Лексическая тема "Человек"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Канева Ирина Сергеевна

Распределение дидактических игр на учебную неделю по лексической теме: "Человек"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema_chelovek.docx28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема  «Человек».

Понедельник

Цель: формирование  словарного запаса по лексической  теме.

Существительные: тело, туловище, голова, глаза, уши, нос, ноздри, рот, зубы, губы, язык,  волосы,  веки, щеки, лицо, лоб, брови, ресницы, подбородок, руки, пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец), локти, ладони, ногти, ноги, ступня, пятка, колени, плечи, спина, грудь, живот,  люди, мужчина, женщина, девочка, мальчик.

Прилагательные: высокий, низкий, широкий, узкий, худой, полный, толстый, длинный, тонкий, большой, маленький, левая, правая, нижняя, верхняя, детский, взрослый, карие, голубые, серые, зеленые, густые, вьющиеся, кудрявый, грустный, веселый.

Глаголы: стоять, лежать, ходить, слушать, слышать, думать, поднимать, опускать, поворачивать, крутить, прыгать, бегать, смотреть, нюхать, трогать, щупать, двигать, ловить, показывать, носить, дышать, чувствовать, расти.

Дидактическая игра «Один - много»

Один палец  — много пальцев       Одно плечо — много плеч
Одна рука — много рук                  Одна нога — много ног
Один язык — много языков            Одно колено — много коленей                    Одно ухо — много ушей                 Один лоб — много лбов                          

Дидактическая игра  «Есть  -  нет»

Есть рука (нога, спина, пятка)  – нет …руки (ноги, спины, пятки)

Есть нос (лоб, рот, зуб) – нет …носа (лба, рта, зуба)

Есть волосы (уши, зубы, руки)  – нет …волос (ушей, зубов, рук)

Есть плечо (туловище, лицо)  – нет …плеча (туловищ, лица)

Дидактическая игра  «Он, она, оно, они»

Язык (палец, лоб, нос, рот, живот…) – он мой

Рука (спина, ступня, ладонь…) – она моя

Лицо (туловище, плечо…) – оно моё

Волосы (зубы, губы, плечи, ноги…) – они мо

Вторник

Цель: обогащение  и закрепление словарного запаса по лексической  теме.

Дидактическая игра  «Назови ласково»

Тело — тельце                               голова — головка, головушка
рука — ручка, рученька                   нога — ножка, ноженька
палец — пальчик                             глаз — глазик, глазок
уши — ушки                                    шея — шейка
нос — носик                                    рот — ротик, роток
зуб — зубик, зубок                          губа — губка
язык — язычок                                пятка — пяточка
локоть — локоток                           плечо — плечико
спина — спинка                              живот — животик
щека — щечка                                лицо — личико
ладонь — ладошка                          голос — голосок

Дидактическая игра  «Какой? Какая? Какое? Какие?»

Рука (какая?) – маленькая, большая, тёплая, чистая, детская….

Нос (какой?)  - длинный, курносый, чистый, маленький….

Лицо (какое?) – доброе, злое, чистое, грязное, новое…

Волосы (какие?) – прямые, кудрявые, волнистые, светлые, рыжие, мягкие….

Дидактическая игра «Что мы делаем?»

  • Что мы делаем глазами? (смотрим, моргаем, закрываем, открываем)
  • Носом? (дышим, нюхаем, сморкаемся)
  • Ртом? (разговариваем, едим, улыбаемся, кричим, смеёмся…)
  • Руками? (трогаем, берем, хлопаем)
  • Ногами?   (прыгаем, шагаем, топаем, бегаем…)  и т.д.

Среда

Цель: развитие грамматической стороны речи по лексической  теме.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Большой  рот — ….маленький рот

Здоровый зуб  - …больной зуб

Чистые руки – …грязные руки  

Длинные ноги  -…короткие ноги

Злое лицо – …доброе лицо  

Мягкие волосы  - …жесткие волосы

Широкие плечи  - … узкие плечи

Длинная рука - …короткая рука и т.д.

Дидактическая игра  «1-3-5»

(«Несуществующее животное или инопланетянин»)

Одна рука - три руки – пять рук

Одна голова – три головы – пять голов

Один нос – три носа – пять носов

Одно лицо  - три лица – пять лиц

Один палец – три пальца – пять пальцев и т.д.

Дидактическая игра  «Исправь ошибку и скажи правильно»

Руками мы едим.

Ногами мы пишем.

Ушами мы видим.

Глазами мы чувствуем.

Носом мы слышим.

Руками прыгают, а ногами трогают.
Глазами нюхают, а носом смотрят.
Ушами едят, а ртом слушают.
Ногами хлопают, а руками топают.
Ногтями берут, а руками царапают
.

Четверг

Цель: развитие связной речи, логического мышления, памяти.

Дидактическая игра  «4-й лишний»

Бедро, ступня, ботинок, нога

Голова, шапка, щека, шея

Перчатки, пальцы, запястье, ладонь

Глаза, нос, рот, очки  …

Составление рассказа про сказочного героя

1. Как зовут героя (мультфильма, книги)?  

2. Какое у него (нее) лицо?

3. Какие глаза, какого цвета?

4. Какие у него (нее)  уши?

5. Какой у него (нее) нос?

6. Какие у него (нее) волосы?

7. Почему он (она) тебе нравится?

Пример рассказа

Я расскажу про Мальвину. У нее очень умное лицо. У Мальвины большие голубые глаза. У нее маленькие уши. У нее длинные голубые волосы. Мне нравится Мальвина потому, что она очень умная и хочет научить писать и считать Буратино.

Пятница

Цель: обобщение материала по изученной лексической теме.

Выучить наизусть стихотворение «Части тела »

Называем мы слова: лоб, затылок, голова,

Шея, плечи, пальцы, ногти, кулаки, ладошки, локти,

Нос, живот, колени, пятки, губы, бедра и лопатки.

Дидактическая игра  «Сравни части тела»

У волка пасть – у человека …рот

У кошки шерсть – у человека…волосы

У медведя лапы – у человека … ноги

У слона хобот – у человека …нос

У собаки морда – у человека … лицо

Дидактическая игра «Многозначность слов»

(звучат одинаково, но имеют разное значение)

Нос – у самолета, чайника

Ручка  - у двери, сумки

Глазок – в двери, у картошки

Горлышко – у бутылки

Спинка – у стула

Кисть – малярная, винограда

Язычок – у ботинка

Ножка – у стула, у гриба

Дидактическая игра «Объясни словечко»

Если у человека темные волосы, то он …темноволосый

Если у человека светлые волосы, то он… светловолосый

Если у человека рыжие волосы, то он…рыжеволосый

Если у человека широкие плечи, то он …широкоплечий

Если у человека один глаз, то он … одноглазый

Если у человека одна нога, то он … одноногий

Подготовила Канева И.С. воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.

        В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной  логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой.  Программа хорошо проработана, по н...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...