НОД по познавательному развитию в средней группе "Труд людей зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Сергеева Алевтина Анатольевна

Занятие по окружающему миру в средней группе "Труд людей зимой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_srednyaya_mo.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект

 интегрированной непосредственной образовательной деятельности                    в средней группе

Тема: «Труд людей зимой»

Цель: Формирование представлений детей о труде людей зимой.                           Задачи:

Обучающие 

  • Знакомить детей с профессиями  людей, работающими в сельской местности, подчеркивать значимость их труда.
  • Учить устанавливать связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.                                                                                                
  • Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия, движение.                                                                                                                    

Развивающие

  • Формировать первичные представления о сферах человеческой деятельности; дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности (с опорой на опыт детей).
  • Расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда
  • Развивать интерес детей к миру природы, к природным явлениям.                     Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.
  • Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.

Воспитательные

  • Воспитывать положительное отношение к труду других людей, желание трудиться.
  • Воспитывать у детей умение замечать красоту зимней природы.

Образовательные области:

- речевое развитие

- физическое развитие

- художественно-эстетическое развитие

-познавательное развитие

Приоритетная образовательная область: социально-коммуникативное развитие

Виды деятельности детей:

-  коммуникативная

- игровая

- восприятие художественной литературы и фольклора

- музыкальная

- двигательная

Здоровьесберегающие технологии:  подвижная игра «Снег руками нагребая»

Оборудование: ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), лопата для уборки снега, сено, мяч, тесто и семена подсолнечника.

Методы: 

- наглядный (демонстрация слайдов)

- словесный (рассказ педагога)

- практический (воображаемая ситуация, дидактическая игра)

Приёмы: показ способа действий,  проговаривание ответов (индивидуально, хором),  вопросы (уточняющие, поисковые), пояснение, поощрение,  внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, создание игровой ситуации, художественное слово: стихи, рассматривание,  игры                      с движением.

Предварительная работа: образовательные ситуации по познавательному и речевому развитию в течение учебного года, разучивание подвижной игры, чтение произведений художественной литературы и фольклора, рассматривание иллюстраций и картинок с изображением трудовой деятельности, наблюдение за уборкой снега на улице

                       

 

                    Ход образовательной ситуации

  1. Организационный момент            СЛАЙД 1

Дети с воспитателем входят в группу под музыку «Пришла зима»

Воспитатель:

- Я рада видеть вас здоровыми, весёлыми,  такими  красивыми, с хорошим настроением! Сегодня на улице пасмурно и холодно, а в нашей группе светло и тепло! А тепло от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко.  Мне очень хочется, чтобы солнечное  настроение у вас сохранилось до самого вечера, и вы смогли поделиться им с нашими гостями. Давайте  им улыбнёмся  и скажем «Здравствуйте».  

                          Дети садятся на стульчики.

Воспитатель:

- Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

Но, ребята, пожалуйста запомните правило:

На занятии наши глаза внимательно смотрят и все … (видят).
   Уши внимательно слушают  и  всё …(слышат).
  Голова хорошо … (думает).

Давайте внимательно слушать, смотреть и думать, чтобы всё увидеть и запомнить! Итак

Соблюдайте тишину,

Я рассказывать начну.

- Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года наступило? (зима)

Как мы определили, что наступила зима? (выпал снег, стало холодно, люди стали теплее одеваться).

Действительно   СЛАЙД 2 -3

 - Так недавно к нам в оконце
Каждый день глядело солнце.
А теперь пора настала —
В поле вьюга загуляла.
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла… (зима)                                                                                      

- Всё стало вокруг белое, нарядное. Но с приходом зимы у людей появляются новые дела и заботы, как в городе, так и на селе. Какие? Давайте мы с вами поговорим об этом.

II. Основная часть

  1. Уборка снега. 

СЛАЙД  4

Одна из забот жителей городов и деревень – расчистка снега.

 Как называется явление, когда идёт снег? (снегопад)  

После обильных снегопадов трудно проехать и пройти по улицам и дорогам.  СЛАЙД  5

В городе  тротуары от снега чистят дворники, работники коммунальных служб.                       СЛАЙДЫ 6-7

 Они откидывают снег в сторону, скалывают лёд и посыпают тротуары песком.  А для чего посыпают песком? (чтобы не было скользко)

А ещё убирают снег с крыш домов и скалывают сосульки.

Почему это нужно делать? (снег с крыши и сосульки могут упасть вниз на людей, машины )

Коммунальная служба есть и у нас в городе. А как называется наш город? (Новоржев).    

  Автомобильные дороги  тоже  расчищают  от снега и посыпают песком. Это делают  специальные  машины и тракторы дорожных служб.       СЛАЙД 8

 Нам с вами довелось увидеть, как рабочие убирали снег с проезжей части: трактор нагружал снег в кузов грузовой машины. Грузовик увозил снег за город, в поле, чтобы другие машины  и люди могли свободно передвигаться по улицам.

Если в городе улицы расчищают специальные службы, то в сёлах и деревнях хозяева сами расчищают дорожки к дому, хозяйственным постройкам и т.д.                          СЛАЙД  9

Как вы думаете, какой инструмент нужен для того, чтобы расчистить снег около дома? (лопата)  Посмотрите, какая лопата есть у меня. Хотите подержать?  Конечно, лопатой снег чистить нелегко и долго. Работа  эта затруднительная. Но, есть один  весёлый способ  уборки  снега. Слепить снеговика. Давайте попробуем  его испытать. Предлагаю вам игру.

 Игра с ускорением «Снег руками нагребаем»  (после игры садятся на места)

Конечно, руками снег нагребать тоже не просто, зато весело. Но пора продолжать. Садитесь на стульчики.

Помните:  уши слушают и всё слышат, глаза смотрят и всё видят, а голова - думает

  1. Уход за животными

Зимой  прибавляется  у сельских жителей хлопот и по уходу за домашними животными. Каких домашних животных вы знаете? (корова, овцы, лошадь, коза, кролики )     СЛАЙД 11

Пока было тепло, животные паслись в поле, но с приходом холодов хозяева помещают их в специальные постройки – коровники, хлева.

Большие стада  содержат на фермах.  СЛАЙД 12

За животными на фермах  ухаживают животноводы: доярки, скотники, телятники, конюхи.             СЛАЙДЫ 13 - 14

Доярки что делают?   - Доят коров

Скотники что делают? -  Убирают навоз, раздают корм.

Конюхи что делают?  - Ухаживают за лошадьми.

Телятники что делают? - Ухаживают за телятами.

 Несколько раз в день животных нужно поить водой, менять подстилку, кормить.

 А чем  зимой кормят домашних животных?  (сеном) 

Что такое сено? (высушенная трава). (показать) 

Сено  для зимы заготавливали летом в сухую солнечную погоду: косили и сушили  сочную траву, чтобы зимой животные могли вдоволь есть душистое сено.

 Зимой у многих животных появляются малыши. За ними тоже нужен особый уход. Животноводы следят за тем, чтобы  детёныши животных не замёрзли, не заболели и были сыты. А как называют детенышей  домашних животных вы знаете?  Сейчас проверим.  Мы поиграем  в игру  «Снежок бросай,  малыша называй». Становитесь в круг.  У меня есть вот такой снежок. Я бросаю одному из вас снежок и называю домашнее животное, а возвращаете снежок мне и называете детёныша этого животного.

Дидактическая игра «Снежок бросай,  малыша называй»

Корова – телёнок

Лошадь  -  жеребёнок

Коза - козлёнок

Овца – ягнёнок

Свинья - поросёнок

Крольчиха - крольчонок

                              И наоборот: называю малыша, а вы маму.

                        После игры дети садятся на места.(молодцы или не очень)

Труд  животноводов нелёгкий, отнимает много физических сил. Но благодаря  их труду, заботе о животных мы получаем полезные  молочные и мясные продукты.

А наша работа сейчас: слушать, смотреть и думать!

  1. Забота о зимующих птицах.

- Люди зимой заботятся не только о домашних животных, но о зимующих птицах.                                                                                                                                    Каких зимующих птиц вы знаете? (воробей, синица, голубь и др.)    СЛАЙД 15

 Как люди заботятся о них? (устраивают кормушки, подкармливают) СЛ. 16

Какой корм можно давать зимующим птицам? (семечки, семена растений, белый хлеб)

У нас на участке тоже есть кормушки . СЛАЙД 17

 Обычные. Я хочу предложить  попытаться каждому сделать вот такую  необычную кормушку – съедобную. Смотрите какую кормушку я сделала.

Продуктивная деятельность.

Показываю и рассказываю, дети повторяют.

Подготовить кусочки батона:  за край кусочка зацепить петлю из шпагата. Затем кусочек булки обмакнуть  с двух сторон в подготовленный клейстер из муки и воды. Клейстер должен быть не слишком густым.  После  этого «полуфабрикат» обвалять обеими сторонами в кормовой смеси (крупа, семечки, овсяные хлопья) и положить на поднос. «Кормушки»  подсушить в духовке  (на батарее). 

(дать каждому по кусочку, соблюдая очерёдность,  дети обмакивают батон    в смеси 1,2; укладывают на поднос; руки вытирают влажными салфетками; садятся на места)

- Посмотрите, какие необычные кормушки у нас получились, осталось их только высушить.  «Съедобные  кормушки» можно вывесить на ветки деревьев и наблюдать за птичками. Думаю, птичкам наше угощение очень понравится.

Ш.Заключительная часть 

Пока ваши уши слушали, и слышали, глаза смотрели и видели, а голова думала, наше  занятие подошло к завершению.  СЛАЙД 18

- Ребята, давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили? ( говорили о видах труда, который выполняют  люди  зимой в городах и сёлах)

- Какие же работы выполняют люди зимой? (чистят снег, ухаживают за домашними животными, заботятся о зимующих птицах)

- Кто чистит снег в городе (дворники, коммунальные работники)

- Кто ухаживает за животными на фермах? (доярки, скотники, и др.), а в деревне, селе?

-  А как вы можете трудиться и помогать взрослым? (чистить дорожки, сметать снег с крылечка, помогать ухаживать за домашними животными, кормить зимующих птиц)

- Вижу, вы многое узнали и запомнили, значит,  действительно  внимательно слушали  и смотрели. Было очень приятно с вами работать. Для вас угощение Вам спасибо за старание. А  нашим гостям скажем: «До свидания!»

СЛАЙД 19



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ЗИМУШКА-ЗИМА

Конспект занятия с элементами здоровьесберегающих технологий....

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Зимушка-зима»

Конспект  НОД по познавательному развитию в средней группе «Зимушка-зима»Цель: обобщить знания о зиме как о времени годаЗадачи: 1.Закрепить знание детей о зиме, зимних явлен...

ООД по познавательному развитию в средней группе "Птицы зимой"

Цель ООД - расширять и обогащать знания детей о зимующих птицах Башкортостана в зимнее время, их образе жизни....

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Зимушка-зима»

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Зимушка-зима»...