Проект "Береги природу"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект способствует формированию осознанно- нравственному отношению к природе у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Берегите природу"34.39 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Береги природу!»

Воспитатель: Пихтарь Н.А.

          Тип проекта: информационно-творческий

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители

Срок реализации: краткосрочный (4 недели)

Актуальность проекта:

Тема проекта «Береги природу!» выбрана не случайно. Только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры.  Поэтому очень важно  воспитывать любовь к природе, научить беречь ее.

Цель: Формирование осознанно-нравственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста. 

Задачи:

  • расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире;
  • формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе;
  • развивать поисково-исследовательскую деятельность детей;
  • развивать связную речь, обогащать словарь детей, мышление, фантазию, воображение, творческие способности;
  • воспитывать любовь к природе, восприятие её красоты и многообразия.

    Ожидаемые результаты проекта:

  • расширятся знания о растительном и животном мире;
  • сформируется интерес к наблюдению и исследованию объектов природы;
  • развитие у детей любознательности, познавательной активности;
  • будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

   Этапы реализации проекта:

1.  Подготовительный этап:

  • разработка проекта;
  • постановка целей и задач;
  • подбор информационного материала (художественная литература, иллюстрации, картины, стихи, приметы, поговорки);
  • подбор и разработка конспектов образовательной деятельности.

2.  Основной этап:

Работа с детьми:

Беседы на темы:

  •  «Что такое природа?» (Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком; сформировать представление о неразрывной связи человека и природы).
  • «Не загрязняй природу» (Рассказать, как человек загрязняет окружающую среду: мусор, свалки, загрязнение воды и воздуха; вместе с детьми определить пути решения проблемы загрязнения природы).
  • «Все живое под нашей защитой» (Знакомство детей с Красной книгой; формировать обобщенные представления детей о том, что человеку необходимо оберегать животный и растительный мир).
  • «Зеленая аптека» (Сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека; закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах).
  • «Правила поведения в лесу» (Формировать обобщённое представление о лесе, как о доме животных и растений, которые находятся в тесных связях между собой, о недопустимости разрушения этих взаимосвязей).
  • «Насекомые – часть природы» (воспитание бережного отношения к природе и сохранению экологического равновесия в природе; развитие логического мышления, умения сопоставлять и решать простейшие логические задачи на экологическую тематику).
  • «Птицы — наши друзья» (воспитывать заботливое отношение к птицам; желание помогать птицам в трудный для них период).
  • «Звери зимой» (закреплять у детей умение выделять существенные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жизнью  зверей, способами их приспособления).
  • «Лес: любить, беречь и не бояться» (Знакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов; воспитывать любовь к природе, культуру поведения).

Рассматривание картин и иллюстраций: (Развивать умение рассматривать картину, обсуждать её, делиться впечатлениями).

  • С. Артюшенко “Кто как зимует”
  • Серия наглядно-дидактических пособий "Картины из жизни диких животных" С.Н. Николаевой

Чтение художественной литературы: (Учить детей отыскивать знания в тексте; воспитывать бережное отношение к природе, желание совершать добрые поступки)

  • «Стыдно перед соловушкой» В.А. Сухомлинский

  • «Скворцы» А.И. Куприн
  • «Воробей» Е.И. Чарушин
  • «История одной яблоньки» К. Ушинский
  • «Сухостойное дерево», «Лесной доктор»  М. Пришвин
  • «Серая шейка» Д.Н. Мамин-Сибиряк
  • «Покормите птиц»  А. Яшин
  • «Новая столовая»  З. Александрова

Загадывание загадок: (Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами)

  • о диких животных
  • о птицах
  • о деревьях
  • о насекомых

Пословицы и приметы: (обогатить образную речь детей посредством использования малых фольклорных форм; воспитывать интерес к народной культуре, привлечь внимание детей к  мудрости народного слова)

  • Мороз не велик, да стоять не велит.
  • Синица к избе - зима на двор.
  •  У зайцев шерсть побелела - зима близко.
  • Шумит дубравушка к непогодушке.
  • Рощи да леса - всему миру краса.
  • Много снега - много хлеба.

Дидактические игры:

  • «Природное - рукотворное» (Закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа)
  • «Угадай какая птица?» (Закрепить знания детей о перелётных и зимующих птицах)
  • «Пищевые цепочки в лесу (на лугу)» (Закрепить знания о пищевых цепочках в лесу (на лугу))
  • «Кто рядом живет?» (Закрепить умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных )
  • «Что будет, если исчезнут птицы (растения, животные, леса, водоемы)?» (Закрепить знания об охране объектов природы)
  • «Узнай и назови» (Закрепить знания лекарственных растений)
  • «С какой ветки детки» (Закрепить знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению)
  • «Чего нельзя делать в лесу»  (Закрепить правила поведения в лесу)

Труд в природе:

  • Изготовление совместно с родителями кормушек для птиц
  • Установка кормушек
  • Подкормка птиц

Подвижные игры: (Развивать умение действовать по сигналу, сдерживать себя, выразительно выполнять движения; развивать воображение)

  • «Белки в лесу»
  • «Караси и щука»
  • «Гуси — лебеди»
  • «Угадай кого поймали»
  • «Хитрая лиса»
  • «Стадо и волк»

Экспериментальная деятельность:

  • «Что прячется в снегу?» (Дать детям понятие о загрязнение снега и воды; воспитывать бережное отношение к природе)
  • «Следы птиц на снегу» (Закрепить умение распознавать птичьи следы на снегу)
  • Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок. (Увидим там еле заметную почку. Подвести детей к пониманию, что деревья не погибают, а только сбрасывают отмершие, ненужные листья)
  • Определить, сколько лет дереву. (Детям выдается по тонкой пластине среза ствола дерева и предлагается по годовым кольцам сосчитать, сколько лет дереву)
  •  Сравнение веточек сосны и ели. (Формировать умения сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия; учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева)

НОД:

  • «Перелетные и зимующие птицы» (Приложение 1)
  • «Дети леса: грибы, ягоды» (Приложение 2)

  • «Дикие животные зимой» (Приложение 3)

3.  Подведение итогов (продукты проекта):

  • Фотовыставка «Я и природа»
  • «Столовая для пернатых» (кормушки)
  • Плакат-памятка «Правила поведения на природе»
  • Альбом «Красная книга нашего края»

                                                                                                                Приложение 1

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Перелетные и зимующие птицы»

Задачи:

  • закрепить и расширить знания о перелетных  и зимующих птицах;
  • учить устанавливать причинно-следственные связи различного характера;
  • развивать познавательный интерес к природе;
  • воспитать бережное отношение к природе, желание защищать, охранять ее.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций птиц, чтение художественной литературы (Сказка «Серая шейка» Мамин-Сибиряк).

Оборудование: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, мяч.

Ход занятия:

Воспитатель: Послушайте, ребята стихотворение:

Встали птицы на крыло

В небе хмуром загалдели

В край далёкий, где тепло

Стаей длинной полетели.

-Наступают холода,-

Криком птицы сообщают.

-Мы летим не навсегда.

-Мы вернёмся, обещаем.

-До свиданья, край родной:

-Улетаем! Улетаем!

За небесной пеленой

В небе сером птицы тают.

Дети: Осенью.

Воспитатель: Назовите мне характерные признаки осени. (Ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете почему птицы улетают в теплые края? Но ведь не все птицы улетели. Посмотрите на картинки с изображением птиц и найдите тех, которые будут зимовать с нами. Дети рассматривают картинки и называют птиц (воробей, голубь, синица, свиристели, дятел, поползень).

  • Как называют этих птиц? (Зимующие)
  • А птиц, которые улетают от нас в теплые края называют? (Перелетные)
  • Каких перелетных птиц вы видите на картинках? (скворец, ласточка, трясогузка, жаворонок, соловей, мухоловка, журавли, гуси, утки).
  • Обратите внимание, что и у зимующих, и у перелетных птиц тело покрыто... Чем? (Перьями) Так почему же перелетные птицы улетают? Значит дело не в холоде! А в чем? Давайте подумаем. Без чего не могут прожить не только наши маленькие летающие друзья, но и все животные, и люди. Правильно, без еды. А чем питаются птицы?

Дети: Крошками, семенами, жуками, червяками, зерном, насекомыми.

Воспитатель: Правильно, а вы видели зимой насекомых? (Нет) Куда деваются насекомые зимой?

Дети: Прячутся, засыпают до весны, погибают.

Воспитатель: Все верно. Пернатые остаются жить с нами до тех пор, пока легко могут найти себе пропитание, а затем начинают собираться к отлёту.

  Первыми покидают нас насекомоядные птицы: грачи, ласточки, трясогузки, скворцы, мухоловки.

  Затем, когда становится сложно находить зерно и плоды деревьев для еды, готовятся в далёкое путешествие зяблики, чижи, овсянки. Ведь, если снег укутает землю, отыскать корм нашим пернатым друзьям будет очень непросто.

 Последними улетают водоплавающие птицы: утки, гуси, лебеди. Ведь они живут и питаются на озерах и реках, а зимой что происходит с реками и озерами?

Дети: Они замерзают.

Воспитатель: Правильно. Могут добывать водоплавающие птицы себе пищу зимой?

Дети: Нет.

Воспитатель: Остаются зимовать только те птицы, которые могут без особых трудностей добывать для себя корм. Например, клест, дятел, живущие в лесу, питаются семенами из шишек хвойных деревьев: елей, сосен. Свирели, которые питаются ягодами калины и рябины. Воробьи, вороны, голуби, синицы давно приспособились к жизни в городах, где нетрудно найти что-нибудь съестное.

  • А теперь поиграем в игру «Улетают — не улетают». Я буду называть птиц: если это зимующие птицы — вы сидите на корточках, если перелетные — то машете руками-«крыльями». (Синица, гуси, жаворонок, воробей, чиж, скворец, поползень, дятел, журавль, трясогузка, мухоловка, свиристель, кукушка, утка)

Воспитатель: Молодцы, хорошо поиграли, а теперь отгадайте загадки:

  1. Я по дереву стучу, червячка добыть хочу. Хоть и скрылся под корой, всё равно он будет мой. (Дятел)
  2. Мы в скворечнике живём, песни звонкие поём (Скворцы)
  3. Это птица не когда, для птенцов не вьёт гнезда (Кукушка)
  4. Кто летает тёмной ночью и схватить мышонка хочет? (Сова).
  5. Маленький певец лесной. Лучше всех поет весной! (Соловей)
  6. Кто по тропочке идет быстрыми шажками, длинным хвостиком трясет? Догадайтесь сами! (Трясогузка)

Воспитатель: Послушайте стихотворение:

О чем поют воробушки в последний день весны?

Мы выжили! Мы выжили!

Мы живы! Живы мы!

Воспитатель: -  Чему так радуются воробушки? (Они выжили, пережили зиму)

  • Кто может помочь птицам пережить холодную и голодную пору? (Люди)
  • Как мы можем это сделать? ( изготовить кормушки и подкармливать птиц)
  • Что можно класть в кормушку? (различное зерно, хлебные крошки, сало)

Да, все правильно. Многие люди помогают птицам зимой, поэтому городским птахам не страшно оставаться с нами зимовать.

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы поговорили с вами о птицах. Что нового и интересного вы узнали? (Ответы детей).

- Хочу вам дать еще одно задание. Сегодня по дороге домой спросите у своих родителей: «Почему улетают птицы в теплые края?» и сами поделитесь тем, что нового вы узнали о зимующих и перелетных птицах.

                                                                                                           Приложение 2

Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной  группе   «Дети леса: грибы, ягоды»

ЗАДАЧИ:

  • Познакомить детей с разнообразием грибов и ягод, растущих в лесах;
  • Сформировать представление об основных мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать при их сборе;
  • Закрепить знания особенностей внешнего облика даров леса.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

  • словесные (беседа, вопросы);
  • наглядные (показ иллюстраций и картинок);
  • практические (дидактическая игра, лепка).

МАТЕРИАЛ: картинки с изображением съедобных и несъедобных грибовягод, муляжи грибов, плакаты с изображением грибов и ягод, пластилин, дощечки для лепки, стеки, салфетки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  • Здравствуйте, дети, сегодня мы поговорим с вами о дарах леса. Вы любите грибы? В каком виде можно употреблять грибы в пищу? (маринованные, соленные, жаренные, варенные)

  •  Какие блюда можно приготовить из грибов? (пироги, пиццу, грибной суп, пожарить с картошкой)

  •  Но надо знать некоторые правила поведения в лесу при сборе грибов, чтобы эти "вкусные детилеса радовали не вас одних, но и других людей, и не только сейчас, но и через несколько лет? Ведь жизнь самого гриба короткая: два-три дня и все. А грибница живет долго. иногда и больше десяти лет. Вот почему мы должны запомнить правило первое: грибы нельзя выдергивать из земли - это нанесет вред грибнице. Их надо очень осторожно срезать ножом.

  • Есть у грибов и еще один враг - это машины. автобусы и другие виды транспорта, которые выбрасывают в атмосферу выхлопные газы и могут "заразить" ими грибы. Отсюда следует правило второе: нельзя собирать грибы неподалеку от шоссе.

  • Посмотрите внимательно на эти картинки. Какие грибы можно собирать и использовать в пищу? (подберезовики - они растут под березами, подосиновики, рыжики - лучшие грибы для засолки, белые - их собирают не только люди, но и белки на зиму, маслята, лисички).

 - А вот это несъедобные грибы, некоторые их них ядовиты. Люди часто сбивают их ногами, растаптывают, но делать этого нельзя: они служат кормом, а иногда и лекарством для многих лесных обитателей. Третье правило: ни в коем не рвать, не сбивать и не вытаптывать несъедобные грибы - они пригодятся животным и птицам.

  • Давайте поиграем в игру "Собери грибы". (закрепить у детей знание о грибах, умение различать съедобные и ядовитые грибы, развивать логическое мышление, внимание, память)

  • Но лес, дети, богат не только грибами, но и ягодами: малина, земляника, черника, брусника.  Какую пользу они приносят? (пища для многих лесных жителей; для людей: не только вкусно, но и полезно). Что можно приготовить из ягод? (варенье, компот, джем, пирог)

  • Видите, сколько радости и пользы от этих душистых и сладких «детей» леса. В наших с вами силах умножить их урожай, сберечь для других людей. Запомните, собирая лесные ягоды, будьте осторожны. не рвите сами кустики, не ломайте ветки!

  -  А теперь, ребята, предлагаю вам поработать с пластилином. Давайте слепим полное лукошко грибов! Любые, кому, какие больше нравятся, но только съедобные.

Молодцы! Мне очень понравилось наше занятие сегодня. А вам? Что нового узнали? Давайте еще раз повторим правила поведения в лесу при сборе грибов и ягод.

                                                                                                                 Приложение 3

Конспект НОД для подготовительной группы на тему                                     «Дикие животные зимой».

Задачи:

  • Продолжать закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пищи, жилищах;
  • Уметь различать хищных и травоядных животных;
  • Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде;
  • Активизировать словарь,  побуждать к участию в беседе; развивать объяснительную речь при отгадывании загадок;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Ход занятия:

  • Здравствуйте, ребята, скажите какое сейчас время года? (Осень)
  • Правильно, поздняя осень.
  • Предлагаю вам сыграть в игру «Отгадай загадку»

Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой, а в рыжей шубке - летом.  (Белка)

  • Правильно. (иллюстрация белки в летний и зимний период).
  •  А зачем белка меняет окраску к зиме? (чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей )
  • Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более тёплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: ещё осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.
  • А вы знаете, чем питается белка, посмотрите на картину? (Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовочках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами).

Что за зверь такой лесной, встал как столбик под сосной?

 Кто стоит среди травы, уши больше головы?   (Заяц)

  • Правильно, заяц. (иллюстрация зайца летом и зимой). Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Помните, мы с вами говорили о том, что в природе всё имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (Дети высказывают своё мнение.)
  • А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка.
  • А как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.

У косого нет берлоги, не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги, а от голода кора.

  • Следующие загадка:

На овчарку он похож, что ни зуб-то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть.  (Волк.)

Хитрая плутовка, рыжая головка

Хвост пушистый – краса, кто же это?   (Лиса.)

  • Ребята, а как называется дом у лисы? (Нора). А у волка? (Логово). А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? (Да)
  •  Конечно, у них отрастает другой, более теплый мех. У лисы к зиме отрастает на лапах густая шерсть, поэтому они не мерзнут. И у волка за лето и осень отрастает шерсть, становится густой и теплой. Волк и лиса по лесу рыщут в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет мышиные норки, так мышами, в основном и кормится всю зиму.  А делают ли лиса и волк запасы на зиму? (Нет). Правильно, они запасов не делают, голодно бывает им порой. На кого охотятся волки? (На зайцев, лосей).

Он в берлоге спит зимой под большущею сосной. 

А когда придёт весна, пробуждается от сна.  (Медведь)

  • Да, ребята, медведь спит в своей берлоге всю зиму. А кого еще нельзя увидеть в зимнем лесу? Кто как и медведь впадает в спячку? (Барсуки, бурундуки, хомяки, ежи) (иллюстрации барсука, бурундука, хомяка, ежа)
  • Перед тем, как залечь в зимнюю спячку, ёжик должен хорошенько подкрепиться, стать упитанным толстячком. Вот и бегает осенью ёж, старается побольше наесться. Кормиться ёж ночью. А что же ест ёж? Червей, жуков, лягушек, ящериц, улиток, мышей, яйца птиц. Ещё любит ёжик лесные яблоки, ягоды, грибы. Еж спит в норке, утеплённой мхом, сухой травой.

Физкультминутка:

Ежик топал по тропинке.

И грибочек нес на спинке

Ежик топал не спеша,

Тихо листьями шурша.

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгай-ка

Шубку серую свою

Он сменил на белую.

Идёт по лесу серый волк,

Голодный волк – серый бок.

Чтоб волку не попасться на зубок,

Ты, ёж, свернись скорей в клубок.

Ходьба на месте маленькими шажками

Шарканье ногами

Прыжки на месте, руки перед грудью

Широкий пружинистый шаг с чуть наклоненным вперёд корпусом. Руки попеременно выносятся вперед

Сесть на корточки и сгруппироваться

  • А теперь предлагаю вам, ребята, одеть белку в зимний наряд. На ваших листах нарисован силуэт белки, только у меня всего три цвета красок: рыжая, черная и белая. Подумайте, как нам помочь белке? Что нужно сделать? (Смешать черную и белую краски и одеть белку в серую шубку)
  •  Раскрасить белку предлагаю методом тычка.
  • Молодцы, все справились. Мне очень понравилось сегодня наше занятие! А вам? Что было самым интересным? Сегодня по дороге домой из детского сада расскажите родителям, что нового вы узнали о диких животных в зимний период.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...