"Экспериментариум"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Опытно-экспериментальная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimenty_avtovosstanovlenie.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Экспериментариум» с дошкольниками

Тема «Чудесные спички»

Цели: показать, что дерево впитывает воду; познакомить с понятием

капиллярности.

Материалы и оборудование: вода, 5 спичек, пипетка.

- Что будет, если спички намочить?

Воспитатель надламывает их посередине, сгибает под прямым углом и кладет на блюдце. Капает несколько капель воды на сгибы спичек.

– Что стало со спичками? (Постепенно спички расправляются и образуют звезду).

Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна «толстеют», они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Вывод: Дерево впитывает воду и не может сильно сгибаться.

Тема «Волшебные зеркала»

Цель: Познакомить со свойством зеркала.

Материалы и оборудование: яблоко, 2 зеркала.

 - Можно ли из одного яблока сделать 3, 5, 7, не используя режущие предметы?

Аккуратно пользоваться зеркалом.

Воспитатель устанавливает 2 зеркала под углом больше, чем 90 градусов. В угол дети кладут одно яблоко.  Яблок стало 3.

А если постепенно уменьшать угол между зеркалами, то количество яблок начинает увеличиваться.

Вывод: Чем меньше угол сближения зеркал, тем больше отразится предметов.

Тема «Как получаются цветные льдинки?»

Цель: Выявить свойство воды замерзать на холоде.

Задачи: развивать умение устанавливать простейшие связи между предметами, различать основные цвета. Вызвать интерес к изготовлению цветных льдинок, к объектам неживой природы.

Материалы и оборудование: Вода, мелкие формочки, краски, ниточки.

Домовой Кузя приносит в группу льдинку: «Этот кусочек льдинки я взял с замёрзшей лужи. Посмотрите, какой он красивый!» Вопросы воспитателя: «Каким цветом льдинка? (Прозрачная). Какая она на ощупь? (Холодная, гладкая, скользкая, твёрдая). Что происходит с льдинкой, когда мы её трогаем руками? (Тает). Почему она тает? (От тепла наших рук). Почему образовался лёд на луже? (Вода замёрзла в холодную погоду)».

Объяснение: «Такую льдинку сделал мороз. А мы с вами можем изготовить цветные льдинки. Для этого нужно выбрать любую формочку. Раскрасить воду в понравившийся цвет. Налить эту воду в формочку и вставить ниточку» Вопрос: «Что нужно сделать, чтобы вода замёрзла? (Вынести формочки на улицу). Какая погода должна быть на улице? (Морозная). Где еще можно заморозить воду? (В холодильнике). В конце прогулки дети рассматривают получившиеся льдинки: «Почему держится ниточка на льдинке? (Она примёрзла). Почему льдинки цветные? (Из цветной воды). Когда могут растаять льдинки? (При тёплой погоде).

Вывод: «Вода замерзает на холоде и превращается в лёд».

Тема «Как вытолкнуть воду?»

Цель: формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы.

Задачи: развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, активизировать словарь (край, поднимается, опускается, выше, ниже). Поддерживать положительное отношение к своей работе и работе своих товарищей.

Материалы и оборудование: Мерная ёмкость с водой, камешки, ложки.

Мишка приходит к ребятам с грустным настроением: «Мне грустно, потому что у меня совсем нет игрушек; одни только камушки. А как с ними играть?»

Воспитатель: «Давайте развеселим Мишку с помощью новой игры. Для этой игры нужны только вода и камушки».

- Полностью ли банка наполнена водой? (Нет, банка наполнена на половину). 

- Как сделать, чтобы вода дошла до краёв банки? (ответы детей). Воспитатель предлагает погружать в банку камушки разной величины.

- «Что происходит с водой? (Она поднимается). 

- Почему вода поднимается? (Потому что мы кладём в воду камушки).

Игровое упражнение «Вылови камушки»- дети вынимают камушки из банки с помощью ложек.

Вывод: «Вода в ёмкости поднимается при погружении в неё предметов».

Тема «Окрашивание воды»

Цель: Содействовать в выяснении свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Материалы и оборудование: Ёмкости с водой (холодной и тёплой, краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Воспитатель совместно с детьми рассматривает в воде 2-3 предмета,  

- Почему они хорошо видны? (вода прозрачная).

- Как можно окрасить воду? (добавить краску).

Воспитатель предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой).

- В каком стаканчике краска быстрее растворится? (в стакане с тёплой водой).

- Как окрасится вода, если красителя будет больше?

Тема «Шагающая вода»

Цель: показать, смешение основных цветов для получения промежуточных, познакомить с понятием капиллярности.

Материалы и оборудование: восемь пластиковых стаканчиков (можно больше или меньше), вода, пищевой краситель разных цветов и бумажные полотенца (или салфетки).

Воспитатель располагает стаканы в ряд, наливает немного воды в каждый второй, а затем добавляет в каждый краситель разного цвета. После делает несколько полосок из бумажных полотенец и помещает каждую из них в стаканы — одним концом в стакан с водой, другим — в пустой. Вода будет впитываться в салфетку и «перебегать» из одного стаканчика в другой.

Вывод: Опыт иллюстрирует, как происходит процесс впитывания жидкости твердым телом, а именно салфеткой.

Тема «Самонадувающийся шарик»

Цель: формировать представления о том, что при гашении соды выделяется углекислый газ, который надувает воздушный шарик.

Материалы и оборудование: воздушные шарики, пустая бутылка, чайная ложка, воронка, столовый уксус, пищевая сода.

Помните шарики, которые вам дарили на какое-нибудь торжество? Они были накачены специальным газом, который удерживал их в воздухе, но как сделать такие шары дома?

Воспитатель заполняет треть бутылки уксусом. С помощью воронки всыпает туда 3 чайные ложки соды. Надевает на горлышко шарик. Он начнет надуваться, потому что при взаимодействии соды и уксуса выделяется углекислый газ. Наполненный шарик пока не будет держаться в воздухе, для этого потрите его любым синтетическим материалом и поднесите к потолку. 

Вывод: При добавлении соды в уксус (гашение соды) выделяется углекислый газ, который надувает воздушный шарик.

Тема «Зубная паста великана»

Цель: Вызвать у ребенка интерес к наблюдаемому явлению, послужить отправной точкой к открытию тайн природы, привитию интереса к предмету

Оборудование и материалы: перекись водорода 6-9% (150 мл), сухие дрожжи (1 пакет), средство для мытья посуды, пищевые красители, теплая вода, пластиковая бутылка.

Воспитатель заранее растворяет в двух столовых ложках теплой воды дрожжи. Необходимо подождать 10-15 минут, чтобы начался процесс брожения. В бутылку наливается перекись водорода и жидкость для мытья посуды (2 столовые ложки). Добавляется краситель. В получившуюся жидкость добавляется дрожжевая смесь. Из бутылки полезет плотная пена, похожая на зубную пасту.

Вывод: Во время этой реакции происходит распад перекиси с образованием воды, кислорода и выделением тепла. Дрожжи служат катализатором процесса, а жидкое мыло помогает в получении пены.

Тема «Электрический шарик»

Цель: Познакомить детей со статическим электричеством.

Оборудование и материалы: воздушный шарик, овсяные хлопья, фольга.

Поставьте малыша перед зеркалом, чтобы он не только чувствовал, но и видел фокус. Возьмите надутый завязанный шарик и потрите о волосы малыша. Теперь медленно приподнимайте шарик — малыш почувствует и увидит, что его волосы потянулись за шариком.

1. Наэлектризованные об одну и ту же шерстяную вещь шарики подвесьте на нитки рядом — они будут стремиться оттолкнуться друг от друга и постараются разлететься в разные стороны. Но, как только вы проведете по шарикам рукой (снимете заряд) и потрете шарики бок о бок, они бросятся друг к другу и «слипнутся».

2. Нарвите или нарежьте помельче кусочек обычной фольги, поднесите наэлектризованный шарик. Малыш увидит, как веселые блестящие «попрыгунчики» то подскакивают к шарику, то отлетают от него. А кусочки порванной бумажной салфетки просто прилипнут к шарику.

3. И снова «кухонный фокус». Потрите воздушный шарик о свитер и поднесите его к сухим овсяным хлопьям, насыпанным на поднос. Еще один «танец» — на этот раз танцуют и подпрыгивают хлопья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект-экспериментариум "Волшебный мир бумаги"

Современный человек прекрасно понимает мир ребёнка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полност...

Программа кружка по опытно-исследовательской деятельности "Экспериментариум"

Содержание занятий в мини-лаборатории «Экспериментариум» направлено на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 6-8 лет. Главное достоинство кружка в том, что в основе лежит ...

Летний экспериментариум

Активизация познавательной активности дошкольников на примере работы летнего экспериментариума...

Лаборатория под названием «Экспериментариум»

Краткая аннотация.В нашем детском саду с декабря 2020 года открылась лаборатория под названием «Экспериментариум», на базе которого можно в интересной, познавательной форме с использование...

Рабочая программа "Экспериментариум"

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности разработана на основе методических пособий:.Костюченко М.П,Камалова Н.Р. Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории...