Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Зимующая птица-синица»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Стрелова Марина Вениаминовна

Уточнить и расширить  представления детей о синице, её внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях. Вызвать интерес у детей к празднику «Синичкин день»;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД "Зимующая птица-синица"24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский  сад №63 Комбинированного вида  Кировского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Зимующая птица-синица»

Провела воспитатель средней группы №6

Стрелова Марина Вениаминовна

Цель: уточнение и расширение  представления детей о синице, её внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях. Вызвать интерес у детей к празднику «Синичкин день»;

Задачи: 

Познакомить детей с историей праздника «Синичкин день»

Познакомить детей с жизнью синиц, их местом обитания и другими зимующими птицами.

Расширить представления детей о зимующих птицах

Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения

Расширить и активизировать словарный запас

Формировать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам, желание помогать им в холодное время года, подкармливать птиц.

Виды деятельности: познавательная (расширение кругозора), коммуникативная, игровая, двигательная, исследовательская.

Оборудование:  фотографии синиц, картинки с изображениями различных зимующих птиц, магнитофон, аудиозапись пения синицы, презентация «Синичкин день», перышки с загадками о зимующих птицах;

Предварительная работа: 

-наблюдения за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций птиц.      -чтение рассказа Г. Скрибицкого "Длиннохвостые разбойники"

-чтение стихотворений А. Яшина "Покормите птиц зимой", М. Глазкова "Покормите птиц"

-дидактические игры и упражнения, загадывание загадок

Звоню в бубен.

«Раз, два, три, четыре, пять становитесь в круг играть»

Речевка: «Слева друг и справа друг.

                Очень дружный общий круг.

                Крепче за руки держитесь,

                И друг другу улыбнитесь!»

Вот мы передали друг другу искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце, а по нашим рукам из ладошки в ладошку перешла доброта.

Ой! Ребята! Смотрите! Птичья стая пролетала!

Перышки здесь разбросала.

Пёрышки мы подберём и задания прочтём.

Загадки про птиц:

  1. Кто летает. Кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (Сорока.)

  1. Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук!»? (Дятел.)

  1. Красногрудый, чернокрылый,
    Любит зёрнышки клевать,
    С первым снегом на рябине
    Он появится опять                   
    (Снегирь)

  1. У этой птички клюв кривой,
    А гнёзда вьёт она зимой,
    Из шишек семечки клюёт,
    Кто это птичку назовёт?                   (
    Клёст)

  1. Эти птички с хохолком
    И красивые притом,
    На рябину прилетели.
    Птички эти —                   (
    Свиристели)

  1. Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
    Вот и весь репертуар.
    Оглашает крону клёна
    Своим пением …                 (
    Ворона)

  1. Эти маленькие пташки

В серых будничных рубашках

Всё клюют, чем угощают,

Даже крохи подбирают.

 — Чик-чирик, – везде свои,

Непоседы…(Воробей)

  1. Меня сизокрылым все с детства зовут.

Как символа мира и любят, и чтут.(Голубь)

  1. У нее глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днем.(Сова)

  1. Как в лесу похолодает,
    Птички в город прилетают.
    Грудкой жёлтой всем знакомы,
    Ищут сало на балконах.
    Часто в окна к нам стучат,
    И пронзительно свистят!
    Всем известны эти птицы,
    Называются…
    (Синица)

Посмотрите пожалуйста на картинки с ответами, какие это птицы?

-Правильно ЗИМУЮЩИЕ, а почему?

-Они остаются с нами зимовать!

Слайд 1

- Ребята, а вы знаете, что и у птиц есть свой праздник? (ответы детей)

Называется этот праздник «Синичкин день».И празднуется он 12 ноября.

Слайд 2

С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, это день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Слайд 3

-Ребята, как вы думаете. почему же праздник называется «Синичкин день»?

Да потому что синица – для Руси божья птица. Ее охраняли и берегли.

В народе говорил: «Невелика птичка синичка, а свой праздник имеет»

Люди подмечали: если птицы стайками появились у дома, значит, скоро грянут морозы.

В старину детишки выбегали на улицу и зазывали синичек в гости.

-Синичка-невеличка,

прилетай ты к нам

из чужих краёв.

Принеси ты нам

зиму снежную,

зиму тёмную.

Синиченька – сестриченька, созывай снегирей

и лети к нам скорей.

-Ребята, давайте и мы зазовем в гости синичку. Скажем слова:

«Синиченька – сестриченька, созывай снегирей

и лети к нам скорей».

(Воспитатель достает синичку на палочке).

-Ребята, прилетела к нам красавица-птичка. Здравствуй, синичка!

Слайд 4

Давайте рассмотрим, как выглядит синица. (Выслушать реплики детей).

У синицы оперение яркое — нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и сине-зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой.

Слайд 5

Название «синица» произошло вовсе не от синего оперения этих птиц, как многие полагают. Свое имя они получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!» или «Синь-синь!» 

Послушайте как поют синицы. (Звуковое сопровождение).

Ребята, предлагаю и нам превратиться в птичек-синичек. Сколько красивых синичек прилетело к нам. (Звуковое сопровождение-пение синиц)

ФИКУЛЬТМИНУТКА

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Тири-тири, (Открывают ручки и летят на стульчики)

Тень-тень-тень!

Слайд 6

В зимнее время птицы перебираются из лесов человеческому жилью.

Ребята, как вы думаете, почему птицы с наступлением холодов перебираются ближе к людям? (Ответы детей).

Тяжело приходится птицам зимой, ведь у них нет теплых домов, как у нас с вами. В зимнее время птицы также питается яйцами и личинками зимующих насекомых, добывая их из щелей и коры деревьев, но этого мало для них. Под снегом сложно отыскать корм. Если синиц не подкармливать зимой, они погибнут от голода.

-Как вы думаете, чем мы можем помочь синичкам? (ответы детей).

-Чем можно накормить птиц? (Ответы детей).

Слайд 7

Чтобы помочь птицам пережить зиму, люди заготавливают для них подкормку: несоленое сало, семена тыквы, подсолнечника, арахиса — делают и развешивают кормушки.

Можно насыпать в кормушку хлебные крошки и сухарики, зерна пшена, риса, проса, гречихи, сушеные ягоды рябины, привязать несоленое сало.

Вот и наша «столовая» для птиц. (Достать кормушку.)

Слайд 8

Ребята, чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

  • Подкармливать птиц в одном и том же месте, в одно и то же время и птицы будут сами прилетать к этому времени;
  • Кормить птиц нужно каждый день, нельзя подкармливать их время от времени, именно в морозы им нужна пища каждый день, чтобы выжить.

Запомните! Нельзя кормить синиц черным хлебом!

Засиделась детвора, поиграть пришла пора.

Я зимой кормлю всех птиц – Показывают одной рукой на кормушку.

Голубей, ворон, синиц,Дети загибают или разгибают пальцы на руке,перечисляя  Воробьев и снегирей -                                                                                                  птиц          

Вот кормушка у дверей.        Показывают другой рукой на кормушку.

Дам им  булки и пшена    Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм.

Дам зерна и семена.  

А синице дам я сало,Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения

Пусть клюет его она.

Слайд 9

Стихотворение «Покормите птиц зимой»

-Ребята, вы молодцы, были внимательными и активными. Давайте попрощаемся с синичкой, ей пора лететь обедать. До свидания, синичка! (Звуковое сопровождение) (ребята прощаются с синичкой).

Рефлексия.

Что вам больше всего понравилось на занятии? О каких птицах мы сегодня говорили? Что запомнилось?

Какое у вас настроение?

Вы сегодня молодцы. Были очень внимательными и активными.

А сейчас предлагаю пойти на улицу и покормить птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию (в средней группе) «Кто как к зиме приготовился?»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.1.Показать зависимость живой и неживой природы.2. Познакомить с новыми видами птиц, зимующими в наших краях. Материал: картинки с зимующими и перелетными птицами ;  ка...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Как дикие животные к зиме готовятся».

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе«Как дикие животные к зиме готовятся».Программные задачи:-Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить ...

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ЗИМУШКА-ЗИМА

Конспект занятия с элементами здоровьесберегающих технологий....

КОНСПЕКТ ООД по познавательному развитию в средней группе «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Это занятие можно провести как итоговое по данной теме...

Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе "Зима в родном крае"

Закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы с помощью произведений осетинских и русских поэтов, проследить взаимосвязь живой и неживой природы, жизни человека и времен года.Учить детей ...