Познавательно-исследовательский проект для детей 2-3 лет «Огород на окне»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Петрова Елена Львовна

Городские дети не очень тесно общаются с природой. Они, конечно же, знают растения и животные, обитающие рядом с ними. Но не все дети видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных видах и с различной целью. Проект даст возможность детям задуматься: как растет лук, какие условия необходимы для его роста и чем же он полезен. Умение самим посадить репчатый лук, ухаживать за ним, вырастить  лук зеленый,  пронаблюдать, как и насколько быстро вырастет он в перо, при этом учесть, что посадка лука на перо может быть выполнена в самом различном виде, вселяет в них чувство гордости и победы. А самое важное – это хороший способ употреблять в пищу собственные экологически чистые продукты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -  

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 20 «ВАСИЛЕК»

141650 Московская область Клинский район г. Высоковск ул. Текстильная  д.7А

Телефон 8 (49624) 6-21-76

Познавательно-исследовательский

проект

для детей 2-3 лет

  «Огород

на окне»

                           

            Выполнила воспитатель - Петрова Е. Л.

2020 г.

Название проекта: «Огород на окне»

Проблема: Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о выращивании лука, его полезных свойствах, о необходимых условиях его роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Актуальность: В нашем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного человека. В воспитании и обучении детей дошкольного возраста используется много приемов и методов для решения этой задачи, но наиболее перспективным является метод проектной деятельности. В проекте участвуют как дети, так и их родители. Для решения поставленной цели дети используют знания и навыки, приобретенные в различных видах деятельности, что естественно способствует всестороннему развитию самого ребенка, формирует навыки сотрудничества. Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность. Городские дети не очень тесно общаются с природой. Они, конечно же, знают растения и животные, обитающие рядом с ними. Но не все дети видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных видах и с различной целью. Проект даст возможность детям задуматься: как растет лук, какие условия необходимы для его роста и чем же он полезен. Умение самим посадить репчатый лук, ухаживать за ним, вырастить  лук зеленый,  пронаблюдать, как и насколько быстро вырастет он в перо, при этом учесть, что посадка лука на перо может быть выполнена в самом различном виде, вселяет в них чувство гордости и победы. А самое важное – это хороший способ употреблять в пищу собственные экологически чистые продукты.

Цель проекта: Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях, узнать о его пользе, заинтересовать этапами проведения опыта.

Задачи проекта:

  • Формировать представления об основных условиях, которые необходимы для роста лука (вода, земля, свет, тепло);
  • Закреплять представления о репчатом луке, особенностях внешнего строения, учить находить «донце» с корнями и верхушку;
  • Выработать навык посадки лука в землю;

  • Учить замечать изменения, которые произошли с луковицами во время его роста;
  • Способствование возникновению интереса к процессу роста и пользе лука;
  • Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
  • Обогащать речь и активизировать словарь детей
  • Привлечь родителей к активному участию в детсадовском проекте и выполнению совместных с детьми заданий.

Тип проекта: краткосрочный,  познавательно-исследовательский

Участники проекта: воспитатель Петрова Е.Л., дети 2-3 лет, родители

Продолжительность проекта: 1 месяц (март 2020 г.)

Гипотеза: Из больших, желто-золотистых луковиц можно вырастить полезные для здоровья, зеленые перья, которые можно употреблять в пищу, например, заправить ими суп.

Объект проектной деятельности: зеленая грядка с луком

Предмет: процесс развития познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста

Обеспечение проекта:

Методическое: методическая, педагогическая и детская художественная литература.

Диагностическое: дидактический материал

Материально-техническое: контейнеры с землей, репчатый лук, лейки с водой, совочки, грабельки, ведерко под орудия труда (грабельки, совочек), фартуки.

Интегрируемые виды деятельности:

  • Игровая деятельность: (дидактические, сюжетные, игры - инсценировки)
  • Познавательно-исследовательская деятельность: (игры экспериментирования, наблюдения за луком)
  • Продуктивная деятельность: (рисование, лепка)
  • Коммуникативная деятельность: (беседы)
  • Трудовая деятельность: (посадка, поливка, рыхление и т.д.)
  • Двигательная деятельность: (физкультминутки, подвижные и пальчиковые игры)
  • Музыкально художественная деятельность: (слушание музыки, разучивание песен, игр, просмотр мультфильмов)
  • Чтение художественной детской литературы: (восприятие художественных произведений, заучивание стихов и загадок)

Взаимодействие с родителями: 

  • Привлечение родителей к организации и реализации проекта - к подбору иллюстрированного и печатного материала;
  • Обсуждение темы проекта;  
  • Рекомендации по созданию мини-огорода в домашних условиях;
  •  Индивидуальные беседы, рекомендации, консультации, наглядные информационные материалы.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  • У детей сформируются знания об условиях, необходимых для роста лука.
  • У детей обогатится словарный запас за счёт слов (донце, луковица,

шелуха)

  • Дети познакомятся с процессом посадки лука и научатся выполнять простейшие трудовые операции по уходу за луком.
  • Познакомятся с поговорками, пословицами, загадками, стихами о луке.
  • Дети узнают о том, что лук – источник витаминов.
  • Узнают где и в каких целях можно использовать лук.

Для родителей: 

Проект  будет способствовать укреплению детско-родительских отношений в процессе совместных мероприятий экспериментально-познавательного и трудового характера.

Для педагога: 

Повысится профессионализм за счет внедрения новых методов в работе с детьми и родителями.

Развивающая среда: создание огорода на подоконнике группы.

Риски:

1. Несоблюдение сроков реализации проекта.

2. Проблема привлечения родителей к участию в проекте.

3. Низкое познавательное развитие детей.

Этапы работы над проектом:

 1. Этап - подготовительный. 

  • Изучение проблемы.
  • Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.
  • Составление перспективного плана работы над проектом.
  • Подбор методической, научно-популярной литературы и детской художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах; иллюстрированного и дидактического материала по данной теме; оборудования для проведения экспериментальной деятельности.
  • Привлечение родителей к участию в проекте.

2 этап – Основной. 

Познавательно-исследовательская деятельность.

  •   Просмотр мультфильмов по русским народным сказкам «Репка», «Вершки и корешки», «Пых», «Приключения огуречика», «Веселый огород», «Лунтик. Лук»
  •   Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций и муляжей лука, уточнение формы, цвета.
  •   НОД «Мы посадим огород», «Овощи», «Вот какой мой лучок! », «Овощи большие и маленькие», "Загадки с грядки"
  •   Наблюдения, экспериментальная деятельность:  рассматривание и изучение посадочного материала, «Строение луковки», «Вкус и луковые слезы», «Посадка лука, наблюдение и уход за посаженными луковицами (полив, рыхление почвы), проведение наблюдений за ростом зеленых перышков лука.
  • Беседа «Что нужно растениям для роста?».
  • Чтение художественной литературы: стихи Ю. Симбирская «В банку мы воды нальем», И. Ефремов «У меня есть друг», шотландская народная песня «Купите лук», И. Токмакова «Ай да суп», А. Максакова «Посадила в огороде», О. Емельянова «Что растёт на огороде», О. Новикова «В огород сейчас пойдем», С.В. Михалкова «Овощи», Ю.Тувим «Овощи», В. Коркина «Что растет у нас на грядке». Русские народные сказки «Репка», «Вершки и корешки», «Пых». Отгадывание загадок и разучивание стихов по теме «Овощи».
  •     Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Что сажают в огороде», «Угадай по описанию», «Угадай на вкус», «Угадай по запаху», «Четвертый - лишний», «Что сначала, что потом».
  •     Настольно-печатные игры: «Найди пару», разрезные картинки «Овощи», пазлы для малышей «Сложи картинку»
  •    Сюжетные игры: «Овощной магазин», «Приготовим луковый суп для кукол».
  •     Подвижные игры: «Собери лучок в корзинку», «Огуречик», игровое упражнение «Огород у нас в порядке».
  •     Физкультминутки: «Огород», «Горох», «Мы овощи сажаем» и др.
  •     Пальчиковые игры «Вырос у нас лучок». «Однажды хозяйка с базара пришла» и др.
  •     Оформить совместно с родителями и детьми огород в группе.
  •      Продуктивные виды деятельности: рисование «Вырос наш зеленый лук», лепка «Лук для борща», раскраски «Веселый лучок»
  •     Домашнее задание родителям и детям – организация огорода на подоконнике дома; семейный просмотр мультфильма «Чиполино»
  •   Выполнение плана. Текущая оценка результата.

п/п

Мероприятия

Цели

Сроки реализации

1 этап – подготовительный.

1.

Беседа с родителями на тему: «Лук – зеленый друг».

Обсудить цели и задачи проекта, сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта:

  • приобретение необходимого оборудования: ящики, лук репчатый, земля;
  • изготовление табличек-указателей с картинками растений;
  • изготовление шапочек с изображением лука.

1-я неделя.

2.

Консультация «Полезные свойства репчатого и зеленого лука».

Просвещение родителей по данной теме.

1-я неделя.

3.

Подбор демонстрационного материала, природного материала, художественной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Создать условия для реализации проекта «Лук – зеленый друг»: составление плана основного этапа, определение цели и задач проектной деятельности.

1-я  неделя.

4.

Предложить детям совместно с родителями посадить лук дома.

Пронаблюдать и  зарисовать  в календаре наблюдений в условиях дома, как и насколько быстро вырастет он в перо, при этом учесть, что посадка лука на перо может быть выполнена в самом различном виде.

1-я  неделя.

2 этап – основной.

5.

Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться», Н. Никитина «Что растет в огороде»; чтение стихов, пословиц и отгадывание загадок о луке.

Углублять и расширять знания об овощных культурах.

2-3 недели.

6.

Рассматривание иллюстраций овощных культур  (в том числе лука)

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.

2-3 недели.

7.

Дидактические игры:

  1. «Вершки – корешки».
  2.  Лото  «Овощи, фрукты, ягоды».

Обучить классификации растений по ценности.

2-3 недели.

8.

Труд в уголке природы.

Учить детей правильно ухаживать за растениями, создать благоприятные условия (вода, свет, тепло).

2-3 недели.

9.

Опыты: «Строение луковки», «Лук и земля», «Свет и темнота», «Вкус и луковые слёзы», «Сидит дед во сто шуб одет», «Два брата лучок и чесночок».

Уточнить представления о луковице; учить находить "донце" с корнями и верхушку; определить вкус лука: горький, сладкий, солёный; сравнить, чем похожи и чем отличаются лук и чеснок: форма, вкус, цвет; выяснить сколько «шуб» одето на луковице.

2-3 недели.

10.

НОД по познавательному развитию «Посадка лука».

Формировать основы исследовательской деятельности у младших дошкольников в процессе посадки лука.

2-3 недели.

11.

Беседа о том, как ухаживать за луком, используя календарь наблюдений, составленный дома

Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии лука. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и друг с другом.

2-3 недели.

12.

Совместная деятельность воспитателя с детьми по художественно-эстетическому развитию: лепка: «Лук для борща», рисование: «Вырос наш зеленый лук», раскрашивание раскрасок «Веселый лучок! »

Закреплять умения детей различать овощные культуры. Добиваться схожести с оригиналом

2-3 недели.

13.

Оформление выставок рисунков и лепки.

Развитие детского художественного творчества, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

2-3 недели.

3 – этап заключительный.

14.

Обработка и оформление материалов проекта

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

4 неделя.

15.

Подведение итогов проекта: 

оформление выставки совместной деятельности детей и родителей «Лук – зеленый друг».

Сопоставление желаемых и полученных результатов.

4 неделя.

16.

Употребление в пищу выращенного лука.

Празднование удачного завершения работы.

4 неделя.

17.

Консультация для родителей: «Полезные свойства репчатого и зеленого лука»

Просветительская работа с родителями в области экологии,  информирование  о проделанной работе.    

4 неделя

План работы

Интеграция образовательных областей:

Образовательные области

Содержание

1

Познание

Беседы: «Что нужно для роста растений?», «О луке»

Рассматривание сюжетных картин; иллюстраций, картинок, муляжей лука, уточнение формы, цвета, рассматривание лука в разрезе и т.д.

2

Коммуникация

Рассматривание сюжетной картины «На огороде»; принадлежностей для работы на огороде; Игры ситуации; Дидактические упражнения.

3

Чтение художественной литературы

Чтение художественной литературы: стихи Ю. Симбирская «В банку мы воды нальем», И. Ефремов «У меня есть друг», шотландская народная песня «Купите лук», И. Токмакова «Ай да суп», А. Максакова «Посадила в огороде», О. Емельянова «Что растёт на огороде» и т.д.

Разучивание потешек, поговорок, песенок, связанных с огородом, овощами и фруктами, отгадывание загадок про овощи.

4

Социализация

Сюжетно-ролевые игры «Овощной магазин», «Приготовим луковый суп для кукол».

Дид. игры: «Подбери по цвету», «Что растет на огороде», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Собери из частей» «Что растет на огороде» и др.

5

Труд

Посадка лука, полив. рыхление земли

6

Физическая культура

Подвижные игры, физкультминутки, пальчиковая гимнастика.

7

Здоровье

Беседа о пользе лука, о витаминах находящихся в нем

3 этап - Заключительный. 

  1. Подведение итогов
  2. Оценка проделанной работы с детьми.
  3. Самоанализ педагогической деятельности
  4. Объективная оценка проделанной работы
  5. Празднование удачного завершения работы. «Употребление в пищу выращенного лука»

 

Список используемой литературы:

  1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа до школьного образования/ Под.ред. Вераксы, Н.Е.Комаровой, Т.С. Васильевой, м.А.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. -368с
  2. Затулина Г.Я. Конспекты занятий по развитию речи. Первая младшая группа. Учебное пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008. – 160 с.
  3. Зенина Т.Н. «Ознакомление детей раннего возраста с природой: занятия, наблюдения, досуг и развлечения. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 112 с.
  4. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа/ авт.-сост. О.П. Власенко и др. – Волгоград: Учитель, 2011. – 292 с.
  5. Рыжова Н.В. Развитие речи в детском саду./ Н.В. Рыжова; худож. С.В. Павлычева. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 112 с.: ил. – (Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).
  6. Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами». Учебное пособие М.: Педагогическое общество России, 2008
  7. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2001
  8. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001
  9. Интернет ресурсы.

Анализ проекта «Огород на окне»

У детей начал формироваться интерес к выращиванию лука. Они приобрели знания, что нужно для роста, как необходимо ухаживать за посадкой лука, познакомились со строением луковицы с его полезными для здоровья свойствами.

Родители приняли активное участие в жизни группы и формировании у детей интереса к растительному миру. Многие посадили луку себя дома и ухаживали за посадками вместе с детьми.

Вывод: Вследствие реализации проекта у детей начал формироваться интерес к выращиванию лука, навыки трудолюбия, у многих появилось желание самостоятельно сажать лук в землю, ухаживать за ним.

   

                 

     

Приложения:

Конспект НОД «Посадка лука»

Программное содержание. Познакомить детей со свойствами лука: круглый, твердый, горький, заставляет плакать. Сообщить, что из него можно вырастить зеленый лук, очень полезный и витаминный. Учить детей сажать луковицы в землю. Для роста зелени нужна вода.
Материал для занятия: луковицы по числу детей и для воспитателя, ячейки с землей, совочки, лейка с водой.
Ход занятия
Воспитатель. Дети, сегодня я получила посылку от нашего Дедушки. Хотите посмотреть, что там?
Тогда давайте откроем. Что это? Возьмите каждый себе по луковице.
Скажите, какого цвета лук?
Какой он формы? Покажите, какой он круглый.
Потрогайте его пальцем и скажите: лук твердый или мягкий?
Вот сейчас я разрежу луковицу, понюхайте лук. Чем он пахнет? (Луком.)
А почему вы плачете? Да, лук щиплет глаза и заставляет всех плакать.
Кто хочет угоститься луком? Какой лук на вкус? (Дать детям заесть лук.)
Лук горький, но он очень полезный, в нем много витаминов.
Это луковица, если ее посадить, то из нее вырастут зеленые листики, зеленый лук. В зеленом луке тоже много витаминов. У лука есть верх (показывает его), вот отсюда растет зеленый лук. А вот низ у луковицы - донце (показывает). Давайте скажем все вместе - донце.
Покажите, где донце у вашего лука? Покажите, откуда будет расти зеленый лук?
Лук надо сажать донцем вниз. 
Но лук можно посадить и в землю.
Давайте с вами поиграем в игру «Расти, расти лучок».
Все вставайте, вы будете луком. Я сажаю лук в землю, донцем вниз. Все присели.
Теперь я беру лейку и поливаю его водой. Вот лук начинает расти, у него появляются зеленые листики. Все дети тихо приподнимаются. Лук все растет и растет. Зеленый лук становится большим-большим. Вот и вырос наш зеленый лук.
(Стук в дверь. Приходит Дедушка.)
Дед. Здравствуйте, дети! Вы получили мой подарок?
Воспитатель. Спасибо тебе, Дедушка, за лук. Мы хотим его посадить, чтобы вырастить из него зеленый лук себе на обед.
Дед. Ну пойдемте, я вам помогу. Я ведь умею выращивать лук.

Воспитатель. Дети, подойдите к ящику с землей, возьмите по луковице. Найдите у лука донце. Сажать лук в землю надо донцем вот так. (Показ воспитателем приема посадки лука. Дети по очереди сажают каждый свою луковицу.)

Дед. Ну и молодцы. Правильно, донцем вниз сажаете.
Воспитатель. Дедушка, а что же теперь надо делать?
Дед. А теперь, чтобы лук вырос, его надо полить водой из лейки.
Воспитатель. Даша, полей лук. Поливай осторожно, много воды не лей.
Дед. Все хорошо справились с посадкой лука, просто молодцы. Ну, а мне пора.
До свиданья, детвора.
Воспитатель. Ребята, у меня есть игрушка Луковка. Давайте поставим ее рядом с нашим луком и посмотрим, кто из них быстрее вырастет.

Конспект НОД по рисованию 

«Вырос наш зеленый лук»

Программное содержание: Вызвать у детей интерес к результатам своего труда по выращиванию зеленого лука, желание его, нарисовать красками. Учить

самостоятельно располагать изображение в определенной части листа бумаги; аккуратно пользоваться красками.

Материал. Бумага. Краски - гуашь зеленого и желтого цвета, кисти, салфетки.

Предварительная работа. Наблюдение за ростом зеленого лука, Рассматривание травки на земле, наблюдение за появлением зеленых листочков на деревьях, кустах.

Ход занятия. Воспитатель просит детей подойти к окну, и посмотреть, вырос ли лук, который они сами посадили.

Когда дети подойдут, воспитатель радостно восклицает: «Какой большой вырос у нас лук, какие зеленые у него перышки!»

Солнышко помогло луку так быстро подрасти. Ребята, покажите, каким он был вначале совсем маленьким. А потом лук рос-рос, все выше и выше и стал высоким. Вот таким! Вот таким! (Дети поднимают руки) Ребята, лук очень полезен, его надо кушать, чтобы вырасти сильными и крепкими, чтобы не болеть».

Воспитатель хвалит детей за то, что они заботились о луке, когда он рос, поливали, поэтому он и вырос таким высоким, зеленым! Воспитатель говорит: « А теперь, ребята, вы все нарисуете зеленый лук, который сами вырастили».

Каждый ребенок берет лист бумаги и самостоятельно изображает ритмичными движениями кистью зеленые перышки лука.

В процессе рисования воспитатель 2-3 раза повторяет слова: «Расти, расти лук, вырастай, соберем мы урожай!» Это вызывает у детей эмоциональный отклик, желание лучше рисовать.

Воспитатель хвалит их за старание и советует использовать краски разных оттенков, получаются яркие, сочные по /цвету, изображения растения, что привлекает внимание детей. Детям нравятся рисунки лука, выросшего на окне.

Конспект НОД по лепке «Лук для борща».
Цель: Закрепление у детей знания обобщённых понятий. Овощи.
Задачи:
1. Закрепить у детей умения лепить круглые формы, используя приём сплющивания, вытягивания.
2. Формировать у детей интерес к лепке.
3. Воспитывать у детей внимания, старательность.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением разных овощей, лука, загадки, игровой магазин.
Материалы:
Пластилин, дощечка, стека, муляжи овощей, картинки.
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте ребята! Как рада я вас видеть.
Дети: здороваются
Педагог: Ребята, а знаете, почему я сегодня к вам пришла в гости? У меня случилась беда, в моём огороде росли овощи: свекла, лук, морковь. Сегодня выпал снег и все овощи замёрзли, а мне надо сварить борщ. Ребята, а может, быть вы мне поможете? Давайте слепим из пластилина лук.
Вот это ребята, что? (лук) Он какой? (круглый) и верхушка у него какая? 
( вытянутая немного). Потрогайте его ручками.
Каждый ребёнок ощупывает лук, проговаривая, что он круглый.
Педагог: Ну что, ребята, как вы думаете, справитесь? 

Дети: Да
Педагог: Будем лепить лук. Он круглый, жёлтый. Возьмём жёлтый пластилин и положим между ладошками. Скатаем шарик. А сверху пальчиками оттянем небольшой носик. Вот так!
Показать детям, как лепить, помочь тому, кто не справляется, продолжать - проговаривая действия.
Ребята давайте теперь посмотрим, что у нас получилось. Красота! Молодцы! Хотите поиграть?
Дети: да.

Физкультминутка
Есть у нас огород, там зеленый лук растет. 
Вот такой вышины, вот такой ширины.
Ты, лучок, сюда спеши
И немного попляши.
- Молодцы, ребята.
Педагог: Ребята, как вы мне сегодня помогли. Вы добрые дети, умные. Пошла я варить борщ своим внукам, а вы вечером расскажите мамам и папам что вы сегодня лепили для бабушки.
Что мы лепили? Какой формы, цвета? (дети хором отвечают)
Спасибо, ребята, за помощь! До свидания!
Оформляем выставку работ. 

Беседа «О луке»

Кто из нас не знает, что такое лук? Скорее всего, таких незнаек нет. И не надо быть опытным луководом, чтобы вырастить это растение. Белый, фиолетовый, жёлтый – каких только цветов не бывает эта древнейшая на земле овощная культура.

Родина репчатого лука – горные районы Средней Азии. В качестве культурного растения первыми его научились использовать жители Индии и Афганистана. Затем он начал своё «победное шествие» и в другие страны мира.

Был такой старинный обычай.
Когда в южных селениях по улице двигался свадебный кортеж, то во главе его шёл крестьянин с огромным венком из репчатого лука – символом благополучия молодой семьи. Праздничный венок был надет на шею. Блестящие луковицы сверкали на солнце, и «перешёптывались» между собой в своей особой «луковой» манере. До сих пор венки, косы, плетеницы из лука в ходу.

Полезные свойства лука подмечены человеком давно. Луковые культуры приносят пользу всем, особенно их зелёные листья, которые содержат витамин С и каротин. Свежая зелень луковых – хорошее противоцинготное средство, она возбуждает аппетит, улучшает пищеварение. Зелёный лук всех видов полезен больным острым респираторным заболеванием или гриппом, так как в его состав входят фитонциды, губительно действующие на болезнетворные микроорганизмы. Лук-порей рекомендуется при нарушениях обмена веществ.

Сказка «Про лук»

В одном далеком-далеком городе жила семья – мама, папа и дочка, которая очень любила капризничать за обедом. Когда мама накрывала на стол, девочка отказывалась кушать суп и второе. А вот десерты она ела за всю семью. Самой заветной мечтой девочки было три раза в день кушать всевозможные торты, пирожные и конфеты. Родители ничего не могли поделать с ней. А больше всего девочка не любила лук. Как только она чувствовала его запах, она демонстративно отказывалась съедать обед.

В конце концов, надоело Луку такое обращение, и решил он уйти из этого города. Собрал он свои вещи и пошел искать место, где его оценят по достоинству. Долго он путешествовал по всему миру, и нашел наконец-то такой город, где его приняли очень радушно. Луку очень понравился город, и он остался там жить.

Прошло время, и началась зима. По стране распространилась информация, что из заморских стран наступает эпидемия под страшным названием – ГРИПП. Глава города, в котором жила та самая девочка, сообщил жителям, что для того, чтобы не заболеть, полезно за обедом съедать лук. В нем содержатся полезные вещества, которые помогают бороться со многими болезнями, и называются они — фитонциды. Начали люди переглядываться между собой, ведь они уже давно не встречали лук. Начали разбираться, кто виноват. Тут девочке стало стыдно, и она созналась, что лук из-за нее ушел, обидела она его очень. Горожане сказали девочке: «Нужно извиниться перед ним по радио, он услышит, простит тебя и обязательно вернется». Так девочка и поступила. Услышал ее Лук, жалко ему стало больных горожан и саму девочку. Вернулся он домой и помирился с капризной девочкой. А девочка поняла, как важно дружить с Луком и больше никогда не капризничала и ела на обед все, что ей дают. Ну а гриппом в городе никто так и не заболел, и не заболеет, ведь теперь с ними полезный защитник — Лук.

Физкультминутка «В огород пойдем…» В огород пойдем, дети идут по кругу, взявшись за руки
Урожай соберем, 

Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем собирать.
Мы морковки натаскаем «таскают» 

И картошки накопаем «копают»
Срежем мы кочан капусты «срезают»
Круглый, сочный, очень вкусный показывают круг руками (три раза)
Щавеля нарвем немножко «рвут»
И вернемся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки.

        Стихи про лук

Лук – наш овощ очень жгучий,

Зря его не трогать лучше.

Ну а если тронешь, ручки

Надо тщательно помыть

И всю горечь лука смыть.

Так сказать на всякий случай,

Чтобы в глазки не пекло

И до слез не довело.

Потому что лук сердитый

И немножко ядовитый.

Но он вовсе не опасен

И не вреден людям, к счастью.

Он так лечит наши глазки,

Носик, если он заложен,

Доктор лук ему поможет.

Посадили лук весёлый

Чтобы вырос он огромный,

Ведь наш лук хорош везде

И в лекарстве и в еде.

Поливаем мы лучок,

С золотистым он бочком.

Поливаем, поливаем,

А потом на стол несём!

Вверх зелёная стрела

Прямо в луке проросла,

Лук не даст лететь стреле –

Бородой прирос к земле.

Очень горький - но полезный!

Защищает от болезней!

И микробам он не друг

Потому что это - лук!

Я приправа в каждом блюде,

И всегда полезен людям.

Угадали? Я – ваш друг

Я простой зеленый лук!

Всем приятного аппетита!

Пословицы о луке

Лук от семи недугов лечит.
Ешь лук - чаще зубы будут
Лук и мёд кашель быстро уйдёт.
Лук с чесноком- родные братья.
Лук -добро и в бою, и во щах.

Загадки про лук

Сидит дед во сто шуб одет, 
Кто его раздевает, 
Тот слезы проливает. (Лук) 

Прежде чем его мы съели, 
Все наплакаться успели. ( Лук)

Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а.... (Лук)

Пришёл барин с грядки 
Весь в заплатках 
Кто не взглянет, 
Всяк заплачет. (Лук) 

Скинули с Егорушки
Золотые пёрышки
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка. (Лук) 

Консультация для родителей

«Полезные свойства репчатого и зеленого лука»

Лук "окультурен" человеком около 4000 лет назад. Считается, что репчатый лук люди начали выращивать в Средней Азии. Исцеляющие свойства репчатого лука были известны людям еще в древности. В луке содержатся витамины А, В и С, эфирные масла, а также кальций, железо, магний, фтор, серу (именно из-за нее у лука такой резкий запах) и фитонциды.

  Сок репчатого лука является сильным природным антибиотиком, оберегающим человека от простудных и инфекционных заболеваний. Лук активизирует обмен веществ, способствует очищению крови и стимулирует пищеварительные процессы. Его используют при гипертонии, общей слабости, для увеличения потенции, как противоглистное средство, а также при гастрите, геморрое и диабете. Сок лука применяется при ревматизме, бессоннице, неврастении.

  Кашица из свежего лука используется для лечения гриппа, дерматита, при выпадении волос, выведении мозолей и бородавок, а также против укусов комаров.

  Используют репчатый лук и в косметике: маски из него хорошо очищают кожу и делают ее мягче.

  В перьях зеленого лука содержится больше витаминов, чем в самой луковице. Зеленый лук - прекрасное средство для восполнения запаса витаминов, особенно в период весеннего авитаминоза. Так 100 граммов зеленого лука содержат дневную норму витамина С для взрослого человека. В состав ростков зеленого лука входят также каротин и витамины группы В. Луковое перо кроме того содержит хлорофилл, что полезно для процесса кроветворения.

  Еще одним важным полезным свойством лука является его положительное действие на функцию нашей сердечно-сосудистой системы. Зеленый лук рекомендуется всем тем, кто страдает от малокровия и слабости сердечной мышцы, кому необходимо укрепить стенки сосудов и нормализовать кровяное давление.

  Свежая зелень лука прекрасно возбуждает аппетит, придавая привлекательность любому блюду.

  Лук используется в кулинарии, и ценится как средство ото всех болезней.  

  Еще одно его неоспоримое достоинство, что это первый овощ, который появляется уже весной. В магазинах он доступен в течение всего года, что позволяет украшать им стол и поправлять свое здоровье. Чаще всего его употребляют в свежем виде и добавляют в самые разные блюда. Можно также и делать заготовки на зиму.

  Полезные свойства репчатого лука не исчезают при тепловой обработке.    

  Жаренный, вареный или печеный он сохраняет все свои витамины, а так же вкус и аромат. Из него приготавливают настои и снадобья. Множество рецептов народной медицины не обходятся без него. Например: красные сорта лука помогают отчистить организм от холестерина. И его рекомендуют больным с онкологическими заболеваниями.

  Считается, что употребление зеленого лука или репчатого лука в больших количествах может иметь раздражающий эффект на слизистые оболочки, в частности – на слизистую желудка. Вместе с тем, использование зеленого лука в небольших дозах весьма полезно для пищеварения и нормализации работы желудочно-кишечного тракта. Зеленый лук способствует уничтожению вредных бактерий и инфекции, способствует пищеварению, стимулирует выделение желудочного сока и возбуждает аппетит. Однако, извлечь пользу зеленого лука для желудка могут лишь только все те, кто не страдает от серьезных заболеваний желудочно-кишечного тракта, таких как язва желудка и двенадцатиперстной кишки, гастриты, повышенная чувствительность, и так далее. Поэтому таким пациентам лучше категорически воздержаться от любого использования этого продукта.

  Таким образом, о пользе зеленого и репчатого лука известно достаточно много, но всегда следует помнить, что применять этот натуральный продукт следует с большой долей осторожности, поскольку у него имеются ярко выраженные раздражающие эффекты. Перед началом любого типа лечения с использованием зеленого лука. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по ОО «Познавательное развитие: развитие познавательно-исследовательской деятельности для детей младшего возраста» (для детей 2-3 лет)

Рабочая учебная программа по  познавательно-исследовательской деятельности для детей младшего возраста» (для детей 2-3 лет)...

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Дети войны".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по &quo...

Познавательно-исследовательский проект для детей подготовительной группы: «Огородное царство - овощное государство»

Повышение качества образовательного процесса по экологическому и трудовому воспитанию через организацию совместной деятельности родителей, детей, воспитателей....

Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Огород на окне"

Данный проект необходим воспитателям ДОУ для решения проблем по экологическому воспитанию детей с целью использования наиболее эффективных методов и приемов в работе....

Познавательно-исследовательский ПРОЕКТ В 1 младшей группе «Огород на окне»

Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе и ее заботе....