Конспект организационной образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательному развитию «Капитошка в гостях у друзей».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
“Центр развития ребенка детский сад № 23”
г.о. Электросталь
Конспект организационной образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательному развитию «Капитошка в гостях у друзей».
подготовил: воспитатель
высшей кв.категории
Клюшина Е.Н.
Тема ООД: «Капитошка в гостях у друзей»
Цель: уточнить знания детей о свойствах воды, ее местонахождении в быту и природе, о бережном отношении к воде в нашей жизни.
Программные задачи:
Образовательные:
- познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть, вода – это жидкость), растворение вещества в воде;
- уточнить знания о том, где можно встретить воду;
- расшифровать свойства воды, используя мнемотаблицы;
- продолжить опытно-исследовательскую деятельность;
Развивающие:
- развить любознательность, мышление, речь;
- умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
Воспитательные:
- подвести к пониманию значимости воды;
- охране и экономии ее в быту и природе;
Методические приемы:
- игровой (игра-имитация);
- практический (опыты);
- словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, стихотворения).
Словарная работы: ввести в активный словарь детей слова – лаборатория, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, водоемы, растворяемость.
Демонстрационный материал:
- шапочки капелек;
- плакат «Вода в природе»;
- синие самоклеющиеся капли;
- стаканы;
- ложки;
- ящики;
- музыкальная книга «Звуки природы»;
- большая мягкая игрушка «Капитошка»;
- наборное полотно, две капли (грустная и веселая);
- карточки в игре «Вода-хорошо, вода-плохо»;
- бурлящие шарики.
Предварительная работа:
- беседа о значении воды;
- беседа о бережном отношение к воде и природе;
- чтение стихотворений и рассказов воде;
- загадки;
- прослушивание аудиозаписи «Звук воды в природе».
Ход:
Воспитатель:
- Ой, ребята, я сегодня пришла в детский сад, открыла окно в нашей группе для проветривания...
- вы же знаете, что чистый воздух полезен для здоровья...
- только я открыла окно, и вдруг, в окно влетела капелька... а вот, и она...
Капелька (воспитатель):
- Здравствуйте ребята! Я – Капелька «Капитошка». Я прилетела к вам в группу, чтобы пригласить вас в волшебное путешествие в мир воды.
Воспитатель:
«Кто ваш самый первый друг?
Снимите грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать?
без чего мы, скажем прямо, человеку умирать?
Что бы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели-
Жить нельзя нам без... (воды)».ю
Капелька (воспитатель):
- Предлагаю, превратиться в такие же капельки, как я ...
Для этого нужно произнести волшебные слова превращения.
Помогайте мне «Раз, два, раз, два – превращаемся друзья...
Вокруг себя повернись, в капли быстро превратись».
у воспитателя ящик с шапочками. Дети надевают шапочки.
Воспитатель:
- Прежде, чем мы очутимся в волшебной лаборатории, покажите, пожалуйста, Капитошке, где живет вода в нашей группе...
дети приклеивают капельки.
- Кран (комната гигиены).
- Унитаз (комната гигиены).
- Чайник с кипяченой водой.
- Лейка.
- Кран (буфетная комната).
- Батарея.
- Баночка для рисования.
Воспитатель:
- А хотите немножко поиграть? Тогда настройте ваши ушки...
Игра «Звуки природы».
Воспитатель:
- Ребята, где вода встречается в природе?
Рассматривание плаката.
Воспитатель:
- Капельки, расскажите Капитошке для чего нудна вода человеку?
- И только ли человеку?
Воспитатель:
- Предлагаю еще поиграть, а игра называется «Вода– хорошо, вода – плохо».
Наборное полотно – -2 капельки (грустная и веселая).
Дети с подноса по очереди выбирают карточки и ставят на наборное полотно.
Воспитатель:
- Ребята, а что такое лаборатория?
- (Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты).
Воспитатель:
- Капитошка приглашает вас в волшебную лабораторию... там есть все необходимое для проведения настоящих опытов...
Воспитатель:
- Ты, Капитошка, здесь сиди за своими – капельками следи...
- Как вы думаете, можно ли удержать воду?
- Хотите попробовать?
- «Сложите руки ладошкой».
Воспитатель наливает воду в ладошки (над тазом).
- Воду трудно удержать, она стремиться убежать...(просачивается)
- Вода – это жидкость.
- А что можно сделать с жидкостью? (наливать, выливать,переливать, сливать,смешивать...).
Дети вытирают руки.
Воспитатель:
- Первое свойство воды – она жидкая.
Обозначаем вот таким знаком.
Из стакана выливается вода |
Воспитатель:
- Из знаков соберем памятку, Капитошка отнесет ее другим ребятам, что они тоже узнали свойства воды.
Воспитатель прикрепляет первую карточку сама.
Воспитатель:
- Вы готовы к проведению дальнейших опытов?
- Присаживайтесь... (работа в парах).
Опыт №1
У детей разные формы для воды (резиновая перчатка, мыльница, вазочка, стакан, кружка).
Воспитатель:
- Предлагаю наливать воду в данные формы.
- Что вы заметили?
- Какой формы вода?
У кого-то вода приняла форму перчатки, а у кого – то превратились в мыльницу...
- У воды нет формы, она принимает форму того предмета, в которую ее наливают.
Второе свойство воды – у нее нет формы.
Обозначим вот таким знаком.
Перечеркнутые геометрические фигуры |
Воспитатель:
- Кто хочет прикрепить второй знак на нашу памятку?
Опыт №2
Воспитатель:
- Перед вами 2 стакана
- Что в первом стакане?
- Какого цвета вода?
- Что во втором стакане? (молоко)
- Какого цвета молоко?
- Предлагаю опустить ложки в оба стакана.
- В каком стакане ложка видна?
- Кто желает прикрепить знак, обозначающий третье свойство воды – у нее нет цвета.
Перечеркнутые разноцветные кляксы |
Воспитатель:
- А теперь выходим, если вы устали... отдохните... Дети проговаривают и имитируют движения вместе с воспитателем.
«Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду ее найдете,
И в сыром лесном болоте,
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес в тумане заползает,
На плите у вас кипит,
Паром в чайника шумит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить:
Без нее нам не прожить!»
Опыт №3
Воспитатель:
- Ребята, как узнать имеет ли вода запах? (нужно ее понюхать)
- А, если я добавлю капельку ароматического масла?
- И так, четвертый знак обозначающий свойства воды – у чистой воды нет запаха.
Перечеркнутый нос |
Воспитатель:
- Кто мне поможет собрать памятку?
Опыт №4
Воспитатель:
- Кто хочет пить?
- Скажите, имеет ли вода вкус? (обычная, чистая вода не имеет вкуса).
Перечеркнутый рот |
Воспитатель:
- Прикрепите следующий знак на памятку.
- Ребята, Капитошка мне подсказывает, что у воды есть еще односвойство – растворять в себе некоторые вещества...
- Что можно растворить?
- Какие вещества, ребята? (сахар – вода (какая?) сладкая, соль – вода (какая?) соленая, кофе, какао, стиральный порошок, моющие средства...)
- А пробовать можно все?
- А теперь, хотите, самый волшебный опыт!
Опыт №5
Воспитатель:
- Положим цветной шарик в воду...
- Что произошло с шариком? (он растворился)
- И последнее свойство воды для нашей памятки – вода растворяет некоторые вещества.
Обозначаем вот таким знаком
Соль в стакане с водой |
Воспитатель:
- Ой, ребята, Капитошка припрятал еще один знак...
Перечеркнутый водопроводный кран |
Воспитатель:
- Что он означает? (воду нужно закрывать)
- Правильно, воду нужно беречь, не оставлять открытый кран.
- Вода течет по трубам из большой реки, и если мы, будем забывать перекрывать воду, то чистой уводы будет мало.
«Родник иссяк, ручей ослаб.
А мы из крана кап-кап-кап.
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря-зря-зря,
А то пройдет немного лет
И нет водице нет-нет-нет.
Воспитатель:
«В природе путешествует вода
Она не исчезает никогда.
То в снег превратиться,
То в лед,
Растает – и, снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам, вдруг в небо взовьется, дождем обернется.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглянитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта Волшебница – наша вода!
Вдруг Капитошка задевает памятку, знаки рассыпаются. Капитошка плачет.
Воспитатель:
- Ничего, не расстраивайся, Капитошка.
- Ребята сейчас все правильно соберут...Правда, ребята!
- Кто хочет попробовать последовательно собрать все свойства воды? (каждый берет по знаку – собирают памятку).
Капитошка (воспитатель):
- Спасибо, ребята, я такая скользкая и не ловкая...
Воспитатель:
- Капитошке пора к другим ребятам...
- А сейчас вместе произнесем слова:
«Раз, два, раз, два – превращаемся друзья...
Вокруг себя повернись, и в ребяток превратись»
Дети снимают шапочки, кладут в ящик.
Капитошка прощается с ребятами, оказывается на подоконнике.
Воспитатель:
- Капитошка, ты ничего не забыла? Дети напоминают про памятку, для других ребят.
Воспитатель:
- Ребята, что вы сегодня узнали о воде?
- Вспомните шесть свойств воды?
- А как ее необходимо ценить?
- Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?
- Своими знаниями вы можете поделиться с близкими, с друзьями.
Воспитатель:
- Ребята, мне, кажется, Капитошка для вас, что то оставил.
Сюрпризный момент.
Под голубой тканью бутылочки с детской водой «Агуша».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательно-речевому развитию с использованием технологии мнемотехника
Образовательная область: «Коммуникация».Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Познание».Цель. Развитие монологической речи дошкольников....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательному развитию "Волшебная водичка".
Путешествие в мир математики....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы по физическому развитию «Север в гости приглашает»
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы по физическому развитию «Север в гости приглашает» 2018г. Районный конкурс "Мир в твоих рук...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы по познавательному развитию на тему: «В гости к Мухе-Цокотухе»
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы по познавательному развитию на тему: «В гости к Мухе-Цокотухе»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательному развитию (ФЭМП) «Избушка на курьих ножках».
Цель: Закреплять знания по формировнию элементарных математических представлений.Образовательные задачи:- Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах пяти;- Формировать умение пра...
Конспект игровой - образовательной деятельности с детьми старшего возраста по познавательному развитию (с применением ИКТ)Тема: " Путешествие по морским глубинам"
Цель:Закрепить и расширить знания детей о морских животных, через игровую деятельность....