ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «СТОЛОВАЯ ДЛЯ ПТИЦ»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Точилина Светлана Викторовна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_stolovaya_dlya_ptits.docx34.17 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ  

НА ТЕМУ: «СТОЛОВАЯ ДЛЯ ПТИЦ»

Пояснительная записка

Стремительные перемены в мире и обществе приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет назад. Следовательно, необходимо изменить характер и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. В связи с этим, перед педагогами ДОО ставятся  новые задачи - уже с дошкольного возраста закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности  в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность дает метод проектов (проектное обучение). Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все  образовательные области  в соответствии с ФГОС ДО, реализующаяся   через различные виды детской деятельности.  Таким образом, получается целостный образовательный процесс. Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду:

- в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

- обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество  детей и взрослых;

- развитие коммуникативных,  познавательных и творческих способностей детей.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи    проектной  деятельности  в младшем дошкольном возрасте:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты). В младших группах выбор темы проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей. Данный проект можно использовать в работе с детьми второй младшей и средней групп ДОО.

Тема проекта: «Столовая для птиц»

Автор: Точилина С.В.,

Вид проекта: длительный

Тип проекта: исследовательский, творческий, групповой.

Участники: воспитанники второй младшей группы, специалисты ДОУ, родители.

Форма проведения: в повседневной жизни и различных видах деятельности.

Срок реализации: декабрь 2020г. – февраль 2021г.

Актуальность: народная мудрость гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку. Посеешь привычку – пожнешь характер. Посеешь характер – пожнешь судьбу». Научить детей доброте и состраданию не просто. Для этого надо не раз и не два делать добрые дела, которые под силу детям. Не всем детям легко отодвинуть свое «Я», чем-то пожертвовать ради слабых и беззащитных. Дети должны попадать в такие ситуации, чтобы им хотелось посочувствовать, оказать помощь, ощутить себя сильными и способными на милосердие. Как в условиях детского сада смоделировать такие реальные ситуации? Ответ в принципе прост – надо найти того о ком можно позаботиться и взять под свою опеку. И зимующие птицы для этой цели очень хорошо подходят. Научив доброте и заботе  маленького ребенка, мы сможем вырастить настоящего гражданина в будущем.

Идея: привлечь внимание детей и их родителей к роли человека в жизни зимующих птиц.

Цель: воспитание заботливого отношения к зимующим птицам через организацию «Столовой для птиц»

Задачи:

1. Воспитывать у детей интерес и чувство доброты по отношению к зимующим птицам.

2. Расширить  представления детей о зимующих птицах: синице, воробье, снегире, галке, вороне.  О внешнем виде этих птиц, питании, особенностях жизни  в зимних условиях.

3.Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях. Научить детей правильно их подкармливать.

4. Поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений.

5. Развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую и мелкую моторику.

6. Развивать связную речь и умение правильно строить предложение.

7. Формировать бережное отношение к собственным поделкам и поделкам сверстников.

8. Заинтересовать родителей в изготовлении кормушек для птиц.

Интеграция образовательных областей: 

-познавательное развитие  -  развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, звучании,  количестве, части и целом, причинах и следствиях).

- социально-коммуникативное развитие -  развитие  общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в  природе.

- речевое развитие - обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

- художественно-эстетическое развитие -  развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

 - физическое развитие - развитие координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, овладение подвижными играми с правилами.

Ожидаемый результат:

 • создание необходимых условий в группе  по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц;

• активное участие детей совместно с родителями в заботе о зимующих птицах (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой);

 • развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков;

 • активное участие родителей в реализации проекта.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этап проекта

Содержание деятельности

Практические материалы

I. Погружение в проект:

обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности.

1.Наблюдение за птицами на участке.

1.Ситуативные беседы:  «Какие птицы прилетают на наш участок»,  «Чем питаются птицы зимой?»

2. ООД по окружающему миру тема: «Зимующие птицы». Образовательная область: «Познавательное развитие».

2. План ООД; электронная презентация «Зимующие птицы нашего края»; ноутбук, проектор.

3.Рассматривание иллюстраций зимующих птиц.

3.Демонстрационный материал для занятий в группах детского сада «Птицы» - «Весна- дизайн»

4.Чтение художественной литературы (стихи, рассказы о птицах).

4. Рассказ Бианки В. «Бесплатные столовые», Вайнилайтис М. «Вот так ягоды», С.Есенин «Воробушки»,
Е.Ильина «Синица», «Снегирь».

II.Выбор идей, поиск путей решения проблемы

1.Наблюдение за птицами на участке.

1.Ситуативная беседа «Как птицы ведут себя зимой»; рассматривание синицы, галки, стайки воробьев.

2.Беседа «Как мы можем помочь птицам зимой?»

2.Беседа «Как мы можем помочь птицам зимой?»

3.Рассматривание кормушек разного вида.

3. Иллюстрации кормушек разного вида. Ситуативная беседа «Из чего делают кормушки?»

4.Выбор места на участке, где удобней развесить кормушки.

4. Ситуативная беседа «Куда развесить кормушки, чтоб вы сами могли кормить птиц?»

5. Дидактические игры «Узнай птицу»,

«Летает – не летает».

5. Дидактические игры «Узнай птицу»,

«Летает – не летает».

6.Чтение художественной литературы (стихи, рассказы о зимующих птицах).

6. Александрова З. «Новая столовая», Синицын Ю. «Синица».

7. Подвижные игры «Птички на дереве», «Воробушки и автомобиль».

Шапочка и руль для водителя, маски воробушек

III. Реализация идеи

1.Развешивание кормушек на участке. Ежедневное совместно с детьми заготовка корма для птиц, пополнение кормушек.

Кормушки, изготовленные родителями. Сбор остатков хлеба и крошек дома и в детском саду.

2.Обсуждение с детьми результатов наблюдений за птицами у кормушек.

2.Ситуативные беседы: «Какие птицы прилетают на наши кормушки», «Как ведут себя птицы на кормушке?», «Что птицы съедают в первую очередь?» «Сравнивание воробья, синицы, галки»; рассматривание следов на снегу.

3.ООД по ознакомлению с окружающим тема: «Зимующие птицы» (с использованием моделирования). Образовательная область: «Познавательное развитие»    

3.План ООД; модели птиц, запись голосов птиц, ноутбук, колонки; демонстрационный материал для занятий в группах детского сада «Птицы» - «Весна- дизайн»

4.ООД по ознакомлению с окружающим тема: «Что едят птицы».  Образовательная область: «Познавательное развитие».

4.План ООД; набор картинок с изображением разного вида продуктов;  демонстрационный материал для занятий в группах детского сада «Птицы» - «Весна- дизайн»

5. ООД по рисованию   тема: «Рябина для снегиря». Нетрадиционная техника: рисование ватными палочками.

Образовательная область: «художественно-эстетическое развитие».

5.План ООД; проектор, ноутбук, экран, презентация, лист формата бумаги А4 (для воспитателя), формата А5 (для детей) с нарисованной веткой и приклеенным снегирем; гуашь красного цвета, ватные палочки.

6. ООД по рисованию тема: «Воробушки». Образовательная область: «художественно-эстетическое развитие».

6.План ООД; видеоролик «Воробей»; ноутбук, проектор, экран; демонстрационный материал для занятий в группах детского сада «Птицы» - «Весна- дизайн»; листы бумаги А5, акварельные краски, кисточки, салфетки.

7. ООД по лепке тема: «Воробушки на кормушке». Образовательная область: «художественно-эстетическое развитие».

7.План ООД; презентация «Воробьи зимой», ноутбук; проектор, экран; картина «Воробей». Пластилин, доски, стеки, салфетки, семечки для клюва, макет кормушки.

8. ООД по аппликации тема: «Воробушки зимой». Образовательная область: «художественно-эстетическое развитие»

8.План ООД; видеоролик «Воробей»; ноутбук, проектор, экран; картина «Воробей на дереве». Листы А5 синего цвета с нарисованной веткой дерева, вырезанные детали воробья, клей, салфетки, кисточки, черный восковой карандаш.

9. ООД по теме: Составление рассказа по картине «Дети кормят птиц». Образовательная область: «Речевое развитие»

9.План ООД; картина «Дети кормят птиц»

10. Разучивание песен о птицах и музыкальных игр «Птички», «Воробушки и кот» на ООД по музыке

10. Песни «Птичка маленькая» муз. А. Филиппенко, сл. И. Макшанцевой, «Воробей» муз. В.Живова, сл. И. Лагерева.

Музыкальные игры  «Птички» муз. народная обр. Т.Ломова.

11. Рассматривание иллюстраций птиц в свободное время

11. Иллюстрации в книгах, из журналов, фотографий.

12.Раскрашивание силуэтов зимующих птиц в свободное время.

12.Силуэты птиц, карандаши, иллюстрации птиц из журналов.

13. Слушание  голосов зимующих птиц в свободное время (воробья, галки, синицы, свиристеля, снегиря, вороны, сороки).

13.Запись голосов птиц, ноутбук, колонки.

14. Дидактические игры

Лото с элементами моделирования «Кто во что одет»,

«Летает – не летает».

14. Лото с элементами моделирования «Кто во что одет», «Летает – не летает».

15.Дидактические игры «Сложи птицу», «Птицы на кормушке».

15.Дидактические игры «Сложи птицу», «Птицы на кормушке».

16.Игровые  речевые упражнения «Вороны»,  «Птички», «Какая это птица», «Угадай по описанию», «В зимней столовой».

14. Демонстрационный материал для занятий в группах детского сада «Птицы» - «Весна- дизайн

17. Чтение художественной литературы (рассказы,  стихи, пословицы, загадки  о птицах).

15. Александрова З. «Новая столовая», Бианки В. «Бесплатные столовые», Вайнилайтис М. «Вот так ягоды», С.Есенин «Воробушки»,
Е.Ильина «Синица», «Снегирь», Синицын  Ю.«Синица», пословицы и загадки о птицах.

18. Подвижные игры «Воробушки и кот», «Птички в гнездышках», «Воробушки и автомобиль»

Маска кота, руль, шапка для водителя.

IV.Презентация проекта

1. Конкурс совместного творчества детей и родителей «Зимующие птицы».

1.Объявление о конкурсе, ситуативные беседы с родителями «Какие поделки можно сделать и из чего»

2. Фотовыставка «Столовая для птиц».

2.Распечананные фотографии, подбор стихотворений

3.Открытое ООД для родителей по окружающему миру тема: «Наша столовая для птиц» Образовательная область: «Познавательное развитие». Награждение победителей и участников конкурса «Зимующие птицы»

3.План ООД; презентация «Зимняя столовая для птиц», ноутбук, проектор, демонстрационный материал для занятий в группах детского сада «Птицы» - «Весна- дизайн»  маски птиц, грамоты для награждения.

Взаимодействие с родителями

Содержание деятельности

Практические материалы

ДЕКАБРЬ

1.Беседа с родителями о предстоящем проекте

1.План-схема по реализации проекта «Столовая для птиц»

2. Помощь родителей в подборе иллюстраций «Зимующие птицы» из книг, журналов,  сайтов в интернете.

2. Ситуативные беседы с родителями, сбор иллюстраций

3.Консультация для родителей «Проектная деятельность в детском саду» в информационном уголке.

3.Консультация для родителей «Проектная деятельность в детском саду».

4. Папка передвижка «Кормушки для птиц».

4.Макет для папки-передвижки

5.Помощь родителей в изготовлении кормушек совместно с детьми.

5.Ситуативные беседы с родителями о модели кормушки.

ЯНВАРЬ

1.Помощь родителей в изготовлении дидактических игр «Птицы на кормушке», «Сложи птицу» совместно с детьми.

1.Иллюстраций и схемы изготовления дидактических игр.

2. Папка передвижка «Зимняя столовая для птиц»

2.Макет для папки-передвижки

ФЕВРАЛЬ

1. Конкурс совместного творчества детей и родителей «Зимующие птицы».

1.Объявление о конкурсе, ситуативные беседы с родителями «Какие поделки можно сделать и из чего»

2. Фотовыставка «Столовая для птиц».

2.Распечатанные фотографии, подбор стихотворений.

3. Консультация для родителей «Перспективы проектной деятельности» на родительском собрании.

3. Консультация для родителей «Перспективы проектной деятельности».

4.Открытое ООД для родителей по окружающему миру тема: «Наша столовая для птиц» Образовательная область: «Познавательное развитие». Награждение победителей и участников конкурса «Зимующие птицы»

4.План ООД; презентация «Зимняя столовая для птиц», ноутбук, проектор, демонстрационный материал для занятий в группах детского сада «Птицы» - «Весна- дизайн»; маски птиц, грамоты для награждения.

ЛИТЕРАТУРА

1.Веракса Н.Е., Веракса  А.Н. Проектная деятельность дошкольников Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 64с.

2.Веракса Н.Е, Комарова Т.С. Васильева М.А. и др. Основная общеобразовательная программа  дошкольного  образования. От рождения до школы.  - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 193с.

3.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Часть I. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 160с.

4.Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. -2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010. – 96с., цв.вкл.

5. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010. – 64с.

6. Калинина Т.В. и др. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет. – Волгоград: Учитель,  2013.- 151с.

7.Козакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста:  нетрадиционные техники. Планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 2007. – 128с.  (серия «Вместе с детьми).

8.КомароваТ.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.- 96 с.: цв.вкл.

9.  Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.- 89с.

10. Корнилова В.М. «Экологическое окно» в детском саду: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)

11.Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

12.Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.- 80с.

13.Поморова И.А., Позина В.Л. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2011. – 48с

14. Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». – М.: «Скрипторий 2003» 2011.- 160с.

15.Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.-3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.- 112с.

16.Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 48с.

17.Теплюк С.Н. Игры-занятия на прогулке с детьми 2-4 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 176с.

18. Методист ДОУ: научно-методический  журн./учредитель ООО «Творческий Центр Сфера». - 12/2013 – М.: Творческий центр «Сфера». – 2 раза в год- ISSN 2220-1491, №12.  

19. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - Издатель – ЗАО «МЦФЭР» №1 2015.

20. Управление дошкольным образовательным учреждением: научно-практический журн./учредитель ООО «Творческий Центр Сфера». -  №2/2014 – М.: Творческий центр «Сфера». – 10 мес.- ISSN 2220-1483, №2(97)      

 21. Интернет- ресурсы.

http://www.maam.ru/obrazovanie/netradicionnye-tehniki-risovaniya

http://mama.ru/articles/netradicionnoe-risovanie

http://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2014/01/28/netraditsionnoe-risovanie-s-detmi

http://www.youtube.com/ 

http://planetadetstva.net/info/netradicionnye-texniki-risovaniya-s-detmi

http://yandex.ru/images/?clid=1882611


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект на тему " Письма перелетным птицам (грачам)"

В материал входят: сообщение, комплекс утренней гимнастики, прогулка, занятия: конструирование из бумаги, по развитию речи, лепке....

Проект на тему: «Скворечники для птиц»

Основная цель проекта:- знакомство с жизнью птиц зимой....

РАЗВЛЕЧЕНИЕ Тема: «Столовая» для птиц» (в рамках дня встречи зимующих птиц) (средняя группа)

РАЗВЛЕЧЕНИЕ  Тема:  «Столовая» для птиц» (в рамках дня встречи зимующих птиц) (средняя группа)...

Творческий проект на тему: "Звери и птицы" Е.И.Чарушин

Одной из составляющих программы воспитания и обучения дошкольников в детском саду является знакомство с художественной литературой Книга воспитывает усидчивость, внимание, дружелюбие, терпение, состра...

ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ «СТОЛОВАЯ ДЛЯ ПЕРНАТЫХ» в средней группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад№121»   ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ «СТОЛОВАЯ ДЛЯ ПЕРНАТЫХ» с 19 января по 19 февраляв сред...

Совместная работа родителей и детей группы " Солнышко" на тему: " Столовая для птиц"

Изготовление красивых кормушек для птиц . Активно приняли участие семья  Чечиковых, семья Прялкиных, семья Барановских....