Проект «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».
проект по коррекционной педагогике
У детей, пришедших в детский сад в раннем возрасте, очень слабо развита мелкая моторика рук и практически не сформированы сенсорные понятия. Это выясняется в ходе наблюдения за детьми. Поэтому, одним из основных направлений в работе с детьми является их сенсорное развитие и развитие мелкой моторики рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sensorika.docx | 363.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Сенсорное развитие детей
младшего дошкольного возраста».
Содержание проекта.
2.Сроки реализации проекта:
Проект долгосрочный.
Планируемые сроки реализации: сентябрь 2018г - апрель 2019 г.
3. Актуальность проекта:
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
4. Цели и задачи проекта.
Цель проекта:
Формирование и развитие сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений
Задачи проекта:
- создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины;
- разработать и апробировать комплекс дидактических игр;
- выявить уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах цвета;
- совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету;
- воспитать бережного отношения к игрушке;
- обогатить представление родителей о сенсорном развитии детей;
- пополнить предметно – развивающую среду группы;
- разработать методические рекомендации и провести мастер класс для родителей;
- выступить с темой проекта на педсовете;
- провести итоговое открытое занятие для воспитателей ДОУ.
5. Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты от работы с детьми | Ожидаемые результаты от работы с родителями |
- формирование познавательно – речевой активности детей раннего возраста; - дети познакомятся с эталонами цвета; - дети научатся играть в дидактические игры; - после создания определенных условий, у детей формирование представлений о сенсорных эталонах будет успешным. | - формирование родительской культуры в области воспитания и развития ребенка раннего возраста; - родители научатся создавать дома условия для игр по сенсорному развитию ребёнка и подбирать их; - родители будут заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей. |
6. Формы работы:
Формы организации работы с детьми | Формы организации работы с родителями |
- дидактические игры; - НОД. | - анкетирование; - мастер-класс; - методические рекомендации; - консультации; - родительское собрание. |
7. Методы, приёмы и принципы реализации проекта:
Методы и приёмы:
- организационные;
- мотивирующие;
- словесные;
- игровые;
- наглядные.
Принципы реализации проекта:
- принцип наглядности;
- принцип доступности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип прочности
8. План реализации проекта:
(источник реализации плана: приложение № 5)
Тема | Сроки | Ответственные |
НОД №1 «Спрячь мышку» НОД №2. «В царстве фигурок - человечков» | Сентябрь | Воспитатель. |
НОД №3. «Игра с мячами» НОД № 4. «Спрячь мышку» | ||
НОД № 5. «Аппликация "Платочки для фигурок-человечков"» НОД № 6. «Куклы и медведи» | ||
НОД №7. «Разноцветные комнаты» НОД № 8. «Аппликация "Салфеточки для фигурок-человечков"» | ||
НОД №9. «Три квадрата» НОД №10. «Лото "Цвет"» | Октябрь | Воспитатель. |
НОД №11. «Кто где спит?» НОД №12. «Построим башню» | ||
НОД №13. «Разноцветные комнаты» НОД № 14. «Гости» | ||
НОД № 15. «Построим башню» НОД № 16. «Гости» | ||
НОД № 17. «Разложим мишкам мисочки» НОД № 18. «Окраска воды» | Ноябрь | Воспитатель. |
НОД 19. «Аппликация "Кроватки"» НОД № 20. «Накорми мишек» | ||
НОД № 21. «Окраска воды» НОД № 22. «Аппликация "Елочка"» | ||
НОД № 23. «Окраска воды» НОД № 24. «Найди предмет такой же формы» | ||
НОД №25. «Кто выше» НОД № 26. «Лото "Цвет"» | Декабрь | Воспитатель. |
НОД № 27 Дидактическая игра "Магазин" НОД № 28. «Лесенка» | ||
НОД № 29. «В царстве царя-Разноцвета» НОД № 30. «Аппликация "Орнамент"» | ||
НОД № 31. «Достроим домики» НОД № 32. «Подбери предметы похожего цвета» | ||
НОД № 33. «Аппликация "Орнамент"» НОД № 34. «Разбитые тарелки» | Январь | Воспитатель. |
НОД № 35. «Дидактическая игра "Магазин"» НОД № 36. «Построим домики для фигур» | ||
НОД № 37. «Кто скорей свернет ленту» НОД № 38. «Аппликация "Радуга"» | ||
НОД № 39. Построим домики для фигур» НОД № 40. «Завяжем мишкам банты» | ||
НОД № 41. «Рисование орнамента» НОД № 42. «Найди предмет такой же формы» | Февраль | Воспитатель. |
НОД № 43. «Путешествие на лесную поляну» НОД № 44. «Три воздушных шарика» | ||
НОД № 45. «Закрой двери в домиках» НОД № 46. «Геометрическое лото» | ||
НОД № 47. «Пирамидка» НОД № 48. «В гости к мишке» | Март | Воспитатель. |
НОД № 49. «Вышиваем ковер» НОД № 50. «Дидактическая игра "Магазин"» | ||
НОД № 51. «Игра с мячом» НОД № 52. «Подбери предметы похожего цвета» | ||
НОД № 53. «Чудесный мешочек» НОД № 54 . «Что изменилось?» | ||
НОД № 55. «Пирамидка» НОД № 56. «Весёлые елочки» | Апрель | Воспитатель. |
НОД № 57 «Составные картинки» НОД № 58. «Столкни мяч в корзину» | ||
НОД № 59. «Какой формы предметы в нашей группе» НОД № 60 . «Что изменилось?» | ||
НОД №3. «Игра с мячами» (закрепление) НОД № 4. «Спрячь мышку» (закрепление) | ||
НОД № 53. «Чудесный мешочек» (закрепление) НОД № 54 . «Что изменилось?» (закрепление) | Май | Воспитатель. |
НОД № 45. «Закрой двери в домиках» ( закрепление) НОД № 46. «Геометрическое лото» (закрепление) | ||
НОД № 35. «Дидактическая игра "Магазин"» (закрепление) НОД № 36. «Построим домики для фигур» (закрепление) | ||
НОД № 23. «Окраска воды» НОД № 24. «Найди предмет такой же формы» (закрепление) |
9. Этапы реализации проекта:
I этап: информационно-аналитический (подготовительный)
включает:
- знакомство с темой проекта;
- изучение литературы;
- выявление проблемы, цели, задачи;
- составление перспективного плана работы;
- разработка консультаций, тематического пособия для родителей;
- создание условий для эффективного использования игр;
- подбор дидактического материала и игр;
- анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.
- проведение Мастер-класса для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
II этап: творческий (основной)
включает:
- реализация перспективного плана проекта (см. пункт 8)
- формирование у детей основ познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
- знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
III этап: (заключительный)
включает:
- диагностика детей;
- проведение родительского собрания на тему проекта;
- открытое занятие для педагогов ДОУ;
- выступление с темой и презентацией проекта на педсовете.
10. Перспективы развития проекта:
- дальнейшая непрерывная систематическая работа по формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста;
- дополнение системы необходимыми играми и материалами;
- продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.
11. Информационные ресурсы
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. — Ярославль: Академия развития, 1997;
Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
Венгер Л.А. ВВоспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» — М.: Просвещение 1995;
Немов Р.С. Психология – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;
Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М.: Просвещение, 1985;
Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;
Приложение № 1
Анкета для родителей
"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников
по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"
Уважаемые родители!
Нам необходимо знать ваше мнение по вопросу "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в условиях детского сада". Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.
1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:
• да;
• нет;
• не знаю.
2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:
• считаю нужным;
• не считаю нужным;
• затрудняюсь ответить.
3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка:
• да;
• нет;
• не знаю.
4. Имеется ли в Вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:
• информация отсутствует;
• есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;
• я не обращаю внимание на информацию;
• информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
• наглядная информация интересна и полезна для меня.
5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:
• высокий;
• средний;
• низкий.
6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:
• да;
• нет;
• не знаю.
7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?_______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Приложение №2
Мастер-класс для родителей
«Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Цели:
1.Повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.
2.Заинтересовать родителей (законных представителей) актуальностью данной темы, вовлечь родителей (законных представителей) к сотрудничеству.
Задачи:
- Актуализировать знания родителей (законных представителей) о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития воспитанников.
- Сформировать у родителей (законных представителей) представления о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у дошкольников.
- Познакомить с разновидностями дидактического материала для развития мелкой моторики и методической литературы по теме.
Предварительная работа:
Подготовить выставку для родителей (сенсорные игры, использующиеся в детском саду в работе с детьми). Памятку для родителей «Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у дошкольников».
Оборудование:
Выставка «Игры для развития сенсорики»;
игры: «Чудесный мешочек» (с предметами разной величины и формы, «Золушка»(горох, фасоль, киндер – игрушки, «Мозаика из бросового материала» (пробки, пуговицы, «Рисуем на крупе»(плоские блюда, мелкая крупа, прищепки, картинки, белая бумага, клей, ножницы, пальчиковые краски красного, желтого и оранжевого цвета, ватман с изображением солнышка (без лучиков) .
Повестка:
1. Выставка игр.
2. Беседа «Сенсорное развитие ребенка».
3. Игротека.
4. Игра на рефлексию «Солнышко».
Участники: дети группы, родители, воспитатели.
Ход встречи:
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады видеть вас на нашем мастер – классе «Сенсорное развитие детей». Повестка нашей встречи (знакомство с повесткой).
Воспитатель показывает родителям выставку «Игры для развития сенсорики».
Беседа с родителями.
Воспитатель: Уважаемые родители, что такое сенсорное развитие? (ответы родителей).
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. П.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия).
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир. Назовите их? (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.
Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию мастер – класс с играми, требующими минимальных затрат времени и сил, но полезных для развития сенсорики и мелкой моторики рук детей данного возраста.
Игротека.
Игра «Чудесный мешочек»
Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него музыкальные инструменты, ребенок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан.
Игра «Золушка»
Перед вами лежат перемешанные семена гороха, фасоли и киндер – игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.
Воспитатель: Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх неразрывно связаны друг с другом. Предложите ребёнку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и безымянным… получается? А деткам это выполнить очень трудно! Ну а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее. А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета, поверьте, восторгу не будет предела)!
Игра «Мозаика из бросового материала»
Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Выложите рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. Д. Дома можете предложить ребенку выполнить по вашему образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).
Игра «Шагаем в пробках»
Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное… Какое? Ну, конечно!
Мишка косолапый, по лесу идёт…
Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.
Пальчиковая гимнастика с прищепками «Гусенок»
Воспитатель: Устали пальчики от такой ходьбы! Им тоже надо отдохнуть. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят Ваши малыши. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой), поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:
Рано утром встал гусенок.
Пальцы щиплет он спросонок
Скорее корма дайте мне.
Мне и всей моей семье!
Игра «Рисуем на крупе»
Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.
А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.
А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать… что?
Яблоко.
- Сегодня познакомились лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком! (раздать родителям памятки, рекомендации «А давай поиграем») .
Приложение № 3
Памятка для родителей
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:
1. Упражнения с массажными шариками, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
3. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.
4. Организуйте игры с пластилином, тестом.
5. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.
6. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
7. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т. Д.) .
8. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
9. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
10. Запускайте пальцами мелкие волчки.
11. Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.
12. Режьте ножницами.
Дорогие Родители!
Вызывайте положительные эмоции у ребенка!
Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно! », «Вот, здорово! », «Давай помогу! », «Красота! »ит.д.
Помните, чтобы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.
Приложение № 6
Диагностика уровня развития детей младшего возраста
по сенсорному развитию
Программные задачи:
- Формировать умение различать понятия “много-мало”, “много – один”,
- Учить различать предметы по величине (большой – маленький, больше-меньше);
- Учить различать предметы по форме (кубик, шарик);
- Образовывать группы однородных предметов;
- Выделять цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый);
- Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки, большой красный мяч – маленький синий мяч).
Задание № 1
Дидактическая игра “Найди цветок для бабочки”
Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу “такой же – не такой), называть их (красный, желтый, зеленый, синий).
Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)
Инструкция:
Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: “Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно”.
После выполнения задания ребенком подвести итог: “Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!”
Оценка:
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя цвет.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но цвет не называл.
Зеленый круг – Ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Задание № 2
Дидактическая игра “Занимательная коробочка”
Цель: Выявить у ребенка знания о форме (шарик, кубик)
Пособия:
- Куб – ящик с отверстиями разной формы. Обязательно должны быть отверстия квадратной и круглой формы.
- Фигуры – кубик и шарик.
Инструкция:
Показать и рассмотреть с ребенком кубик и шарик, называя их. Показать “домик”, в котором они живут, только заходят в разные “двери” (показ воспитателя)
Самостоятельная деятельность ребенка по показу педагога.
Оценка:
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя фигуры.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но фигуры не назвал.
Зеленый круг – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибку.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Задание № 3
Дидактическая игра “Собери пирамидку”
Цель: Выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой – маленький, больше-меньше), различать понятия “один – много”.
Пособия: Пирамидки из 4 колечек разной величины.
Инструкция:
- Показать ребенку пирамидку. Разобрать ее проговаривая: “Много колечек”.
- Собрать пирамидку, сопровождая словами: “Сначала надеваю самое большое колечко, затем – колечко поменьше… и самое маленькое колечко. Получилась одна пирамидка. Колечек много, а пирамидка одна”.
- Самостоятельная деятельность ребенка по показу.
Оценка:
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно, сопровождая свои действия словами по показу педагога.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но не сопровождал свои действия словами. Педагог задавал наводящие вопросы.
Зеленый круг – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибки, и с заданием справился.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Протокол обследования сенсорного развития детей в I младшей группе
№ п\п | Ф. И ребёнка | Задания | |||||
№ 1 | № 2 | № 3 | |||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (в том числе развитие мелкой моторики как части сенсорного развития)
В консультации рассмотрены теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, его важность для последующего развития познавательных процессов у детей. Отдельно подчеркива...
Проект «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Материал будет полезен воспитателям....
проект "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста"
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и ...
Проект. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
Данный проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в сенсорном воспитании детей...
Проект: Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и формирования представлений о свойствах предметов....
проект "сенсорное развитие детей дошкольного возраста"
проект "сенсорное развитие детей дошкольного возраста"...
ПРОЕКТ Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактической игры
№ Содержание Стр.1. Тема 22. Актуальность и социальная значимость 23. Назначение проекта 24. Идея проекта 25. Цель 26. Задачи 37. Теоретическая база проекта 38. Принципы проекта 59. Методы и приёмы 61...