"Экспериментариум"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Опытно-экспериментальная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimenty_avtovosstanovlenie.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экспериментариум» с дошкольниками
Тема «Чудесные спички»
Цели: показать, что дерево впитывает воду; познакомить с понятием
капиллярности.
Материалы и оборудование: вода, 5 спичек, пипетка.
- Что будет, если спички намочить?
Воспитатель надламывает их посередине, сгибает под прямым углом и кладет на блюдце. Капает несколько капель воды на сгибы спичек.
– Что стало со спичками? (Постепенно спички расправляются и образуют звезду).
Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна «толстеют», они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.
Вывод: Дерево впитывает воду и не может сильно сгибаться.
Тема «Волшебные зеркала»
Цель: Познакомить со свойством зеркала.
Материалы и оборудование: яблоко, 2 зеркала.
- Можно ли из одного яблока сделать 3, 5, 7, не используя режущие предметы?
Аккуратно пользоваться зеркалом.
Воспитатель устанавливает 2 зеркала под углом больше, чем 90 градусов. В угол дети кладут одно яблоко. Яблок стало 3.
А если постепенно уменьшать угол между зеркалами, то количество яблок начинает увеличиваться.
Вывод: Чем меньше угол сближения зеркал, тем больше отразится предметов.
Тема «Как получаются цветные льдинки?»
Цель: Выявить свойство воды замерзать на холоде.
Задачи: развивать умение устанавливать простейшие связи между предметами, различать основные цвета. Вызвать интерес к изготовлению цветных льдинок, к объектам неживой природы.
Материалы и оборудование: Вода, мелкие формочки, краски, ниточки.
Домовой Кузя приносит в группу льдинку: «Этот кусочек льдинки я взял с замёрзшей лужи. Посмотрите, какой он красивый!» Вопросы воспитателя: «Каким цветом льдинка? (Прозрачная). Какая она на ощупь? (Холодная, гладкая, скользкая, твёрдая). Что происходит с льдинкой, когда мы её трогаем руками? (Тает). Почему она тает? (От тепла наших рук). Почему образовался лёд на луже? (Вода замёрзла в холодную погоду)».
Объяснение: «Такую льдинку сделал мороз. А мы с вами можем изготовить цветные льдинки. Для этого нужно выбрать любую формочку. Раскрасить воду в понравившийся цвет. Налить эту воду в формочку и вставить ниточку» Вопрос: «Что нужно сделать, чтобы вода замёрзла? (Вынести формочки на улицу). Какая погода должна быть на улице? (Морозная). Где еще можно заморозить воду? (В холодильнике). В конце прогулки дети рассматривают получившиеся льдинки: «Почему держится ниточка на льдинке? (Она примёрзла). Почему льдинки цветные? (Из цветной воды). Когда могут растаять льдинки? (При тёплой погоде).
Вывод: «Вода замерзает на холоде и превращается в лёд».
Тема «Как вытолкнуть воду?»
Цель: формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы.
Задачи: развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, активизировать словарь (край, поднимается, опускается, выше, ниже). Поддерживать положительное отношение к своей работе и работе своих товарищей.
Материалы и оборудование: Мерная ёмкость с водой, камешки, ложки.
Мишка приходит к ребятам с грустным настроением: «Мне грустно, потому что у меня совсем нет игрушек; одни только камушки. А как с ними играть?»
Воспитатель: «Давайте развеселим Мишку с помощью новой игры. Для этой игры нужны только вода и камушки».
- Полностью ли банка наполнена водой? (Нет, банка наполнена на половину).
- Как сделать, чтобы вода дошла до краёв банки? (ответы детей). Воспитатель предлагает погружать в банку камушки разной величины.
- «Что происходит с водой? (Она поднимается).
- Почему вода поднимается? (Потому что мы кладём в воду камушки).
Игровое упражнение «Вылови камушки»- дети вынимают камушки из банки с помощью ложек.
Вывод: «Вода в ёмкости поднимается при погружении в неё предметов».
Тема «Окрашивание воды»
Цель: Содействовать в выяснении свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
Материалы и оборудование: Ёмкости с водой (холодной и тёплой, краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
Воспитатель совместно с детьми рассматривает в воде 2-3 предмета,
- Почему они хорошо видны? (вода прозрачная).
- Как можно окрасить воду? (добавить краску).
Воспитатель предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой).
- В каком стаканчике краска быстрее растворится? (в стакане с тёплой водой).
- Как окрасится вода, если красителя будет больше?
Тема «Шагающая вода»
Цель: показать, смешение основных цветов для получения промежуточных, познакомить с понятием капиллярности.
Материалы и оборудование: восемь пластиковых стаканчиков (можно больше или меньше), вода, пищевой краситель разных цветов и бумажные полотенца (или салфетки).
Воспитатель располагает стаканы в ряд, наливает немного воды в каждый второй, а затем добавляет в каждый краситель разного цвета. После делает несколько полосок из бумажных полотенец и помещает каждую из них в стаканы — одним концом в стакан с водой, другим — в пустой. Вода будет впитываться в салфетку и «перебегать» из одного стаканчика в другой.
Вывод: Опыт иллюстрирует, как происходит процесс впитывания жидкости твердым телом, а именно салфеткой.
Тема «Самонадувающийся шарик»
Цель: формировать представления о том, что при гашении соды выделяется углекислый газ, который надувает воздушный шарик.
Материалы и оборудование: воздушные шарики, пустая бутылка, чайная ложка, воронка, столовый уксус, пищевая сода.
Помните шарики, которые вам дарили на какое-нибудь торжество? Они были накачены специальным газом, который удерживал их в воздухе, но как сделать такие шары дома?
Воспитатель заполняет треть бутылки уксусом. С помощью воронки всыпает туда 3 чайные ложки соды. Надевает на горлышко шарик. Он начнет надуваться, потому что при взаимодействии соды и уксуса выделяется углекислый газ. Наполненный шарик пока не будет держаться в воздухе, для этого потрите его любым синтетическим материалом и поднесите к потолку.
Вывод: При добавлении соды в уксус (гашение соды) выделяется углекислый газ, который надувает воздушный шарик.
Тема «Зубная паста великана»
Цель: Вызвать у ребенка интерес к наблюдаемому явлению, послужить отправной точкой к открытию тайн природы, привитию интереса к предмету
Оборудование и материалы: перекись водорода 6-9% (150 мл), сухие дрожжи (1 пакет), средство для мытья посуды, пищевые красители, теплая вода, пластиковая бутылка.
Воспитатель заранее растворяет в двух столовых ложках теплой воды дрожжи. Необходимо подождать 10-15 минут, чтобы начался процесс брожения. В бутылку наливается перекись водорода и жидкость для мытья посуды (2 столовые ложки). Добавляется краситель. В получившуюся жидкость добавляется дрожжевая смесь. Из бутылки полезет плотная пена, похожая на зубную пасту.
Вывод: Во время этой реакции происходит распад перекиси с образованием воды, кислорода и выделением тепла. Дрожжи служат катализатором процесса, а жидкое мыло помогает в получении пены.
Тема «Электрический шарик»
Цель: Познакомить детей со статическим электричеством.
Оборудование и материалы: воздушный шарик, овсяные хлопья, фольга.
Поставьте малыша перед зеркалом, чтобы он не только чувствовал, но и видел фокус. Возьмите надутый завязанный шарик и потрите о волосы малыша. Теперь медленно приподнимайте шарик — малыш почувствует и увидит, что его волосы потянулись за шариком.
1. Наэлектризованные об одну и ту же шерстяную вещь шарики подвесьте на нитки рядом — они будут стремиться оттолкнуться друг от друга и постараются разлететься в разные стороны. Но, как только вы проведете по шарикам рукой (снимете заряд) и потрете шарики бок о бок, они бросятся друг к другу и «слипнутся».
2. Нарвите или нарежьте помельче кусочек обычной фольги, поднесите наэлектризованный шарик. Малыш увидит, как веселые блестящие «попрыгунчики» то подскакивают к шарику, то отлетают от него. А кусочки порванной бумажной салфетки просто прилипнут к шарику.
3. И снова «кухонный фокус». Потрите воздушный шарик о свитер и поднесите его к сухим овсяным хлопьям, насыпанным на поднос. Еще один «танец» — на этот раз танцуют и подпрыгивают хлопья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект семинара практикума. Тема: Экспериментариум (с детьми подготовительной к школе группе)
Научить детей познавать мир, экспериментальным путем...
Проект-экспериментариум "Волшебный мир бумаги"
Современный человек прекрасно понимает мир ребёнка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полност...
Программа дополнительного образования естественно – научной направленности по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Экспериментариум»
СОДЕРЖАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1 Пояснительная записка...
Программа кружка по опытно-исследовательской деятельности "Экспериментариум"
Содержание занятий в мини-лаборатории «Экспериментариум» направлено на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 6-8 лет. Главное достоинство кружка в том, что в основе лежит ...
Летний экспериментариум
Активизация познавательной активности дошкольников на примере работы летнего экспериментариума...
Лаборатория под названием «Экспериментариум»
Краткая аннотация.В нашем детском саду с декабря 2020 года открылась лаборатория под названием «Экспериментариум», на базе которого можно в интересной, познавательной форме с использование...
Рабочая программа "Экспериментариум"
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности разработана на основе методических пособий:.Костюченко М.П,Камалова Н.Р. Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории...