Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Загадки пещер»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
обогащать представление детей об объектах неживой природы – камнях и минералах;
учить детей проводить несложные опыты, придерживаясь определенного плана и соблюдая определенные правила поведения в лаборатории;
развивать в детях способность к самостоятельному поиску информации;
формировать исследовательский тип мышления и исследовательское поведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_peshchery.docx | 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Загадки пещер»
Программные задачи:
обогащать представление детей об объектах неживой природы – камнях и минералах;
учить детей проводить несложные опыты, придерживаясь определенного плана и соблюдая определенные правила поведения в лаборатории;
развивать в детях способность к самостоятельному поиску информации;
формировать исследовательский тип мышления и исследовательское поведение.
Дети входят в групповое помещение, где стоят стол, стул и накинутая на стул мантия ученого. На столе лежит шапочка и открытый блокнот.
Воспитатель:
Дети, сегодня я обнаружила в блокноте уже известного нам профессора Иван Ивановича записку для нас. Послушайте, что он нам сообщает:
«Мои юные любознательные друзья! Мне спешно пришлось отправиться в экспедицию с геологами. Думаю, что в мое отсутствие Вам не придется скучать. Я оставил вам интереснейшие образцы горных пород, а так же задания, которые помогут вам научиться исследовать и экспериментировать, придерживаясь определенного плана. Соблюдайте аккуратность! Новых вам открытий!»
С уважением, Ваш профессор Иван Иванович
А вот и материал, который оставил нам профессор!
Рассматриваем коллекцию камней и минералов: мел, уголь, слюду, гранит, соль.
Воспитатель:
Ребята, скажите, к какой природе: живой или неживой относятся камни?
Дети:
К неживой природе!
Воспитатель:
Каждый камень по-своему хорош и может рассказать о себе много интересного и таинственного. Ученые одни камни называют минералами, а другие горными породами. Скажите, а как люди используют камни?
Дети:
Строят дома, крепости, мостят улицы и дороги.
Воспитатель:
Ребята, а какие камни годятся для постройки дома? Вот, к примеру, мел – он годится?
Дети:
Нет! Мел – мягкий. Из него получают белый порошок, который используют для побелки, добавляют в краску, при изготовлении лекарств, бумаги, зубной пасты.
Воспитатель:
А уголь?
Дети:
Нет! Это топливо! Он используется в котельных на фабриках, заводах, железных дорогах.
Воспитатель:
А булыжник?
Дети:
Да! Для строительства необходим булыжник!
Воспитатель:
Молодцы! А как вы думаете, можно ли есть камень? Вы знаете, кто это делает?
Дети:
Птицы!
Воспитатель:
А человек может питаться камнями? Мы каждый день употребляем в пищу кристаллы одного камня. Попробуйте его отгадать!
Белый камень из горы
Всегда стоит на столе
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает.
Дети:
Соль.
Воспитатель:
Ребята, соль – полезное ископаемое. Добывают ее под землей в огромных пе-щерах или из морской воды. Это единственный в мире минерал, который люди и животные употребляют в пищу.
А теперь, чтобы мы все это лучше запомнили, предлагаю поиграть в игру «Про что я говорю?» (с мячом).
1. «У меня черный бок,
Я везде горю, тепло свое отдаю» (Уголь)
2. Отдельно я не так вкусна,
Но в пище я всегда нужна! (Соль)
3. Им можно писать и на асфальте, и на школьной доске. (Мел)
4. Его края ровные, сам он жаркий, найти его можно на берегу реки. (Речной камень)
5. Это что за камешок
Сладок с ним у нас чаек! (Сахар)
Воспитатель:
Ну, а, теперь, дети, пройдем в научную лабораторию. Какие правила поведения в лаборатории вы знаете?
Поочередно выставляются значки – символы.
Дети так же, поочередно, повторяют правила.
В лаборатории нельзя работать одному;
В лаборатории необходимо соблюдать порядок и тишину;
В лаборатории надо работать в спец. одежде;
Все опыты необходимо проводить над столом или на подносе;
Соблюдать порядок работы
и поэтому
• В лаборатории нельзя спешить и суетиться.
Воспитатель:
И, так, вы хорошо знаете правила поведения в лаборатории. Сегодня я предлагаю вам провести исследование соли. Для этого нам потребуется ряд опытов. Результаты опытов мы будем записывать табличку, где есть колонки (показывает)
Опыт номер один
Посмотрим на соль. Какого оно цвета? Белого! Заносим это свойство в таблицу.
Опыт номер два
Посмотрим на соль через увеличительное стекло! На что то она похожа?
Дети:
На зернышки, кристаллы.
Воспитатель:
Верно. Заносим - это слово - «Кристалл» в таблицу.
Опыт номер три
Воспитатель:
Пересыпьте соль медленно и аккуратно.
Дети:
Соль сыплется.
Воспитатель:
Заносим в таблицу одно из свойств соли - соль сыпучая.
Опыт номер четыре
Воспитатель:
Капнем на соль воды из пипетки. Что случилось? Куда она делась?
Дети:
Она впиталась.
Воспитатель:
Совершенно верно. «Соль впитывает воду». Это еще одно ее свойство.
Опыт пять
А если, наоборот, в стаканчик с водой насыпать соли и хорошенько переме-шать.
Дети:
Соль растворилась в воде.
Воспитатель:
Верно, Это ещё одно свойство соли, она растворяется в воде. Теперь попро-буйте эту воду на вкус. Что случилось?
Дети:
Вкус воды изменился. Она стала солёной.
Воспитатель:
Вот, как много мы сегодня узнали об этом удивительном минерале - о соли. Ребята, а теперь я предлагаю вам пройти в группу и присесть на стульчики. Помните, в начале занятия мы говорили о том, что камни и минералы - самые удивительные и загадочные создания Природы. Но и на этом Кудесница -природа не остановилось. Она создала целые сооружение из камней, огромные и величественные, которые называются сталактитами и сталагмитами. А, как вы думаете, где находятся сталактиты и сталагмиты? Ну, конечно, в пещерах. А что такое пещеры?
Дети:
Пещеры находятся глубоко под землей. Это ходы, коридоры, лабиринты.
Воспитатель:
Совершенно верно! Наши дети подготовили интереснейшие сообщения о сталактитах и сталагмитах. Давайте их послушаем.
1 ребенок:
Сталактиты и сталагмиты – уникальное явление природы. Как образуются сталактиты? С крыши пещеры, с ее сводов капает жесткая вода, и постепенно вырастает острая каменная сосулька. Если капли похожи на дождик, вырастает целый лес сталактитов, разной длины и толщины, иногда и разной окраски. Если дождик больше похож на капель, вырастают густые заросли соломки. Сталактиты растут тысячи лет.
2 ребенок:
В том месте, куда падает капля, сначала образуется маленький бугорок. Бугорок растет и превращается в пенек. Так появляется сталагмит. Он крупнее, толще и крепче сталактита. Сталактит может оборваться под собственной тяжестью, сталагмит никогда.
3 ребенок:
Иногда вода уходит из пещеры, однако, влажность воздуха остается очень высокой, и на камнях вырастают кристаллы. Кристаллы похожи на снежинки, пушинки, звездочки, веточки. При свете фонаря это очень красивое зрелище!
Воспитатель:
Спасибо, ребята! Мы многое узнали о том, как в природе образуются сталактиты и сталагмиты. Совсем недавно мы с вами тоже провели опыт по выращиванию сталактита. А что у нас получилось – расскажет желающий:
Мы взяли два прозрачных стакана с горячей водой. Насыпали соли и хорошо перемешали. Взяли шерстяную нитку. Один конец поместили в один стакан, другой – в другой. Нитка провисала между стаканами, и с нее капал соляной раствор. Под капли мы поставили тарелочку. Со временем капли стали застывать, а на нитке выросла сосулька – сталактит. На тарелочке так же появился нарост. Это – сталагмит. Эксперимент у нас занял 5 дней, а получилось очень здорово!
Воспитатель:
Спасибо ребята! Остаётся добавить, что мы подтвердили свои знания опыт-ным путём. А теперь нас ожидает увлекательная экскурсия по самым увлекательным пещерам нашей страны. Подойдите, пожалуйста, к нашей галерее. Кто хочет быть первым экскурсоводом?
Первый экскурсовод
Ребенок по желанию:
Это самая длинная в нашей стране пещера. В ней много лабиринтов, запутанных ходов. Внутри пещеры есть глубокие озера. Пещера находится в Сибири.
Воспитатель:
Спасибо, замечательно! Кто будет следующим экскурсоводом?
Ребенок по желанию:
Эта пещера находится вблизи города Сочи. В ней найдены следы древнего человека, его рисунки на стенах. Здесь самые длинные и крупные сталагмиты. Один из сталагмитов назвали «Ракета», потому что он возвышается ввысь на 6 метров.
Воспитатель:
Очень интересные сообщения! Кто хочет быть следующим экскурсоводом?
Ребенок по желанию:
Это самая глубокая пещера в России. Чтобы в нее попасть, надо спуститься вниз, как по узкому колодцу. Это под силу только очень отважным людям!
Воспитатель:
Спасибо, ребята! Вы хорошо потрудились! Вы большие молодцы! Ребята, мы с вами увидели, как уникальна природа России, сколько в ней удивительных и загадочных мест. Нет на земле уголков прекрасней, чем наша Родина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности. Тема: "Белёк"
В ходе занятия расширяются знания и представления детей о морских животных Камчатского края, дети учатся создавать объемные игрушки в технике оригами....
Конспект занятия по познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в подготовительной группе "Испытание магнита"
Занятие-эксперимент "Испытание магнита"...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
Тема: Строение растений.Цель: используя личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, здоровьесберегающие методы и оздоровительные моменты сформулировать у детей представление о строении ра...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема: «Знакомство со свойствами воды»Программные задачи: познакомить детей со свойствами воды; ут...
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для детей 4-5 лет «К НАМ ПРИШЛИ ЗАГАДКИ!»
Цель: Формирование познавательной активности к отгадыванию загадок...
Исследовательские проекты в средней группе ДОО. Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности «Водица - вода»
Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности «Водица - вода»...