"Город волшебства"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
"Город волшебства"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspet_po_opytno-eksperimentalnoy_deyatelnosti_gorod_volshebstva.docx | 21.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
«Город волшебства»
(с использованием здоровьесберегающих технологий, технологии проектной деятельности, ИКТ)
Цель:
Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные:
Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое
мышление.
Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
Объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (надувание шара, распускание цветов в воде).
Развивающие:
Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
Познакомить со свойствами воды, подсолнечного масла.
Воспитательные:
Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.
Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.
Методы и приемы:
Словесные: вопросы, художественное слово.
Наглядные: иллюстрации, макет вулкана, колба с молоком.
Практические: физкультминутка, исследование предметов.
Словарная работа: волокна, грифель, белок казеин.
Оборудование: набор бумажных цветов, мешочек с крупами, стакан с молоком и подсолнечным маслом, макет вулкана и реактивы (сода, уксус), краски, кисти, бумага.
Ход занятия
Волшебник: - Здравствуйте, ребята. Добро пожаловать в Город волшебства.
А вы знаете, кто творит волшебство?
Дети: волшебники, феи
Волшебник: - Правильно, ребята, в нашем городе живут только добрые волшебники и феи. Они всегда помогают тем, кому нужна помощь. Я приглашаю Вас в путешествие. Начнем мы его с «Сада цветов». Цветы в нем не увядают круглый год. Хозяйка здесь фея цветов Ее самое любимое место в этом саду - волшебный пруд. Она готова показать нам свое волшебство, но сначала надо отгадать загадки о цветах.
Загадки:
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -
Остался стебелёк.
Ответ: Одуванчик.
Так маленького Васю называют
И те цветы, что в поле собирают.
Ответ: Василёк.
Звоночек синенький висел.
Ни разу в жизни не звенел.
Ответ. Колокольчик.
Золотая шапочка, белая рубашка.
Как зовут цветок?
Ответ. Ромашка.
Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются.
Ответ: Кувшинки.
Волшебник: Кувшинки зовут цветами русалок, они бывают и белые, и желтые и розовые. За то, что Вы отгадали все загадки, Фея цветов подарила вам по одному «волшебному» цветку (детям раздают бумажные цветы).
Ребята, а приходилось ли Вам наблюдать, как распускаются цветы? Попробуем опустить подарки Феи в наш волшебный пруд и посмотрим, что произойдет с нашими маленькими цветочками.
Опыт «Цветок расцвел»
Дети опускают в воду бумажные цветы со сложенными лепестками. В воде волокна бумаги разбухают – цветы « распускаются».
Волшебник:
- Спасибо Фее цветов!
Что, ж продолжим путешествие. Ой, что это тут за мешочек. (Раскрывает, в нем смесь манки и гороха (риса). Я знаю, откуда он взялся. Это феечка, крестная Золушки обронила. Помните, в сказке она помогла Золушке отправиться на бал, и ей не пришлось отделять разные крупы друг от друга. Хотите помочь фее разобрать крупы?
Опыт «Поможем Золушке»
(Дети сначала пытаются вручную отобрать крупы.)
Волшебник: Да работа идет очень медленно, а не воспользоваться ли нам волшебством (взмах палочки) и появляется сито. Знаете, что надо делать? Дети: просеять крупу.
Волшебник: Почему так можно разделить крупы?
Дети: Горох крупный – не пройдет в ситечко, а мелкая манка высыпается в тарелку.
Дети просеивают крупы.
Волшебник:
- Ребята, молодцы! Крестная фея будет очень рада. Мне кажется, я слышу музыку. Да, это наш волшебник Вальсик снова танцует.
Он умеет танцевать самые разные танцы: вальс, польку, танго и танец со странным названием ча-ча-ча!
У каждого из Вас обязательно есть какая-то любимая вкусность. Я, например, просто не могу жить без шоколада. А Вальсик очень любит молоко.
1. Откуда пришло к нам выражение «Молочные реки, кисельные берега»?
Дети: из сказок.
2. Назовите животных, которые выкармливают своих малышей молоком?
Дети: корова, овца, коза, самка осла, оленя, верблюд, ежи, кролики киты, дельфины.
Волшебник:
- Правильно, ребята, а Вы знаете, что в молоке есть волшебный белок казеин - он придает молоку белый цвет. Самое белое молоко у кроликов, потому, что этого белка больше, чем у других животных.
3. Какое молоко называют «парным молоко»?
Дети: это молоко, которое только что дала корова.
4. Есть выражение: «молоко убежало». Но у молока нет ног, почему так говорят?
Дети: Молоко убегает при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты кастрюлю с молоком, то существенная часть молока из неё просто вытечет.
Волшебник: А наше молоко не только умеет « бегать» но еще и «танцует». Пока Вальсик репетирует, оно потихоньку танцует. Танцевать вальс одному невозможно, вот и пригласили масло. Масло плавает на поверхности молока, потому что молоко тяжелее масла. Ученые говорят, что вода более плотная, чем масло. (Волшебник демонстрирует бокал с молоком, на поверхности которого налито подсолнечное масло.) Хотите посмотреть их танец?
Дети: Да!
Опыт «Танцующее молоко».
Аспирин в молоке растворяется, выделяя углекислый газ. На границе масла и молока появляются причудливые пузырьки.
Волшебник: Танец начинается! (Бросает шипучий аспирин.) Ну, что понравился Вам танец молока?
Дети: Да
Волшебник: Пора и нам размять свои ножки и станцевать с веселыми насекомыми.
Физкультминутка
Чок- чок, каблучок! (потопать ногами)
В танце кружится сверчок, (покружиться)
А кузнечик без ошибки (движения руками, как при игре на скрипке)
Исполняет вальс на скрипке.
Крылья бабочки мелькают, (машем руками как крыльями)
С муравьём она порхает, (покружиться на подскоках)
Под весёлый гопачок (танцевальные движения, как в гопаке)
Лихо пляшет паучок.
Звонко хлопают ладошки! (похлопать в ладоши)
Всё! Устали наши ножки! (сесть или наклониться вперёд, руки свесить вниз)
Теперь отправимся в гости к Фее рисования (Дети садятся за столы.)
Волшебник: Ребята, а Вы умеете рисовать?
Дети: Да
Волшебник: Ребята, у Феи рисования всегда все готово для творчества. Есть и бумаги, и кисти, и краски. Но Фея просила ответить Вас на вопросы:
1. Чем еще кроме красок можно рисовать?
Дети: карандаши, мел, тушь.
Волшебник: Рисовать мы будем непростые рисунки, а волшебные. Даже у тех, кто только учиться рисовать получатся замечательные рисунки. Не верите? Вам только нужно взять кисть, набрать краску и закрасить лист краской.
Опыт «Волшебные рисунки».
Дети проводят кисть по бумаге, на которой заранее парафином нанесены рисунки и на цветном фоне начинают проявляться различные картинки: домики, солнышко, цветы Волшебник вместе с детьми «рисует» свой рисунок на листе.
Волшебник: Какие Вы молодцы, у всех получились замечательные рисунки.
Ребята, у Феи рисования даже вода ведет себя необычно. Вода всегда стремится вниз: падает с водопада, устремляется с горы.
Опыт «Волшебная вода»
Волшебник: Давайте посмотрим, как же она поднимается вверх. Фея приготовила для Вас цветные полоски, опустите их в воду. Что происходит? Дети: Цветные дорожки поднимаются вслед за водой вверх.
Волшебник: Опыт показывает, как происходит процесс впитывания воды твердым телом. На этом волшебство не заканчивается.
Пришла пора заглянуть в гости к волшебнику Громушке - повелителю грозы, воздуха, извержения вулканов. Перенесемся к нему с помощью волшебной палочки, (взмах палочкой).
Вот мы и на месте. О, у него здесь самый настоящий вулкан и разноцветные шары. Это напоминание о детстве, все мы в детстве любим шарики. Да только Громушка так занят, что ему просто некогда их надувать. Но это не беда! Шары сами умеют надуваться. Смотрите!
Опыт «Надувание шарика».
В шар предварительно насыпают соду, в бутылку наливают уксус и надевают шарик на горлышко бутылки. В ходе реакции идет бурное выделение углекислого газа - шар надувается.
Волшебник: Громушка разрешил нам сегодня устроить у него маленькое извержение вулкана. В жизни это очень грозное, опасное явление природы. Нам же не стоит волноваться.
Опыт «Извержение вулкана»
Проводится опыт гашения соды уксусом в импровизированном вулкане.
Волшебник: Вот и потух наш вулкан. Ребята, в нашем городе мы не только показываем волшебство, но и объясняем его.
Наше путешествие подходит к концу.
Пришло время прощаться. На этом волшебство и чудеса не заканчиваются, они всегда вокруг нас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ООД: «Город Волшебства».
Цель:Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование; обобщить полученные ...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Город волшебства»
Цель:Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.Задачи:1.Упражнять в ...
Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе «Город волшебства»
Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе«Город волшебства»...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Город волшебства»
Цель:Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.Задачи:Образовательны...
Конструкт "Город волшебства"
Экспериментальная деятельность в подготовительной группе...
Конспект образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе «Город Волшебства»
Образовательная область - познавательное развитие....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Город волшебства» для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет
Занятие способствующее развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование....