Рабочая программа "Экспериментариум"
рабочая программа (подготовительная группа)
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности разработана на основе методических пособий:
- .Костюченко М.П,Камалова Н.Р. Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории. Издательство «Учитель» 2016г.
- Тугушева Г.П, Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Издательство «Детство – Пресс» 2007г.
Цель программы: формирование у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Основные задачи:
- формирование целостной картины мира и расширение кругозора;
- развитие познавательно- исследовательской и продуктивной (конструктивной ) деятельности;
- развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти;
- формирование первичных ценностных представлений о себе, о здоровье и здоровом образе жизни.
Принципы построения и реализации программы
Содержание программы составлено с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, направлено на поддержку детской экспериментальной деятельности, обогащение их знаний об окружающей деятельности.
Рабочая программа по виду деятельности – развивающая, познавательное развитие.
Принципы построения программы реализуется через организацию следующих форм работы:
- Совместная партнерская деятельность педагога с детьми организуется в форме опытов и экспериментов.
- Совместная детская деятельность со сверстниками организуется в форме действий и собственного практического опыта.
- Взаимодействие с семьей осуществляется посредством консультативных тренингов, по средством участия в экспериментальной деятельности.
-Основные принципы, заложенные в основу работы:
- научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.);
- динамичности (от простого к сложному);
- интегративности (синтез искусств);
- сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей)
- системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий)
- преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует «зону ближайшего развития»).
- возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);
- наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий);
- здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности)
Методические приемы:
- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
- вопросы к детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentarium.docx | 43.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 59 общеобразовательного вида» |
Утверждаю | |||
Рассмотрено на Педагогическом совете МДОУ № | Заведующий МДОУ № 59 _____________М.Н. Белякова | ||
Протокол. № от | Приказ № |
Рабочая программа
дополнительной платной услуги
Возраст детей 6-7 лет
( экспериментально-исследовательская деятельность)
срок реализации – 1 год
Составитель: Уторова Е.П.
г.о. Электросталь
2020г.
Содержание
- Пояснительная записка ……………………………………………….3
- Актуальность рабочей программы…………………………………..4
- Цель рабочей программы……………………………………………..4
- Задачи рабочей программы…………………………….......................4
- Принципы построения и реализации программы…………………5
- Схема продуктивно – игрового практикума………………………..5
- Форма организации дополнительной платной услуги…………….6
- Режим организации дополнительной платной услуги…………….6.
- Ожидаемые результаты……………………………………..................6
- Формы проведения итогов, реализация рабочей программы……6
- Мониторинг качества предоставляемой услуги……………………6
- Методическое обеспечение рабочей программы …………………...7
- Содержание рабочей программы……………………………………..7
- Тематическое планирование………………………………………..7-8
- Перспективное планирование……………………………………...8-16
- Методическое обеспечение……………………………………………16
- Список литературы……………………………………………17
- Приложение №1……………………………………………………..17-25
- Приложение №2……………………………………………………..26-32
Пояснительная записка
Платные дополнительные услуги не могут быть оказаны взамен или в рамках деятельности по реализации образовательных программ и федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, финансируемых из бюджета.
Платные дополнительные услуги осуществляются за счет внебюджетных средств родителей (законных представителей) воспитанников на условиях добровольного волеизъявления и не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета.
Реализация дополнительных услуг осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:
- Гражданским кодексом РФ;
- Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Законом Московской области от 27 июля 2013г.N94/2013-ОЗ «Об образовании»;
-Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013г.N706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
-постановлением Главного государственного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях N 26 от 15.05.2013 г;
- письмом Министерства образования и науки РФ «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» от 28.02.2014г N 08-249., комментарии к разделу II пункта 2.5.;
- письмом Министерства образования и науки РФ «Об оказании платных дополнительных услуг в дошкольном образовании» N 08-1947 от 4 декабря 2014г.
Актуальность рабочей программы
Интеллектуальное развитие ребенка заключается не только в количественном запасе знаний, но и в уровне интеллектуальных процессов, научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли.
Таким образом, новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом психической деятельности дошкольника.
Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.
Познание мира живой и не живой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе экспериментирования.
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности разработана на основе методических пособий:
- .Костюченко М.П,Камалова Н.Р. Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории. Издательство «Учитель» 2016г.
- Тугушева Г.П, Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Издательство «Детство – Пресс» 2007г.
Цель программы: формирование у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Основные задачи:
- формирование целостной картины мира и расширение кругозора;
- развитие познавательно- исследовательской и продуктивной (конструктивной ) деятельности;
- развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти;
- формирование первичных ценностных представлений о себе, о здоровье и здоровом образе жизни.
Принципы построения и реализации программы
Содержание программы составлено с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, направлено на поддержку детской экспериментальной деятельности, обогащение их знаний об окружающей деятельности.
Рабочая программа по виду деятельности – развивающая, познавательное развитие.
Принципы построения программы реализуется через организацию следующих форм работы:
- Совместная партнерская деятельность педагога с детьми организуется в форме опытов и экспериментов.
- Совместная детская деятельность со сверстниками организуется в форме действий и собственного практического опыта.
- Взаимодействие с семьей осуществляется посредством консультативных тренингов, по средством участия в экспериментальной деятельности.
-Основные принципы, заложенные в основу работы:
- научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.);
- динамичности (от простого к сложному);
- интегративности (синтез искусств);
- сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей)
- системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий)
- преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует «зону ближайшего развития»).
- возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);
- наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий);
- здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности)
Методические приемы:
- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
- вопросы к детям.
Формы оказания дополнительных услуг
По количеству детей, участвующих в дополнительных услугах – подгрупповая (8-12человек).
По особенностям опытно – исследовательская деятельность педагога и детей – экспериментальная лаборатория.
Режим оказания дополнительной платной услуги
Дополнительные платные услуги проводятся 1 раз в неделю с октября по май, длительностью для детей старшего возраста- 25-30 минут
Схема экспериментального практикума
- Подготовительный (предварительный) этап-подготовка участников к восприятию опытов и экспериментов: вводная беседа, наблюдение, обсуждение.
- Основной этап – показ, демонстрация и участие детей в играх-экспериментах.
- Рефлексии – подведение итогов: ответы детей на вопросы педагога, рассуждение и формулирование выводов.
Ожидаемые результаты
1.Умение самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним.
2. Умение самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами (взаимодействие твёрдых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств: при нагревании, охлаждении и механических воздействиях).
3.Умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей (строение, функционирование, назначение; его существование во времени и пространстве).
4. Развитие коммуникативных навыков, логического мышления, памяти, внимания.
Формы проведения итогов реализации рабочей программы
Контроль за эффективностью дополнительных услуг проводится в ходе индивидуальной работы с детьми с последующей корректировкой в совместной работе с родителями.
Итоги реализации рабочей программы подводятся 2 раза в год (февраль, май) в форме открытых показов и организация совместных игровых экспериментов.
Мониторинг качества дополнительной платной услуги
Анкетирование родителей на тему: «Удовлетворены ли вы качеством дополнительной платной услуги», анализ посещаемости экспериментальной лаборатории.
Методическое обеспечение рабочей программы
- камни, морская и речная галька;
- разнообразные речные раковины
- образцы песка, глины, почвы;
- цветные прозрачные кусочки пластика;
- семена разных растений;
- магниты разного размера;
- разные виды картона и бумаги;
- разные виды ткани;
- приборы-помощники (увеличительные стекла, весы, песочные часы, микроскоп);
- разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы.
Содержание рабочей программы
Программа направлена на интеллектуальное развитие ребенка, совершенствование познавательных действий экспериментального характера, развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать и делать обобщения.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Общее кол-во занятий | Кол-во минут |
Какая бывает вода? | 1 | 30 | |
Вода- растворитель. Очищение воды. | 1 | 30 | |
Сила тяготения. | 1 | 30 | |
Упрямые предметы. | 1 | 30 | |
Волшебные стеклышки. | 1 | 30 | |
Почему предметы движутся? | 1 | 30 | |
Хитрости инерции. | 1 | 30 | |
Что такое масса? | 1 | 30 | |
Воздух. | 1 | 30 | |
Солнце дарит нам тепло и свет. | 1 | 30 | |
Почему дует ветер? | 1 | 30 | |
Почему не тонут корабли? | 1 | 30 | |
Путешествие капельки. | 1 | 30 | |
Чем можно измерить длину? | 1 | 30 | |
Все обо всем. | 1 | 30 | |
Твердая вода. | 1 | 30 | |
Откуда взялись острова? | 1 | 30 | |
Как происходит извержение вулкана? | 1 | 30 | |
Испытание магнита. | 1 | 30 | |
О «дрожалке и пищалке» | 1 | 30 | |
Корни и ростки. | 1 | 30 | |
Посадка семян | 1 | 30 | |
Как сделать звук громче? | 1 | 30 | |
Легко ли сложить квадрат? | 1 | 30 | |
Спрячьте корабль в квадрате. | 1 | 30 | |
Квадрат из ступенек. | 1 | 30 | |
Сухая, влажная почва | 1 | 30 | |
Удивительный песок | 1 | 30 | |
Рисуем спичками. | 1 | 30 | |
Секретные записки | 1 | 30 | |
Забавные фокусы | 30 | ||
Электрический театр | 30 | ||
Итого | 32 | 960 |
Перспективный план рабочей программы
№ | Тема | Форма проведения | Материалы и оборудование | |||||||||||||||
Октябрь | ||||||||||||||||||
1 | Какая бывает вода? | Продуктивно-игровой практикум | Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.43 Таз с водой, стаканы, бутылки, соломка для коктейля , песочные часы клеенка, небольшие ведерки. | |||||||||||||||
2. | Вода- растворитель. Очищение воды. | Продуктивно-игровой практикум | Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.46 Сосуды разного размера, вода, растворители, стеклянные палочки, разные фильтры, клеенка. | |||||||||||||||
3 | Сила тяготения. | Продуктивно-игровой практикум | Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.47 Глобус, разные по весу предметы, листы бумаги, шишки, детали от разных конструкторов, мячи. | |||||||||||||||
4 | Упрямые предметы. | Продуктивно-игровой практикум | Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.48 Игрушечные машины, резиновые пластмассовые игрушки, открытки, монеты, рабочие листы, простые карандаши. | |||||||||||||||
Ноябрь | ||||||||||||||||||
1. | Волшебные стеклышки. | Продуктивно-игровой практикум | Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.51 Лупы, микроскоп,мелкие семена фруктов, лисья деревьев, бинокль, кора деревьев. | |||||||||||||||
2. | Почему предметы движутся? | Продуктивно-игровой практикум | Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.53 Небольшие машинки, неваляшка, кусочки мыла, стекла, микроскоп, листы бумаги. | |||||||||||||||
3. | Хитрости инерции. | Продуктивно-игровой практикум | Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.55 Стаканы с водой, листы бумаги, вареные и сырые яйца, тарелки и передники. | |||||||||||||||
4. | Что такое масса? | Продуктивно-игровой практикум | Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.56 Вата, крупа, чашечные весы, соль, спички и различные предметы для взвешивания. | |||||||||||||||
Декабрь | ||||||||||||||||||
1. | Воздух | Продуктивно-игровой практикум | Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.59 Сумка-холодильник, веер,кусочек апельсина, духи, чеснок, воздушные шарики, миска, бутылка. | |||||||||||||||
2. | Солнце дарит нам тепло и свет | Продуктивно-игровой практикум | Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.61 Настольная лампа, набор предметов из разных материалов, ножницы, лоскутки ткани, камни, песок. | |||||||||||||||
3 | Почему дует ветер? | Продуктивно-игровой практикум | Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.64 Рисунок «Движение воздушных масс», схема изготовления вертушки и свеча. | |||||||||||||||
Почему не тонут корабли | Продуктивно-игровой практикум | Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.68 Таз с водой, разные предметы (деревянные, пластмассовые,резиновые), пробка, пластилин, перья, фольга, бусинки | ||||||||||||||||
Январь | ||||||||||||||||||
1 | Путешествие капельки | Продуктивно-игровой практикум | Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.70 Электрический чайник, холодное стекло, глобус,мнемо-таблицы. | |||||||||||||||
2 | Чем можно измерять длину? | Продуктивно-игровой практикум | . Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.74 Сантиметровая лента, линейки , тесьма, шнурок. | |||||||||||||||
3 | Все обо всем | Продуктивно-игровой практикум | Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.77 Стаканы, песок, вода, ложки, песочные часы,кисточки, яичная скорлупа, ножницы | |||||||||||||||
4 | Твердая вода | Продуктивно-игровой практикум | Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.78 Таз с водой, куски льда разного размера, разные емкости, кораблики. | |||||||||||||||
Февраль | ||||||||||||||||||
1 | Откуда взялись острова | Продуктивно-игровой практикум | Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.85 Поддоны, глина, стеки, передники, губки для уборки воды, карта мира | |||||||||||||||
2 | Как происходит извержение вулкана? | Продуктивно-игровой практикум | . Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.87 Поддон, картон, клей, сода, уксус, сухая красная краска, моющая жидкость, чайные ложки, пипетки. | |||||||||||||||
3 | Испытание магнита | Продуктивно-игровой практикум | Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.91 Магниты, компас, скрепки,кнопки, болты и гвозди, детали, конструкции лего | |||||||||||||||
4 | О «дрожалке и пищалке» | Продуктивно-игровой практикум | Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.94 Линейка, тонкая проволока, нитки, спичечные коробки. | |||||||||||||||
Март | ||||||||||||||||||
1. | Корни и ростки | Продуктивно-игровой практикум | Книга интересных занятий. Анджела Уилкс стр.16 Стеклянные банки, бумажные салфетки, вода, семена фасоли. | |||||||||||||||
2. | Посадка семян | Продуктивно-игровой практикум | Книга интересных занятий. Анджела Уилкс стр.20 Картонная коробка для яиц, грунд, семена цветов. | |||||||||||||||
3 | Как сделать звук громче? | Продуктивно-игровой практикум | Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.95 Разные расчески, рупор, часы, блюдце, таз с водой, камешки, резиновый мяч, музыкальные инструменты | |||||||||||||||
4 | Легко ли сложить квадрат | Продуктивно-игровой практикум | Вокруг квадрата А.И.Шапиро стр.5 Бумага , образцы геометрических фигур | |||||||||||||||
Апрель | ||||||||||||||||||
1 | Спрячь корабль в квадрат | Продуктивно-игровой практикум | Вокруг квадрата А.И.Шапиро стр.15 Бумага, нарисованный силуэт корабля | |||||||||||||||
2 | Квадрат из ступенек | Продуктивно-игровой практикум | Вокруг квадрата А.И.Шапиро стр.55 Бумага, силуэт ступенек. | |||||||||||||||
3 | Сухая, влажная почва | Продуктивно-игровой практикум | Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории М.П.Костюченко стр.52 Стеклянные баночки,почва, лупа,пластины из орг.стекла, лопаточка | |||||||||||||||
4 | Удивительный песок | Продуктивно-игровой практикум | Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории М.П.Костюченко стр.54 Стеклянные баночки, лопатка, вода, магнит, пластинка из орг.стекла | |||||||||||||||
Май | ||||||||||||||||||
1 | Рисуем спичками. | Продуктивно-игровой практикум | Секреты знакомых предметов. А.И.Шапиро стр.30 Спички | |||||||||||||||
2 | Такие разные отрезки | Продуктивно-игровой практикум | Секреты знакомых предметов. А.И.Шапиро стр.9 Спички | |||||||||||||||
3 | Забавные фокусы | Продуктивно-игровой практикум | Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.116 Чайные ложки, зеркала, банка с водой | |||||||||||||||
4 | Электрический театр | Продуктивно-игровой практикум | Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. стр.112 Орг.стекло, папирусная бумага, булавки, толстые книги, варежка, ножницы |
Список литературы:
- Экспериментальная деятельность. Тугушева Г.П. Методическое пособие-СПб:Детство-Пресс, 2007г.
- Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории М.П.Костюченко.- Волгоград: Учитель, 2016г.
- Книга интересных занятий. Анджела Уилкс. ООО Издательство «Росмэн-Пресс»,2001г.
- Секреты знакомых предметов. А.И.Шапиро. М.:Сфера, 2010г.
- Вокруг квадрата А.И.Шапиро. М.: Сфера, 2010г.
- Чего не бывает на свете? О.М.Дьяченко М. «Просвещение», 1991г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели
Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...