Конспект ОД по познавательному развитию "Как люди открывали Землю"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект ОД по познавательному развитию "Как люди открывали Землю"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №67 «Крепыш»
Конспект организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию
в интеграции образовательных областей в рамках ФГОС ДО
«Как люди открывали Землю»
для детей 6-7 лет группы общеразвивающей направленности
Подготовила:
Иванова Ирина Валерьевна,
воспитатель
г. Нижний Новгород
2022г.
Цель: развивать познавательную активность детей.
Задачи:
Обучающие:
расширять знания о планете Земля,
рассказать об экспедициях Магеллана, Крузинштерна
рассказать, как менялись представления людей о Земле в разные времена; о роли морских путешественников в познании людьми мира,
выяснить, как изменялись представления людей об облике Земли;
Развивающие:
развивать умение ориентироваться по карте и глобусу (находить материки, нашу страну),
побуждать детей употреблять слова: «глобус, карта», названия материков; ввести в активный словарь слово «первооткрыватели»,
развивать любознательность детей, желание получать информацию о географии
Словарная работа: экспедиция, кругосветное, первооткрыватели, судно,
Предварительная работа: беседа о нашей планете, рассматривание карты, глобуса, беседа о материках.
Формы организации коллективной деятельности: совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей.
Методы и приемы: игровой (сюрпризный момент), наглядные (рассматривание, показ), словесные (зазывалочка, загадка, вопрос, беседа, рассказ), практическая деятельность детей, экспериментирование.
Материалы и оборудование: глобус, карта мира, интерактивная доска.
Раздаточный материал: карандаши, пластиковые шарики, пластилин, листы А4 с распечатанной на них картой, емкость с водой, кусочки льда.
Структура ООД | Время | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Примечание | |
Высокий уровень | Низкий уровень | ||||
I В В О Д Н А Я Ч А С Т Ь | 4 мин | Воспитатель зазывает детей зазывалочкой | Дети подходят, проявляют интерес, слушают воспитателя | Дети подходят, слушают воспитателя | Зазывалочка: «Эй, дружок, не робей! Подходи ко мне скорей! Ты не будешь здесь скучать – Будешь новое узнавать!» |
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку | Дети отгадывают загадку (глобус) | Дети отгадывают загадку (глобус) | Загадка: «На ноге стоит одной, Крутит, вертит головой, Нам показывает страны, Реки, горы, океаны.» | ||
Воспитатель хвалит детей, показывает глобус, предлагает дать ему определение: «А что такое -глобус? Почему он имеет форму шара? Что на нем показано?» | Дети отвечают полными предложениями | Дети слушают ответы других детей, повторяют ответы | Варианты ответов детей: Глобус – это макет Земли в уменьшенном виде. Он круглый, в форме шара, потому что наша планета – шар. На глобусе показаны материки, острова, мо-ря, океаны, горы, леса | ||
Воспитатель соглашается с ответами детей, дополняет их. «Правильно, на Земле есть моря, океаны, а также огромные части суши, которые омываются морями и океанами, как они называются? Сколько материков на нашей планете? Как они называются? А какие океаны вы знаете?» | Дети отвечают на вопросы воспитателя | Дети слушают ответы других детей, повторяют | Ответы детей: - Большие части суши, которые омываются океанами и морями, называются материками. - На Земле 6 материков. - Материки называются: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Антарктида. - На планете 4 океана, это Тихий океан, Атлантический, Северный-Ледовитый и Индийский. | ||
Воспитатель хвалит детей и предлагает порассуждать, о том, всегда ли люди имели эти знания и знания о том, что наша планета имеет форму шара? | Дети отвечают на вопросы | Дети слушают и повторяют ответы других детей | Мнения детей разделяются, кто- то соглашается, кто-то нет. Да, всегда думали, что Земля круглая. | ||
22 мин | Воспитатель рассказывает детям и параллельно показывает слайды: «Чтобы побольше узнать о том, как люди осваивали свою планету, я обратилась к энциклопедии, и вот что узнала… Правильное представление о строении Земли создавалось нашими предками в течении очень долгого времени. - А как же они себе рисовали Землю, на которой жили? - Очень по - разному. Их представления кажутся нам сегодня сказочными и фантастическими. А всё потому, что они мало знали о земле, на которой жили, так как в основном находились в пределах своего поселения. Но шли годы, люди стали путешествовать по суше и вдруг поняли, что, в какую бы сторону они не шли, всё время приходили к воде. И поэтому они решили, что Земля плоская , как лепёшка, … | Дети соглашаются, внимательно слушают рассказ воспитателя, рассматривают слайды | Дети соглашаются, слушают рассказ воспитателя, рассматривают слайды | Показ слайдов, где земля представляется в виде (у древних египтян- земля плоская, небо - это купол, который опирается на четыре горы, где-то на краю света; У древних греков- земля – это плоский диск, а солнце – это бог Гелиос, который объезжает землю каждый день на своей колеснице; У древних индийцев- плоская Земля держится на трех слонах, слоны стоят на спине огромной черепахи, а черепаха плавает в океане) Параллельно воспитатель показывает каждую страну на карте. | |
Воспитатель продолжает рассказ: «Так проходили столетия. Людям стало интересно, что же находится там, за большой водой? Самые любозна-тельные и смелые из них отправились в морские путешест-вия в надежде найти край земли. И как же они были удивлены, когда обнаруживали всё новые и новые земли. Так, люди стали собирать сведения о мире, составлять карты. А один из путешественников – мореплаватель Фернан Магеллан, отправившись со своей командой в длительное плавание из страны Португалия и плывя всё время в одном направлении, были очень удивлены, когда через два года прибыли точно туда же, откуда начали свой путь, но только с другой стороны.» | Дети с интересом слушают рассказ воспитателя, рассматривают слайды | Показ слайдов (Портрет Ф.Магеллана; путь экспедиции Магеллана на карте). Показ Португалии на глобусе. Воспитатель дает определение слову «экспедиция» (путешествие со специально определённой целью что-то исследовать) | |||
Воспитатель предлагает подумать: «Ребята, разве такое могло случиться, если бы Земля была плоской, как вы думаете? Правильно, такое могло случиться только в том случае, если Земля имеет форму шара.» | Дети отвечают полным предложе-нием | Дети отвечают одним словом | Ответы детей: - Нет, такого не могло случиться; - Если бы Земля была плоская, Магеллан бы не приплыл назад | ||
Воспитатель предлагает детям проверить это предположение, проведя небольшой эксперимент: «Как в этом еще можно убедится? Для этого нам надо отправиться в лабораторию. А что такое лаборатория? После ответов детей воспитатель произносит: «Поклонитесь и на месте покружитесь Раз хлопок, два хлопок, Снова сделай поворот, Прыг, скок улыбнись! И в учёного превратись!» | Дети дают ответ полным предложением Дети выполняют движения в соответствии с текстом | Дети слушают и повторяют ответы других детей Дети выполняют движения в соответствии с текстом | Ответ детей: Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты, наблюдения | ||
Воспитатель объясняет ход эксперимента, по окончанию задает вопрос: «Что произошло? Ребята, какой же вывод могли сделать путешественники, вернувшись после длительного путешествия в то же место, откуда начинали путь?» | Дети слушают воспитателя, проводят эксперимент Дети отвечают на поставленные вопросы | Дети слушают воспитателя, проводят эксперимент Дети слушают и повторяют ответы других детей | Экспериментальная деятельность: берем шарик, прикрепляем кусочек пластилина и двигаемся пальчиком всё время в одном направлении Ответы детей: - Мы вернулись к своей точке, только с другой стороны. -Путешественники поняли, что Земля в форме шара. | ||
Воспитатель рассказывает о русских мореплавателях, совершивших кругосветное путешествие, параллельно показывает слайды | Дети слушают воспитателя, принимают предложение | Дети слушают воспитателя, принимают предложение | Воспитатель: «Первое русское кругосветное плавание было совершено на кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана Крузенштерна. Три года длилось путешествие. Много интересного узнали русские моряки. Много разных земель и островов открыли. В память об этих событиях в Санкт – Петербурге был поставлен памятник Крузенштерну.» На слайдах- портрет Крузинштерна; - памятник Крузинштерну | ||
Воспитатель предлагает детям стать первоот-крывателями, как и путешественники в давние времена, и для себя узнать что-то новое: «Ребята, хотите сейчас мы отправимся в кругосветное путешествие по маршруту Крузинштерна. А сначала, давайте разомнемся» Воспитатель проводит динамическую паузу «Зарядка моряков» | Дети принимают приглашение, встают и выполняют движения по тексту | Дети принимают приглашение, встают и повторяют движения, которые выполняют другие дети | Рано утром моряки делают зарядку, (руки поднять вверх, опустить к плечам) Делают зарядку только по порядку, (руки в стороны к плечам) Опускают якорь в воду, (руки в замок опущены вниз наклоны не сгибая колени) Стоп машина нету хода, (руки сжаты в кулаки постукиваем кулак о кулак перед собой) Моют палубу с утра, (имитируют мытьё пола) Проверяют сети (руки поднимают вверх пово-рачиваются вправо, влево) Порыбачить нам пора - мы займёмся этим (дети имитируют закидывание удочки правой и левой руками) Трюмы рыбою полны, (разводят руки в стороны) Мы ужасно голодны! (потирают живот двумя руками) Пообедаем и в путь ь (подносят поочерёдно правую и левую руки ко рту) Паруса пора надуть, (дыхательное упраж-нение с поворотом головы вправо влево) Якорь поднят, море ждёт - (руки сцеплены в замок перед собой поднимаем до груди и опускаем вниз) Кто так сможет - шаг вперёд! | ||
Воспитатель интересуется у детей: «А на каком виде транспорта лучше отправиться в кругосветное путешествие? Что нужно взять с собой, чтобы не сбиться с пути? Итак, команда подготовительной группы №4 отправляется в кругосветное путешествие. Страна отправления – Россия. Как называется материк, на котором находится наша страна?» | Дети отвечают полными предложениями | Дети отвечают одним словом | Ответы детей: - В кругосветное путешествие лучше отправиться на корабле. - С собой нужно взять карту, чтобы не сбиться с пути. -Наша страна находится на самом большом материке -Евразия | ||
Воспитатель показывает слайд «Путешествие Крузинштерна на карте» и предлагает каждому ребенку на его карте отметить стрелочкой направление, в котором будет двигаться корабль. | Дети отмечают на картах стрелочкой направление, в котором будет двигаться корабль | Дети отмечают на картах стрелочкой направление, в котором будет двигаться корабль (испытывают трудность) | Показ слайда «Путешествие Крузинштерна на карте» | ||
Воспитатель сообщает: «Наш корабль отошел от берегов Евразии». Предлагает детям посмотреть в подзорную трубу и ответить– вдоль каких двух материков движется наше судно? Чем отличаются эти материки? Воспитатель предлагает дальше проследить и отметить на карте путь корабля: «Дальше наш корабль огибает Южную Америку, движется дальше и подходит к какому материку? Чем известна Австралия?» Воспитатель предлагает продолжить плавание: «Поплывём мы в дальние страны. Где блестящие звёзды видны. Где на ветках сидят обезьяны. И гуляют большие слоны. Как вы думаете, ребята, к какому материку мы подошли? Отметьте путь корабля от Австралии до Африки стрелочкой. Что вы знаете о материке Африка?» | Дети имитируют, что смотрят в подзорную трубу, отвечают на вопрос полным предложением, отмечают на карте путь следования корабля | Дети имитируют, что смотрят в подзорную трубу, повторяют ответ других детей, имеют трудности в отметке на карте пути следования корабля | Воспитатель объясняет значение слова «судно» (это любое транспортное средство для перевозки пассажиров или грузов по воде) Ответы детей: - Наше судно/корабль движется вдоль Северной и Южной Америки - Эти материки отличаются природой, погодой (воспитатель уточняет, климатом) - Дальше наше судно подходит к Австралии - В Австралии живут сумчатые животные, которых больше нет нигде на планете - Теперь мы подплыли к Африке, - Африка – самый жаркий материк | ||
Воспитатель предлагает проследить, куда направляется корабль, отметить путь стрелочкой, рассказать, что дети знают об этом материке. Воспитатель обращает внимание детей на слайд: «Посмотрите, сколько пингвинов нас вышло встречать… Кажется, там что-то произошло…. Маленький пингвинёнок играл на льдине, край льдины отломился, и его унесло в океан, а он ведь совсем ещё маленький. Взрослые пингвины уже спешат на помощь, но волнуются, что льдина вместе с пингвинёнком пойдет ко дну.» Воспитатель предлагает вернуться в лабораторию и провести опыт с водой и льдом, сделать вывод | Дети отвечают на вопрос полным предложением, отмечают на карте путь следования корабля Дети эмоционально реагируют Дети проводят опыт с водой и льдом, делают вывод, что лед легче воды. Значит пингвиненок не утонет | Дети повторяют ответ других детей, имеют трудности в отметке на карте пути следования корабля Дети эмоционально реагируют Дети проводят опыт с водой и льдом, повторяют вывод за другими детьми, что лед легче воды. Значит пингвиненок не утонет | Ответы детей: - наш корабль направляется к Антарктиде, - в Антарктиде очень холодно, никогда не тает лед, - в Антарктиде живут пингвины На интерактивной доске слайд –пингвины на берегу Следующий слайд- пингвиненок плывет на льдине Ход опыта: дети в контейнер с водой погружают кусочки льда | ||
III З А К Л Ю Ч И Т Е Л Ь Н А Я
Ч А С Т Ь | 4 мин | Воспитатель предлагает продолжить путешествие: «Отправляемся дальше. Впереди земля! Посмотрите, флаг какой страны развевается на берегу? К какому материку мы подплыли? Какой вывод мы можем сделать? Правильно, значит, мы совершили кругосветное путешествие!» | Дети эмоциональ-но отвечают на вопрос полным предложе-нием, отмечают на своих картах путь стрелкой до конечной точки | Дети отвечают на вопрос одним словом, отмечают на своих картах путь стрелкой до конечной точки | Показ слайдов: - «Путешествие Крузинштерна на карте», - изображение материка с российским флагом Ответы детей: - мы видим флаг России, - мы вернулись к тому материку, с которого отплыли, только с другой стороны, - корабль проплыл весь земной шар, - мы совершили кругосветное путешествие! |
Воспитатель предлагает сыграть в игру «Мне запомнилось, мне понравилось» | Дети отвечают, что им особенно понравилось в ходе занятия, какие трудности возникали | Дети отвечают, что им особенно понравилось в ходе занятия, какие трудности возникали |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/01/picture-1027203-1522584701.jpg)
Конспект НОД по познавательному развитию: Люди мечтают
Познакомиться с разными изобретениями человека ( рукотворный мир )...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/01/picture-1027203-1522584701.jpg)
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы "Как люди открывали Землю"
рассказать как менялись представления людей о земле в разные времена. О роли морских путешественников в познании людьми мира....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/04/picture-413230-1396632370.jpg)
Презентация "Как люди открывали Землю"
Презентация по познавательному развитию для детей подготовительной группы...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/14/picture-1175168-1571070575.jpg)
Конспект занятия по познавательному развитию "Наша планета Земля"
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/28/picture-1087248-1543406668.jpg)
Конспект занятия по познавательному развитию: "Святой защитник земли Русской князь Александр Невский" с использованием ИКТ. Старшая группа.
Цель: Формировать у детей интерес к истории своей страны, к жизни великих полководцев, защищающих нашу Родину....
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/09/picture-794178-1662703838.jpg)
Конспект НОД по познавательному развитию "Опыты с землей"
Проведение опытов с землей в старшей группе...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/10/picture-1420040-1662826210.jpg)
Презентация "Как люди открывали Землю"
Презентация для подготовительной группы по окружающему миру "Как люди открывали Землю"....