ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «СТОЛОВАЯ ДЛЯ ПТИЦ»
проект по окружающему миру (младшая группа)
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
НА ТЕМУ: «СТОЛОВАЯ ДЛЯ ПТИЦ»
Пояснительная записка
Стремительные перемены в мире и обществе приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет назад. Следовательно, необходимо изменить характер и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. В связи с этим, перед педагогами ДОО ставятся новые задачи - уже с дошкольного возраста закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность дает метод проектов (проектное обучение). Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области в соответствии с ФГОС ДО, реализующаяся через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный образовательный процесс. Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду:
- в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
- обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество детей и взрослых;
- развитие коммуникативных, познавательных и творческих способностей детей.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи проектной деятельности в младшем дошкольном возрасте:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты). В младших группах выбор темы проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей. Данный проект можно использовать в работе с детьми второй младшей и средней групп ДОО.
Тема проекта: «Столовая для птиц»
Автор: Точилина С.В.,
Вид проекта: длительный
Тип проекта: исследовательский, творческий, групповой.
Участники: воспитанники второй младшей группы, специалисты ДОУ, родители.
Форма проведения: в повседневной жизни и различных видах деятельности.
Срок реализации: декабрь 2020г. – февраль 2021г.
Актуальность: народная мудрость гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку. Посеешь привычку – пожнешь характер. Посеешь характер – пожнешь судьбу». Научить детей доброте и состраданию не просто. Для этого надо не раз и не два делать добрые дела, которые под силу детям. Не всем детям легко отодвинуть свое «Я», чем-то пожертвовать ради слабых и беззащитных. Дети должны попадать в такие ситуации, чтобы им хотелось посочувствовать, оказать помощь, ощутить себя сильными и способными на милосердие. Как в условиях детского сада смоделировать такие реальные ситуации? Ответ в принципе прост – надо найти того о ком можно позаботиться и взять под свою опеку. И зимующие птицы для этой цели очень хорошо подходят. Научив доброте и заботе маленького ребенка, мы сможем вырастить настоящего гражданина в будущем.
Идея: привлечь внимание детей и их родителей к роли человека в жизни зимующих птиц.
Цель: воспитание заботливого отношения к зимующим птицам через организацию «Столовой для птиц»
Задачи:
1. Воспитывать у детей интерес и чувство доброты по отношению к зимующим птицам.
2. Расширить представления детей о зимующих птицах: синице, воробье, снегире, галке, вороне. О внешнем виде этих птиц, питании, особенностях жизни в зимних условиях.
3.Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях. Научить детей правильно их подкармливать.
4. Поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений.
5. Развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую и мелкую моторику.
6. Развивать связную речь и умение правильно строить предложение.
7. Формировать бережное отношение к собственным поделкам и поделкам сверстников.
8. Заинтересовать родителей в изготовлении кормушек для птиц.
Интеграция образовательных областей:
-познавательное развитие - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, звучании, количестве, части и целом, причинах и следствиях).
- социально-коммуникативное развитие - развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в природе.
- речевое развитие - обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
- художественно-эстетическое развитие - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
- физическое развитие - развитие координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, овладение подвижными играми с правилами.
Ожидаемый результат:
• создание необходимых условий в группе по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц;
• активное участие детей совместно с родителями в заботе о зимующих птицах (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой);
• развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков;
• активное участие родителей в реализации проекта.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этап проекта | Содержание деятельности | Практические материалы |
I. Погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности. | 1.Наблюдение за птицами на участке. | 1.Ситуативные беседы: «Какие птицы прилетают на наш участок», «Чем питаются птицы зимой?» |
2. ООД по окружающему миру тема: «Зимующие птицы». Образовательная область: «Познавательное развитие». | 2. План ООД; электронная презентация «Зимующие птицы нашего края»; ноутбук, проектор. | |
3.Рассматривание иллюстраций зимующих птиц. | 3.Демонстрационный материал для занятий в группах детского сада «Птицы» - «Весна- дизайн» | |
4.Чтение художественной литературы (стихи, рассказы о птицах). | 4. Рассказ Бианки В. «Бесплатные столовые», Вайнилайтис М. «Вот так ягоды», С.Есенин «Воробушки», | |
II.Выбор идей, поиск путей решения проблемы | 1.Наблюдение за птицами на участке. | 1.Ситуативная беседа «Как птицы ведут себя зимой»; рассматривание синицы, галки, стайки воробьев. |
2.Беседа «Как мы можем помочь птицам зимой?» | 2.Беседа «Как мы можем помочь птицам зимой?» | |
3.Рассматривание кормушек разного вида. | 3. Иллюстрации кормушек разного вида. Ситуативная беседа «Из чего делают кормушки?» | |
4.Выбор места на участке, где удобней развесить кормушки. | 4. Ситуативная беседа «Куда развесить кормушки, чтоб вы сами могли кормить птиц?» | |
5. Дидактические игры «Узнай птицу», «Летает – не летает». | 5. Дидактические игры «Узнай птицу», «Летает – не летает». | |
6.Чтение художественной литературы (стихи, рассказы о зимующих птицах). | 6. Александрова З. «Новая столовая», Синицын Ю. «Синица». | |
7. Подвижные игры «Птички на дереве», «Воробушки и автомобиль». | Шапочка и руль для водителя, маски воробушек | |
III. Реализация идеи | 1.Развешивание кормушек на участке. Ежедневное совместно с детьми заготовка корма для птиц, пополнение кормушек. | Кормушки, изготовленные родителями. Сбор остатков хлеба и крошек дома и в детском саду. |
2.Обсуждение с детьми результатов наблюдений за птицами у кормушек. | 2.Ситуативные беседы: «Какие птицы прилетают на наши кормушки», «Как ведут себя птицы на кормушке?», «Что птицы съедают в первую очередь?» «Сравнивание воробья, синицы, галки»; рассматривание следов на снегу. | |
3.ООД по ознакомлению с окружающим тема: «Зимующие птицы» (с использованием моделирования). Образовательная область: «Познавательное развитие» | 3.План ООД; модели птиц, запись голосов птиц, ноутбук, колонки; демонстрационный материал для занятий в группах детского сада «Птицы» - «Весна- дизайн» | |
4.ООД по ознакомлению с окружающим тема: «Что едят птицы». Образовательная область: «Познавательное развитие». | 4.План ООД; набор картинок с изображением разного вида продуктов; демонстрационный материал для занятий в группах детского сада «Птицы» - «Весна- дизайн» | |
5. ООД по рисованию тема: «Рябина для снегиря». Нетрадиционная техника: рисование ватными палочками. Образовательная область: «художественно-эстетическое развитие». | 5.План ООД; проектор, ноутбук, экран, презентация, лист формата бумаги А4 (для воспитателя), формата А5 (для детей) с нарисованной веткой и приклеенным снегирем; гуашь красного цвета, ватные палочки. | |
6. ООД по рисованию тема: «Воробушки». Образовательная область: «художественно-эстетическое развитие». | 6.План ООД; видеоролик «Воробей»; ноутбук, проектор, экран; демонстрационный материал для занятий в группах детского сада «Птицы» - «Весна- дизайн»; листы бумаги А5, акварельные краски, кисточки, салфетки. | |
7. ООД по лепке тема: «Воробушки на кормушке». Образовательная область: «художественно-эстетическое развитие». | 7.План ООД; презентация «Воробьи зимой», ноутбук; проектор, экран; картина «Воробей». Пластилин, доски, стеки, салфетки, семечки для клюва, макет кормушки. | |
8. ООД по аппликации тема: «Воробушки зимой». Образовательная область: «художественно-эстетическое развитие» | 8.План ООД; видеоролик «Воробей»; ноутбук, проектор, экран; картина «Воробей на дереве». Листы А5 синего цвета с нарисованной веткой дерева, вырезанные детали воробья, клей, салфетки, кисточки, черный восковой карандаш. | |
9. ООД по теме: Составление рассказа по картине «Дети кормят птиц». Образовательная область: «Речевое развитие» | 9.План ООД; картина «Дети кормят птиц» | |
10. Разучивание песен о птицах и музыкальных игр «Птички», «Воробушки и кот» на ООД по музыке | 10. Песни «Птичка маленькая» муз. А. Филиппенко, сл. И. Макшанцевой, «Воробей» муз. В.Живова, сл. И. Лагерева. Музыкальные игры «Птички» муз. народная обр. Т.Ломова. | |
11. Рассматривание иллюстраций птиц в свободное время | 11. Иллюстрации в книгах, из журналов, фотографий. | |
12.Раскрашивание силуэтов зимующих птиц в свободное время. | 12.Силуэты птиц, карандаши, иллюстрации птиц из журналов. | |
13. Слушание голосов зимующих птиц в свободное время (воробья, галки, синицы, свиристеля, снегиря, вороны, сороки). | 13.Запись голосов птиц, ноутбук, колонки. | |
14. Дидактические игры Лото с элементами моделирования «Кто во что одет», «Летает – не летает». | 14. Лото с элементами моделирования «Кто во что одет», «Летает – не летает». | |
15.Дидактические игры «Сложи птицу», «Птицы на кормушке». | 15.Дидактические игры «Сложи птицу», «Птицы на кормушке». | |
16.Игровые речевые упражнения «Вороны», «Птички», «Какая это птица», «Угадай по описанию», «В зимней столовой». | 14. Демонстрационный материал для занятий в группах детского сада «Птицы» - «Весна- дизайн | |
17. Чтение художественной литературы (рассказы, стихи, пословицы, загадки о птицах). | 15. Александрова З. «Новая столовая», Бианки В. «Бесплатные столовые», Вайнилайтис М. «Вот так ягоды», С.Есенин «Воробушки», | |
18. Подвижные игры «Воробушки и кот», «Птички в гнездышках», «Воробушки и автомобиль» | Маска кота, руль, шапка для водителя. | |
IV.Презентация проекта | 1. Конкурс совместного творчества детей и родителей «Зимующие птицы». | 1.Объявление о конкурсе, ситуативные беседы с родителями «Какие поделки можно сделать и из чего» |
2. Фотовыставка «Столовая для птиц». | 2.Распечананные фотографии, подбор стихотворений | |
3.Открытое ООД для родителей по окружающему миру тема: «Наша столовая для птиц» Образовательная область: «Познавательное развитие». Награждение победителей и участников конкурса «Зимующие птицы» | 3.План ООД; презентация «Зимняя столовая для птиц», ноутбук, проектор, демонстрационный материал для занятий в группах детского сада «Птицы» - «Весна- дизайн» маски птиц, грамоты для награждения. |
Взаимодействие с родителями
Содержание деятельности | Практические материалы | |
ДЕКАБРЬ | 1.Беседа с родителями о предстоящем проекте | 1.План-схема по реализации проекта «Столовая для птиц» |
2. Помощь родителей в подборе иллюстраций «Зимующие птицы» из книг, журналов, сайтов в интернете. | 2. Ситуативные беседы с родителями, сбор иллюстраций | |
3.Консультация для родителей «Проектная деятельность в детском саду» в информационном уголке. | 3.Консультация для родителей «Проектная деятельность в детском саду». | |
4. Папка передвижка «Кормушки для птиц». | 4.Макет для папки-передвижки | |
5.Помощь родителей в изготовлении кормушек совместно с детьми. | 5.Ситуативные беседы с родителями о модели кормушки. | |
ЯНВАРЬ | 1.Помощь родителей в изготовлении дидактических игр «Птицы на кормушке», «Сложи птицу» совместно с детьми. | 1.Иллюстраций и схемы изготовления дидактических игр. |
2. Папка передвижка «Зимняя столовая для птиц» | 2.Макет для папки-передвижки | |
ФЕВРАЛЬ | 1. Конкурс совместного творчества детей и родителей «Зимующие птицы». | 1.Объявление о конкурсе, ситуативные беседы с родителями «Какие поделки можно сделать и из чего» |
2. Фотовыставка «Столовая для птиц». | 2.Распечатанные фотографии, подбор стихотворений. | |
3. Консультация для родителей «Перспективы проектной деятельности» на родительском собрании. | 3. Консультация для родителей «Перспективы проектной деятельности». | |
4.Открытое ООД для родителей по окружающему миру тема: «Наша столовая для птиц» Образовательная область: «Познавательное развитие». Награждение победителей и участников конкурса «Зимующие птицы» | 4.План ООД; презентация «Зимняя столовая для птиц», ноутбук, проектор, демонстрационный материал для занятий в группах детского сада «Птицы» - «Весна- дизайн»; маски птиц, грамоты для награждения. |
ЛИТЕРАТУРА
1.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 64с.
2.Веракса Н.Е, Комарова Т.С. Васильева М.А. и др. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 193с.
3.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Часть I. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 160с.
4.Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. -2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010. – 96с., цв.вкл.
5. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010. – 64с.
6. Калинина Т.В. и др. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2013.- 151с.
7.Козакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники. Планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 2007. – 128с. (серия «Вместе с детьми).
8.КомароваТ.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.- 96 с.: цв.вкл.
9. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.- 89с.
10. Корнилова В.М. «Экологическое окно» в детском саду: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
11.Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
12.Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.- 80с.
13.Поморова И.А., Позина В.Л. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2011. – 48с
14. Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». – М.: «Скрипторий 2003» 2011.- 160с.
15.Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.-3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.- 112с.
16.Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 48с.
17.Теплюк С.Н. Игры-занятия на прогулке с детьми 2-4 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 176с.
18. Методист ДОУ: научно-методический журн./учредитель ООО «Творческий Центр Сфера». - 12/2013 – М.: Творческий центр «Сфера». – 2 раза в год- ISSN 2220-1491, №12.
19. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - Издатель – ЗАО «МЦФЭР» №1 2015.
20. Управление дошкольным образовательным учреждением: научно-практический журн./учредитель ООО «Творческий Центр Сфера». - №2/2014 – М.: Творческий центр «Сфера». – 10 мес.- ISSN 2220-1483, №2(97)
21. Интернет- ресурсы.
http://www.maam.ru/obrazovanie/netradicionnye-tehniki-risovaniya
http://mama.ru/articles/netradicionnoe-risovanie
http://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2014/01/28/netraditsionnoe-risovanie-s-detmi
http://planetadetstva.net/info/netradicionnye-texniki-risovaniya-s-detmi
http://yandex.ru/images/?clid=1882611
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по теме "Помощь зимующим птицам".
Проект....
Экологический проект на тему " Письма перелетным птицам (грачам)"
В материал входят: сообщение, комплекс утренней гимнастики, прогулка, занятия: конструирование из бумаги, по развитию речи, лепке....
Проект на тему: «Скворечники для птиц»
Основная цель проекта:- знакомство с жизнью птиц зимой....
РАЗВЛЕЧЕНИЕ Тема: «Столовая» для птиц» (в рамках дня встречи зимующих птиц) (средняя группа)
РАЗВЛЕЧЕНИЕ Тема: «Столовая» для птиц» (в рамках дня встречи зимующих птиц) (средняя группа)...
Творческий проект на тему: "Звери и птицы" Е.И.Чарушин
Одной из составляющих программы воспитания и обучения дошкольников в детском саду является знакомство с художественной литературой Книга воспитывает усидчивость, внимание, дружелюбие, терпение, состра...
ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ «СТОЛОВАЯ ДЛЯ ПЕРНАТЫХ» в средней группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад№121» ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ «СТОЛОВАЯ ДЛЯ ПЕРНАТЫХ» с 19 января по 19 февраляв сред...
Совместная работа родителей и детей группы " Солнышко" на тему: " Столовая для птиц"
Изготовление красивых кормушек для птиц . Активно приняли участие семья Чечиковых, семья Прялкиных, семья Барановских....