Познавательное развитие по формированию целостной картины мира Тема недели : «Зимующие птицы» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бубырева  Вера Владимировна

Дать знания детям о зимующих птицах, учить их различать, группировать, описывать внешний облик птиц, их особенности, поведение;

продолжать учить составлять краткую описательную характеристику о птицах;

формировать желание отвечать на вопросы воспитателя;

развивать логическое мышление, отвечая на вопрос «потому что»;

активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа 1056

Дошкольное отделение 4  группа 4

План-конспект

Познавательное развитие по  формированию целостной картины мира

Тема недели : «Зимующие птицы»

Открытое занятия в старшей группе «Зимующие птицы »

                                                                                      Составитель:

 Воспитатель ГБОУ СОШ №1056 д/о №4

125364 Г. Москва ул. Штурвальная, д.6, к.1  

                                               Бубырева Вера Владимировна,

                                   email: veroshka.veroshka @yandex.ru  воспитатель

Москва

2023 г.

Конспект занятия в старшей группе «Зимующие птицы»

Задачи:

обучающие:

дать знания детям о зимующих птицах, учить их различать, группировать, описывать внешний облик птиц, их особенности, поведение;

продолжать учить составлять краткую описательную характеристику о птицах;

формировать желание отвечать на вопросы воспитателя;

развивать логическое мышление, отвечая на вопрос «потому что»;

активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов.

развивающие:

развивать наблюдательность, зрительное восприятие, с помощью взрослого делать выводы.

воспитательные:

воспитывать у детей бережное отношение к птицам.

Материал:

иллюстрации с изображением птиц, перья птиц, веер.

Предварительная работа:

беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.

Ход образовательной деятельности

1. Организационный этап:

Упражнение «Сова»

Воспитатель:

Положите левую руку на правое плечо и сожмите плечо левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Опустите подбородок на грудь и глубоко вздохните, расслабляя мышцы. Повторите то же самое движение, положив правую руку на левое плечо.

Воспитатель:

Ребята, почтальон принес нам письмо, а в нем загадка: «Они летать умеют, их пух и перья греют». Кто это? (птицы).

Как называются птицы, которые остаются зимовать?

Поговорим мы сегодня о зимующих птицах.

2. Основная часть:

- Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год (ворона, голубь, воробей, дятел).

- А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири).

- Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья.

- У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.

- Расскажите мне про ворону. Какая она? (большая, черная, важная, хитрая).

- Эта птичка вам хорошо знакома. Кто это? Расскажите про воробья.

- Какой он? (маленький, серенький, шустрый, быстрый).

- Эту птичку можно встретить в лесу. Это дятел.

Он часто стучит по дереву, а вы знаете, зачем он это делает?

- Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.

- Про эту птицу вы мне сами расскажете. Кто это? Какой он?

(Голубь большой, сизый, воркующий.)

- Какие это птицы?

- Почему их так называют?

  1. Дидактическая игра «Не сорока, не ворона и не чайка».

Воспитатель говорит:

- «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица – угадай-ка».  Показывает каждому ребенку картинку с изображением птицы: голубь, синица, воробей, ворона, дятел, снегирь.

  1. Игра «Какой птички не стало?»

На доске — четыре — пять картинок с изображением зимующих птиц.  Незаметно для детей убирать одну картинку и спросить:

- Какой птички не стало?

  1. Упражнение «Птицы, которых я видел».

Воспитатель:

- Выберите иллюстрации, на которых изображены птицы нашего края.

Дети выбирают картинки, на которых изображены птицы, обитающие в данной местности.

4. Пальчиковое упражнение «Дятел»

- Пришло время поиграть с пальчиками.

Я по дереву стучу,                Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец
Червячка добыть хочу,                  
другой руки – клюв дятла. На каждую строчку
Хоть он скрылся под корой,  
четыре удара пальца по ладони.
Все равно он будет мой.

5.Упражнение «Загадка»

- Выберите картинку с изображением птицы, а я загадаю о ней загадку.

Дети по очереди выходят к столу, где лежат картинки с птицами, выбирают одну и показывают детям, а воспитатель загадывает об этой птице загадку.

Символ мира – это он,
И отличный почтальон.
А ещё и в дождь и в холод

Путь домой отыщет    (голубь).

Чернокрылый,
Красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут! негирь).

Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня     
(Синичка). 

 Все деревья с интересом
Изучает доктор леса.
Если дерево ест жук,
Доктор сразу: ТУК ТУК ТУК!
(Дятел).

Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.
(Воробей)

Эта птица всем знакома - 
Важно ходит возле дома 
Кар-Кар-Кар вдруг закричит, 
И спокойно улетит. 
Очень хитрая персона, 
А зовут её 
(Ворона). 

6. Рассказ воспитателя «Как летают птицы»

- Я приготовила для вас перышки птиц. Посмотрите, одинаковые они или разные? Чем отличаются друг от друга? (Одни - мягкие, маленькие; другие жесткие, длинные)

-Подумайте, какие из них согревают птицу? (Мягкие, пуховые)

- А какие помогают летать? (Длинные, маховые)

На примере веера воспитатель показывает, как раскрываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают.

7. Упражнение «Назови ласково» (с мячом)

- Сейчас поиграем в мяч в игру «Назови ласково».

Снегирь, синица, голубь, воробей.

8. Составление предложений по картине

- Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать, что на ней изображено.

- Как называется домик с кормом для птиц?

- Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?

- Какие птицы прилетели к кормушке?

- Сколько птиц прилетело?

- Что едят синички?

- Какие птицы остаются зимовать и прилетают на зимовку?

- Почему нужно помогать птицам зимой?

9. Изобразительная деятельность

 Раскрашивают картинку «Снегирь на ветке».

10. Итог занятия

- Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

- Что мы делали на занятии?

- Что понравилось?

Оценка детей.

3.Заключительная часть:

- А сейчас я предлагаю превратиться в птиц и поиграть в игру «Воробьи и вороны».

- Какие крылышки у воробья? Как он летает?

- Какие крылья у вороны? Как она летает?

Дети играют в игру «Воробьи и вороны».

- Раз, два, три - обернись, обратно в детей превратись. Превращаемся обратно в детей, возвращаемся в группу и оказываемся в детском саду.

«Сосулька»

Сидела Сорока на заснеженной елке и плакалась:

— Все перелетные птицы на зимовку улетели, одна я, дура оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт… Пальмы, бананы, жарища!

И слышит вдруг голос:

— Это смотря на какой зимовке, Сорока!

На какой, на какой — на обыкновенной!

Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие — в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные — как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать — курортничать с Севера прилетели. Я — Сова белая, они — Свиристель и Снегирь и они — Пуночка и белая Куропатка.

— Что-то я вас не пойму толком! — удивляется Сорока. — Зачем же вам было в такую даль лететь киселя хлебать? У вас в тундре снег — и у нас снег, у вас мороз — и у вас мороз. Тоже мне курорт — одно горе!

Но Свиристель не согласен:

— Не скажи, Сорока, не скажи! У вас и снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное — это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов.

И белая куропатка не согласна:

— Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег головой зароюсь — чем не курорт? Сытно, мягко, не дует.

И белая Сова не согласна:

— В тундре сейчас спряталось все, а у вас и мыши, и зайцы. Веселая жизнь!

И все другие зимовщики головами кивают, поддакивают.

— Век живи, век учись! — удивляется Сорока. — Выходит, мне не плакать надо, а веселиться! Я, выходит, сама всю зиму на курорте живу. Ну чудеса, ну дивеса!

— Так-то, Сорока! — кричат все. — А о жарких зимовках ты не жалей, тебе на твоих куцых крыльях все равно в такую даль не долететь. Курортничай лучше с нами!

Снова тихо в лесу. Сорока успокоилась. Холодные курортники едой занялись. Ну а те, что на жарких зимовках, — от них пока ни слуху ни духу.

Какие птицы прилетели в гости зимой на наш курорт «Сосулька»?

О чем беседовала с ними Сорока?

Чем понравились гостям наши края?

 Что понравилось Свиристели (Рябина).

А что полюбилось Куропатке (Ивовые почки и рыхлый пушистый снег, в который можно зарыться).

Что понравилось Сове? (Мыши и зайцы, которыми она питается).

А тебе что нравится у нас зимой?

Давайте поиграем. Подвижная русская народная игра «Дятел»

Дети встают в круг. Ребенок, выполняющий роль дятла, стоит посередине круга. Дети водят хоровод вокруг дятла и произносят  первые две строчки:

«Ходит дятел у житницы,

Ищет зернышко пшеницы».

Дятел  в ответ говорит:

«Мне не скучно одному,
Кого хочу, того возьму».

С последним словом дятел быстро берет за руку одного из ребят в кругу. А дети должны быстро встать парами. Оставшийся без пары ребенок становится дятлом в следующей игре.

Сказки о птицах. Дятел.

Почему дятла уважают все птицы и звери? И что было бы если бы дятлы исчезли? Об этом говорится в сказке «Дятел-труженик».

Дятел-труженик. Сказки озера Байкал

Слетелись птицы со всей тайги и стали ругать дятла.

Кукушка пуще всех сердится: — Покою от тебя нет, дятел, — стучишь, стучишь!

— Голова болит от твоего стука, — жалуется кедровка.

— Бездельники, у вас готовая еда: мухи, комары, козявки, ягоды, древесные почки, орехи. А мне надо дерево долбить, жуков под корой выискивать. Всех вас спасаю, неблагодарные, — с утра до ночи тружусь!

Засвистели, защебетали, затрещали сердито птицы: — Как! Ты нас спасаешь? — Смотрите, какой хвастун! — Давайте его заклюем!

Птичий гам прервал глухарь — птица в тайге важная, слов на ветер не бросает. Топнул он ногой: — Зря шумите, дятел сказал правду! Он оберегает деревья от жадных жуков-короедов. Без него источили бы они все деревья, опустошили бы тайгу. А как нам жить без тайги?.. Крикуны!

Кукушка, сидя на высокой сосне, первая залилась на всю тайгу: — Ку-ку, дятел, ку-ку, милый!

За ней кедровка: — Хвалю, приятель. Давай — стучи, стучи.

— Тук-тук — хороший звук! — громко крикнул лесной голубь.

Птицы окружили дятла, нарушителя лесной тишины, и запели хором.

Спустилось солнце за темную гору, поднялись птицы в золотое небо, разлетелись по всей тайге, но долго слышалась их радостная песня. Они славили труженика.

  • За что птицы  ругали дятла?
  • Почему в конце сказки они стали его хвалить?
  • Почему дятла называют «тружеником»? Есть ли еще звери или птицы, которых можно назвать «тружениками»? (Вспомните о труженицах — пчелах, муравьях и других известных малышу представителях животного мира)

Приложение

Правила подвижной игры «Воробьи и Вороны»

Вариант 1

Участники делятся на две команды. Одна команда будет «воробьями», другая — «воронами». Команды размещаются друг напротив друга на расстоянии 2-3 метра.

По команде водящего (взрослого) «Воробьи!» команда воробёв должна броситься догонять команду ворон, а по команде «Вороны!» — наоборот. Игра продолжается, пока догоняющая команда не переловит всех игроков убегающей.

Теперь можно начинать игру. Хитрость заключается в том, что водящий произносит команды по слогам медленно: «Вооо — роооо — ... НЫ!» или «Воооо — рооооо — ... БЬИ!», поэтому до самого последнего момента игроки не знают, догониять им или убегать. Кстати, хитрый водящий может называть и совсем другие слова: «Вооо — роооо — ... ТА!», «Вооо — роооо — ... ЖБА!», «Вооо — роооо — ... ВКА!», что добавляет игре большего веселья. А ещё, для усложнения игры можно выстроить команды спиной друг к другу. Тогда убегать будет легко, а догонять — трудно.

Вариант 2

Также игра для двух команд, только теперь потребуются два вида разных предметов, например мячики и кубики. Предметы раскладываются по разные стороны от команд. Игроки по командам водящего-взрослого выполняют несложные задания (приседают, наклоняются, поднимают руку или ногу). Водящий может неожиданно произнести слово «воробьи» (тогда все бегут и хватают по мячику) или «вороны (тогда все должны схватить по кубику). За каждый принесённый правильный предмет команда получает по очку. Побеждает та команда, которая по итогам нескольких раундов заработает большее число очков.

Раскраски  зимующих птиц



http://flashforfree.com/images/photos/medium/dd5b401f12bf4df6267b9e04bb192d10.jpghttp://animalphotos.ru/photo/82/82e29d5a3ef8542f8aa37489cea738ea.jpghttps://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=ea55dd2baa876efdd62b2ee070977c4e&n=33&h=190&w=262http://detskiy-sad.com/wp-content/uploads/2015/01/raskraska-vorona-3.gif

http://cdn5.imgbb.ru/user/41/419314/201410/f38f55f1d256777ebf9b153181d3ec9c.png

http://cdn5.imgbb.ru/user/41/419314/201410/f38f55f1d256777ebf9b153181d3ec9c.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в средней группе по Познавательному развитию(формирование целостной картины мира) Тема" «Домашние животные».

Конспект занятия по познавательному развитию(формирование целостной картины мира). Тема"Домашние животные"Цель: Активизация словаря, развитие умения связно отвечать на вопросы воспитателя....

№ 1. Сентябрь. Познавательное развитие .Формирование целостной картины мира. Тема: «Путешествие по группе». Знакомство с группой.

Познакомить детей с обстановкой группы, с игравыми центрами в процессе игры. Формировать интерес к окружающему, совместным играм, преодолевать трудности в общении, помогать ребёнку чувствовать себя ув...

№ 1. Сентябрь. Познавательное развитие .Формирование целостной картины мира. Тема: «Путешествие по группе». Знакомство с группой. (младшая группа)

Познакомить малышей с группой. Формировать интерес к окружающему, совместным играм, преодолевать трудности в общении, помочь ребёнку почувствовать себя уверенно....

Конспект занятия во второй младшей группе. Образовательная область «Познавательное развитие».Формирование целостной картины мира. Тема «Знакомство с улицей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Теремок» г.Ак-ДовуракаЮридический адрес: индекс 668051, Республики Тыва, г.Ак-Довурак, ул.Центральная 21, рабочий ...

Познавательное развитие .Формирование целостной картины мира. Тема: «Как звери к зиме готовились».

1.Систематизировать знания детей о диких  животных; расширять представления детей о жизни диких животных.2.Развивать внимание, наблюдательность, воспитывать любовь к природе....