опытно исследовательская деятельность
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Опытно исследовательская деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opytno_issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 16.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно-исследовательская деятельность «Тайны снега и льда»
Цель: развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования.
Задачи.
Образовательные:
- расширять представления детей о свойствах снега и льда;
- учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег и лёд в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лёд;
- учить выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём;
- обогащать словарный запас детей (опыт, эксперимент, снегопад, оттепель, прозрачный, бесцветный).
Развивающие:
- развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;
- развивать связную речь, мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.
Оборудование и материалы: ёмкости со льдом и снегом, мисочки, по два пустых стакана, по одной ложке (пластмассовые по две цветных полоски, по две снежинки на каждого ребёнка; посылка, игрушка).
Снеговичок, снеговички-фишки.
ХОД.
ВОСПИТАТЕЛЬ: ребята, вы не заметили изменений в нашей группе?
ДЕТИ: у нас Снеговичок!
ВОСПИТАТЕЛЬ: да ещё и с подарками.
Снеговичок, что интересного хочешь нам сообщить?
СНЕГОВИЧОК: я узнал, что есть в саду 4 группа , а в ней живут добрые, весёлые и умные дети. Я захотел их увидеть.
ВОСПИТАТЕЛЬ: ну, что ж покажем Снеговичку, какие мы добрые, весёлые и умные. Сегодня дети, которые будут отвечать на вопросы, получат вот таких весёлых снеговичков.
Ребята, а когда лепят снеговиков? (Зимой)
А вы любите зиму? За что вы любите зиму? (ответы детей)
А теперь послушайте загадку:
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Лишь поймаешь на ладонь. (Снег)
Что такое снег? Каким он бывает? (Ответы детей). Что такое снежинки, откуда они берутся (Подвести детей к ответу, что снег-это замёрзшая вода). Даже в загадке - говорится «Станет капелькою чистой». Почему же снег на ладони превращается в воду? (Он тает от тепла рук).
Физкультминутка:
ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте поиграем:
возьмите снежинки. Вправо-влево повернитесь и в снежинку превратитесь! Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной. (Дети выполняют движения под музыку).
Как замечательно вы изобразили снег! (Раздаётся стук в дверь, принесли посылку).
ВОСПИТАТЕЛЬ: ребята это же посылка, от Деда Мороза! Да ещё и с письмом.
Прочитать письмо:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я отправил вам посылку с бусами чтобы, вы украсили свою новогоднюю ёлку. Каждую бусинку я спрятал в льдинку. А уж как достать бусинки из льдинок – догадайтесь сами. До свидания!
Встретимся на новогоднем празднике.
Ваш Дед Мороз!
Ребята, а что такое лёд? (Замерзшая вода). Как же нам достать бусы из льдинок? (предложения детей):
- погреть в руках, они тёплые, лёд и растает;
- отогреть в варежках;
- положить на батарею;
- положить в тёплую воду;
- просто подождать – в группе тепло.
ВОСПИТАТЕЛЬ: вы выдвинули много интересных версий. Давайте выберем только три и проверим их с помощью опытов. И мы узнаем, чем похожи между собой лёд и снег, и чем они отличаются.
ОПЫТ №1: «воздействие температуры»
ВОСПИТАТЕЛЬ: вы утверждаете, что снег и лёд – это замёрзшая вода. Тогда проведём эксперимент. Положите в один стакан снег, а в другой – льдинку с бусинкой. Посмотрите на ладошки. Какие они? (мокрые). Почему? (снег и лёд начали таять от тепла рук). Два стаканчика со снегом и льдом дети ставят на батарею. В другие два стаканчика со снегом и льдинкой воспитатель наливает горячую воду. Вывод говорят дети. (Быстрее всего бусинки освободила горячая вода).
ОПЫТ №2: определение качеств снега и льда»
ВОСПИТАТЕЛЬ: возьмите лёд в руки и скажите, какой он. (холодный, твёрдый, тяжёлый).
Возьмите в руки снег – какой он? (Ответы детей). Вывод говорят дети. (Снег и лёд одинаково холодные, но снег лёгкий и мягкий, а лёд тяжёлый и твёрдый).
ОПЫТ №3: «определение прозрачности».
ВОСПИТАТЕЛЬ: положите на цветную полоску кусочек льда и комочек снега. Давайте сравним, где видно цветную полоску, а где – нет. Вывод говорят дети ( под снегом не видно, а подо льдом видно. Значит снег не прозрачный, а лёд прозрачный).
Теперь давайте поиграем с пальчиками, чтобы они согрелись.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять
Загибаем пальчики по одному
Мы во двор пришли гулять. «Идём» (по столу указательным и средними пальцами).
Бабу снежную лепили, (лепим) комочек двумя ладонями. Птичек крошками кормили, Крошащие движения всеми пальцами.
С горки мы потом катались, Правой ладошкой проводим по левой и на оборот.
А ещё в снегу валялись. Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой.
Все в снегу домой пришли, отряхиваем ладошки.
Съели суп и спать легли. Движение воображаемой ложкой, ладошки под щёки.
ВОСПИТАТЕЛЬ: ребята, загляните в свои стаканчики и в стаканчике на отопительной батарее. Что вы видите? (Ответы детей).
Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под воздействием мороза. Таким образом, можно сказать, что снег и лёд – это замёрзшая вода.
Рефлексия.
Вопросы к детям: - вам понравилось опытно исследовательская деятельность? Что вы сегодня делали?
- Что общего между снегом и льдом? Чем они отличаются?
- В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную, во время снегопада).
- В какую погоду снег липкий, тяжёлый, сырой? (Во время оттепели).
А теперь Снеговичок хочет задать вам вопросы:
- Снег мягкий, а лёд (твёрдый).
- Снег белый, а лёд (прозрачный бесцветный).
- Снег лёгкий, а лёд (тяжёлый).
ВОСПИТАТЕЛЬ: молодцы ребята!
Спасибо! ( подарки от снеговичка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы в процессе непосредственной образовательной деятельности (раздел экология)
Работая по программе «Юный эколог» С.Н. Николаевой, я столкнулась с тем, что не все занятия, предложенные в методике работы с детьми, отвечают современным требованиям. Они по...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОПЫТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ В ДОО Тема: «Удивительные свойства песка» Возрастная группа: подготовительная к школе (6-7 лет)
Тема: Удивительные свойства пескавозраст: 6-7 лет...
Конспект организованной – образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» по опытно-исследовательской деятельности (подготовительная к школе группа). Тема: «Академия чудес»
Познавательная непосредственная опытно - исследовательская деятельность в игровой форме. С детьми проводятся несколько занимательных экспериментов...
Конспект организованной – образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» по опытно-исследовательской деятельности (подготовительная к школе группа). Тема: «Академия чудес»
Познавательная непосредственная опытно - исследовательская деятельность в игровой форме. С детьми проводятся несколько занимательных экспериментов...
Методическая разработка по опытно-исследовательской деятельности «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»
Пояснительная записка «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой прост...
ООрганизованная образовательная деятельность по опытно –исследовательской деятельности детей в подготовительной к школе группе
Организованная образовательная деятельность поопытно –исследовательской деятельности детейв подготовительной к школе группе«Что такое кислотность? Почему изменился цвет?»(использован...