Конспект ОД по познавательному развитию "Как люди открывали Землю"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Иванова Ирина Валерьевна

Конспект ОД по познавательному развитию "Как люди открывали Землю"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_lyudi_otkryvali_zemlyu.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №67 «Крепыш»

Конспект организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию

в интеграции образовательных областей в рамках ФГОС ДО

«Как люди открывали Землю»

для детей 6-7 лет группы общеразвивающей направленности

Подготовила:

Иванова Ирина Валерьевна,

воспитатель

г. Нижний Новгород

2022г.

Цель: развивать познавательную активность детей.

Задачи:

Обучающие:

расширять знания о планете Земля, 

рассказать об экспедициях Магеллана, Крузинштерна

рассказать, как менялись представления людей о Земле в разные времена; о роли морских путешественников в познании людьми мира, 

выяснить, как изменялись представления людей об облике Земли;

Развивающие:

развивать умение ориентироваться по карте и глобусу (находить материки, нашу страну),

побуждать детей употреблять слова: «глобус, карта», названия материков; ввести в активный словарь слово «первооткрыватели»,

развивать любознательность детей, желание получать информацию о географии

Словарная работа: экспедиция, кругосветное, первооткрыватели, судно,

Предварительная работа: беседа о нашей планете, рассматривание карты, глобуса, беседа о материках.

Формы организации коллективной деятельности: совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей.

Методы и приемы: игровой (сюрпризный момент), наглядные (рассматривание, показ), словесные (зазывалочка, загадка, вопрос, беседа, рассказ), практическая деятельность детей, экспериментирование.

Материалы и оборудование: глобус, карта мира, интерактивная доска.

Раздаточный материал: карандаши, пластиковые шарики, пластилин, листы А4 с распечатанной на них картой, емкость с водой, кусочки льда.

Структура ООД

Время

Деятельность

воспитателя

Деятельность детей

Примечание

Высокий уровень

Низкий уровень

I

В

В

О

Д

Н

А

Я

Ч

А

С

Т

Ь

4 мин

Воспитатель зазывает детей зазывалочкой

Дети подходят, проявляют интерес, слушают воспитателя

Дети подходят, слушают воспитателя

Зазывалочка:

«Эй, дружок, не робей!

Подходи ко мне скорей!

Ты не будешь здесь скучать –

Будешь новое узнавать!»

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку

Дети отгадывают загадку (глобус)

Дети отгадывают загадку (глобус)

Загадка:

«На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.»

Воспитатель хвалит детей, показывает глобус, предлагает дать ему определение: «А что такое -глобус? Почему он имеет форму шара?

Что на нем показано?»

Дети отвечают полными предложениями

Дети слушают ответы других детей, повторяют ответы

Варианты ответов детей:

Глобус – это макет Земли в уменьшенном виде.

Он круглый, в форме шара, потому что наша планета – шар.

 На глобусе показаны материки, острова, мо-ря, океаны, горы, леса

Воспитатель соглашается с ответами детей, дополняет их.

«Правильно, на Земле есть моря, океаны, а также огромные части суши, которые омываются морями и океанами, как они называются?

Сколько материков на нашей планете?

Как они называются?

А какие океаны вы знаете?»

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Дети слушают ответы других детей, повторяют

Ответы детей:

- Большие части суши, которые омываются океанами и морями, называются материками.

- На Земле 6 материков.

- Материки называются: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Антарктида.

- На планете 4 океана, это Тихий океан, Атлантический, Северный-Ледовитый и Индийский.

Воспитатель хвалит детей и предлагает порассуждать, о том, всегда ли люди имели эти знания и знания о том, что наша планета имеет форму шара?

Дети отвечают на вопросы

Дети слушают и повторяют ответы других детей

Мнения детей разделяются, кто- то соглашается, кто-то нет.

Да, всегда думали, что Земля круглая.

22 мин

Воспитатель рассказывает детям и параллельно показывает слайды:

«Чтобы побольше узнать о том, как люди осваивали свою планету, я обратилась к энциклопедии, и вот что  узнала…

Правильное представление о строении Земли создавалось нашими предками в течении очень долгого времени.

- А как же они себе рисовали Землю, на которой жили?

- Очень по -  разному. Их представления кажутся нам сегодня сказочными и фантастическими. А всё потому, что они мало знали о земле, на которой жили, так как в основном находились в пределах своего поселения. Но шли годы, люди стали путешествовать по суше и вдруг поняли, что, в какую бы сторону они не шли, всё время приходили к воде. И поэтому они решили, что Земля плоская , как лепёшка, …

Дети соглашаются, внимательно слушают рассказ воспитателя, рассматривают слайды

Дети соглашаются, слушают рассказ воспитателя, рассматривают слайды

Показ слайдов, где земля представляется в виде (у древних египтян-  земля плоская, небо - это купол, который опирается на четыре горы, где-то на краю света;

У древних греков- земля – это плоский диск, а солнце – это бог Гелиос, который объезжает землю каждый день на своей колеснице;

У древних индийцев- плоская Земля держится на трех слонах, слоны стоят на спине огромной черепахи, а черепаха плавает в океане)

Параллельно воспитатель показывает каждую страну на карте.

Воспитатель продолжает рассказ: «Так проходили столетия.  Людям стало интересно, что же находится там, за большой водой?

Самые любозна-тельные и смелые из них отправились в морские путешест-вия в надежде найти край земли. И как же они были удивлены, когда обнаруживали всё новые и новые земли.

Так, люди стали собирать сведения о мире, составлять карты. А один из путешественников – мореплаватель Фернан Магеллан, отправившись со своей командой в длительное плавание из страны Португалия  и плывя всё время в одном направлении, были очень удивлены, когда через два года прибыли точно туда же, откуда начали свой путь, но только с другой стороны.»

Дети с интересом слушают рассказ воспитателя, рассматривают слайды

Показ слайдов (Портрет Ф.Магеллана; путь экспедиции Магеллана на карте).

Показ Португалии на глобусе.

Воспитатель дает определение слову «экспедиция» (путешествие со специально определённой целью что-то исследовать)  

Воспитатель предлагает подумать: «Ребята, разве такое могло случиться, если бы Земля была плоской, как вы думаете?  

Правильно, такое могло случиться только в том случае, если Земля имеет форму шара.»

Дети отвечают полным предложе-нием

Дети отвечают одним словом

Ответы детей:

- Нет, такого не могло случиться;

- Если бы Земля была плоская, Магеллан бы не приплыл назад

Воспитатель предлагает детям проверить это предположение, проведя небольшой эксперимент:

«Как в этом еще можно убедится? Для этого нам надо отправиться в лабораторию.

А что такое лаборатория?

После ответов детей воспитатель произносит: «Поклонитесь и на месте покружитесь

Раз хлопок, два хлопок,

Снова сделай поворот,

Прыг, скок улыбнись!

И в учёного превратись!»

Дети дают ответ полным предложением

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Дети слушают и повторяют ответы других детей

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Ответ детей:

Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты, наблюдения

Воспитатель объясняет ход эксперимента,

по окончанию задает вопрос: «Что произошло?

Ребята, какой же вывод могли сделать путешественники, вернувшись после длительного путешествия в то же место, откуда начинали путь?»

Дети слушают воспитателя, проводят эксперимент

Дети отвечают на поставленные вопросы

Дети слушают воспитателя, проводят эксперимент

Дети слушают и повторяют ответы других детей

Экспериментальная деятельность: берем шарик, прикрепляем кусочек пластилина и двигаемся пальчиком всё время в одном направлении

Ответы детей:

- Мы вернулись к своей точке, только с другой стороны.

-Путешественники поняли, что Земля в форме шара.

Воспитатель рассказывает о русских мореплавателях, совершивших кругосветное путешествие, параллельно показывает слайды

Дети слушают воспитателя, принимают предложение

Дети слушают воспитателя, принимают предложение

Воспитатель: «Первое русское кругосветное плавание было совершено на кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана Крузенштерна. Три года длилось путешествие. Много интересного узнали русские моряки. Много разных земель и островов открыли. В память об этих событиях в Санкт – Петербурге был поставлен памятник Крузенштерну.»

На слайдах- портрет Крузинштерна;

- памятник Крузинштерну

Воспитатель предлагает детям стать первоот-крывателями, как и путешественники в давние времена, и для себя узнать что-то новое: «Ребята, хотите сейчас мы отправимся в кругосветное путешествие по маршруту Крузинштерна. А сначала, давайте разомнемся»

Воспитатель проводит динамическую паузу «Зарядка моряков»

Дети принимают приглашение,

встают и выполняют движения по тексту

Дети принимают приглашение,

встают и повторяют движения, которые выполняют другие дети

Рано утром моряки делают зарядку, 

(руки поднять вверх, опустить к плечам)

Делают зарядку только по порядку, 

(руки в стороны к плечам)

Опускают якорь в воду, (руки в замок опущены вниз наклоны не сгибая колени)

Стоп машина нету хода, (руки сжаты в кулаки постукиваем кулак о кулак перед собой)

Моют палубу с утра, 

(имитируют мытьё пола)

Проверяют сети (руки поднимают вверх пово-рачиваются вправо, влево)

Порыбачить нам пора - мы займёмся этим 

(дети имитируют закидывание удочки правой и левой руками)

Трюмы рыбою полны, 

(разводят руки в стороны)

Мы ужасно голодны! (потирают живот двумя руками)

Пообедаем и в путь ь (подносят поочерёдно правую и левую руки ко рту)

Паруса пора надуть, (дыхательное упраж-нение с поворотом головы вправо влево)

Якорь поднят, море ждёт - (руки сцеплены в замок перед собой поднимаем до груди и опускаем вниз)

Кто так сможет - шаг вперёд!

Воспитатель интересуется у детей: «А на каком виде транспорта лучше отправиться в кругосветное путешествие?

Что нужно взять с собой, чтобы не сбиться с пути?

Итак, команда подготовительной группы №4 отправляется в кругосветное путешествие. Страна отправления – Россия.

Как называется материк, на котором находится наша страна?»

Дети отвечают полными предложениями

Дети отвечают одним словом

Ответы детей:

- В кругосветное путешествие лучше отправиться на корабле.

- С собой нужно взять карту, чтобы не сбиться с пути.

-Наша страна находится на самом большом материке -Евразия

Воспитатель показывает слайд «Путешествие Крузинштерна на карте» и  предлагает каждому ребенку на его карте отметить стрелочкой направление, в котором будет двигаться корабль.

Дети отмечают на картах стрелочкой направление, в котором будет двигаться корабль

Дети отмечают на картах стрелочкой направление, в котором будет двигаться корабль (испытывают трудность)

Показ слайда «Путешествие Крузинштерна на карте»

Воспитатель сообщает: «Наш корабль отошел от берегов Евразии». Предлагает детям посмотреть в подзорную трубу и ответить– вдоль каких двух материков движется наше судно?

Чем отличаются эти материки?

Воспитатель предлагает дальше проследить и отметить на карте путь корабля: «Дальше наш корабль огибает Южную Америку, движется дальше и подходит к какому материку?            Чем известна Австралия?»

Воспитатель предлагает продолжить плавание: «Поплывём мы в дальние страны.                                                                                               Где блестящие звёзды видны.                                                                                          Где на ветках сидят обезьяны.                                                                                             И гуляют большие слоны.

Как вы думаете, ребята, к какому материку мы подошли?

Отметьте путь корабля от Австралии до Африки стрелочкой.

Что вы знаете о материке Африка?»

Дети имитируют, что смотрят в подзорную трубу, отвечают на вопрос полным предложением, отмечают на карте путь следования корабля

Дети имитируют, что смотрят в подзорную трубу, повторяют ответ других детей, имеют трудности в отметке на карте пути следования корабля

Воспитатель объясняет значение слова «судно»  (это любое транспортное средство для перевозки пассажиров или грузов по воде)

Ответы детей:

- Наше судно/корабль движется вдоль Северной и Южной Америки

- Эти материки отличаются природой, погодой (воспитатель уточняет, климатом)

- Дальше наше судно подходит к Австралии

- В Австралии живут сумчатые животные, которых больше нет нигде на планете

- Теперь мы подплыли к Африке,

- Африка – самый жаркий материк

Воспитатель предлагает проследить, куда направляется корабль, отметить путь стрелочкой, рассказать, что дети знают об этом материке.

Воспитатель обращает внимание детей на слайд: «Посмотрите, сколько пингвинов нас вышло встречать…

Кажется, там что-то произошло…. Маленький пингвинёнок играл на льдине, край льдины отломился,  и его унесло в океан, а он ведь совсем ещё маленький. Взрослые пингвины уже спешат на помощь, но волнуются, что льдина вместе с пингвинёнком пойдет ко дну.»  

 Воспитатель предлагает вернуться в лабораторию и провести опыт с водой и льдом, сделать вывод

Дети отвечают на вопрос полным предложением, отмечают на карте путь следования корабля

Дети эмоционально реагируют

Дети проводят опыт с водой и льдом, делают вывод, что лед легче воды. Значит пингвиненок не утонет

Дети повторяют ответ других детей, имеют трудности в отметке на карте пути следования корабля

Дети эмоционально реагируют

Дети проводят опыт с водой и льдом, повторяют вывод за другими детьми, что лед легче воды. Значит пингвиненок не утонет

Ответы детей:

- наш корабль направляется к Антарктиде,

- в Антарктиде очень холодно, никогда не тает лед,

- в Антарктиде живут пингвины

На интерактивной доске слайд –пингвины на берегу

Следующий слайд- пингвиненок плывет на льдине

Ход опыта: дети в контейнер с водой погружают кусочки льда

III

З

А

К

Л

Ю

Ч

И

Т

Е

Л

Ь

Н

А

Я

 

Ч

А

С

Т

Ь

4 мин

Воспитатель предлагает продолжить путешествие: «Отправляемся дальше.

Впереди земля! Посмотрите, флаг какой страны развевается на берегу?

К какому материку мы подплыли? Какой вывод мы можем сделать?

Правильно, значит, мы совершили кругосветное путешествие!»

Дети эмоциональ-но отвечают на вопрос полным предложе-нием, отмечают на своих картах путь стрелкой до конечной точки

Дети отвечают на вопрос одним словом, отмечают на своих картах путь стрелкой до конечной точки

Показ слайдов: - «Путешествие Крузинштерна на карте»,

- изображение материка с российским флагом

Ответы детей:

- мы видим флаг России,

- мы вернулись к тому материку, с которого отплыли, только с другой стороны,

- корабль проплыл весь земной шар,

- мы совершили кругосветное путешествие!

Воспитатель предлагает сыграть в игру «Мне запомнилось, мне понравилось»

Дети отвечают, что им особенно понравилось в ходе занятия, какие трудности возникали

Дети отвечают, что им особенно понравилось в ходе занятия, какие трудности возникали


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию: Люди мечтают

Познакомиться с разными изобретениями человека ( рукотворный мир )...

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы "Как люди открывали Землю"

рассказать как менялись представления людей о земле в разные времена. О роли морских путешественников в познании людьми мира....

Презентация "Как люди открывали Землю"

Презентация по познавательному развитию для детей подготовительной группы...

Конспект занятия по познавательному развитию "Наша планета Земля"

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию...

Конспект занятия по познавательному развитию: "Святой защитник земли Русской князь Александр Невский" с использованием ИКТ. Старшая группа.

Цель: Формировать у детей интерес к истории своей страны, к жизни великих полководцев, защищающих нашу Родину....

Конспект НОД по познавательному развитию "Опыты с землей"

Проведение опытов с землей в старшей группе...

Презентация "Как люди открывали Землю"

Презентация для подготовительной группы по окружающему миру "Как люди открывали Землю"....