Дидактический модуль «Эколята»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Свиридова Юлия Александровна

Обучающее дидактическое пособие модуль «Эколята» это интересная и удобная для работы с детьми круглогодичная модель сезонных изменений в природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дидактический модуль «Эколята»166.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский  сад комбинированного вида №46» г. Братска

Дидактический модуль

«Эколята»

для детей

 старшего дошкольного возраста

образовательная область «Познавательное развитие»

https://uolbt.yanao.ru/images/2017/09/eko-lab.jpg

                                   

                                                    Понькина Елена Сергеевна

                                                                      Воспитатель (первая кв. категория)

Свиридова Юлия Александровна

воспитатель (первая кв. категория)

2020-2021 уч. год

Методические рекомендации к использованию

Дидактический модуль

«Эколята»

Уважаемые родители и педагоги!

Обучающее дидактическое пособие модуль «Эколята» это интересная и удобная для работы с детьми круглогодичная модель сезонных изменений в природе. Одновременно может применяться в качестве элемента оформления предметно – пространственной среды в группе и организации моделирующей природоведческой деятельности с детьми дошкольного возраста. Модуль включает в себя: «Календарь событий», «Адвент календарь», познавательный эко – куб, разрезной материал (сюжетные и предметные картинки, объёмные формы для фиксации наблюдений). Запуская в работу модуль  «Эколята» дети получат интересные и познавательные задания. А так же смогут самостоятельно или под руководством педагога отметить состояние природы (неживой, растительного и животного мира) в процессе ежедневных наблюдений за сезонными явлениями природы.

Модуль «Эколята» разовьёт наблюдательность ребёнка и поможет вам в игровой форме дать ему следующие знания:

  • Названия времён года и их последовательность;
  • Названия месяцев, их последовательность и принадлежность к временам года;
  • Названия дней недели и их последовательность;
  • Количество дней в неделе и в каждом месяце;
  • Названия погодных и природных явлений;
  • Виды осадков, сила ветра, облачность, фазы Луны;
  • Названия некоторых государственных праздников;
  • Умение определять температуру воздуха;
  • Умение правильно одеваться по погоде.

Данный модуль способствует активизации познавательной деятельности ребёнка и может успешно использоваться в разных видах деятельности.

Помните, что игра – ведущий вид деятельности. Посредством игры дети лучше запоминают материал. Могут повторять его снова и снова, не в виде сухой теории, а практически - через игру.

Желаем успехов!

1.

Актуальность (новизна, оригинальность)

Экологическому воспитанию дошкольников уделяется особое внимание, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей - целенаправленный, систематический педагогический процесс, целью которого является экологически воспитанная личность.

Данные дидактические игровые пособия способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В играх такого типа  развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.

Чтобы облегчить последовательное накапливание представлений о плавном течении сезона года, можно использовать в своей работе новые формы календарей природы: «Календарь событий», «Эко -  куб» и Адвент - календари по временам года. Это наиболее эффективные средства, способствующие более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Полифункциональность дидактических пособий предполагает возможность их использования в работе с детьми всех периодов дошкольного детства, содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение качества знаний у дошкольников. Данные разработки будут интересны педагогам коррекционных и общеобразовательных  групп,  родителям.

2.

Цели и задачи в  соответствии возрастным особенностям детей

Цель: Формирование элементарных экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:

  • Расширять знания и умение различать признаки времен года, знания о последовательности жизненных процессов в природе, о тех закономерных изменениях, которые в ней происходят.                                                                                                                                          
  • Учить составлять небольшие рассказы.
  • Развивать память, внимательность, усидчивость.
  • Стимулировать творческую активность детей.
  • Формировать представления о сезонных явлениях в природе.
  • Закреплять умение классифицировать явления природы по временам года, умение анализировать и делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи.                                                                    

Воспитывать экологическую культуру, любовь к природе.

3.

Практическая ценность

Модуль «Эколята» является методическим игровым пособием. Создан для систематических наблюдения сезонных изменений природы, ориентировки по дням, неделям, месяцам, временам года и знакомству со временем.

Соответствует ФГОС ДОУ и обеспечивает содержание программы в области «познавательное развитие». Отражает один из аспектов образовательной среды, т. е., непосредственно, предметно - пространственную развивающую среду.

4.

Вариативность использования

«Календарь событий»

В настоящее время существует огромное количество разных календарей. (Календарь природы, календарь дел и т. д.) Мы же решили совместить несколько вариантов в одном для более рационального использования. В этом календаре мы можем отметить не только погоду  и дни недели но и значимые события происходящие в нашей группе: (ежедневно дети в календаре отмечают погоду, число, отмечают то самое значимое событие. Данный календарь очень удобен в использовании и планировании событий. В начале месяца мы можем отметить в календаре именинников месяца и дети уже видят заранее, кому нужно готовить подарок. Снизу календаря мы отмечаем количество пришедших девочек и мальчиков.

 «Эко -  куб»

Познавательный «Эко -  куб» еще один из видов календаря наблюдений, который содержит все необходимое для изучения природных явлений с детьми. «Эко -  куб» содержит 5 рабочих зон.

1. Окно наблюдений

в комплект входят:

  • карточки схемы - модели, которые используются во время деятельности для фиксации (природных явлений, месяца, праздники и т.д.). Это важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные обозначения. Обучает детей умению использовать и понимать символы.

2. Дерево «Времена года»

в комплект входят:

  • Дерево со съёмным оформлением по сезонам.
  • Импровизированный термометр, который так нравится детям. Передвигая бегунок, дети изучают такие понятия, как «холодно-жарко», «прохладно-тепло».

3. Планшет «Календарь погоды».

В ячейках, соответствующих дням и неделям месяца, дети фиксируют ежедневно состояние погоды, используя для этого фишки. В конце месяца с помощью воспитателя подсчитывается количество солнечных, пасмурных, ветреных, дождливых и других дней и делается вывод о преимущественном состоянии погоды в течение месяца.

4. Кармашек «Задание дня»

Здесь дети ежедневно находят интересное задание, которое может быть приурочено к лексической теме или любой другой по выбору педагога.

5. «Сюрприз»

Сюрприз - это любой предмет, предварительно вложенный педагогом, который мотивирует детей на деятельность. Сюрпризный предмет так же может быть, приурочен к лексической теме или любой другой теме по выбору педагога.

Адвент - календари «Времена года»

Адвент - календарь способствует развитию внимания, наблюдательности. Формирует интерес и любознательность к окружающей среде. Может быть использован в любой возрастной группе.

Каждый календарь оформлен в соответствии с сезонными изменениями в природе: осень (желтый - оранжевый), зима (голубой), весна (зеленый)

Адвент-календарь может быть приурочен к любой лексической теме. Число дней календаря зависит от периода реализации темы, и составляют от недели до месяца. Дети ежедневно снимают по одному элементу. С другой стороны этой карточки, находят задания либо сюрприз - задания. Задания могут быть как составляющая часть расписания организованной образовательной деятельности, так и игровых заданий, выполняемых в режимные моменты совместной деятельности педагогов с детьми или самостоятельно.

5.

Оптимальность в выборе дидактических средств

Модуль «Эколята» является многофункциональным. Это эффективное дидактическое средство, способствующее полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Дидактическое содержание модуля способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности. В процессе работы с эко - модулем дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.

6.

Интегративность/

Метапредметность/

Межпредметность

Структура работы с модулем предполагает, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми. В ходе деятельности можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослого. Модуль уникальный продукт, который дает  возможность введения в деятельность разнообразных заданий, позволяет решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач.

7.

Эмоциональная насыщенность (нравственная направленность)

Модуль поможет  сделать более интересными традиционные наблюдения за погодой и  значительно повысить  уровень знаний у детей о временах года и их характерных особенностях. В ходе игровых занятий, экспериментов дети приобретут  ценный коммуникативный опыт. Что способствует экологическому воспитанию детей. В ходе выполнения групповых заданий дети учатся слушать собеседника, не перебивая.

Дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу. Работа с эко - модулем помогает реализовать принцип сотрудничества. Создаются комфортные условия обучения, при которых каждый ребёнок чувствует свою успешность.

8.

Достижение обучающего эффекта

Опыт внедрения  модуля  в практику показал:

  • Использование данного типа моделирования оказывает интенсивное воздействие на развитие наглядно-образного мышления;
  • Дети получают элементарные представления о погоде и ее значении в жизни человека;
  • Приобретают навыки использования условных обозначений для фиксации наблюдений за погодой и природными явлениями;
  • Получают простейшие представления о температуре воздуха,  о направлении ветра, об осадках;
  • Знакомятся с приметами, пословицами, поговорками о природе и погодных явлениях.

При обсуждении результатов наблюдений, дети вынуждены сопоставлять зафиксированные на календарях явления, прослеживать характер изменений, взаимосвязь отдельных компонентов. Тем самым они учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливают простейшие закономерности. Таким образом, развивается логическое мышление, а с ним вместе неразрывно и речь.

9.

Методические рекомендации

Уважаемые родители и педагоги!

Модуль «Эколята» разовьёт наблюдательность ребёнка и поможет вам в игровой форме

дать ему следующие знания:

  • Названия времён года и их последовательность;
  • Названия месяцев, их последовательность и принадлежность к временам года;
  • Названия дней недели и их последовательность;
  • Количество дней в неделе и в каждом месяце;
  • Названия погодных и природных явлений;
  • Виды осадков, сила ветра, облачность, фазы Луны;
  • Названия некоторых государственных праздников;
  • Умение определять температуру воздуха;
  • Умение правильно одеваться по погоде.

Методические рекомендации для родителей и педагогов:

  • Давать информацию нужно небольшими блоками, чтобы ребёнок лучше запомнил материал и не путал, например, такие понятия, как месяцы и времена года.
  • Игры лучше проводить в последовательности, от простого к сложному.
  • После пошагового изучения всего материала можно приступать к работе со всеми элементами эко – модуля  в целом.

10.

Рекомендации по изготовлению пособия (проиллюстрировать)

Для изготовления данных пособий вам потребуется такие материалы как: фетр, картон, флис, липы, принтер с цветной печатью и все то, что вы найдете под рукой. Ваше желание и творческий подход помогут вам в создании этого пособия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми

Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитате...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...

Педагогическая находка Дидактическое пособие «Дидактическое пособие сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»

Сенсорная юбка-это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов....