы » Тема дня: «Зимующие птицы» для младшей группы; НОД: «По воздуху летают!»

структурного подразделения государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 «Образовательный  центр» имени Героя Российской Федер...

Беседа с детьми на тему «Человек не птица»

Обращаю внимание на то, что в помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы. Дети не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого на бал...

Конспект образовательной деятельности в средней группе Тема: «Беседа о перелетных птицах»

Цель: углубить и расширить представления детей о перелетных птицах. Задачи:объяснить причину перелетов птиц.учить отличать птиц от других животных.познакомить детей со строением пера и их зн...

Конспект беседы с детьми в подготовительной к школе группе на тему "Всемирный день птиц"

Методическая разработка конспекта беседы с воспитанниками подготовительной группы на тему "Птицы разних стран"...