Лексическая тема "Семья.Новый год"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Распределение дидактических игр на учебную неделю по лексической теме: "Семья. Новый год."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskaya_tema_semya._novyy_god.docx | 31.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема «Семья»
Понедельник
Цель: формирование словарного запаса по лексической теме.
Дидактическая игра «Один - много» (можно играть с мячиком)
Один брат – много …братьев Один внук – много …внуков Один правнук – много …правнуков Один праздник – много …праздников | Одна сестра – много …сестер Одна внучка – много ….внучек Одна правнучка – много …правнучек Одна семья – много …семей |
Дидактическая игра «Есть - нет»
Есть сестра – нет …сестры
Есть бабушка – нет бабушки
Есть мама – нет …мамы
Есть папа – нет …папы
Есть брат – нет… брата
Есть родители – нет … родителей
Есть внуки – нет … внуков и т.д.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Мама - … мамочка, мамуля
Папа - … папочка, папуля
Сестра - …сестренка, сестрёночка
Брат - … братик, братишка
Бабушка - …бабуля, бабулечка и т.д.
Вторник
Цель: обогащение и закрепление словарного запаса по лексической теме.
Дидактическая игра «Жадина»
ОНА МОЯ – мама, сестра, бабушка, тетя…
ОН МОЙ – папа, брат, дед, дядя…
ОНИ МОИ – дети, родители, внуки…
Дидактическая игра «Какой, какая, какие?»
- Мама (какая?) – добрая, заботливая, ласковая, единственная…
- Папа (какой?) – сильный, умный, трудолюбивый ...
- Бабушка (какая?) – энергичная, веселая, молодая…
- Дедушка (какой?) – строгий, высокий, сильный, спортивный…
- Брат (какой?) – младший, старший, умный, красивый …
- Сестра (какая?) – старшая, красивая, умная…
- Семья (какая?) – большая, маленькая, полная, дружная … и т.д.
Дидактическая игра «Что делают ?» (составить предложения)
- Мама заботится, кормит, стирает, учит уроки с детьми…
- Папа работает, ремонтирует, водит машину…
- Бабушка читает, выращивает рассаду, поет, печет пироги…
- Брат ходит в садик, занимается спортом, растет…
- Сестра учится, убирается, моет посуду, танцует…
- Тетя работает, смеется, развивается, делает карьеру…
- Дядя копает грядки, сажает деревья, ремонтирует машину…
Среда
Цель: развитие грамматической стороны речи по лексической теме.
Дидактическая игра «1-3-5»
Одна сестра - три сестры – пять сестер
Одна бабушка – три бабушки – пять бабушек
Один внук – три внука – пять внуков
Один брат - три брата – пять братьев
Одна семья – три семьи – пять семей и т.д.
Дидактическая игра «Кто сташе, кто младше?»
Если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).
Если у цапли длинные ноги, то она – длинноногая.
Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).
Если у аиста красный клюв – красноклювый.
Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).
Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).
Если у ласточки, у неё длинный хвост. Она... (Длиннохвостая)
Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).
Если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).
Если у цапли длинные ноги, то она – длинноногая.
Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).
Если у аиста красный клюв – красноклювый.
Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).
Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).
Если у ласточки, у неё длинный хвост. Она... (Длиннохвостая)
Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).
Если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).
Если у цапли длинные ноги, то она – длинноногая.
Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).
Если у аиста красный клюв – красноклювый.
Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).
Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).
Если у ласточки, у неё длинный хвост. Она... (Длиннохвостая)
Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).
- Папа и сын (папа старше, а сын младше)
- Мама и дочь …
- Бабушка и внучка…
- Дедушка и внук…
- Тетя и племянник…
- Дядя и племянница…
Дидактическая игра «Кто кем приходиться?»
- Кто девочка для мамы (папы)? - дочка
- Кто мальчик для мамы (папы) ? – сын
- Кто мальчик для девочки? – брат
- Кто девочка для брата? - сестра
- Кто мальчик для бабушки (дедушки)? – внук
- Кто девочка для бабушки (дедушки)? – внучка
- Кто девочка для тети (дяди) – племянница
- Кто мальчик для тети (дяди) – племянник
- Кто мама для бабушки (дедушки)? – дочь
- Кто папа для бабушки (дедушки)? – сын
Четверг
Цель: развитие связной речи, логического мышления, памяти.
Дидактическая игра «4 –й лишний»
- Девочка, мама, папа, сын
- Муж, чиж, жена, дети
- Лена, жена, бабушка, внучка
- Девочка, мама, бабушка, отец
- Мальчик, папа, дедушка, мама
- Брат, сестра, родители, свидетели
Дидактическая игра «Закончи предложение»
- Я кушаю и папа … (кушает)
- Я пою и мама … (поёт)
- Я поливаю цветы и бабушка …(поливает цветы)
- Я читаю книгу и дедушка …(читает книгу)
- Я мою посуду и сестра …(моет посуду)
- Я подметаю пол и брат …(подметает пол)
Составление рассказа про семью.
1.Как тебя зовут? Сколько человек в твоей семье?
2. Как зовут твоих родителей (имя и отчество)?
3. Кем работает мама? Что она любит делать дома?
4. Кем работает папа? Что он любит делать дома?
5.Есть ли у тебя брат (сестра)? Чем он (а) занимается?
6. Как вы проводите время вместе с семьёй?
Пример рассказа.
Меня зовут Дима. Моя семья – это мама, папа и я. Мою маму зовут Тамара Ивановна. Она работает зубным врачом. Дома мама любит печь пироги. Моего папу зовут Иван Васильевич. Он работает на заводе слесарем – сборщиком. Папа любит собирать пластмассовые модели техники. У меня нет ни сестры, ни брата. Всей семьей мы часто выезжаем на природу, чтобы ловить рыбу, купаться и загорать. Мы любим вместе ходить в кино.
Пятница
Цель: обобщение материала по изученной лексической теме.
Дидактическая игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»
- Бабушка носит халат. Халат чей? – бабушкин
- Дедушка носит очки. Очки чьи? – дедушкины
- Мама носит шарф. Шарф чей? – мамин
- Папа ремонтирует инструментами стул. Инструменты чьи? - папины
- Дочка носит платье. Платье чьё? – дочкино
- Вася носит часы. Часы чьи? – Васины.
- Катя носит брюки. Брюки чьи? - Катины
- Оля играет в игрушки. Игрушки чьи? – Олины
- Петя катает паровоз. Паровоз чей? – Петин
Дидактическая игра «Кто - какой?» (превосходная степень прилаг.)
- Папа старший, а дедушка еще старше
- Брат молодой, а сестренка - ...
- Племянник большой, а дядя - ...
- Мама высокая, а папа -...
- Дочь красивая, а мама -...
- Внук сильный, а дедушка -...
- Папа мудрый, а бабушка -...
- Тетя хитрая, а племянница -...
Дидактическая игра «Объясни и выучи поговорки и пословицы о семье»
- При солнышке тепло, при матери добро.
- Лучше нет дружка, чем родная матушка.
- Для матери ребёнок до ста лет дитёнок.
- Родителей чти – не собьешься с пути.
- Это клад, когда в семье лад.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Где любовь, да совет – там и горя нет.
Подготовила Канева И.С. воспитатель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»
Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...
НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)
НОД по развитию речи для детей 5 – 6 лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...
Викторина «Татарча сөйләшәбез» В процессе викторины решается комплекс задач: - усвоение лексического минимума; - приобретение необходимого словарного запаса; - развитие речевых навыков (произносительных, лексических, грамматических)
Викторина «Татарча сөйләшәбез»В процессе викторины решается комплекс задач:- усвоение лексического минимума;- пр...
Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.
В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой. Программа хорошо проработана, по н...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Материал для теоретической и практической подготовки студентов по специальности "Дошкольное образование" на тему "Овощи" Лексический материал Лексический материал
Лексический материал "Овощи"...
ККонспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы» _____________________________________в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы» ________________________________________
Конспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы»...