Экспериментирование
план-конспект урока по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по экспериментированию в средней группе
Воспитатель: Салимон. М.А
Путешествие в лабораторию
по изучению воды.
Цель: формирование навыков экспериментирования с водой.
Задачи:
-актуализировать знания воспитанников о том, кому нужна вода, формировать на основе опытов представление о следующих свойствах воды: прозрачная, бесцветная, безвкусная, без запаха
-развивать речь, мыслительные операции; познавательный интерес воспитанников в процессе экспериментирования;
-воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Правила безопасности:
-при переливании воды соблюдать аккуратность
-не сдавливать сильно пластиковый стаканчик, не переворачивать и не ронять его.
Ход НОД:
- Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию, где мы будем проводить опыты. Чтобы попасть в лабораторию и узнать, с чем мы будем экспериментировать и о чем говорить, предлагаю вам внимательно послушать стихотворение и сказать, о чем в нем говориться.
« Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без воды».
- О чем говориться в стихотворении? (Ответы детей: о воде)
- Вода необходима всему живому на земле. Без воды не было бы жизни на земле.
А что такое вода? Хотите узнать больше о воде. Для этого мы с вами отправляемся в лабораторию воды. Превратимся в лаборантов и будем проводить опыты. Закрываем глаза и переносимся в лабораторию. ( Звучат звуки льющейся воды)
- Открываем глаза, мы в лаборатории по изучению воды. Предлагаю подойти к столу для проведения первого опыта.
Опыт 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Вспомнить правило безопасности: при переливании воды соблюдать аккуратность, переливать на подносе.
В: Льётся вода? Почему?
Д: Потому, что она жидкая.
В: Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках.
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Свойство 1: вода – это жидкость, чтобы не забыть это свойство найдем символ.
Опыт 2. Предложить детям попробовать через соломинку воду.
Есть у воды вкус? Почему у воды нет вкуса?
Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует. Дать детям для сравнения попробовать сок. Какой сок?
Свойство 2: вода – безвкусная, чтобы не забыть это свойство найдем символ.
Опыт 3. Дети нюхают воду.
В: Чем она пахнет?
Д: Совсем не пахнет.
В: Почему вода не пахнет?
Свойство 3: вода – не имеет запаха, чтобы не забыть это свойство найдем символ.
Опыт 4.
В: На столе стоят два стакана, с чем они?
Д: один с водой, другой с молоком.
- Ребята, что вы можете сказать о воде? Какая она? Какого цвета? (Ответы детей: вода не имеет цвета, прозрачная)
В: Почему вода прозрачная? (Потому что она не имеет цвета)
Правило безопасности:
-не сдавливать сильно пластиковый стаканчик, не переворачивать и не ронять его.
В: Давайте проверим. Возьмите пуговицу и опустите в стакан с водой. Вы ее видите? (Да) Какого она цвета? (Дети называют цвет пуговицы) Значит, какая вода? (Ответы детей: вода прозрачная)
- А молоко, какого цвета? (Ответы детей: белого) Молоко прозрачное или нет? (Ответы детей: молоко непрозрачное)
В: Почему молоко непрозрачное? (Потому что оно белого цвета)
- Давайте проверим. Возьмите пуговицу и опустите в стакан с молоком
- Какого цвета пуговица в вашем стакане с молоком, вы можете сказать? (Нет) Почему? (Ответы детей: молоко непрозрачное) Теперь предлагаю взять ложечки и вытащить пуговицы. Можете, теперь сказать, какого они цвета? (Ответы детей)
Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: вода прозрачна.
Свойство 4: вода прозрачная, чтобы не забыть это свойство найдем символ.
Опыт 5.
Воспитатель: А теперь воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на нашем столе. Обратите внимание на их форму. Какая форма у стаканчиков?
Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная: прямоугольная, круглая, треугольная и т. д.
Воспитатель: Давайте перельём воду в один стаканчик, а потом в другой.
Только вначале давайте вспомним Правило безопасности:
При переливании воды соблюдать аккуратность.
Посмотрите, что происходит с формой воды?
Д: вода меняет форму.
Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды: в отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.
Свойство 5: не имеет собственной формы, чтобы не забыть это свойство найдем символ.
В: Вот нам и пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Закроем глаза и вернемся обратно. (Звучат звуки льющейся воды)
– Где мы с вами побывали? ( Ответы детей: в лаборатории воды). О чем сегодня мы узнали? (О свойствах воды), давайте вспомним их, в этом нам помогут наши символы.
Ответы детей: вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха. Вода прозрачная, не имеет собственной формы.
В: За вашу помощь в опытах, на память о путешествии в лабораторию воды, дарю вам капельки воды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе образовательная область «Экспериментирование» (технология экспериментирования) «Зачем нужна вода»
Цель:Заложить у детей основы экологических знаний, основы безопасного поведения в природе.Задачи:Образовательные:1.Дать детям понятие о разнообразии воды, зачем она нужна человеку, животным, растениям...
Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группе тема: «Лаборатория «Юные исследователи»» в рамках недели "Наука и экспериментирование"
Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группетема: «Лаборатория «Юные исследователи»»в рамках недели "Наука и экспериментирование...
Конспект занятия-экспериментирования во II младшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 3–4 лет)
Цель занятия: формировать у детей представления о свойствах воды; развивать интерес к познанию окружающего мира....
Методические рекомендации для воспитателей по экспериментированию. «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»
«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе исследовательской деятельности»С.Л. Рубинштейн...
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования
Цель- развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...
Родительское собрание на тему "Значение экспериментирования в жизни дошкольника, экспериментирование в домашних условиях."
Как экспериментирование влияет на умственное развитие дошкольников....
Мастер- класс для педагогов по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
Презентация, текст к презентации и пошаговая инструкция Мастер- класса для педагогов по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовател...