Проект по экологическому воспитанию «Берегите птиц зимой» (январь - февраль, 2023 г.)
проект по окружающему миру (средняя группа)

Султанова Алсу Мирсаитовна

Формирование основ экологической культуры, экологических знаний о зимующих птицах, бережное отношение к ним, желание помочь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_beregite_ptits_zimoy_sultanova.docx785.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад «Светлячок»

 

Проект

по экологическому воспитанию

«Берегите птиц зимой»

Средняя группа

Подготовила: Воспитатель

Высшей квалификационной категории

Султанова  Алсу Мирсаитовна

пос. Светлый

январь - февраль, 2023 г.

Информационная карта проекта

Тема проекта: «Берегите птиц зимой»

Цель проекта: Формирование основ экологической культуры, экологические знания о зимующих птицах, бережное отношение к ним, желание помочь.

        

Задачи проекта:

- формировать у детей общие представления о птицах, как о живых существах, имеющих ряд общих внешних признаков (крылья, перья, клюв, две ноги), но в тоже время, отличающихся друг от друга приспособлением к определенным климатическим условиям, способом питания;

 -   расширить знания детей о зимующих птицах,

 - формировать умения вести наблюдение за конкретными объектами: зимующими птицами нашего края;

 -  познакомить с интересными фактами из жизни зимующих птиц;

 -  привлечь детей и родителей к помощи птицам зимой;

 -  развивать творческие способности детей и интерес к жизни птиц;

 -  пополнить предметно-развивающую среду

Участники проекта: Педагог, воспитанники средней группы, родители воспитанников.

Тип проекта:

- по методу: познавательно-практический, экологический.

- по количеству участников:  групповой.

- по продолжительности: средней продолжительности (2 месяца).

Актуальность проекта: 

Экологическое воспитание в образовании является одной из актуальных проблем современности. Глобальный кризис окружающей среды привел к тому, что экологические проблемы стали центром внимания и дошкольных работников.

Бережное отношение должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро.

Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в жизни животных.

Мы решили реализовать проект  «Берегите птиц зимой». Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах родного края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года.

 В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым пробуждая чувства ребёнка.

Проблема:  В ходе воспитательно-образовательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

Возможные риски проекта и способы их коррекции:

Трудности и риски проекта:

Пути устранения:

Непонимание родителей

важности данной проблемы.

-Индивидуальная беседа о важности общего дела

-Консультация «Делаем вместе с детьми»

Риск потери темпа проекта

Для устранения риска, в проект включены инновационные формы работы с детьми, они представлены в игровой формы. Это стимулирует активность детей

Риск незавершенности

Четко продумываются шаги по достижению цели; тематика из близкого окружения и адекватна возрасту; совместное со взрослым поэтапное достижение цели

Интеграция образовательных областей        

Прогнозируемый результат:

В результате реализации проекта «Берегите птиц зимой» у детей пополнятся знания о зимующих птицах родного края, об их жизнедеятельности в зимний период, дошкольники смогут составлять описательные рассказы о зимующих птицах по сюжетным картинам.

Ребята научатся вести наблюдения за зимующими птицами в природе, производить анализ увиденного.

Овладеют умениями различать птиц по внешнему виду, оперениям, повадкам. Формируется умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку.

Выявится вовлеченность родителей в воспитательно-образовательный процесс (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

Обогащение РППС группы.

Обеспечение проекта:

- Информационные: презентации, научная и художественная литература по теме проекта, картотеки, наглядные и дидактические пособия ресурсысети интернет;

- Материально – технические: ноутбук, телевизор.

Продукт проектной деятельности:

- Акция «Покормите птиц зимой!»

- Выставка поделок

- Кормушки на участке «Птичья столовая»

Презентация проекта:  Фото отчет  проекта.

Этапы реализации проекта:

I.Подготовительный

  • Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
  • Обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта;
  • Поиск различных средств достижения целей;
  • Обогащение развивающей среды материалами по теме проекта: оформление центров развития в группе.

II.Основной

Цель: выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.

III  этап - заключительный.

  • анализ  полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.
  • оформление выставки  поделок
  • кормушки на участке «Птичья столовая»
  • презентация проекта.

Этапы реализации проекта:

Таб. № 1

пп

Мероприятия

Задачи

Ответственные

Сроки

Реализации проекта

I этап – подготовительный

1.1

Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода

Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования

Воспитатель

1-я неделя проекта

1.2

Составление плана над проектом.

Реализация мероприятий по проектной деятельности

Воспитатель

1-я неделя проекта

1.3

Консультация для родителей

 «Экологическое воспитание дошкольника».

Памятка для родителей Рекомендации родителям по лексической теме «Зимующие птицы»

Повышение  вовлеченности родителей в воспитательно-образовательный процесс в ходе реализации проектной деятельности.

Предложить рекомендации в выборе книг для чтения детям в рамках лексической темы.

Воспитатель, родители

1-2 неделя проекта

1.4

Подбор наглядного иллюстративного материала для детей по теме проекта.

Создать условия для реализации проекта

Воспитатель,
родители.

1-2 неделя проекта

1.5

Создание условий для организации работы: обогащение развивающей предметно-пространственной среды с активным взаимодействием с родителями воспитанников.

Воспитывать трудолюбие, развивать творчество детей.

Воспитатель, родители

1-3 неделя проекта

1.6

Ознакомление  родителей и детей с используемыми материалами по теме проекта.

Сформировать интерес у детей к проектной деятельности.

Воспитатель, родители,

дети.

1-3 неделя проекта

II этап - основной

2.1

Познавательное развитие

Наблюдение за зимующими птицами.

Наблюдение 1. «Какие птицы прилетают на участок?»
Наблюдение 2. «Как птицы передвигаются?»
Наблюдение 3. «Наблюдение за вороной».
Наблюдение 4. «Наблюдение за воробьями».
Наблюдение 5. «Следы птиц на снегу».

        

Расширять представление о зимующих птицах, воспитывать любовь и заботу о них, способствовать развитию наблюдательности.

.Формировать представление о птицах и их повадках. Упражнять в прыжках на двух ногах. Развивать координацию движений, умение ориентироваться на площадке. Закрепить умение классифицировать птиц по признаку «зимующие-перелетные».
развивать умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.


Двигательная деятельность на прогулке.

Подвижные игры: «Воробьи и кошка», «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках»
«Зимующие и перелетные птицы
«Воробушки и автомобиль»

Воспитатели, дети

На протяжении проекта

2.2

Беседа вводная. Рассматривание плакатов.

Рассказать детям о зимующих птицах родного края, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие); воспитанию заботливого отношения к птицам.

Воспитатели, дети

На протяжении проекта

2.3

Дидактические игры:

«Что есть у птиц?»

«Сложи птицу» (разрезные картинки)

«Угадай птицу по описанию»

«Посчитай птичек и назови».

«Большой – маленький»

воспитатель показывает на магнитной доске изображение птицы.

Скажите, что есть у птиц? (У них есть голова, туловище, спинка, брюшко, крылья, клюв)

формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить складывать картинку, разрезанную на четыре части, учить узнавать зимующих птиц по характерным признакам; развивать логическое

уточнять и закреплять знания детей о внешнем виде зимующих птиц, воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время.

совершенствовать умение считать в пределах 5, активизировать в речи названия птиц.

закрепить умение детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.

Воспитатели, дети

На протяжении проекта

2.4

 Трудовая деятельность: 

Подкармливание птиц, чистка кормушек.

        

Поручение детям «Покормим птиц в парке совместно с родителями»

 

воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время.

Воспитывать в детях желание заботиться о зимующих птицах.

Воспитатели, дети

На протяжении проекта

2.5

Восприятие  художественной литературы

Отгадывание загадок про зимующих птиц.

Чтение М. Горький «Воробьишко».

В. Сухомлинский «О чем плачет синичка»

Способствовать развитию мышления, речи.

Познакомить детей с литературной сказкой, формировать способность сопереживать героям, доброжелательно к ним относиться; воспитывать интерес к художественной литературе.

Способствовать расширению кругозора детей, учить детей отвечать на вопросы по тексту, рассказывать, что и о ком они узнали из рассказа.

Воспитатели, дети

На протяжении проекта

2.6

Беседа «Зачем беречь птиц зимой»

«Как живут наши пернатые друзья зимой»

Беседа «Какой корм любят зимующие птицы».

Ситуативный разговор «Расскажи  о зимующих  птицах!» (как кормить, чем кормить, как мы можем помочь, каких птиц, зимующих в родном крае ты знаешь?; и тд)

Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».

рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие), способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.

воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

формировать представления детей о том, чем питаются зимующие птицы, какая еда им вредна, развивать познавательный интерес к жизни птиц.

формировать умение устанавливать связь между перелётом птиц и наличием корма, подвести к пониманию и необходимости систематически их подкармливать.

Способствовать развитию мышления; сострадания к зимующим птицам во время зимы.

Воспитатели, дети

На протяжении проекта

2.7

Рисование «Снегирь»        

        

способствовать развитию умения передавать характерные особенности птиц, форму, размер, окрас.

Воспитатели, дети

3 неделя проекта

2.8

Лепка «Птичка»

Формировать умение детей лепить из пластилина птичку, передавая овальную форму тела; оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки; приобщать  отмечать разнообразие получившихся изображений, радоваться им.

Воспитатели, дети

4 неделя проекта

2.9

Пальчиковая гимнастики «Птичка»

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитатели, дети

На протяжении проекта

2.10

Просмотр познавательных фильмов для детей про зимующих птиц. Ресурсы сети интернет.

Расширять представления об окружающем мире, знакомится с новыми словами и явлениями; формировать оценочное

отношения к миру, развивать мышление, понимание

причинно-следственных связей.

Воспитатели, дети

4 – 5  неделя проекта

2.11

Презентация

«Как помочь птицам зимой?».
Составляем рассказ.
Дидактическое упражнение «Я начну, а вы закончите»

Учить составлять рассказ по сюжетным картинкам, учить детей отвечать на вопросы предложением. Расширять словарный запас.

Воспитатели, дети

На протяжении проекта

2.12

Коллективная работа

Макет «Зимующие птицы»

Уточнить и обобщить знания детей о зимующих птицах; воспитывать любовь, заботливое отношение к птицам, чувство ответственности за окружающий мир.

Воспитатели, дети

5 неделя проекта

2.13

Ручной труд

Тема: «Съедобная кормушка»

Формировать умение изготавливать съедобные печенья-кормушки для птиц, закрепить знания о кормах пригодных для зимующих птиц. Формировать начало экологического мировоззрения. Воспитывать желание помочь птицам пережить зиму.

Воспитатели, дети

6 неделя проекта

2.14

Прослушивание музыкальных произведений Э.Денисов «Пение птиц», Ю.Новиков «Зимние гости» и др.

Воспитывать в детях чувство прекрасного – любовь к природе, музыке.

Воспитатели, дети

На протяжении проекта

2.15

ООД «Зимующие птицы»

Формирование, усвоение знаний, почему зимующие птицы так называются; чем они питаются; где живут; в чем их польза; как люди помогают птицам в зимнее время.

Воспитатели, дети

7 неделя проекта

2.16

Творческая мастерская совместное изготовление детьми и родителями  кормушек для птиц  «Птичья столовая»

Дать возможность родителям проявить фантазию и изобретательность, продемонстрировать лучшие и самые оригинальные решения в оформлении кормушки.

Воспитатели, дети

На протяжении проекта

3 этап – заключительный.

Оформление результатов проекта

- Акция «Покормите птиц зимой!»

- Выставка поделок

- Кормушки на участке «Птичья столовая»

Результаты проекта

Проделанная работа достигла своей цели. У детей группы расширился кругозор и представления о зимующих птицах. Повысился общий уровень знаний детей об окружающем мире. Также они овладели конкретными знаниями о живой природе. У детей возникло и укрепилось желание заботиться о птицах совместно с родителями. Проектная деятельность позволила родителям активно участвовать в образовательно-воспитательном процессе и способствовала укреплению детско-родительских отношений.

Методическая литература:

1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».
3. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
4. С. Н. Николаева. Эколог в детском саду. Москва, 2003.120с.
5. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.
6. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Покормите птиц зимой» для детей старшей группы

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Покормите птиц зимой» для детей старшей группы...

Проект по экологическому воспитанию "Берегите Землю!"

Обострение экологических проблем во всем мире настоятельно требует преодоления потребительского отношения человека к природе, изменения его мироощущения, всего спектора взаимоотношений « человек – при...

Презентация: Проект по экологическому воспитанию "Берегите природу нашего края"

Цель: Формирование знаний детей старшего возраста о мире природы родного края через экологическое воспитание.                        ...

Паспорт проекта по экологическому воспитанию « Берегите природу нашего края»

Актуальность проекта:  Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих л...

Презентация по проекту по экологическому воспитанию «Помоги птицам зимой»

Презентация знакомит с этапами реализации педагогического проекта по экологическому воспитанию в ДОУ...

Проект по экологическому воспитанию «Покормите птиц зимой»

Тип проекта: информационно-познавательный, творческийВид проекта: групповойПродолжительность: краткосрочный (2 недели)Участники проекта: педагог, дети и родители старшей группы «Солнышко&ra...

Проект по экологическому воспитанию «Покормите птиц зимой!»

Проект по экологическому воспитанию «Покормите птиц зимой!»...