Конспект занятия "В гостях у Зимушки - зимы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия "В гостях у Зимушки - зимы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_belikova.docx | 33.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №157 «Золотой петушок» г.Брянска
Конспект занятия
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
(образовательная область)
ребенок открывает мир природы
(раздел)
Тема: «В гостях у Зимушки-зимы»
Воспитатель МБДОУ д/с №157
«Золотой петушок» г.Брянска:
Беликова Мария Сергеевна
Тема месяца: «Зима»
Образовательная область: познавательное развитие
Тема: «В гостях у Зимушки-зимы»
Задачи:
Образовательные
- Познакомить детей с новым свойством льда «Лёд легче воды».
- Уточнять и расширять представления о зиме, явлениях природы, свойствах льда.
- Обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «зима»; термины (лед, свойства льда) и др.
- Закрепить способы распознающего наблюдения, умение выявить свойства предложенного материала.
- Упражнять в использовании моделей для обозначения свойств льда.
- Упражнять в установлении связей и закономерностей между свойствами, объектами, явлениями неживой природы (лед, вода, холод, тепло).
- Продолжать формировать представления об опасных для человека ситуациях в природе и способах правильного поведения.
Развивающие
- Развивать интерес к экспериментированию и умение рассуждать.
- Развивать умение выделять свойства льда с помощью разных анализаторов, используя разные способы обследования.
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в малых подгруппах, уметь прислушиваться к мнению других членов подгруппы и отстаивать свое мнение.
Предварительная работа:
Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Снежная Королева»; просмотр фрагментов мультфильма «Снежная Королева»; занятия по ознакомлению со свойствами воды, игры с водой, снегом и льдом; экспериментирование с водой; прослушивание музыки, работа с моделями.
Оборудование:
Халаты для детей, иллюстрации, аудиозапись текста обращения Герды, алгоритмы опытов, модели, карта результатов опыта, лед различной формы и толщены, салфетки, стакан с теплой водой, мольберт, проектор, дидактическая игра «Можно - нельзя», «Верно - неверно».
ХОД:
- Организационный момент:
Дети с воспитателем входят в группу.
-Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. (Здороваются и находят конверт)
На экране появляется Герда и обращается к детям.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Герда. Мне нужна ваша помощь. Мой брат Кай попал в беду. Снежная Королева увезла его в свое ледяное царство. Помогите мне разыскать и освободить Кая из ледяного плена.
- А вы знаете, кто такие Кай и Герда? (Это сказочные герои). Из какой они сказки? (Из сказки «Снежная Королева»). Ребята, вы помните, какая беда приключилась с Каем? (В сердце и глаз мальчика попал осколок волшебного зеркала. Кая украла Снежная Королева и увезла в свой ледяной дворец).
Воспитатель: Правильно, он попал в царство Снежной Королевы и не может освободиться от ледяного плена.
- Как вы думаете, как мы можем помочь Каю? (надо все узнать про лед)
В этом нам поможет в этом Зимушка Зима. Но сначала она предлагает поиграть в игру.
- Д/И «Верно - неверно»
Поиграем с вами в игру, у каждого есть схема со стрелками и фишка. Поместите свою фишку в начало игры на цифру 1. Синяя стрелка обозначает ответ «да», красная – ответ «нет». Внимательно слушайте утверждение, если оно верно, двигайтесь по синей стрелке до следующей остановки, если утверждение не верно, то движемся по красной стрелке.
1. Верно ли, что сосульки есть можно? Верно ли, что Новый год только летом настает? Верно ли, что зимой у елки опадают все иголки? (---) Откроем окошечко к которому мы пришли. Что у вас получилось? (Холодильник).
Вернемся в начало игры, для того, чтобы открыть остальные окошки.
2. Верно ли, что декабрь это зимний месяц? Верно ли, что медведь всю зиму спит? Верно ли, что зимой вся река покрыта льдом? (+++)Откроем окошечко, к которому мы пришли. Что у вас получилось? (Спорт)
3. Верно ли, что зимой заяц шубку меняет? Верно ли, что снеговика лепят из песка? Верно ли, что зима самое холодное время года? (+-+)
Откроем окошечко, к которому мы пришли. Что у вас получилось? (Скульптура)
-Как вы думаете, что объединяет эти 3 предмета? (Лед)
- -Ребята, подумайте, а нужен ли лед в природе и для чего? (Кататься на коньках, играть в хоккей, строить ледяные скульптуры)
Давайте узнаем, для чего же еще нужен лед и где он используется. Ребята, посмотрите на экран. (Видеоряд: скульптура, спорт, охлаждение продуктов, медицина, дом-игл, животные)
- Лед используют для охлаждения и сохранения продуктов питания, охлаждают ушибы, делают изо льда чудесные сказочные скульптуры. Лед становится прозрачной крышей для тех, кто зимует под водой: для рыб, улиток, растений. Правда, когда лед бывает слишком толстым, в озере может не хватать воздуха. И тогда подводным обитателям трудно дышать, чтобы помочь им, люди делают во льду специальные отверстия-лунки.
Жители северных регионов выпиливают кирпичи для своих жилищ изо льда. Такие дома называются иглу, северные народы строят их и сейчас. И, конечно же, все мы знаем, что лед нужен для катания на коньках и других видах спорта.
- Оказывается, лед очень важен для всего живого. Чтобы поближе познакомиться со свойствами льда нам нужно попасть в лабораторию Зимушки-зимы. Но попасть туда не так - то просто. Нужно ключик подобрать, ее загадку отгадать.
- Д/И «Лед-вода»
Сейчас мы с вами разделимся на 2 команды: команда – «Елочки» и команда «Снеговики». Внимательно посмотрите на свои эмблемы и подойдите к мольберту с таким же знаком. Команда «Елочки» из набора карточек составит цепочку, как превращается вода в лед, а команда «Снеговики» - как лед превращается обратно в воду. (Лед=вода+мороз; вода= лед+тепло)
Молодцы ребята, обе команды справились с заданием.
ФИЗМИНУТКА «Матушка Зима»
Пришла Матушка Зима
Все метелью замела.
По сугробам мы пойдем,
В лес дремучий напролом.
Вдруг синичек увидали,
Им мы ручкой помахали
А синички нам мигнули,
И за сосны упорхнули.
Налетели вдруг снежинки,
Словно легкие пушинки
Вместе с нами закружились,
.
Налетели вдруг снежинки,
Словно легкие пушинки
Вместе с нами закружились,
Вместе с нами в пляс пустил
Взмахи обеими руками
- Вот мы и попали в лабораторию Зимушки-зимы, чтобы узнать, как можно спасти от ледяных чар Кая вспомнив о свойствах льда. Ребята, одевайте халаты и занимайте места. Посмотрите на экран. Саша, какие действия мы должны совершить? (Возьмем кусочек льда и опустим в стакан с холодной водой). Приступаем. Что вы можете сказать? Опишите увиденное. (Лед плавает на воде и не тонет). Что это означает? Какой вывод можно сделать? Где, в природе мы можем это видеть? Воспитатель - Если лед держится на воде и не тонет, то он легче воды. Это свойство мы обозначим карточкой (Лед легче воды).
- Вспомним уже знакомые свойства льда. Саша, какие действия мы должны совершить? (Мы должны взять кусочек льда и положить на ладошку). Приступаем. Вика, что ты сделала? (Я взяла кусочек льда и положила его на ладошку). Что ты почувствовала? (Холод) Какой лед? (Лед холодный)
Маша, выбери и поставь в таблицу знак, которым мы обозначим это свойств.
- Чтобы узнать следующее свойство, обратите внимание на экран. Инна, что мы должны сделать? (Мы должны надавить на лед). Ребята, возьмите кусочек льда, положите его на салфетку перед собой и попробуйте надавить на него ладошкой. Сева, какой лед? (Лед твердый)
Лиза, выбери и поставь в таблицу знак, которым мы обозначим это свойство.
-Ребята, мы уже знаем, что лед холодный, твердый. Но это еще не все его свойства.
- Милана, а что будет, если по льду сильно постучать и уронить его? (Лед разобьется) Мы сейчас это проверим. Посмотрите на экран. Инна, что нужно сделать? (Взять молоток и постучать по льдинке). Возьмите кусочек льда, положите его на салфетку и постучите молоточком по льдинке. Юля, что произошло? (Лед раскололся). Значит лед какой? (Хрупкий)
Сева,выбери и поставь в таблицу знак, которым мы обозначим это свойство.
-Посмотрите, ребята, наши кармашки почти заполнены. Повторим, какие свойства льда мы уже знаем. Вика назовет их, а мы ей поможем. (Лед холодный, твердый, скользкий, хрупкий).
- Максим, а как ты думаешь, лед прозрачный или нет? (Выслушать ответ). Проверим это. Посмотрите на экран. Веня, что мы должны делать? (Мы должны взять кусочек льда и посмотреть сквозь него). Какой мы можем сделать вывод, ребята? – лед прозрачный.
– Почему? т.к. сквозь него виден предмет.
Варя, выбери и поставь в таблицу знак, которым мы обозначим это свойство.
- У нас остался последний пустой карманчик. Чтобы заполнить его, нужно узнать еще 1 свойство льда. Посмотрим на экран. Юля, что нам нужно делать? (Взять кусочек льда и опустить в стакан с водой). Правильно, опустим льдинку в теплую воду. Неужели лед волшебный? Что с ним происходит? (Лед растаял). Саша, почему лед растаял? (Потому что вода теплая). Правильно, когда лед попадает в тепло, он начинает таять и превращается в воду. Маша, выбери и поставь в таблицу знак, которым мы обозначим это свойство.
- Ребята, подойдите ко мне и посмотрите все на нашу табличку с кармашками. Мы заполнили ее знаками, обозначающими свойства льда, которые мы сегодня узнали. Назовем эти свойства, Сева: лед холодный, твердый, скользкий, хрупкий, прозрачный, тает в тепле.
- Вика, какое свойство нам поможет освободить Кая? Почему ты так считаешь? (Но помните, дворец С.К. построен из больших глыб льда, разбить их не так то просто будет. Нужно применить другое свойство.)
-Лед обладает такими свойствами как: твердость, хрупкость, тает в тепле, он легче воды и прозрачный. Сейчас мы с вами поиграем в игру.
- Д/И«Можно-нельзя»
Ребята, сядьте за столы. Перед вами лежат карточки, вы должны определить, можно так поступать или нельзя. Если можно, то положить сверху синий разрешающий знак, а если нет – то запрещающий красный. Кто будет затрудняться при выполнении задания, поднимет красный кружок, а кто выполнит – зеленый кружок. (Выполнение задания детьми)
-Молодцы, вы правильно выполнили задание. Ребята, подойдите ко мне.
- Рефлексия.
-Теперь мы знаем, как спасти Кая и знаем, как вести себя, чтобы самим не попасть в беду. Посмотрите, эта стена полностью покрыта льдом, узнаем, кто же там спрятан. Вспомним, что мы узнали про лед. Называя свойство льда и его назначение, мы снимаем по 1 льдинке. Снимая ледяные оковы, мы освободим Кая от чар Снежной Королевы. (Дети убирают льдинки, освобождая мальчика)
- Сюрпризный момент.
- Сегодня мы смогли помочь Герде освободить Кая из ледяного плена Снежной Королевы. Вы были большие молодцы, в благодарность за свое спасение Кай прислал вам подарки. (Калейдоскопы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Картинная галлерея Зимушки-зимы"
Интегрированное занятия по образовательным областям "Художественное творчество" и "Коммуникация"...
Конспект занятия на тему «Зимушка-зима».
Цель занятия:закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы с помощью произведений русских поэтов, художников;проследить взаимосвязь живой и неживой природы, жизни человека и времен ...
Конспект занятий по теме "Зимушка-зима"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательных областей «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» с использованием здоровьесберегающей технологии «физкультмин...
Конспект занятия по экологии «Зимушка зима»
Конспект занятия по экологии «Зимушка зима»...
Конспект занятия на тему «Зимушка-зима».
Цель занятия:закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы с помощью произведений русских поэтов, художников;проследить взаимосвязь живой и неживой природы, жизни человека и времен года;р...
Конспект занятия природный мир «Зимушка зима»
Цель: закрепить представления о характерных признаках зимы....
Конспект занятия по аппликации «Зимушка-зима»
1. Цель занятия: Формировать умение создавать зимний пейзаж с помощью техники обрывной аппликации.2. Задачи:1. Расширить представление детей о зиме, о признаках зимы;2. Продолжать учить дете...