Проект "Береги природу"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект способствует формированию осознанно- нравственному отношению к природе у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Берегите природу" | 34.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Береги природу!»
Воспитатель: Пихтарь Н.А.
Тип проекта: информационно-творческий
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители
Срок реализации: краткосрочный (4 недели)
Актуальность проекта:
Тема проекта «Береги природу!» выбрана не случайно. Только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно воспитывать любовь к природе, научить беречь ее.
Цель: Формирование осознанно-нравственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире;
- формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе;
- развивать поисково-исследовательскую деятельность детей;
- развивать связную речь, обогащать словарь детей, мышление, фантазию, воображение, творческие способности;
- воспитывать любовь к природе, восприятие её красоты и многообразия.
Ожидаемые результаты проекта:
- расширятся знания о растительном и животном мире;
- сформируется интерес к наблюдению и исследованию объектов природы;
- развитие у детей любознательности, познавательной активности;
- будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап:
- разработка проекта;
- постановка целей и задач;
- подбор информационного материала (художественная литература, иллюстрации, картины, стихи, приметы, поговорки);
- подбор и разработка конспектов образовательной деятельности.
2. Основной этап:
Работа с детьми:
Беседы на темы:
- «Что такое природа?» (Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком; сформировать представление о неразрывной связи человека и природы).
- «Не загрязняй природу» (Рассказать, как человек загрязняет окружающую среду: мусор, свалки, загрязнение воды и воздуха; вместе с детьми определить пути решения проблемы загрязнения природы).
- «Все живое под нашей защитой» (Знакомство детей с Красной книгой; формировать обобщенные представления детей о том, что человеку необходимо оберегать животный и растительный мир).
- «Зеленая аптека» (Сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека; закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах).
- «Правила поведения в лесу» (Формировать обобщённое представление о лесе, как о доме животных и растений, которые находятся в тесных связях между собой, о недопустимости разрушения этих взаимосвязей).
- «Насекомые – часть природы» (воспитание бережного отношения к природе и сохранению экологического равновесия в природе; развитие логического мышления, умения сопоставлять и решать простейшие логические задачи на экологическую тематику).
- «Птицы — наши друзья» (воспитывать заботливое отношение к птицам; желание помогать птицам в трудный для них период).
- «Звери зимой» (закреплять у детей умение выделять существенные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жизнью зверей, способами их приспособления).
- «Лес: любить, беречь и не бояться» (Знакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов; воспитывать любовь к природе, культуру поведения).
Рассматривание картин и иллюстраций: (Развивать умение рассматривать картину, обсуждать её, делиться впечатлениями).
- С. Артюшенко “Кто как зимует”
- Серия наглядно-дидактических пособий "Картины из жизни диких животных" С.Н. Николаевой
Чтение художественной литературы: (Учить детей отыскивать знания в тексте; воспитывать бережное отношение к природе, желание совершать добрые поступки)
«Стыдно перед соловушкой» В.А. Сухомлинский
- «Скворцы» А.И. Куприн
- «Воробей» Е.И. Чарушин
- «История одной яблоньки» К. Ушинский
- «Сухостойное дерево», «Лесной доктор» М. Пришвин
- «Серая шейка» Д.Н. Мамин-Сибиряк
- «Покормите птиц» А. Яшин
- «Новая столовая» З. Александрова
Загадывание загадок: (Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами)
- о диких животных
- о птицах
- о деревьях
- о насекомых
Пословицы и приметы: (обогатить образную речь детей посредством использования малых фольклорных форм; воспитывать интерес к народной культуре, привлечь внимание детей к мудрости народного слова)
- Мороз не велик, да стоять не велит.
- Синица к избе - зима на двор.
- У зайцев шерсть побелела - зима близко.
- Шумит дубравушка к непогодушке.
- Рощи да леса - всему миру краса.
- Много снега - много хлеба.
Дидактические игры:
- «Природное - рукотворное» (Закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа)
- «Угадай какая птица?» (Закрепить знания детей о перелётных и зимующих птицах)
- «Пищевые цепочки в лесу (на лугу)» (Закрепить знания о пищевых цепочках в лесу (на лугу))
- «Кто рядом живет?» (Закрепить умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных )
- «Что будет, если исчезнут птицы (растения, животные, леса, водоемы)?» (Закрепить знания об охране объектов природы)
- «Узнай и назови» (Закрепить знания лекарственных растений)
- «С какой ветки детки» (Закрепить знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению)
- «Чего нельзя делать в лесу» (Закрепить правила поведения в лесу)
Труд в природе:
- Изготовление совместно с родителями кормушек для птиц
- Установка кормушек
- Подкормка птиц
Подвижные игры: (Развивать умение действовать по сигналу, сдерживать себя, выразительно выполнять движения; развивать воображение)
- «Белки в лесу»
- «Караси и щука»
- «Гуси — лебеди»
- «Угадай кого поймали»
- «Хитрая лиса»
- «Стадо и волк»
Экспериментальная деятельность:
- «Что прячется в снегу?» (Дать детям понятие о загрязнение снега и воды; воспитывать бережное отношение к природе)
- «Следы птиц на снегу» (Закрепить умение распознавать птичьи следы на снегу)
- Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок. (Увидим там еле заметную почку. Подвести детей к пониманию, что деревья не погибают, а только сбрасывают отмершие, ненужные листья)
- Определить, сколько лет дереву. (Детям выдается по тонкой пластине среза ствола дерева и предлагается по годовым кольцам сосчитать, сколько лет дереву)
- Сравнение веточек сосны и ели. (Формировать умения сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия; учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева)
НОД:
- «Перелетные и зимующие птицы» (Приложение 1)
«Дети леса: грибы, ягоды» (Приложение 2)
- «Дикие животные зимой» (Приложение 3)
3. Подведение итогов (продукты проекта):
- Фотовыставка «Я и природа»
- «Столовая для пернатых» (кормушки)
- Плакат-памятка «Правила поведения на природе»
- Альбом «Красная книга нашего края»
Приложение 1
Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Перелетные и зимующие птицы»
Задачи:
- закрепить и расширить знания о перелетных и зимующих птицах;
- учить устанавливать причинно-следственные связи различного характера;
- развивать познавательный интерес к природе;
- воспитать бережное отношение к природе, желание защищать, охранять ее.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций птиц, чтение художественной литературы (Сказка «Серая шейка» Мамин-Сибиряк).
Оборудование: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, мяч.
Ход занятия:
Воспитатель: Послушайте, ребята стихотворение:
Встали птицы на крыло
В небе хмуром загалдели
В край далёкий, где тепло
Стаей длинной полетели.
-Наступают холода,-
Криком птицы сообщают.
-Мы летим не навсегда.
-Мы вернёмся, обещаем.
-До свиданья, край родной:
-Улетаем! Улетаем!
За небесной пеленой
В небе сером птицы тают.
Дети: Осенью.
Воспитатель: Назовите мне характерные признаки осени. (Ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете почему птицы улетают в теплые края? Но ведь не все птицы улетели. Посмотрите на картинки с изображением птиц и найдите тех, которые будут зимовать с нами. Дети рассматривают картинки и называют птиц (воробей, голубь, синица, свиристели, дятел, поползень).
- Как называют этих птиц? (Зимующие)
- А птиц, которые улетают от нас в теплые края называют? (Перелетные)
- Каких перелетных птиц вы видите на картинках? (скворец, ласточка, трясогузка, жаворонок, соловей, мухоловка, журавли, гуси, утки).
- Обратите внимание, что и у зимующих, и у перелетных птиц тело покрыто... Чем? (Перьями) Так почему же перелетные птицы улетают? Значит дело не в холоде! А в чем? Давайте подумаем. Без чего не могут прожить не только наши маленькие летающие друзья, но и все животные, и люди. Правильно, без еды. А чем питаются птицы?
Дети: Крошками, семенами, жуками, червяками, зерном, насекомыми.
Воспитатель: Правильно, а вы видели зимой насекомых? (Нет) Куда деваются насекомые зимой?
Дети: Прячутся, засыпают до весны, погибают.
Воспитатель: Все верно. Пернатые остаются жить с нами до тех пор, пока легко могут найти себе пропитание, а затем начинают собираться к отлёту.
Первыми покидают нас насекомоядные птицы: грачи, ласточки, трясогузки, скворцы, мухоловки.
Затем, когда становится сложно находить зерно и плоды деревьев для еды, готовятся в далёкое путешествие зяблики, чижи, овсянки. Ведь, если снег укутает землю, отыскать корм нашим пернатым друзьям будет очень непросто.
Последними улетают водоплавающие птицы: утки, гуси, лебеди. Ведь они живут и питаются на озерах и реках, а зимой что происходит с реками и озерами?
Дети: Они замерзают.
Воспитатель: Правильно. Могут добывать водоплавающие птицы себе пищу зимой?
Дети: Нет.
Воспитатель: Остаются зимовать только те птицы, которые могут без особых трудностей добывать для себя корм. Например, клест, дятел, живущие в лесу, питаются семенами из шишек хвойных деревьев: елей, сосен. Свирели, которые питаются ягодами калины и рябины. Воробьи, вороны, голуби, синицы давно приспособились к жизни в городах, где нетрудно найти что-нибудь съестное.
- А теперь поиграем в игру «Улетают — не улетают». Я буду называть птиц: если это зимующие птицы — вы сидите на корточках, если перелетные — то машете руками-«крыльями». (Синица, гуси, жаворонок, воробей, чиж, скворец, поползень, дятел, журавль, трясогузка, мухоловка, свиристель, кукушка, утка)
Воспитатель: Молодцы, хорошо поиграли, а теперь отгадайте загадки:
- Я по дереву стучу, червячка добыть хочу. Хоть и скрылся под корой, всё равно он будет мой. (Дятел)
- Мы в скворечнике живём, песни звонкие поём (Скворцы)
- Это птица не когда, для птенцов не вьёт гнезда (Кукушка)
- Кто летает тёмной ночью и схватить мышонка хочет? (Сова).
- Маленький певец лесной. Лучше всех поет весной! (Соловей)
- Кто по тропочке идет быстрыми шажками, длинным хвостиком трясет? Догадайтесь сами! (Трясогузка)
Воспитатель: Послушайте стихотворение:
О чем поют воробушки в последний день весны?
Мы выжили! Мы выжили!
Мы живы! Живы мы!
Воспитатель: - Чему так радуются воробушки? (Они выжили, пережили зиму)
- Кто может помочь птицам пережить холодную и голодную пору? (Люди)
- Как мы можем это сделать? ( изготовить кормушки и подкармливать птиц)
- Что можно класть в кормушку? (различное зерно, хлебные крошки, сало)
Да, все правильно. Многие люди помогают птицам зимой, поэтому городским птахам не страшно оставаться с нами зимовать.
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы поговорили с вами о птицах. Что нового и интересного вы узнали? (Ответы детей).
- Хочу вам дать еще одно задание. Сегодня по дороге домой спросите у своих родителей: «Почему улетают птицы в теплые края?» и сами поделитесь тем, что нового вы узнали о зимующих и перелетных птицах.
Приложение 2
Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Дети леса: грибы, ягоды»
ЗАДАЧИ:
- Познакомить детей с разнообразием грибов и ягод, растущих в лесах;
- Сформировать представление об основных мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать при их сборе;
- Закрепить знания особенностей внешнего облика даров леса.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
- словесные (беседа, вопросы);
- наглядные (показ иллюстраций и картинок);
- практические (дидактическая игра, лепка).
МАТЕРИАЛ: картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов, ягод, муляжи грибов, плакаты с изображением грибов и ягод, пластилин, дощечки для лепки, стеки, салфетки.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Здравствуйте, дети, сегодня мы поговорим с вами о дарах леса. Вы любите грибы? В каком виде можно употреблять грибы в пищу? (маринованные, соленные, жаренные, варенные)
- Какие блюда можно приготовить из грибов? (пироги, пиццу, грибной суп, пожарить с картошкой)
- Но надо знать некоторые правила поведения в лесу при сборе грибов, чтобы эти "вкусные дети" леса радовали не вас одних, но и других людей, и не только сейчас, но и через несколько лет? Ведь жизнь самого гриба короткая: два-три дня и все. А грибница живет долго. иногда и больше десяти лет. Вот почему мы должны запомнить правило первое: грибы нельзя выдергивать из земли - это нанесет вред грибнице. Их надо очень осторожно срезать ножом.
- Есть у грибов и еще один враг - это машины. автобусы и другие виды транспорта, которые выбрасывают в атмосферу выхлопные газы и могут "заразить" ими грибы. Отсюда следует правило второе: нельзя собирать грибы неподалеку от шоссе.
- Посмотрите внимательно на эти картинки. Какие грибы можно собирать и использовать в пищу? (подберезовики - они растут под березами, подосиновики, рыжики - лучшие грибы для засолки, белые - их собирают не только люди, но и белки на зиму, маслята, лисички).
- А вот это несъедобные грибы, некоторые их них ядовиты. Люди часто сбивают их ногами, растаптывают, но делать этого нельзя: они служат кормом, а иногда и лекарством для многих лесных обитателей. Третье правило: ни в коем не рвать, не сбивать и не вытаптывать несъедобные грибы - они пригодятся животным и птицам.
- Давайте поиграем в игру "Собери грибы". (закрепить у детей знание о грибах, умение различать съедобные и ядовитые грибы, развивать логическое мышление, внимание, память)
- Но лес, дети, богат не только грибами, но и ягодами: малина, земляника, черника, брусника. Какую пользу они приносят? (пища для многих лесных жителей; для людей: не только вкусно, но и полезно). Что можно приготовить из ягод? (варенье, компот, джем, пирог)
- Видите, сколько радости и пользы от этих душистых и сладких «детей» леса. В наших с вами силах умножить их урожай, сберечь для других людей. Запомните, собирая лесные ягоды, будьте осторожны. не рвите сами кустики, не ломайте ветки!
- А теперь, ребята, предлагаю вам поработать с пластилином. Давайте слепим полное лукошко грибов! Любые, кому, какие больше нравятся, но только съедобные.
Молодцы! Мне очень понравилось наше занятие сегодня. А вам? Что нового узнали? Давайте еще раз повторим правила поведения в лесу при сборе грибов и ягод.
Приложение 3
Конспект НОД для подготовительной группы на тему «Дикие животные зимой».
Задачи:
- Продолжать закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пищи, жилищах;
- Уметь различать хищных и травоядных животных;
- Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде;
- Активизировать словарь, побуждать к участию в беседе; развивать объяснительную речь при отгадывании загадок;
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята, скажите какое сейчас время года? (Осень)
- Правильно, поздняя осень.
- Предлагаю вам сыграть в игру «Отгадай загадку»
Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой, а в рыжей шубке - летом. (Белка)
- Правильно. (иллюстрация белки в летний и зимний период).
- А зачем белка меняет окраску к зиме? (чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей )
- Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более тёплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: ещё осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.
- А вы знаете, чем питается белка, посмотрите на картину? (Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовочках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами).
Что за зверь такой лесной, встал как столбик под сосной?
Кто стоит среди травы, уши больше головы? (Заяц)
- Правильно, заяц. (иллюстрация зайца летом и зимой). Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Помните, мы с вами говорили о том, что в природе всё имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (Дети высказывают своё мнение.)
- А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка.
- А как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.
У косого нет берлоги, не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги, а от голода кора.
- Следующие загадка:
На овчарку он похож, что ни зуб-то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк.)
Хитрая плутовка, рыжая головка
Хвост пушистый – краса, кто же это? (Лиса.)
- Ребята, а как называется дом у лисы? (Нора). А у волка? (Логово). А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? (Да)
- Конечно, у них отрастает другой, более теплый мех. У лисы к зиме отрастает на лапах густая шерсть, поэтому они не мерзнут. И у волка за лето и осень отрастает шерсть, становится густой и теплой. Волк и лиса по лесу рыщут в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет мышиные норки, так мышами, в основном и кормится всю зиму. А делают ли лиса и волк запасы на зиму? (Нет). Правильно, они запасов не делают, голодно бывает им порой. На кого охотятся волки? (На зайцев, лосей).
Он в берлоге спит зимой под большущею сосной.
А когда придёт весна, пробуждается от сна. (Медведь)
- Да, ребята, медведь спит в своей берлоге всю зиму. А кого еще нельзя увидеть в зимнем лесу? Кто как и медведь впадает в спячку? (Барсуки, бурундуки, хомяки, ежи) (иллюстрации барсука, бурундука, хомяка, ежа)
- Перед тем, как залечь в зимнюю спячку, ёжик должен хорошенько подкрепиться, стать упитанным толстячком. Вот и бегает осенью ёж, старается побольше наесться. Кормиться ёж ночью. А что же ест ёж? Червей, жуков, лягушек, ящериц, улиток, мышей, яйца птиц. Ещё любит ёжик лесные яблоки, ягоды, грибы. Еж спит в норке, утеплённой мхом, сухой травой.
Физкультминутка:
Ежик топал по тропинке. И грибочек нес на спинке Ежик топал не спеша, Тихо листьями шурша. А навстречу скачет зайка, Длинноухий попрыгай-ка Шубку серую свою Он сменил на белую. Идёт по лесу серый волк, Голодный волк – серый бок. Чтоб волку не попасться на зубок, Ты, ёж, свернись скорей в клубок. | Ходьба на месте маленькими шажками Шарканье ногами Прыжки на месте, руки перед грудью Широкий пружинистый шаг с чуть наклоненным вперёд корпусом. Руки попеременно выносятся вперед Сесть на корточки и сгруппироваться |
- А теперь предлагаю вам, ребята, одеть белку в зимний наряд. На ваших листах нарисован силуэт белки, только у меня всего три цвета красок: рыжая, черная и белая. Подумайте, как нам помочь белке? Что нужно сделать? (Смешать черную и белую краски и одеть белку в серую шубку)
- Раскрасить белку предлагаю методом тычка.
- Молодцы, все справились. Мне очень понравилось сегодня наше занятие! А вам? Что было самым интересным? Сегодня по дороге домой из детского сада расскажите родителям, что нового вы узнали о диких животных в зимний период.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»
Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...
У природы нет плохой погоды «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышные природы увяданья, В багрец и в золото одетые леса…» А. С. Пушкин
Рекомендация для родителей...
Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...
Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.
Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...
Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!
Знакомим ребенка с природой.Природа – источник познания. Сбережем родную природу! Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...