Поможем Антошке разморозить компот!
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Занятие для средней группы с элементами экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_triz_no2.docx | 114.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17» города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по познавательно-исследовательской деятельности
«Моделирование маленькими человечками» или использование технологии ТРИЗ
в средней группе
«Поможем Антошке разморозить компот»
Разработала:
воспитатель средней группы
Сергеева Лариса Николаевна
1 кв.категории
Чебоксары, 2021
Цель: Развитие способностей к преобразованию. Развитие у дошкольников познавательной активности, совершенствование исследовательских способностей.
Задачи:
Образовательные:
• формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования;
• формировать представления о свойствах твёрдых и жидких веществ;
• активизировать словарь (твёрдый, жидкий, мягкий, вещество, подбор антонимов).
Развивающие:
• развивать умение наблюдать, сравнивать различные вещества;
• развивать экологическое сознание;
• развивать двигательную активность.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к предметам ближайшего окружения.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»; «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, трудовая, продуктивная, двигательная.
Материалы и оборудование: кукла Антошка, стакан замороженного компота, на каждого ребенка белый халат и шапочка, чашечка с кусочком льда, камень, деревянный брусок, деревянная палочка, по 3 стакана: с водой, с соком, с молоком. 2 фланелеграфа с набором карточек (схематическое изображение твердых человечков - к ним стрелочки: картинки с изображением камней, деревянных брусков, пирамидки, льдинок), (схематическое изображение жидких человечков – к ним картинки с изображением стакана с водой, с молоком, с соком, бутылка воды, лужа). Чайник с горячей водой и емкость-контейнер.
Предварительная работа: рассматривание предметов окружающие нас в пространстве, «Догадайся сам и загадай своим друзьям» (загадки), циклы наблюдений природного и рукотворного мира, д/и «тонет-плавает», «легкий-тяжелый», беседы «Предметы вокруг нас», чтение художественной литературы.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Антошка. Он пришел к нам с проблемой. Он сварил компот и захотел сразу его попробовать. Но компот был горячим. И, чтобы компот быстрее остыл, он поставил компот в холодильник – в морозилку. Да и забыл про него. Прошло много времени, наступил вечер и Антошка вспомнил про свой компот.
Вопросы:
-Как вы думаете, что достал из холодильника Антошка?
Воспитатель: Антошка заглянул в морозилку. Увидел там стакан. (Демонстрирует стакан с замороженным компотом.) Достал его из холодильника и удивился. «Это не мой компот, – сказал Антошка, – это не компот вовсе. (Педагог переворачивает стакан вверх дном.) Какой же это компот, если он не выливается? Как же теперь я его буду пить?»
Вопросы:
- А вы, ребята, можете объяснить Антошке, что случилось с его компотом?
Дети: Компот замерз, превратился в лед.
Воспитатель: Правильно, никуда компот не исчез, он превратился в лед.
Был компот жидкий, а стал… (твердый). Как же теперь быть Антошке? Ведь твердое нельзя пить. Сможет он выпить свой компот? Что ему надо сделать?
Дети: Надо, чтобы компот растаял.
Воспитатель: Для этого отправимся в нашу увлекательную научную лабораторию и попробуем все выяснить и сейчас мы станем исследователями и Антошка отправится вместе с нами.
Воспитатель: А чтобы пройти в нашу лабораторию, вам необходимо сдать тест на исследователя – назвать противоположное по смыслу слово:
Дидактическая игра «Наоборот».
Твердый-жидкий
Горячий-холодный
Твердый-легкий
Белый-черный
Толстый-тонкий
Чистый-грязный
Мокрый-сухой
Полезный-вредный
Веселый-грустный
Длинный-короткий
(Дети садятся за столы)
Воспитатель: вот мы и в лаборатории, наденьте пожалуйста халат и шапочку и приступим к исследованиям.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вам рассказать о том, что все существующее вокруг нас - и камни, и дерево, и лужа, и игрушки, и мы с вами состоим из мельчайших частиц, которые можно увидеть только в электронный микроскоп.
1.Показ на кластере. (Показ человечков и к ним стрелочками картинки деревянного бруска, камня, пластмассовой игрушки)
Одни частицы, давайте назовем их маленькими человечками - очень дружны, они всегда держатся за руки, чтобы не потеряться, держатся так крепко, что их и не разъединить. Этих человечков называют - крепкие, твердые, и именно они, живут в камнях, дереве, льдинках. Я покажу вам их.
Видите, как они крепко держатся - их дружбу не разрушишь! Это твердые человечки и они образуют все твердые вещества и предметы на нашей планете!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы проведем опыты. У вас на столе все, что понадобится для сегодняшнего исследования. У каждого из вас деревянная палочка. Пощупайте ее, постучите ей. Какая она?
Ответы детей : Твердая
1. Задание - эксперимент " Где какие маленькие человечки живут?"
Детям предлагается по очереди попробовать проткнуть деревянной палочкой деревянный брусок, камень, кусочек льда. В результате опыта дети выясняют, что это сделать невозможно! Значит во всех этих веществах живут дружные человечки! Эти вещества - твердые!
Воспитатель: на мгновение превратимся в твердых человечков
И/у «Изобразим твердых человечков» (дети берут за руки друг друга)
2. Показ на кластере. (Показ человечков и к ним стрелочками картинки стакан сока, бутылка с водой, стакан чая)
Другие человечки тоже не убегают далеко друг от друга, но они не так дружны, стоят просто рядом и только прикасаются локтями. Такие человечки живут в мягких и жидких веществах, поэтому мы с вами можем легко опустить ложку в стакан с чаем и размешать сахар!
Я покажу вам их картинку тоже
2. Задание - эксперимент " Где какие маленькие человечки живут?"
Детям предлагается по очереди проткнуть деревянной палочкой воду в стаканчике, молоко в стаканчике. В результате опыта дети выясняют, что палочка достаточно легко проходит через воду и молоко. Значит здесь живут не очень дружные человечки! Во всех этих веществах живут жидкие человечки и такие вещества называются - жидкими.
Воспитатель: на мгновение превратимся в жидких человечков.
И/у «Покажите жидких человечков» (дети держат руки на поясе и стоят рядом друг с другом локтями)
Воспитатель: ребята, а как сделать, чтобы вот такой холодный, твердый компот (проношу стакан по кругу, дети трогают лед) поскорее снова стал жидким? Кто сможет ответить? Подумайте…
Дети. Надо его нагреть.
Воспитатель: Правильно. Проведем следующий опыт. Опустим льдинки в горячую воду. Что случилось с льдинками?
Ответы детей: Лед растаял
Воспитатель: Правильно, в горячей воде и он из твердого стал каким… (жидким). А это значит, что твердые человечки превратились в жидких.
Воспитатель: Вот мы и выяснили, как жидкий компот на холоде превратился в твердый. Твердое может превратиться в жидкое, если его нагревать.
- А что же нужно сделать с замороженным компотом?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно, нагреть. Воспитатель опускает стакан в горячую воду и наблюдает с детьми.
- А пока компот тает, Антошка приглашает поиграть вас:
Подвижная игра " Игры маленьких человечков"
Дети выступают в роли маленьких человечков и показывают, в каком веществе какие человечки живут. Воспитатель называет слова, а дети изображают человечков (например: камень-берутся крепко за руки друг друга, сок - дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями).
Рефлексия:
Воспитатель:
Итак, давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воде
Как жидкая вода может превратиться в твердый лед (Ее нужно заморозить)
Как твердый лед может превратиться в жидкую воду (Его надо нагреть)
С какими человечками вы познакомились?
Скажите, что Вам сегодня понравилось?
Что узнали нового и интересного?
Воспитатель: Молодцы ребята! Посмотрим как растаял компот. Вернуться к столу эксперимента и уточнить с помощью палочки как растаял компот.
Нам пришла пора расстаться с Антошкой. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Щедрая осень "Заготовки на зиму" (компоты в банках)
Конспект разработан в соответствии с индивидуальными тетрадями И.В.Масловой....
Витамины. Компот для Маши.
Конспект занятия НОД Познание по теме Витамины "Компот для Маши"...
Разучивание стихотворений с детьми : "Про насекомых"; "Продукты" ; "Овощи" (Ю.Тувим); "Компот" (Н.Нищева)
Использование мнемотаблиц, созданных в программе Microsoft Power Point, в работе с детьми старшего дошкольного возраста по разучиванию стихотворений....
Конспект занятия по рисованию «Яблочный компот»
Упражнять в рисовании предметов круглой формы и закрашивании изображений. Закрепить умение правильно держать кисть и пользоваться краской, знание красного цвета....
Конспект открытого занятия по экспериментированию в 1 младшей группе «ПОМОЖЕМ МИШУТКЕ СВАРИТЬ КОМПОТ»
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «РАДУГА». Опыты с водой....
Занятие по окружающему миру в средней группе «Поможем Хрюше собрать фрукты на компот, а овощи на салат"
Занятие по окружающему миру "Поможем Хрюше солбрать фрукты на компот , а овощи на салат"...
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В 1 МЛАДШЙ ГРУППЕ «ПОМОЖЕМ МИШУТКЕ СВАРИТЬ КОМПОТ»
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ПОМОЖЕМ МИШУТКЕ СВАРИТЬ КОМПОТ»...