НОД по познавательному развитию по теме: « Чародейка - Зима!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Николаенко Анна Дмитриевна

  Цель: Закрепить и обобщить знания детей о зимнем времени года.
Задачи:

 Образовательные:  Систематизировать знания детей о характерных признаках зимы.  Обобщить и расширить знания детей о взаимосвязи живой, неживой природы и жизни человека в зимнее время года. Способствовать развитию внимания, наблюдательности, логического мышление, памяти, целостного восприятия.
Развивающие: Развивать способность видеть красоту окружающего мира.
Вызвать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности на занятии.
Воспитательные: Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД по познавательному развитию по теме: « Чародейка - Зима!»

  Цель: Закрепить и обобщить знания детей о зимнем времени года.
Задачи:

 Образовательные:  Систематизировать знания детей о характерных признаках зимы.  Обобщить и расширить знания детей о взаимосвязи живой, неживой природы и жизни человека в зимнее время года. Способствовать развитию внимания, наблюдательности, логического мышление, памяти, целостного восприятия.
Развивающие: Развивать способность видеть красоту окружающего мира.
Вызвать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности на занятии.
Воспитательные: Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;

 Материал:  подбор иллюстраций и музыкального сопровождения.

Демонстрационные материалы: красочная коробка от « Чародейки -Зимы», мешочек с поощрительными призами, снежинки, иллюстрации на зимнюю тематику (согласно ходу занятия), аудиозапись песни «Снежный вальс», «Кабы не было зимы..» (из мультфильма «Простоквашино»), мультимедийный проектор.

                               Ход  НОД

 Воспитатель:  Ребята, вы любите ходить в гости?
Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости. А к кому мы отправимся, вы догадаетесь сами, прослушав загадку (педагог читает загадку)
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла...
(Зима)

 Воспитатель: Сегодня мы отправимся в гости к Зимушке-Зиме.
Педагог: На чем можно к ней добраться?
(Ответы детей)
Есть они у детворы,
Лихо мчат меня с горы!
И Егорку, и Оксанку
По дорожке катят ... (санки)

(На экране изображение Зимушки – Зимы и зимние пейзажи)
 Воспитатель:  На санях к тебе летели
Мы сквозь вьюги и метели
Через речку перебрались
У Зимы мы оказались!
Вот мы и в гостях у Зимушки.

 Воспитатель:   Давайте рассмотрим картинки, какое время года на них изображено?

 Воспитатель: Зима своим очарованием вдохновляет художников, писателей, поэтов, композиторов они создают прекрасные произведения. Ребята, очень много написано стихотворений о зиме, невозможно не восхищаться красотой , этого волшебного и чудесного времени года. Послушайте, какие замечательные строки написал о зимней природе поэт И.Суриков.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И на утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной,
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
(Отрывок стихотворения И.Сурикова.)

 Воспитатель: Ребята, понравилось вам стихотворение? О чем в нем говорится?  

(ответы детей)

 Воспитатель: Ребята, что это за волшебная коробка?
(
на столе стоит, заранее приготовленная коробка, в ней карточки с заданиями)

 Воспитатель: Дети, Зимушка приготовила для нас интересные задания! Ребята вы хотите, чтобы зима была снежная? За свои ответы на занятии вы будете получать снежинку из этой коробочки.

(На протяжении занятия дети получают снежинки)

Задание 1. « Что мы знаем о зиме?»

 Воспитатель:  Дети, Зимушка просит нас рассказать ей, что мы знаем о зиме?
 Воспитатель:  Кто знает, сколько месяцев длится зима?
Дети: Три
 Воспитатель: Какие это месяцы?
Дети: Декабрь, январь, февраль.
 Воспитатель: Ребята, какие изменения произошли с приходом зимы в неживой природе? Как изменилась погода ?

Дети: На улице очень холодно, дует сильный ветер. Идет снег, начинаются заморозки.
 Воспитатель:  Каким стало солнце, небо?

(Ответы детей)
Дети: Дни стали короче, солнышко светит мало. С приходом зимы становится все холодней, начинаются морозы. На небе мы видим облака, они приносят уже не дождь, как осенью, а снег. Пушистый белый снег покрывает землю, ложится на ветки деревьев, крыши домов. Замерзают водоемы: озера, реки, ручьи.
 Воспитатель: Ребята, хочу напомнить вам о том, что необходимо соблюдать правила поведения, находясь вблизи водоемов покрытых льдом. Чтобы избежать опасности нужно быть очень аккуратными, внимательными.

Не  в коем -  случае  не выходить на лед без присмотра взрослых!
 Воспитатель: А сейчас настало время поиграть.

              Задание 2.Игра «Зимний ветер и снежинки»

(у детей в руках бумажные снежинки, под музыку дети, словно снежинки на ветру, разбегаются в разные стороны, танцуют, кружатся, покачиваются, как только музыка заканчивается, дети должны вновь стать в круг)

Задание 3 «Жизнь животных и птиц зимой»

(На экране появляются картинки «жизнь животных и птиц зимой»)

 Воспитатель: Дети, а кто знает, какие изменения произошли с приходом зимы в жизни животных и птиц?
(Ответы детей)
Воспитатель:
 Пушистый мех и теплая шубка животных помогает им справиться даже с самыми лютыми морозами. О том, чтобы тепло и сытно зимовать, некоторые животные стараются позаботиться заранее, готовят себе запасы на зиму. Некоторые животные впадают зимой в спячку.
Очень холодно, голодно птичкам в зимнее время года. Перелетные птицы в конце осени улетают в теплые края. Не - легко  приходится зимующим пташкам. Трудно из-под снега корм доставать. От голода птицы могут погибнуть.

 Воспитатель:  Ребята как мы можем помочь маленьким беззащитным пташкам?
(
ответы детей)
Правильно ребята, очень важно помогать птичкам - подкармливать их. Вместе с родителями можно вывесить для них кормушки в парках, садах и скверах.

Задание 4. Пальчиковая игра «Медведь в берлоге»

Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук
(загибаем пальчики).
Только заиньке не спится (
Делаем зайчика: указательный и средний пальцы подняты вверх).
Убегает от лисицы (вращаем пальцем).
Мелькает он среди кустов,
Напетлял – и был таков (
соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот)!

Задание 5. «Жизнь растений зимой»

(На экране появляются картинки «жизнь растений зимой»)

 Воспитатель: Ребята, что происходит зимой с растениями? Некоторые люди думают, что растения погибают, как вы думаете, так ли это?
(
Дети высказывают свое мнение)

 Воспитатель: Правильно ребята растения зимой не погибают, а просто засыпают, «отдыхают», находятся в состоянии вынужденного покоя. Осенью с растений облетели листья, но почки, в которых спрятана жизнь растений, остались Растения нужно беречь - не затаптывать, не ломать ветки, только при бережном обращении весной мы увидим на них зеленые листочки.

Задание 6. «Жизнь людей зимой»

(На экране появляются картинки «жизнь людей зимой»)

 Воспитатель:  Ребята, а как изменилась жизнь людей с приходом зимы?
(
Ответы детей)
 Воспитатель:   Ребята скажите, одежда нам понадобятся в зимнее время года?
Чем вы любите заниматься зимой? В какие зимние игры любите играть?
Дети: Лепить снежную бабу, играть в снежки, кататься на санках, лыжах, на коньках.
 Воспитатель: Ребята, а какие зимние праздники вы знаете?
Дети: Новый год, Рождество.  

 Воспитатель: Все мы с нетерпением ждем волшебства, подарков, веселья, праздничного настроения.

Задание 7. "Снеговик"

 Воспитатель: А сейчас, давайте отдохнем.

Физкультминутка "Снеговик"

Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок
Он превратится в снежный ком
И станет ком снеговиком
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечет слегка -
Увы! - и нет снеговика.

( Дети идут по кругу, и показывают движениями рук будто катят перед собой снежный ком ,рисуют руками снеговика. Улыбаются. Показывают глаза, шляпу, нос, метлу в руках, потом приседают, разводят руками и пожимают плечами.)

Задание 8.  « Составление интеллект карты по картинкам».

Воспитатель:  Мы с вами рассказали и показали на картинках зиму.  

Отправлялись в гости к зимушке  на санках и рассмотрели картины с пейзажем зимы. Зима нам приготовила задания.

  • Что мы знаем о зиме  (зимние месяца, их три)
  • Признаки зимы.
  • Жизнь животных и птиц зимой в лесу.
  • Растения зимой в лесу.
  • Жизнь людей зимой (зимние забавы – развлечения).
  • Одежда людей зимой.

Давайте вместе  сделаем  картину с зимой на большой карте, то о чём мы рассказали.

(Дети соглашаются).

 Воспитатель:   Мы сейчас с вами разделимся на  несколько групп:  первая группа ребят  работают с картинками  « зимние месяца, и признаки зимы»; вторая группа ребят работает с картинками «жизнь животных и птиц зимой, растения зимой», третья группа ребят работает с картинками:  «жизнь людей зимой – зимние развлечения и одежда людей зимой».

              (Дети приступают к составлению карты ума).

Демонстрация  интеллект - карты.  

 Рефлексия                     

 Воспитатель  подводит итог: 

  • К кому мы сегодня отправлялись в гости (к зимушке – зиме).
  • На чем можно поехать к зимушке (на санках).
  • Что мы рассматривали у зимушки – зимы  (пейзажные зимние картины)?
  • О чем говорилось в стихотворении И. Сурикова «Зима»

 (ответы детей)

  • Какие задания для вас приготовила зима?

 (ответы детей)

  • Что нового мы узнали (научились составлять карту ума)
  • Что было самым интересным и почему?  (ответы детей).  
  • Со всеми ли заданиями мы справились?  (ответы детей).  
  • Как вы думаете, почему мы справились со всеми заданиями (ответы детей).
  • Было что – то трудное? Что? Почему оно было трудным?  (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы ребята, как дружно вы работали на занятии и с легкостью справились со всеми заданиями Зимушки – Зимы!

 Воспитатель: Ребята давайте посмотрим, сколько снежинок мы с вами заработали на занятии.

   Заработанные снежинки помогут нам приготовить панно, для украшения нашей комнаты к Новому году.
В конце занятия педагог обращает внимание детей на новогодний мешочек, в котором   находятся сладкие леденцы, для ребят.
 

Воспитатель:  Ребята, Зимушка- Зима благодарит вас за работу. Вы такие молодцы так много знаете о ней, и дарит вам сладкие призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию на тему "Зимушка-зима" в подготовительной группе

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе «Зимушка-зима»Цель: познакомить детей с особенностями и условиями жизни животных и деревьев зимой.Задачи:образовательные: закреплять обобщенные пр...

Презентация по познавательному развитию на тему: "Зимушка- зима"

Цель: обобщить знания детей о времени года – зима, зимних забавах, зимней одежде....

Познавательное развитие на тему: "Где зимуют птицы?"

Познавательное развитие на тему: "Где зимуют птицы?" ссылка на презентацию https://cloud.mail.ru/public/tfxT/srdiqUVTj...

Конспект по познавательному развитию на тему : "Зимушка-зима"

                                 Конспект ООД...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Зимушка-зима» для детей среднего дошкольного возраста

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Зимушка-зима» для детей среднего дошкольного возраста...