Развитиюе предпосылок УУд через поисково-исследовательскую деятельность
материал по окружающему миру (старшая группа)

Долгицкая Алла Борисовна

Представлено описание опыта по рвзвитию у старших дошкольников с нарушением слуха предпосылок познавательных УУд 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл предпосылки УУД20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы воспитателя Долгицкой А.Б. по развитию предпосылок познавательных универсальных действий  дошкольников с нарушением слуха через поисково-исследовательскую деятельность.

Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К.Е.Тимирязев

Цель: Развитие предпосылок познавательных универсальных действий  дошкольников с нарушением слуха через поисково-исследовательскую деятельность.

Исходя из цели мной были поставлены задачи:

1. Развивать познавательный интерес в процессе поисково-исследовательской деятельности;

2. Формировать диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

3. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств;

4. Воспитывать самостоятельность, инициативу, сообразительность, пытливость, критичность.

Познавательные универсальные учебные действия - это самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, моделирование, логические действия анализа (выделение признака из целого объекта), синтеза (объединение в группы по 1-2 признакам), сравнения (выделение признака из целого ряда предметов), сериации (установление последовательных взаимосвязей), классификации (объединение по группам) объектов, установление причинно-следственных связей.

В дошкольном отделении развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников с нарушением слуха, на основе которых и формируются познавательные универсальные учебные действия, уделяется серьезное внимание.

Особенно способствует этому поисково-исследовательская деятельность.

Работу по теме провожу в следующих направлениях:

  1. Создание условий для поисково-исследовательской деятельности
  2.  Работа с детьми .
  3. Работа с родителями.

При реализации ФГОС ДО по ознакомлению с окружающим миром на первый план выступает исследовательская деятельность, собственная  активность дошкольника.

Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира.

В группе создана  предметно-пространственная развивающая среда  для развития исследовательской деятельности:

-есть наборы инструментов и материалов из серии «Юный исследователь»

  • - природные материалы: песок, камни, образцы древесины, листья, зёрна;
  • приборы: магниты , увеличительные линзы, линейки, весы, микроскоп, термометр, лампы;
  • сосуды: стаканы, миски, баночки, мензурки, колбы;
  • медицинские материалы: латексные перчатки, пинцет, одноразовые шприцы без иглы, ватные диски, марля и бинт;
  • вещества: соль, сахар, пищевые красители, мука;
  • фартуки,
  • листки наблюдений для фиксирования результатов экспериментирования.

На территории прогулочного участка имеется метеостанция для наблюдения за неживой природой (облаками, ветром, солнцем, осадками) и проведения опытов.

В работе я руководствуюсь следующими  правилами при выборе темы:

  1. Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
  2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки). Вот почему педагог должен разрабатывать любое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребёнок мог действовать осмысленно.
  3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
  4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Структура детского экспериментирования

Проблемная ситуация

Целеполагание (что нужно сделать)

Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается)

Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии)

Цель поисково-экспериментальной деятельности дошкольников: развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Задачи:

  1. Вызвать интерес к поисковой деятельности.
  2. Учить воспитанников видеть и выделять проблему эксперимента.
  3. Принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
  4. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
  5. Развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность.
  6. Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.

В работе с детьми использую следующие методы и приемы:

Наглядный - рассматривание и обсуждение объектов исследования, показ действий с ними, пример взрослых.

Практический – исследовательская деятельность, проведение опытов.

Словесный – беседы, инструкции, описание, объяснения, разъяснения.

Средствами обучения детей являются:

- использование наглядных моделей, эталонов, символов, условных заместителей;

- использование исследовательских действий;

- интеграция познавательных и исследовательских действий.

Поисковая деятельность начинается с постановки воспитателем и принятие детьми познавательной задачи.

Заключительным этапом поисковой деятельности является формулирование выводов и их фиксация. К самостоятельному формулированию выводов детей необходимо побуждать. К 5 году обучения при планомерной систематической работе некоторые дети самостоятельно их формулируют. На данном этапе развития детей выводы фиксируются в доступной пониманию детей форме- пиктограммами, условными знаками, рисунками.

Проблемные вопросы и ситуации, опыты, моделирование могут быть использованы для решения познавательных задач на установление причин природных явлений, связей и отношений.

В процессе поисковой  деятельности, дети видят и понимают закономерности природных явлений, формулируют предположения и выводы.

При организации опытов или экспериментов я  уделяю  большое внимание соблюдению правил безопасности детьми.

В группе разместила правила поведения во время экспериментирования, которые мы сформулировали с детьми в процессе игровых проблемных ситуаций.  Перед началом деятельности, мы вспоминаем правила с опорой на плакат.

Требования к безопасной организации экспериментальной деятельности:

Во-первых, все опыты должны быть безопасными для детей и представлять то или иное явление окружающего мира наглядно и ярко.

Во-вторых, хорошо продумана организация опыта и прежде всего участие дошкольников.

Третьим направлением в работе является взаимодействие с семьей.

С этой целью регулярно знакомлю родителей с элементарными опытами, которые они могут проводить дома через консультации, размещение видео обзоров с занятий, мастер-класс для родителей в рамках Дня открытых дверей на  тему «Занимательные игры из подручных материалов», Таким образом родители понимают, что экспериментирование, как и игра является ведущим видом деятельности дошкольников, повышается их компетентность в вопросах развития поисковой деятельности детей.

Элементарная поисковая деятельность и экспериментирование  обеспечивают наиболее высокую степень активности и самостоятельности детей. Поисковая деятельность проводится в определенной системе. Она начинается с анализа природного явления в связи с теми вопросами, которые возникают у детей в их разнообразной деятельности. Из этого формируется познавательная задача, как правило, проблемная. Она требует установления причин явлений, связей и отношений между явлениями природы.

На основании результатов мониторинга развития детей, можно сделать вывод, что у воспитанников, с которыми планомерно проводилась работа по поисково-исследовательской деятельности к окончанию дошкольного детства уровень предпосылок познавательных универсальных учебных действий достаточный, чтобы на основе их продолжили формироваться УУД в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста через поисково-исследовательскую деятельность»

Данный материал предназначен для воспитателей детского сада, а также для всех тех, кто интересуется вопросами современного дошкольного образования....

Методическая разработка: Развитие познавательной активности старших дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность

В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», уделяется недостаточно внимания проблеме активизация познавательных интересов и формирование навыков ...

Методическая разработка по теме "Развитие познавательной активности детей с ОНР через поисково-исследовательскую деятельность"

Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обит...

Авторская программа:"Развитие познавательной активности детей через поисково-исследовательскую деятельность"

Авторская программа:"Развитие познавательной активности детей через поисково-исследовательскую деятельность"...

Стендовый доклад "Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей через поисково-исследовательскую деятельность".

Формирование у детей основ научного мировоззрения ,  целостности мыслительного процесса, через развитие познавательной активности, в ходе которого ребенок последовательно выделяет в доступных ему...

Методическая разработка по дополнительному образованию "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через поисково-исследовательскую деятельность"

АннотацияВ данной методической разработке представлена система работы по познавательно – исследовательской деятельности в рамках организации кружковой работы «Юные исследователи» воспитателя подготови...

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по теме самообразования «Развитие речи детей через поисково-исследовательскую деятельность» интегрированное занятие в старшей группе Тема: «Умная галка»

Технологическая картанепосредственно-образовательной деятельности по теме самообразования«Развитие речи детей через поисково-исследовательскую деятельность»интегрированное занятиев старшей...