Поможем Антошке разморозить компот!
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Сергеева Лариса Николаевна

Занятие для средней группы с элементами экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_triz_no2.docx114.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17» города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по познавательно-исследовательской деятельности

      «Моделирование маленькими человечками» или использование   технологии ТРИЗ

 в средней группе

«Поможем Антошке разморозить компот»

                                                                                                                         Разработала:

воспитатель средней группы

Сергеева Лариса Николаевна

1 кв.категории

Чебоксары, 2021

   

     Цель: Развитие способностей к преобразованию. Развитие у дошкольников познавательной активности, совершенствование исследовательских способностей.

Задачи:

Образовательные:

• формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования;

• формировать представления о свойствах твёрдых и жидких веществ;

• активизировать словарь (твёрдый, жидкий, мягкий, вещество, подбор антонимов).

Развивающие:

• развивать умение наблюдать, сравнивать различные вещества;

• развивать экологическое сознание;

• развивать двигательную активность.

Воспитательные:

• воспитывать бережное отношение к предметам ближайшего окружения.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»; «Физическое развитие».

Виды детской деятельностипознавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, трудовая, продуктивная, двигательная.

Материалы и оборудование: кукла Антошка, стакан замороженного компота, на каждого ребенка белый халат и шапочка, чашечка с кусочком льда, камень, деревянный брусок, деревянная палочка, по 3 стакана: с водой, с соком, с молоком. 2 фланелеграфа с набором карточек (схематическое изображение твердых человечков - к ним стрелочки: картинки с изображением камней, деревянных брусков, пирамидки, льдинок), (схематическое изображение жидких человечков – к ним картинки с изображением стакана с водой, с молоком, с соком, бутылка воды, лужа). Чайник с горячей водой и емкость-контейнер.

Предварительная работа: рассматривание предметов окружающие нас в пространстве, «Догадайся сам и загадай своим друзьям» (загадки), циклы наблюдений природного и рукотворного мира, д/и «тонет-плавает», «легкий-тяжелый», беседы «Предметы вокруг нас», чтение художественной литературы.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Антошка. Он пришел к нам с проблемой. Он сварил компот и захотел сразу его попробовать. Но компот был горячим. И, чтобы компот быстрее остыл, он поставил компот в холодильник – в морозилку. Да и забыл про него. Прошло много времени, наступил вечер и Антошка вспомнил про свой компот.

Вопросы:

-Как вы думаете, что достал из холодильника Антошка?

Воспитатель: Антошка заглянул в морозилку. Увидел там стакан. (Демонстрирует стакан с замороженным компотом.) Достал его из холодильника и удивился. «Это не мой компот, – сказал Антошка, – это не компот вовсе. (Педагог переворачивает стакан вверх дном.) Какой же это компот, если он не выливается? Как же теперь я его буду пить?»

Вопросы:

- А вы, ребята, можете объяснить Антошке, что случилось с его компотом?

Дети: Компот замерз, превратился в лед.

Воспитатель: Правильно, никуда компот не исчез, он превратился в лед.

Был компот жидкий, а стал… (твердый). Как же теперь быть Антошке? Ведь твердое нельзя пить. Сможет он выпить свой компот? Что ему надо сделать?

Дети: Надо, чтобы компот растаял.

Воспитатель: Для этого отправимся в нашу увлекательную научную лабораторию и попробуем все выяснить и сейчас  мы  станем исследователями и Антошка отправится вместе с нами.

Воспитатель: А чтобы пройти в нашу лабораторию, вам необходимо сдать тест на исследователя – назвать противоположное по смыслу слово:

Дидактическая игра «Наоборот».

Твердый-жидкий

Горячий-холодный

Твердый-легкий

Белый-черный

Толстый-тонкий

Чистый-грязный

Мокрый-сухой

Полезный-вредный

Веселый-грустный

Длинный-короткий

(Дети садятся за столы)

Воспитатель: вот мы и в лаборатории, наденьте пожалуйста халат и шапочку и приступим к исследованиям.

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вам рассказать о том, что все существующее вокруг нас - и камни, и дерево, и лужа, и игрушки, и мы с вами состоим из мельчайших частиц, которые можно увидеть только в электронный микроскоп.

1.Показ на кластере. (Показ человечков и к ним стрелочками картинки деревянного бруска, камня, пластмассовой игрушки)

Одни частицы, давайте назовем их маленькими человечками - очень дружны, они всегда держатся за руки, чтобы не потеряться, держатся так крепко, что их и не разъединить. Этих человечков называют - крепкие, твердые, и именно они, живут в камнях, дереве, льдинках. Я покажу вам их.

Видите, как они крепко держатся - их дружбу не разрушишь! Это твердые человечки и они образуют все твердые вещества и предметы на нашей планете!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы проведем опыты. У вас на столе все, что понадобится для сегодняшнего исследования. У каждого из вас деревянная палочка. Пощупайте ее, постучите ей. Какая она?

Ответы детей : Твердая

1. Задание - эксперимент " Где какие маленькие человечки живут?"

 Детям предлагается по очереди попробовать проткнуть деревянной палочкой деревянный брусок, камень, кусочек льда. В результате опыта дети выясняют, что это сделать невозможно! Значит во всех этих веществах живут дружные человечки! Эти вещества - твердые!

Воспитатель: на мгновение превратимся в твердых человечков

И/у «Изобразим твердых человечков» (дети берут за руки друг друга)

2. Показ на кластере. (Показ человечков и к ним стрелочками картинки стакан сока, бутылка с водой, стакан чая)

Другие человечки тоже не убегают далеко друг от друга, но они не так дружны, стоят просто рядом и только прикасаются локтями. Такие человечки живут в мягких и жидких веществах, поэтому мы с вами можем легко опустить ложку в стакан с чаем и размешать сахар!

Я покажу вам их картинку тоже

2. Задание - эксперимент " Где какие маленькие человечки живут?"

 Детям предлагается по очереди проткнуть деревянной палочкой воду в стаканчике, молоко в стаканчике. В результате опыта дети выясняют, что палочка достаточно легко проходит через воду и молоко. Значит здесь живут не очень дружные человечки! Во всех этих веществах живут жидкие человечки и такие вещества называются - жидкими.

Воспитатель: на мгновение превратимся в жидких человечков.

И/у «Покажите жидких человечков» (дети держат руки на поясе и стоят рядом друг с другом локтями)

Воспитатель: ребята, а как сделать, чтобы вот такой холодный, твердый компот (проношу стакан по кругу, дети трогают лед) поскорее снова стал жидким? Кто сможет ответить? Подумайте…

Дети. Надо его нагреть.

Воспитатель: Правильно. Проведем следующий опыт. Опустим льдинки в горячую воду. Что случилось с льдинками?

Ответы детей: Лед растаял

Воспитатель: Правильно, в горячей воде и он из твердого стал каким… (жидким). А это значит, что твердые человечки превратились в жидких.

Воспитатель: Вот мы и выяснили, как жидкий компот на холоде превратился в твердыйТвердое может превратиться в жидкое, если его нагревать.

- А что же нужно сделать с замороженным компотом?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, нагреть. Воспитатель опускает стакан в горячую воду и наблюдает с детьми.

- А пока компот тает, Антошка приглашает поиграть вас:

Подвижная игра " Игры маленьких человечков"

Дети выступают в роли маленьких человечков и показывают, в каком веществе какие человечки живут. Воспитатель называет слова, а дети изображают человечков (например: камень-берутся крепко за руки друг друга, сок - дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями).

Рефлексия:

Воспитатель:

Итак, давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воде

Как жидкая вода может превратиться в твердый лед (Ее нужно заморозить)

Как твердый лед может превратиться в жидкую воду (Его надо нагреть)

С какими человечками вы познакомились?

Скажите, что Вам сегодня понравилось?

Что узнали нового и интересного?

Воспитатель: Молодцы ребята! Посмотрим как растаял компот. Вернуться к столу эксперимента и уточнить с помощью палочки как растаял компот.

Нам пришла пора расстаться с Антошкой. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Щедрая осень "Заготовки на зиму" (компоты в банках)

Конспект разработан в соответствии с индивидуальными тетрадями И.В.Масловой....

Витамины. Компот для Маши.

Конспект занятия НОД Познание по теме Витамины "Компот для Маши"...

Разучивание стихотворений с детьми : "Про насекомых"; "Продукты" ; "Овощи" (Ю.Тувим); "Компот" (Н.Нищева)

Использование мнемотаблиц, созданных в программе Microsoft Power Point, в работе с детьми старшего дошкольного возраста по разучиванию стихотворений....

Конспект занятия по рисованию «Яблочный компот»

Упражнять в рисовании предметов круглой формы и закрашивании изображений. Закрепить умение правильно держать кисть и пользоваться краской, знание красного цвета....

Конспект открытого занятия по экспериментированию в 1 младшей группе «ПОМОЖЕМ МИШУТКЕ СВАРИТЬ КОМПОТ»

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ    В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «РАДУГА». Опыты с водой....

Занятие по окружающему миру в средней группе «Поможем Хрюше собрать фрукты на компот, а овощи на салат"

Занятие по окружающему миру "Поможем Хрюше солбрать фрукты на компот , а овощи на салат"...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В 1 МЛАДШЙ ГРУППЕ «ПОМОЖЕМ МИШУТКЕ СВАРИТЬ КОМПОТ»

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ  В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ    «ПОМОЖЕМ МИШУТКЕ СВАРИТЬ КОМПОТ»...