Дидактический модуль «Эколята»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Обучающее дидактическое пособие модуль «Эколята» это интересная и удобная для работы с детьми круглогодичная модель сезонных изменений в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактический модуль «Эколята» | 166.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №46» г. Братска
Дидактический модуль
«Эколята»
для детей
старшего дошкольного возраста
образовательная область «Познавательное развитие»
Понькина Елена Сергеевна
Воспитатель (первая кв. категория)
Свиридова Юлия Александровна
воспитатель (первая кв. категория)
2020-2021 уч. год
Методические рекомендации к использованию
Дидактический модуль
«Эколята»
Уважаемые родители и педагоги!
Обучающее дидактическое пособие модуль «Эколята» это интересная и удобная для работы с детьми круглогодичная модель сезонных изменений в природе. Одновременно может применяться в качестве элемента оформления предметно – пространственной среды в группе и организации моделирующей природоведческой деятельности с детьми дошкольного возраста. Модуль включает в себя: «Календарь событий», «Адвент календарь», познавательный эко – куб, разрезной материал (сюжетные и предметные картинки, объёмные формы для фиксации наблюдений). Запуская в работу модуль «Эколята» дети получат интересные и познавательные задания. А так же смогут самостоятельно или под руководством педагога отметить состояние природы (неживой, растительного и животного мира) в процессе ежедневных наблюдений за сезонными явлениями природы.
Модуль «Эколята» разовьёт наблюдательность ребёнка и поможет вам в игровой форме дать ему следующие знания:
- Названия времён года и их последовательность;
- Названия месяцев, их последовательность и принадлежность к временам года;
- Названия дней недели и их последовательность;
- Количество дней в неделе и в каждом месяце;
- Названия погодных и природных явлений;
- Виды осадков, сила ветра, облачность, фазы Луны;
- Названия некоторых государственных праздников;
- Умение определять температуру воздуха;
- Умение правильно одеваться по погоде.
Данный модуль способствует активизации познавательной деятельности ребёнка и может успешно использоваться в разных видах деятельности.
Помните, что игра – ведущий вид деятельности. Посредством игры дети лучше запоминают материал. Могут повторять его снова и снова, не в виде сухой теории, а практически - через игру.
Желаем успехов!
1. | Актуальность (новизна, оригинальность) | Экологическому воспитанию дошкольников уделяется особое внимание, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей - целенаправленный, систематический педагогический процесс, целью которого является экологически воспитанная личность. Данные дидактические игровые пособия способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В играх такого типа развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д. Чтобы облегчить последовательное накапливание представлений о плавном течении сезона года, можно использовать в своей работе новые формы календарей природы: «Календарь событий», «Эко - куб» и Адвент - календари по временам года. Это наиболее эффективные средства, способствующие более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Полифункциональность дидактических пособий предполагает возможность их использования в работе с детьми всех периодов дошкольного детства, содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение качества знаний у дошкольников. Данные разработки будут интересны педагогам коррекционных и общеобразовательных групп, родителям. |
2. | Цели и задачи в соответствии возрастным особенностям детей | Цель: Формирование элементарных экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Воспитывать экологическую культуру, любовь к природе. |
3. | Практическая ценность | Модуль «Эколята» является методическим игровым пособием. Создан для систематических наблюдения сезонных изменений природы, ориентировки по дням, неделям, месяцам, временам года и знакомству со временем. Соответствует ФГОС ДОУ и обеспечивает содержание программы в области «познавательное развитие». Отражает один из аспектов образовательной среды, т. е., непосредственно, предметно - пространственную развивающую среду. |
4. | Вариативность использования | «Календарь событий» В настоящее время существует огромное количество разных календарей. (Календарь природы, календарь дел и т. д.) Мы же решили совместить несколько вариантов в одном для более рационального использования. В этом календаре мы можем отметить не только погоду и дни недели но и значимые события происходящие в нашей группе: (ежедневно дети в календаре отмечают погоду, число, отмечают то самое значимое событие. Данный календарь очень удобен в использовании и планировании событий. В начале месяца мы можем отметить в календаре именинников месяца и дети уже видят заранее, кому нужно готовить подарок. Снизу календаря мы отмечаем количество пришедших девочек и мальчиков. «Эко - куб» Познавательный «Эко - куб» еще один из видов календаря наблюдений, который содержит все необходимое для изучения природных явлений с детьми. «Эко - куб» содержит 5 рабочих зон. 1. Окно наблюдений в комплект входят:
2. Дерево «Времена года» в комплект входят:
3. Планшет «Календарь погоды». В ячейках, соответствующих дням и неделям месяца, дети фиксируют ежедневно состояние погоды, используя для этого фишки. В конце месяца с помощью воспитателя подсчитывается количество солнечных, пасмурных, ветреных, дождливых и других дней и делается вывод о преимущественном состоянии погоды в течение месяца. 4. Кармашек «Задание дня» Здесь дети ежедневно находят интересное задание, которое может быть приурочено к лексической теме или любой другой по выбору педагога. 5. «Сюрприз» Сюрприз - это любой предмет, предварительно вложенный педагогом, который мотивирует детей на деятельность. Сюрпризный предмет так же может быть, приурочен к лексической теме или любой другой теме по выбору педагога. Адвент - календари «Времена года» Адвент - календарь способствует развитию внимания, наблюдательности. Формирует интерес и любознательность к окружающей среде. Может быть использован в любой возрастной группе. Каждый календарь оформлен в соответствии с сезонными изменениями в природе: осень (желтый - оранжевый), зима (голубой), весна (зеленый) Адвент-календарь может быть приурочен к любой лексической теме. Число дней календаря зависит от периода реализации темы, и составляют от недели до месяца. Дети ежедневно снимают по одному элементу. С другой стороны этой карточки, находят задания либо сюрприз - задания. Задания могут быть как составляющая часть расписания организованной образовательной деятельности, так и игровых заданий, выполняемых в режимные моменты совместной деятельности педагогов с детьми или самостоятельно. |
5. | Оптимальность в выборе дидактических средств | Модуль «Эколята» является многофункциональным. Это эффективное дидактическое средство, способствующее полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Дидактическое содержание модуля способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности. В процессе работы с эко - модулем дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. |
6. | Интегративность/ Метапредметность/ Межпредметность | Структура работы с модулем предполагает, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми. В ходе деятельности можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослого. Модуль уникальный продукт, который дает возможность введения в деятельность разнообразных заданий, позволяет решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач. |
7. | Эмоциональная насыщенность (нравственная направленность) | Модуль поможет сделать более интересными традиционные наблюдения за погодой и значительно повысить уровень знаний у детей о временах года и их характерных особенностях. В ходе игровых занятий, экспериментов дети приобретут ценный коммуникативный опыт. Что способствует экологическому воспитанию детей. В ходе выполнения групповых заданий дети учатся слушать собеседника, не перебивая. Дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу. Работа с эко - модулем помогает реализовать принцип сотрудничества. Создаются комфортные условия обучения, при которых каждый ребёнок чувствует свою успешность. |
8. | Достижение обучающего эффекта | Опыт внедрения модуля в практику показал:
При обсуждении результатов наблюдений, дети вынуждены сопоставлять зафиксированные на календарях явления, прослеживать характер изменений, взаимосвязь отдельных компонентов. Тем самым они учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливают простейшие закономерности. Таким образом, развивается логическое мышление, а с ним вместе неразрывно и речь. |
9. | Методические рекомендации | Уважаемые родители и педагоги! Модуль «Эколята» разовьёт наблюдательность ребёнка и поможет вам в игровой форме дать ему следующие знания:
Методические рекомендации для родителей и педагогов:
|
10. | Рекомендации по изготовлению пособия (проиллюстрировать) | Для изготовления данных пособий вам потребуется такие материалы как: фетр, картон, флис, липы, принтер с цветной печатью и все то, что вы найдете под рукой. Ваше желание и творческий подход помогут вам в создании этого пособия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры. Подготовка и проведение дидактических игр.
Памятка для воспитателей....
Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми
Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитате...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...
Педагогическая находка Дидактическое пособие «Дидактическое пособие сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»
Сенсорная юбка-это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов....
Дидактическая игра (домино) "Моя югорская семья", Дидактическая игра "1, 2, 3 - сои чувства с помощью признаков опиши", Дидактическая игра "Закрой мышке дорогу к сыру". Дидактическая игра "Подбери героев к сказке". Дидактическая игра "Кто позвал?"
Дидактическая игра «Домино». Тема: «Моя югорская семья».Дидактическая игра "1,2,3 - свои чувства с помощью признаков опиши".Дидактическая игра "Закрой мышке...